Статья

100 человек бьются за курицу: как PUBG стала самой успешной игрой года

В 2017 году «королевская битва» PlayerUnknown’s Battlegrounds не просто превзошла Dota 2 по онлайну в Steam — она побила рекорд платформы более чем в два раза. Cybersport.ru вспоминает феноменальный успех PUBG в уходящем году.

Made in Brazil

Прежде чем стать самостоятельными играми, Counter-Strike и DotA сначала были модификациями, но с «королевской битвой» всё было сложнее. В 2013 году вышел Arma 2 DayZ Battle Royale — мод к DayZ, в то время как сама DayZ была модом к Arma 2. Модификацию придумал Брендан «PlayerUnknown» Грин, ирландец с дипломом в области изобразительных искусств. Тогда он жил в Бразилии с девушкой и рисовал обложки альбомов для музыкального лейбла его друга. Как Грин рассказывал позднее, ему просто хотелось сделать «игру с самыми сложными оппонентами — реальными людьми». Тогда речи о миллионах не шло: PlayerUnknown не собирал пожертвования и сам платил за сервера.

Как выглядела первая «королевская битва»:

В 2014 году Грин выпустил мод для Arma 3 и помог сделать режим королевской битвы для игры H1Z1, которая вышла в раннем доступе в январе 2015 года. После этого Грин начал искать пути для разработки для собственной игры. В начале 2016 года путь был найден — на Грина и его продукты обратила внимание корейская компанию Bluehole. PlayerUnknown перешел под ее крыло и получил в свое распоряжение три десятка разработчиков. Было заявлено, что игра будет разработана за год — так и получилось.

Стремительный старт

PUBG вышла в раннем доступе 26 марта 2017 года. За три дня пользователи Steam купили копий на $11 млн (игра стоит $30 без региональных скидок). Тогда пиковый онлайн составил 67 тыс. человек. К 22 июня Bluehole продала более 4 млн копий и заработала $100 млн. Внимание стримеров, более-менее стабильный клиент и хороший геймплей — мы уже писали о том, чем PUBG привлекла игроков. Она собрала практически всех поклонников «королевской битвы». Средний онлайн H1Z1 рухнул с 86 тыс. до 19 тыс., в мод для Arma 3 играют от силы 100 человек.

Bluehole провела первый турнир в мае 2017 года. Там соревновались стримеры, деньги пожертвовали на благотворительность, а режим наблюдателя и обсерверы были ужасны — впрочем, на тот момент игра еще официально не вышла. К счастью, неудача не обескуражила Bluehole и она не бросила планы сделать PUBG киберспортом. Да и Team SoloMid пришла в дисциплину сразу после турнира.

Рывок в киберспорт

25 июля ESL анонсировала турнир Gamescom Invitational с призовым фондом $350 тыс. Тогда же выяснилось, что Bluehole и ESL покроют расходы с помощью лутбоксов. В игре появились контейнеры с ключами за $2,5 — хотя Брендан Грин обещал не вводить микротранзакции до релиза. Десятки тысяч пользователей reddit осудили решение, но оно сработало: на торговой площадке Steam покупали по несколько тысяч сундуков в день, хотя перепродавать их было невыгодно. В интервью нашему порталу Грин рассказал, что принял удачное решение. Модель уже перенимают в регионах: Mail.Ru пообещала провести чемпионат с компендиумом в 2018 году.

В игровом плане Gamescom Invitational провалился. Большинство матчей прошли с видом от третьего лица, что позволяло как минимум эффективно играть в прятки в зданиях и кустах — а это снижало зрелищность матчей. Баги игры и ошибки ESL повлияли на результаты, а смотреть турнир было по-прежнему тяжело. Зато стало ясно, куда двигаться: киберспорт в PUBG — это прежде всего матчи отрядов с видом от первого лица.

Лучшие и худшие моменты турнира:

При этом Gamescom Invitational дал большой толчок PUBG. Стримы участников помогли игре обогнать League of Legends на Twitch ещё до начала матчей. 27 августа, на следующий день после турнира, PUBG опередила Dota 2 по онлайну. Через две недели она побила исторический рекорд Steam (тоже принадлежал Dota 2) и установила новый: 1,35 млн человек.

Расширение на Восток

Bluehole — корейская компания, но в Азию PUBG пришла совсем недавно. В середине октября издатель Kakaogames открыл сервер для Южной Кореи и Японии, а месяц спустя — провёл шоу-турнир. Среди прочих там сыграл EVERMORE, чемпион одиночного состязания на Gamescom Invitational, и Вей GodV Жен — экс-игрок PSG.LGD в League of Legends. Он представлял организацию в высшей лиге Китая, но предпочёл выступать в PUBG. На неё переключились даже чемпион мира по Overwatch Ким EscA Ин-Чже и экс-игрок Cloud9 в CS:GO Майк shroud Гржесик. 

Китайцы играли в PUBG и до осени, но в октябре их стало значительно больше. Все благодаря серверу от Kakaogames: пинг до Южной Кореи значительно ниже, чем до Океании и Европы. А ещё помогла реклама: VPN может снижать пинг при плохом интернете, и 2 октября логотип одного сервиса появился прямо в клиенте. Результат — на графике от 11 октября:

Китайцам нормально играть в PUBG поможет Tencent — издатель, которому принадлежит Riot Games. 22 ноября компания представила местную версию PUBG — ей удалось договориться с местными цензорами. Дальше Tencent представила свою «королевскую битву» Europa и мобильную версию PUBGдаже две. Europa будет первой игрой жанра с открытым миром, а ещё разработчики обещают шикарную графику и киберспорт — но по трейлеру так не скажешь. Europa выйдет в 2018 году, сроков по мобильным PUBG пока нет.

