Статья

Astralis задала вектор развития CS — почему важна синергия между организацией и игроками?

Еще этой весной звездная FaZe Clan входила в пятерку лучших команд мира по CS:GO, а сейчас прозябает в третьем десятке рейтинга HLTV.org. В то же время скромная forZe медленно, но верно закрепилась в топ-15. Почему так происходит? Cybersport.ru рефлексирует и делится мыслями о том, как к этому причастна Astralis, зачем нужна синергия между организациями и командами и почему клубам недостаточно просто платить зарплату и делать буткемпы.

Astralis. Источник: SLTV
Astralis. Источник: SLTV

Astralis как первая ролевая модель в Counter-Strike

Любой коллектив хочет стать лучше, но не все понимают, как этого добиться. Наводку всем дала Astralis, безоговорочно лучшая в мире команда за всю историю Counter-Strike. Именно она — главный ориентир для всех.

Почему именно Astralis? Во многом благодаря западным киберспортивным журналистам историю сцены CS:GO принято делить на эры, когда в дисциплине на протяжении нескольких месяцев доминировала одна команда. Подобных эр было много, и каждая знаменуется чем-то своим.

Например, Fnatic образца 2014-2015 гг. — исключительное торжество скилла: участники золотого состава неоднократно говорили, что побеждали, потому что лучше остальных понимали основы игры. Команды Габриэля FalleN Толедо в 2016-2017 гг. — торжество духа и упорства (киберспортсмены пожертвовали всем, чтобы погнаться за мечтой), а Astralis в 2018-2019 гг. объединила эти факторы главным компонентом — профессиональным подходом к делу.

Astralis. Источник: SLTV
Astralis. Источник: SLTV

Пять лет назад датчане играли под тегом Team SoloMid и уже тогда считались одними из лучших, но у команды было две проблемы. Одна была игровой (TSM раз за разом оступалась в полуфиналах крупных первенств), а вторая касалась отношений с организацией: основатель клуба Энди Reginald Дин хотел чаще привлекать киберспортсменов к медиаактивностям, а те считали, что это мешает им профессионально расти.

В итоге команда решила обе проблемы: во-первых, ушла из TSM и основала свою организацию (Astralis), а во-вторых, обратилась за помощью к спортивному психологу Мии Стелберг, благодаря которой команда выработала менталитет победителя. Почему это произошло? Как я считаю, из-за тотальной синергии между клубом и его игроками. Разберем каждый из пунктов подробнее.

Игроки — перетягивание одеяла и проблема лидеров

Как известно, Valve придерживается свободной конкуренции в соревнованиях по своим играм, а также дает много преференций игрокам (например, это касается системы распределения квот на мейджорах, где слоты закрепляются за киберспортсменами, а не клубами). Иногда игроки начинают этим злоупотреблять.

Габриэль FalleN Толедо. Источник: SLTV
Габриэль FalleN Толедо. Источник: SLTV

Вспомним историю QB.Fire: по стечению множества факторов команда чудом добралась до топ-8 мейджора, по сути обеспечив себе место на двух следующих турнирах серии. Команда мгновенно выросла в цене, чем и не преминула воспользоваться. Начались разногласия по поводу зарплаты, за которыми последовал сложный переход в Winstrike Team. Казалось, коллектив добился своего, вот только спортивные успехи приумножить не получилось — уже через три месяца костяк ростера распался.

В поисках лучшей жизни организации неоднократно меняли и составы FalleN. Но, как мне кажется, на ситуацию с бразильцами накладываются еще несколько факторов — чрезмерно высокие амбиции (ситуация с coldzera) и психологический ступор: FalleN и Фернандо fer Альваренга всегда мечтали выиграть мейджор, а добившись этого, не поняли, как закрепить успех. FalleN не смог создать интернациональную суперкоманду, а теперь безуспешно перебирает немногочисленных сильных бразильцев — прогресса нет уже почти два года.

Никола NiKo Ковач. Источник: SLTV
Никола NiKo Ковач. Источник: SLTV

По FaZe же ударило отсутствие лидера. В коллективе собрались мировые звезды Counter-Strike, вот только сделать из них настоящую команду некому. Никола NiKo Ковач посчитал, что сможет руководить ростером самостоятельно: тренером стал его старый друг Янко YNk Паунович, а недавно к составу присоединился и его приятель Марсело coldzera Давид. Но результаты становятся только хуже. Напомним, что топ-1 мира FaZe была только при Финне karrigan Андерсене, которого посчитали проблемой.

У Astralis же с этим нет никаких проблем: игроки никогда не скакали по организациям, не были замешаны в скандалах, а за три года поменяли лишь одного игрока, и то вынужденно — если бы Маркус Kjaerbye Кьербай немного потерпел, то не прозябал бы в North, а любовался чемпионскими кубками четырех мейджоров.

