Статья

Кто их вообще мейджорами назвал? Почему турниры Valve пора реформировать

Перед ELEAGUE Major 2018 Valve решила изменить формат турнира, но не так, как надеялись болельщики. Компания включила финальный этап квалификации в основную часть, расширив число участников мейджора до 24 команд. Реформа кардинально ничего не изменила, лишь позволила некоторым командам заработать денег со стикеров.

На деле мера была вынужденной — ELEAGUE банально не успела бы сделать стикеры для команд, которые прошли отборочные, ведь между этим этапом и групповой стадией мейджора перерыв всего в четыре дня! Valve просчиталась — причем не в первый раз. И эта оплошность еще не самая серьезная. О том, какие проблемы возникли перед бостонским турниром и почему мейджоры теперь не так важны, как раньше, — в материале Cybersport.ru.

Посторонним вход воспрещен: игрокам часто отказывают в визах

ELEAGUE Major 2018 — первый в истории мейджор, на котором «квалификация» и основная часть стоят вплотную. Из-за этого визовая проблема, которая всегда была актуальной для турниров Valve по CS:GO, только усугубляется. Очень показательна история TyLoo — команда квалифицировалась на турнир, получила именные стикеры, но все равно все пропустит чемпионат, так как Ханселу BnTeT Фердинанду отказали в визе. ELEAGUE пришлось в срочном порядке искать замену и выпускать новые наклейки для Flash Gaming. А ведь подобные казусы происходят очень часто, особенно это касается команд из Азии и СНГ. Неужели турнирным операторам придется каждый раз менять наклейки для команд, которые не смогут приехать? Это большая проблема, даже если оставить за скобками то, как плохо подобные ситуации влияют на экономику Steam (ставшие редкими стикеры TyLoo теперь стоят в пять раз дороже номинала).

Ситуация может дойти и до абсурда. Например, на основной квалификации к MLG Major Championship: Columbus The Mongolz снялись с турнира из-за виз. Их должна была заменить VG.CyberZen, но и она не получила документы. На их место претендовала Chiefs Esports Club, но и и им не удалось поехать в Коламбус. В итоге слот отошел американцам Splyce, которые не имели никакого отношения к отборочным Азии / Океании. На том же турнире Team YP выступила с двумя заменами — Дмитрий Dima Бандурка и Дмитрий S0tF1k Форостянко не получили визы в США.

Словом, проблема существует не первый год, но Valve не спешит ее решать, хотя ресурсы у нее есть. На TI5 компания обращалась к сенатору из Вашингтона, чтобы та помогла с визами некоторым участникам чемпионата — и все сложилось! Более того, на TI7 Valve пошла навстречу Team Empire и разрешила дозаявить Владимира Chappie Кузьменко на плей-офф, хотя «Империя» все равно предпочла до конца играть со стендином. Игрокам в CS:GO о таком можно только мечтать.

Но и это еще не все: в 2015 году Valve утвердила действительно нужные и важные региональные турниры, предваряющие основную квалификацию, — майноры. Вот только майнор СНГ решили провести в Румынии. Как следствие — ивент не смогли посетить целых три команды — KLAN FONTANFantazeri и Weplay. У каждой возникли проблемы с оформлением виз. Непонятно, почему майнор нашего региона не отдали Starladder, которая успешно проводила предыдущие турниры серии в России и Белоруссии.

Рабы ростерлоков: участники не могут играть в оптимальных составах

Онлайн-этап майноров начался в начале октября, а основной турнир запланирован на середину января. А значит, счастливчикам, которые смогли отобраться на ивент через квалификации, запрещено менять игроков на протяжении почти четырех месяцев. Это нонсенс. Это правило существует, чтобы команды не могли проводить манипуляции с контрактами игроков и набирать более сильных исполнителей под мейджор. Однако ситуация вокруг TyLoo перевернула все с ног на голову: ELEAGUE и Valve предложили команде выступать на турнире с бывшим тренером Луизом peacemaker Тадеу , у которого есть действующий контракт с другой организацией — Heroic! Разве организаторы не хотели избежать именно таких казусов?

Сложилась комическая ситуация. Valve отказала peacemaker в личных стикерах, а TyLoo отказалась делиться с ним выручкой за командные наклейки — в итоге бразилец отказался играть за команду, оставив ту ни с чем. Всего этого можно было легко избежать, разреши организаторы использовать команде любого другого свободного игрока.

