Пранк на 20 лет тюрьмы. Что такое «сваттинг» и как с ним борются в Америке?
Статья

Пранк на 20 лет тюрьмы. Что такое «сваттинг» и как с ним борются в Америке?

30 марта суд США приговорил игрока в Call of Duty Тайлера Барриса к 20 годам лишения свободы. Мужчина ничего не крал и не брал в руки оружия — такое длительное заключение ему обеспечили… телефонные звонки. Американец занимался «сваттингом» — вызывал полицию домой к своим соперникам по сетевым играм, совершая ложные доносы. Несколько лет назад такие «розыгрыши» стали очень популярны на Twitch — теперь же пример Барриса показал, какой трагедией они могут обернуться. О том, как появилось это явление и почему теперь за него сажают на десятки лет, — в нашем материале.

Источник: TechSport
Источник: TechSport

Трагический розыгрыш

«Игры-стрелялки стирают психологический барьер между реальностью и виртуальным миром», — написала в 2016 году в твиттере депутат Елена Мизулина. Неоднозначное утверждение, но случай Тайлера Барриса служит ему яркой иллюстрацией.

30 марта суд Канзаса признал Барриса виновным в кибербуллинге и серии ложных вызовов полиции, один из которых привел к смерти человека. На первый взгляд это кажется рядовым кейсом в XXI веке: цифровой мир — соответствующие проблемы. Но поражают в данном случае детали. Обидчик, которого Баррис решил познакомить с полицией, не ломал оппоненту жизнь, не издевался над ним и даже не стримил на Twitch. Он всего лишь… выиграл у друга Барриса полтора доллара в Call of Duty: WWII.

Далее события развивались как в плохом детективе. Баррис пригрозил сопернику сваттингом — тот не испугался и ответил, что без труда разберется с визитом спецслужб… Но затем всё же перестраховался и назвал чужой адрес. Будущий преступник, конечно, этого знать не мог, а потому без лишних сомнений вызвал полицию, приправив всё жуткими подробностями: якобы в доме случился конфликт, неуравновешенный геймер застрелил собственного отца, а мать и брата взял в заложники — неудивительно, что спецслужбы готовились к худшему.

Тайлер Баррис в суде
Тайлер Баррис в суде

На месте предполагаемого преступления полиция застала 28-летнего Эндрю Финча. Услышав стук в дверь, тот без задней мысли вышел на порог и оказался «на мушке» у отряда спецназа. Повинуясь приказу, Финч добросовестно поднял руки вверх, но затем по какой-то нелепой случайности вдруг опустил их. Сотрудники правопорядка повторного предупреждения делать не стали и ликвидировали подозреваемого.

Стоил ли спор из-за полутора долларов таких мер? Все прояснилось позднее, уже во время суда. Как оказалось, для Барриса сваттинг — не эмоциональная реакция, а привычный способ решения проблем. В ходе разбирательства он признался, что в общей сложности совершил полсотни аналогичных звонков. Такое сотрудничество со следствием позволило ему получить «смягченный» приговор — 20 лет в тюрьме вместо 25, которых требовал прокурор. Скорее всего, теперь этим прецедентом будут руководствоваться и в будущих решениях.

Вчера так срывали уроки, сегодня — стримы

В игровое сообщество сваттинг пришел в 2014 году, но корни явления уходят намного глубже в историю. По сути, это всё те же звонки о заложенной бомбе, которыми школьники по всему миру когда-то срывали контрольные. Сейчас они немного видоизменились, но суть осталась прежней — злоумышленники совершают ложные вызовы, чтобы устроить неразбериху. Во многих странах такие «шутки» караются по закону.

Американская полиция имеет право использовать оружие при первых признаках опасности
Американская полиция имеет право использовать оружие при первых признаках опасности

 

Раздел 35 главы 18 в руководстве на сайте Министерства юстиции США предписывает штраф до $5 тыс. и/или 5 лет тюремного заключения за «преднамеренное распространение ложной информации об угрозе человеческой жизни». Впрочем, нормы наказаний активно меняются благодаря судебным прецедентам. Так, американский прокурор Стивен Макалистер утверждает, что сегодня за сваттинг в отдельных случаях можно получить даже пожизненное заключение.

Впервые ложные тревоги о бомбах стали греметь в Америке после Второй мировой войны, а конкретно — после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. По слухам, незадолго до этой атаки президент США Гарри Трумэн выступил с речью. Он заявил, что в будущем бомбы колоссальной разрушительной силы можно будет собирать втайне от всех — так стремительно развивались технологии. Вкупе с разрушительными последствиями взрывов в Японии угроза эффективнее всего подействовала на самих американцев. Вскоре по всей стране стали звучать ложные доносы о самодельных бомбах.

Закон требует от полиции, пожарных служб и спецназа серьезно подходить к каждому вызову, ведь даже среди сотен фейков одна из бомб может оказаться настоящей и привести к катастрофе. В 1970-х проблема встала особенно остро: количество звонков всё нарастало, и из-за них приходилось раз за разом эвакуировать целые аэропорты и школы.

Сегодня стоимость каждого такого вызова может достигать $10 тыс. Даже если забыть о потенциальных эксцессах (каким, например, стало дело Тайлера Барриса), нетрудно догадаться, что сваттинг и аналогичные звонки — это крупная и, главное, необязательная статья расходов в национальном бюджете. Поначалу сваттеры отделывались легкими штрафами, но с каждым годом наказание ужесточают.