Организация — не только зарплаты и буткемпы

Что связывает Astralis и OG (помимо уже упомянутой Стелберг)? Обе организации создали сами игроки, это один из ключевых факторов успеха: между киберспортсменами и нанятыми ими управленцами нет противоречий. Но это скорее исключение из правил: чаще всего союзы между клубами и игроками — компромисс, ведь каждый из них преследует собственные цели.

Ninjas in Pyjamas. Источник: SLTV
Ninjas in Pyjamas. Источник: SLTV

Нейтральные отношения между «работником» и «работодателем» — это канон, но порой случаются крайности. Например, когда клуб обманом пытается нажиться на своих игроках: совсем недавно в этом обвиняли Ninjas in Pyjamas, а раньше в комьюнити критиковали Epsilon Esports, которая из жадности завышала суммы отступных за своих игроков.

Еще одна частая проблема организаций — неэффективный менеджмент. Клубы искренне хотят помочь своим игрокам, но банально не знают, как это сделать. Они нанимают психологов и физиотерапевтов, но без надлежащей экспертизы это бесполезная мера — иллюзия сделанной работы. Вспомним FaZe: извне кажется, что единственная функция клуба — давать или не давать деньги на трансферы. С одной стороны, организация выкупила дорогие контракты NiKo и coldzera, с другой — уже почти год ростер играет со стендинами. У команды нет никакой определенности, это сказывается на её участниках. 

Марсело coldzera Давид. Источник: DreamHack
Марсело coldzera Давид. Источник: DreamHack

Но самый каноничный пример дисконнекта между игроками и организацией — ситуация между Team SoloMid и составом, который она подписала после ухода датчан в 2015-м. В конце 2016 года пошли слухи, что американские клубы хотят создать аналог ESL Pro League и обязать свои составы выступать именно там. Это не понравилось капитану команды Шону seang@res Гейрсу, который публично раскритиковал TSM. Самое смешное, что игроки и владелец организации даже не обсуждали это друг с другом! Впрочем, если бы не тот скандал, то в CS:GO не появилась бы ассоциация профессиональных игроков (CSPPA), которая сейчас активно защищает права киберспортсменов.

Как достичь баланса между организацией и игроками?

Все дело в доверительных отношениях между клубами и киберспортсменами, благодаря этому их амбиции растут одновременно, от чего выигрывают все.

Самый яркий пример этому — Grayhound Gaming, пожалуй, самая веселая команда профессиональной сцены. Игроки и клуб отказались от высокопарных заявлений и анонсов, а стали «своими парнями»: превращают анонсы спонсоров в шутку, а представляя нового игрока, свободно заявляют: «Мы обычная тир-2 команда». Вся Grayhound Gaming просто кайфует от того, что происходит, но и не забывает о спортивных достижениях: в октябре коллектив впервые в истории попал в мировой топ-16.

AVANGAR. Источник: SLTV
AVANGAR. Источник: SLTV

В СНГ подобная синергия есть в AVANGAR и forZe. У финалистов StarLadder Major, по словам qikert, просто невероятная атмосфера в команде. Шутка ли: Голубев отказал NAVI, когда его туда звали:

Алексей Qikert Голубев
Алексей Qikert Голубев

«Когда мне было 17 лет, я играл в пабликах, и все называли меня читером. Никто не хотел брать меня в команду, и я уже был готов удалить CS:GO. Я уже практически нажал на кнопку удаления, но внезапно один человек написал мне в Steam. Это был мой нынешний генеральный директор. Он позвал меня к себе в коллектив, и после года тренировок и буткемпов мы стали показывать результат. Когда он спросил меня, уйду ли я в NAVI или ещё куда-то, я ответил: "Нет, я оставлю тебя только после того, как сделаю в три раза больше, чем ты сделал для меня". Я дал обещание и с того дня играю за организацию, которой я предан».

Похоже, в forZe дела обстоят таким же образом, о чем в интервью Cybersport.ru недавно рассказывал тренер команды Анатолий liTTle Яшин. В этом составе все участники находятся на одной волне — все потому, что капитан — Андрей Jerry Мехряков:

Андрей Jerry Мехряков
Андрей Jerry Мехряков

«[Из-за дружбы между несколькими игроками] в команде может случиться "дележка". Двое будут одного мнения, остальные — другого. Вероятно, в такой ситуации какие-то проблемы могут копиться и не обсуждаться в коллективе. Но я считаю, что в настоящей команде такого быть не должно. Если это общение не начать, то побед не будет».

Команда в Counter-Strike — очень шаткая конструкция. В отличие от футбола, если здесь выпадает один игрок, часто рушится вся команда. Постепенно индустрия учится справляться с этим: организации и киберспортсмены начинают лучше понимать, что их успех — это общее дело, и для этого важно не просто удовлетворять интересы друг друга, но и четко их понимать. Без этого великой командой не стать.

Комментарии