Кажется, PUBG — игра года 


Просмотры трансляций, онлайн в Steam, продажи — все цифры говорят об этом.

В начале ноября разработчики отчитались о 20 млн копий. Это самый высокий показатель на тот момент, а период крупных релизов уже прошёл.

Максимум онлайна PUBG в Steam тоже едва ли побьют. 2 декабря в игре одновременно были 2,95 млн человек. В ноябре пик Dota 2 составил 861 тыс., а Counter-Strike: Global Offensive — 861 тыс. Интрига не в том, что PUBG кто-то догонит — это невозможно; а вот получится ли у PUBG закончить год с пиком свыше 3 млн?

Оценки профильной прессы выглядят тут необязательным, но приятным дополнением. После официального релиза игру хвалили такие авторитетные издания, как Polygon, Game Informer и Eurogamer. 

В то же время киберспортивная составляющая PUBG стала значительно лучше. Перед IEM Oakland разработчики исправили баги и улучшили геймплей, ESL натренировала обсерверов и дополнила интерфейс трансляций, а игроки подняли скилл в онлайн-лигах. Они представляли Evil Geniuses, Ninjas in Pyjamas, Team Liquid, Luminosity Gaming и другие киберспортивные клубы.

Летом разработчики сдвинули релиз с сентября на конец 2017 года, но быстро назначили дату: 20 декабря. Версию 1.0 решили проверять поэтапно: паркур, баллистика, пустынная карта. 8 декабря на тестовый сервер загрузили билд с пустыней Мирамар и предыдущими новинками патча.

Игра вышла в срок, но возникли проблемы. Уже через пять часов после релиза  упали все серверы. Их включили спустя два часа, но сразу же возник баг с выбором карты. PUBG Corp. — к тому моменту Bluehole уже называлась именно так — пообещала, что они будут выбираться случайно с приоритетом на Мирамар, но почти все матчи проходили в пустыне. Разработчики признали проблему только 24 декабря и исправили её  в тот же день. 

Но хуже всего, что релизная версия сильно лагает в первые минуты игры. В начале матча всех игроков постоянно отбрасывает назад в пространстве, из-за чего они какое-то время практически топчутся на одном месте. В таких условиях сразу прыгать в населенные города — опрометчивый ход. 

При этом релиз практически не повлиял на онлайн: он незначительно подрос, но не превысил 2,95 млн. Однако первый уик-энд после выхода игры пришёлся на Рождество, перед которым онлайн обычно падает. Вполне возможно, что PUBG установит новый рекорд в ближайшие выходные.

Важнее всего, что успех PUBG не был мимолетным. Игра популярна вот уже девять месяцев. Ежедневный пик онлайна не опускается ниже 2 млн с ноября, а из топ-3 Twitch игру не вытесняют с лета. Каждую неделю зрители смотрят более 10 млн часов PUBG, число уникальных зрителей ещё в октябре превысило 200 млн. Соревноваться с такими цифрами могут лишь League of Legends и Dota 2, причём последняя — только во время турниров. PUBG стала игрой года для ПК и лучшей онлайн-игрой на премии The Golden Joystick Awards 2017, хотя на тот момент ещё не вышла из раннего доступа. А ещё PUBG победила в категории «Лучшая мультиплеерная игра» на The Game Awards 2017. Там случился курьёз: награду забыли вручить

Главным элементом успеха PUBG стал сам режим «королевской битвы», и в игровой индустрии это уже усвоили. Подобный режим добавили в Fortnite — и в результате аудитория игры выросла до 20 миллионов игроков. Ходят слухи, что Battle Royale появится даже в CS:GO. В 2018 году разработчикам PUBG предстоит регулярно обновлять игру, курировать локализации и находить хороших организаторов турниров. Сейчас конкуренты далеко позади, но в следующем году PUBG может проиграть той же Fortnite, «Европе» от Tencent — или какой-нибудь захватывающей игре в раннем доступе, о который мы еще не знаем.

Материалы по теме

21.08
Миллионы игроков и десятки багов. PlayerUnknown’s Battlegrounds как киберспорт
95
31.08
Аптечки за зоной и обновление Windows. Как провалился PUBG Invitational
57
26.10
От «банана» до bananaman. Как shroud стал главным стримером PUBG
27
20.11
Against All Authority стала чемпионом IEM Oakland по PUBG
8
22.11
Курица стала вкуснее: как прошел второй крупный турнир по PUBG
11
23.11
Гид по ценностям социализма. Во что превратят PUBG в Китае
20
28.11
Российские серверы PUBG запустят в начале 2018 года
14
29.11
NEO, SKT и чемпион мира по Overwatch: киберспортcмены, которых затянуло в PUBG
5
30.11
Мобильная версия и свой клон PUBG: кажется, Tencent выигрывает королевскую битву
16
30.11
NEO и Lothar стали восемнадцатыми на турнире по PUBG
15
01.12
Tencent выпустит две мобильные версии PUBG
5
08.12
Пустынную карту PUBG добавили на тестовый сервер. Игра выйдет из раннего доступа 20 декабря
13
08.12
Shroud: «PUBG — это вообще не киберспортивная дисциплина»
42

Комментарии