К современному виду (вызову спецназа не в публичные места, а домой к жертве) сваттинг пришел к концу нулевых. Сам термин ввело в оборот ФБР еще в 2008-м, а к 2015 году его включили в Оксфордский словарь. По сути, явление стало еще одной ветвью пранков — розыгрышей всех сортов, которые в определенный момент захватили YouTube.

Вы их наверняка помните — еще несколько лет назад все сайты были завалены роликами про монстров в лифтах, наигранные драки и прочее. Это скользкая тема как с юридической точки зрения, так и с моральной: жертвы не дают согласия быть разыгранными. Следовательно — изначально оказываются в этих ситуациях невольно.

Впрочем, сваттинг — это гипертрофированная версия пранка, ведь она задействует силы полиции. Такие «розыгрыши» влекут за собой не только стресс для жертвы, но и расходуют ресурсы страны. Задействованный отряд спецслужб из-за такого пранка не сможет в это время отреагировать на другой, потенциально более важный вызов. К 2014 году сваттинг из локального явления превратился в массовое — во многом из-за Twitch.

Зрители платформы посчитали, что появление отряда SWAT в прямом эфире окажется забавным розыгрышем. От подобных звонков пострадали Джордан n0thing Гилберт, Гай DrDisRespect Бэйм, Майк shroud Гржесик и десятки других стримеров. Впрочем, все случаи заканчивались мирно — спецслужбы проводили обыск, допрашивали жертв и покидали помещение. Некоторые из игроков даже умудрялись продолжить стрим сразу после визита полиции. По-настоящему внимание общественности на проблему сваттинга обратил лишь жуткий случай Тайлера Барриса.

Сваттеров судят давно, но так громко — впервые

Суд над Баррисом — самый громкий, но далеко не единственный случай. Например, в 2009 году в Массачусетсе на 11 лет посадили телефонного хакера. Его тоже обвинили в ложных доносах в полицию, но это была лишь малая толика его «послужного списка». Он также занимался мошенничеством, воровал номера кредиток и торговал информацией. Кстати, похоже, что это первый судебный процесс, где прозвучал термин «сваттинг».

В 2013-м два года тюрьмы получил сваттер, который терроризировал знаменитостей. От его действий пострадали глава ЦРУ Джон Бреннан, директор ФБР Роберт Мюллер и даже первая леди США Мишель Обама. Поймали преступника во время подготовки к очередному звонку — на пару с украинским хакером он придумал не только вызвать полицию к очередной жертве, но и подбросить ей героин. В процессе осуществления плана сообщников и задержали.

Немного позже к полутора годам в колонии для несовершеннолетних приговорили члена хакерской группировки Lizard Squad. Его обвинили в 46 случаях сваттинга, большинство из которых были направлены против молодых девушек-геймеров. По сообщениям прессы, 17-летний преступник пытался добавить их в друзья в League of Legends и болезненно реагировал, если получал отказ. Его подход отличался серьезным планированием: зачастую от его действий страдали не только сами девушки, но и многие члены их семей — хакер вычислял адреса всех их родственников и вызывал к ним отряды полиции.

В Канаде к подобным делам относятся совсем иначе. В этой стране заядлого сваттера с 30 ложными вызовами приговорили к девяти… месяцам домашнего ареста и 18 месяцам без доступа к скайпу и твиттеру. Впрочем, на руку преступнику сыграл впечатляющий волонтерский стаж: к 19 годам он успел провести на добровольных работах более 900 часов.


Кажется, что жертвы сваттинга отделываются малой кровью. DrDisRespect после визита полиции вернулся в эфир, стример DrLupe поступил так же и выиграл матч в Fortnite, а как осматривают комнату n0thing даже можно было увидеть в прямом эфире — игрок не успел выключить камеру.

Однако не стоит забывать, что сам по себе внезапный обыск — это серьезный психологический удар. Презумпция невиновности, конечно, никуда не делась, но американская полиция с потенциальными преступниками всё равно не церемонится: до завершения осмотра жертвы находятся под очень серьезным давлением. Риск для жизни также присутствует: спецслужбам разрешено открывать огонь при малейшем намеке на сопротивление. А смысловые границы этого «сопротивления», как мы знаем, довольно размыты.

Как бороться со сваттингом?

Возможно, если бы не дело Тайлера Барриса, которое закончилось трагически для всех участвующих сторон, наказания за сваттинг продолжали бы расти постепенно. В 2015 году такие «розыгрыши» приравняли к федеральным преступлениям, однако звонков от этого меньше не стало. Может, после трагедии Барриса ситуация, наконец, изменится.

Источник: The Wichita Eagle
Источник: The Wichita Eagle

Ранее стримеры предпочитали не комментировать визиты полиции, дабы не поощрять сваттеров излишним вниманием. Но уже в 2018 году организация Mythic, игроки которой подверглись сваттингу, выступила с обращением. В нём клуб призвал всех прекратить заниматься такими «розыгрышами». «Они подвергают всех излишнему риску», — отметили представители Mythic.

Полиция тоже постепенно осваивает новые методы борьбы со сваттингом. Например, в Сиэтле запустили особую программу против ложных вызовов. Потенциальные жертвы таких «розыгрышей» могут зарегистрироваться в системе, и тогда при любом подозрительном звонке диспетчер будет сообщать сотрудникам спецслужб, что вызов может оказаться ложным. Если эксперимент удастся, систему, вероятно, смогут взять на вооружение спецслужбы других городов США. За пределами Америки сваттинг, к счастью, пока не слишком распространен.

Комментарии