От этого же правила пострадали Team Liquid и SK Gaming — им предстоит играть с Вилтоном zews Прадо и Жоао felps Васконселлосом соответственно. То же грозило и Astralis, если бы Николай device Ридтц не успел восстановиться к мейджору. Liquid и SK уже давно играют со Лукасом steel Лопесом и Рикардо boltz Прассом — за то, чтобы команды сыграли в оптимальных составах, ратовали даже их соперники по мейджору, но организаторов это, похоже, мало волнует.

На мейджорах действует вполне разумное «правило большинства» для «легенд» (для сохранения слота в финальной части ивента они не могут менять больше двух игроков) — уже этого вполне достаточно без всяких запретов на трансферы. За четыре месяца сцена меняется слишком сильно: такова специфика киберспорта.

Valve не волнуют интересы других организаторов

Valve анонсировала ELEAGUE Major 2018 и опубликовала расписание майноров 5 октября, а первая онлайн-квалификация на региональные турниры была запланирована уже на 9 число. Такой расклад не устроил не только игроков, но и тех, кто проводит собственные турниры. На это жаловались SLTV, Epic Esports Events, а также европейские игроки, включая Эмиля Magisk Рейфа и Винсена Happy Шопенгауэра.

Неудивительно, что Valve не любят. В CS:GO очень плотный календарь турниров: организаторы взаимодействуют друг с другом, чтобы избежать пересечений в расписании, а крупные операторы вроде ESL и DreamHack объявляют даты крупных турниров на год вперед. Valve в этом никак не участвует — она просто ставит всех перед фактом.

Согласование дат с другими участниками рынка это не только важный организационный момент, но и просто хороший тон и проявление профессиональной этики. Valve, видимо, о таком не слышала.

Система прямых инвайтов на мейджор давно устарела

Кроме проблем, которые особенно остро встали перед ELEAGUE Major 2018, у мейджоров есть и системные недостатки. На турнир в Атланте напрямую попали BIG и Virtus.pro, которые после мейджора в Кракове на пару не выиграли ни одного турнира. Еще обладателем инвайта оказался коллектив 100 Thieves, игроки которого не выступали на высоком уровне с сентября (!) 2017 года. При этом на чемпионате нет Ninjas in Pyjamas, выигравших на Intel Extreme Masters Season XII Oakland. Главное открытие осени-зимы 2017, FaZe Clan, начнет играть с предварительной стадии.

Как правило, между мейджорами проходит полгода, в которые умещается несколько десятков крупных ивентов. C августа 2017 года по январь 2018 года участники PGL Major выступали очень неровно: BIG растеряла форму, Immortals вовсе распались, а FaZe / MOUZG2 Esports играли намного лучше NorthFnatic и VP. Приглашать команды на (пока еще) самые важные чемпионаты в CS:GO за шесть месяцев до их начала — крайне спорный ход.

Тут напрашивается система, аналогичная Dota Pro Circuit. Valve даже необязательно спонсировать чемпионаты — их и без того хватает и от недостатка средств они не страдают. Те, кто часто побеждает, получают инвайты, менее успешные команды попадают в квалификацию, а остальных можно проводить через майноры. Это будет мотивировать коллективы вроде FlipSid3 TacticsSprout и BIG постоянно расти, а не только ориентироваться на мейджоры.

Слоты на майнорах: поровну — не значит честно

От Америки и Европы на предварительный этап мейджора квалифицировались Team Envy, Space Soldiers, Team Liquid и Misfits — частые гости крупнейших турниров по CS:GO. В то же время от СНГ туда отправились AVANGAR и Quantum Bellator Fire. Обе команды в 2017 году не участвовали ни в каких серьезных соревнованиях.

При этом на мейджор не прошли куда более сильные Ninjas in Pyjamas, OpTic Gaming, HellRaisers, Heroic, Team Dignitas и Team Kinguin — просто потому, что на Европу выделено всего два слота. Не разумнее ли было бы дать больше? Конкуренция в Европе куда серьезней, чем во всех остальных регионах вместе взятых.

Эту тему уже поднимал Thorin и многие другие аналитики, но комьюнити СНГ предсказуемо восприняло идею в штыки. Главный контраргумент — Vega Squadron, которая пробилась на мейджор со второй попытки. Но это скорее исключение, чем правило. Что происходило со всеми остальными командами (кроме Vega и Gambit Esports), которые каждый год выходили в основную квалификацию от СНГ? Они распадались или пропадали с радаров большого Counter-Strike. Так почему СНГ должно получать столько же слотов, сколько и Европа?

Воля случая: проблемы best-of-1 в швейцарской системе

В стадиях New Challengers и New Legends по традиции задействуют швейцарскую систему с играми до одной победы. Best-of-1 — бич современного Counter-Strike. Это всегда компромисс, поскольку команды не могут сыграть свои сильнейшие карты, и им приходится выявлять «сильнейшего» на нейтральном поле. При bo1 повышаются шансы на то, что андердог окажется сильнее фаворита: удивить соперника на одной карте куда проще, чем на двух или трех. Кто-то скажет, что неожиданные результаты — неотъемлемая часть CS. Действительно, никому не интересно смотреть, как одни и те же команды из раза в раз побеждают. Но разумно ли применять формат, который заведомо играет на руку темным лошадкам? Почему команды, у которых маппул глубже, должны от этого страдать?

Ситуация усугубляется в условиях швейцарской системы. По одному нелепому поражению и главные фавориты PGL Major Krakow — SK Gaming и Astralis — встречаются уже в четвертьфинале. Зрелищности чемпионату это не прибавляет.

В 2018 году ESL сократит число bo1 в пользу bo3 на своих турнирах — эту инициативу комьюнити всецело одобрило. Стоит задуматься и Valve.

Кажется, что полный отказ от bo1 в пользу bo3 сильно затянет турнир — а времени у организаторов в обрез. Но альтернатив много: можно делать перепосев пар каждый раунд; вернуть систему GSL с группами по четыре команды и сделать все игры до трех побед; делить команды на две группы, чтобы коллективы по круговой системе и получали очки при переходе матча в овертайм и т.д. На том же The International Valve перешла на матчи best-of-2 вместо bo1 в групповом этапе. Почему бы не попробовать этот формат в CS:GO?

Мейджоры теряют свою уникальность

Аудитория турниров Valve больше, чем у обычных турниров. Только вряд ли трансляции мейджоров собирали бы столько зрителей, если бы Valve не разыгрывала на них «дропы» — ящики с сувенирным оружием. В свое время это было уникальной особенностью мейджоров, однако на декабрьском LAN-финале ECS Season 4 компания FACEIT также устроила такую раздачу — достаточно было подключить аккаунт с сайта FACEIT на YouTube. Вполне вероятно, что скоро то же самое будет делать и ESL.

Впечатляющая статистика просмотров мейджоров во многом обеспечивается дропами

По факту единственная характерная черта мейджоров сейчас — игровые стикеры, которые может добавить в игру только Valve. Однако по всем остальным параметрам мейджоры ничуть не превосходят обычные турниры — а в чем-то уже уступают. На всех стадиях PGL Major игроки постоянно жаловались на плохие компьютеры, неудобные столы и т.д. По части условий для игроков ESL, DreamHack или EPICENTER ничем не хуже подрядчиков Valve (в последние полтора года это ELEAGUE и PGL). Ну а по части призовых мейджоры второй год подряд обходит WESG. Такими темпами скоро Valve будет нечем удивить зрителей и игроков.

Лучшая команда 2017 года SK Gaming в открытую заявила: «Нам стало все равно». И бразильцы далеко не единственные, кто так думает: с критикой Valve выступали Ладислав GuardiaN Ковач, Маттиас MSL Лауридсен, Андреас Xyp9x Хойслет, Никола NiKo Ковач и комментатор Sadokist. Компании определенно нужно что-то с этим делать, потому что недовольных становится только больше.

Статус турнира можно повысить уймой способов: увеличить призовой, поэкспериментировать с форматом турнира (например, играть на мейджоре только best-of-3) или отказаться от нескольких мейджоров в пользу одного полноценного The International для CS:GO — про это еще полтора года назад говорил Йеспер JW Вексель. Сейчас на сцене переизбыток хоть и серьезных, но все же мало отличающихся друг от друга ивентов.

Проблем у мейджоров предостаточно, и если Valve ничего не предпримет, то от самых престижных турниров по CS:GO останется лишь название.

Изображение на обложке: ELEAGUE

Комментарии