advertisement banner
i
C

CSPPA, WESA, ESIC, UPEA и другие ассоциации в киберспорте: польза или вред?

Мой предыдущий блог «Угрожают игрокам и разваливают бизнесы — кто стоит за Ассоциацией развития киберспорта?» возымел определённый успех, а потому я решил продолжить и порассуждать: чем же должна заниматься порядочная ассоциация в киберспорте? И нужны ли такие вообще? Попытаюсь снять эти вопросы в тексте.

Начнём с определения. Ассоциация — добровольное объединение организаций или лиц для достижения общей цели.

Иными словами, заходят в бар Лысый из NAVI, Гений из Virtus.pro и Николай Петросян, а бармен Вилат их спрашивает: «Над чем сегодня будем работать — над правилами трансферов, ростом трафика или просто нажрёмся?»

Герои подобраны хоть и в шутку, но не совсем случайно. Очевидно, что NAVI и VP конкуренты, как и Maincast с RuHub, однако у них совершенно точно есть общие интересы: чтобы клубы не переманивали игроков друг у друга, чтобы росла аудитория киберспорта, чтобы Twitch быстро разбанивал комментаторов за п- и н-слова, а Valve давала понятные правила освещения турниров. И если игроки рынка понимают, что над достижением этих целей проще работать вместе, они могут создать свою киберспортивную ассоциацию. Ассоциации бывают национальными, и тогда это объединение юридических и физических лиц в рамках одной страны, а бывают международными, как в моём шуточном примере (но это уже тонкости).

Промежуточный вывод: общественные объединения в формате ассоциаций киберспортивному рынку скорее нужны, чем нет, потому что «в любом месте эффективней вместе». Что должна делать такая ассоциация? Здравый смысл подсказывает, что ровно две вещи:

  1. Не мешать;
  2. Быть полезной для развития.

Оба пункта одинаково важны, потому что есть примеры ассоциаций, которые мешают, а есть просто бесполезные. К первым, с моей точки зрения, относится Counter-Strike Professional Players' Association (CSPPA), о которой с момента создания мало кто слышал, а потом совершенно внезапно из-за её вмешательства на два с половиной часа задержались матчи BLAST Premier: Fall 2020. Вообще об этой ассоциации хорошо рассказывает владелец одной из команд по CS:GO:

«Создатели этой инициативы хотят набить свои карманы и преуспевают в этом благодаря возможностям, которые они создают сами, обличая функционирующие системы вокруг них. Ассоциация пытается создать конфликт и разделить индустрию — мы против них».

1/3 Сайт CSPPA

К тем, кто не вредит, но и не помогает, я бы отнёс World Esports Association (WESA). Ассоциация была создана в 2016 году с целью «развивать киберспорт как профессию путём представления интересов игроков, нормативного регулирования и распределения доходов команд», а также «создания предсказуемого расписания матчей для фанатов, игроков, организаторов и ведущих». В её состав вошли ESL, Fnatic, NAVI, Team Envy, Virtus.pro, G2, FaZe, mousesports и Ninjas in Pyjamas.

Плюс к этому декларировалось, что WESA станет первой организацией, которая введёт «Совет игроков»: избранные в состав Совета киберспортсмены должны были «отстаивать интересы профессиональных игроков в области политики лиг, регламента правил, трансферов и многого другого». Ничего не напоминает? Сейчас о наличии этого совета ничего не говорит, да и какой-либо другой продуктивной деятельности со стороны ассоциации не видно.

Создаётся впечатление, что WESA сегодня просто обслуживает интересы ESL и конкретно ESL Pro League. Например, когда летом 2019 разразился скандал с NiP, именно WESA «попросила киберспортивную коалицию ESIC провести своё расследование, по итогам которого Ninjas in Pyjamas была полностью оправдана». Здесь надо учитывать три фактора:

  1. NiP имеют статус «Постоянного партнёра» ESL Pro League и участвуют в распределении доходов лиги;
  2. ESL и NiP — в числе учредителей WESA;
  3. ESL — член ESIC с 2017 года, а членство в ESIC для турнирного оператора стоит 10% от крупнейшего призового фонда организации за прошлый год (но не более $75 тыс.).

Неудивительно, что «в комьюнити сомневаются в беспристрастности вердикта и критикуют расследование».

Сама ESIC (Esports Integrity Commission, ранее — Coalition) тоже интересная организация. Её создал и возглавляет англичанин Ян Смит (Ian Smith) — профессиональный юрист, ранее занимавший руководящие посты в Ассоциации профессиональных игроков в крикет и в Международной федерации ассоциаций игроков в крикет. С 2015 года Ян консультирует различные спортивные организации по вопросам прозрачного управления и антикоррупционной деятельности в рамках собственной компании Sports Integrity Matters. Ну а в 2016 появилась ESIC.

Иными словами, хорошо образованный профессионал (колледж, потом университет в ЮАР — бывшей колонии Великобритании) с обширным опытом в спортивном праве решил поработать в киберспорте. Да ради бога, киберспорту такие люди нужны, лишь бы реальную пользу приносили.

ESIC позиционирует себя в качестве независимого арбитра и борца с любыми нечестными действиями в киберспорте: коррупцией, читами, 322, конфликтом интересов и т. д. У неё есть исполнительный орган в лице Яна и его команды, которому платят (в основном) турнирные операторы и беттинговые компании. За что платят? За то, что ESIC смотрит на их турниры и ставки и говорит обществу: «Здесь всё ОК, эти ребята ведут честную игру». А в случае проблем ESIC проводит своё расследование и выносит вердикт.

Именно ESIC расследовала нашумевший «баг с камерой» в CS:GO (не без нареканий), штрафовала Team Vitality за «недостримснайпинг» и наказывала киберспортсменов-австралийцев за нелегальные ставки. Как минимум, польза от ESIC в том, что она снимает с турнирных операторов типа BLAST и ESL ответственность и обязанность тратить время и силы на собственные расследования. Есть косяк на турнире — поручил расследование ESIC — всё, ты чист. Насколько беспристрастно работает ESIC — покажет время (вышеописанная ситуация с NiP настораживает), но по крайней мере этой организации удалось встроиться в киберспортивную экосистему и заниматься чем-то осязаемым.

Сайт UPEA
Сайт UPEA

Закончу обзор заметных киберспортивных ассоциаций на Ukrainian Professional Esports Association (UPEA). Пока что она выглядит как национальная ассоциация «здорового человека»: объединяет крупнейших игроков рынка (Александр Кохановский как отдельная боевая единица, NAVI, Maincast, WePlay!, StarLadder, Gameinside.ua) и работает над чёткими, выраженными в конкретных цифрах задачами:

  • Распространить узнавание понятия «киберспорт» в стране с 4,5% до 11%;
  • Увеличить привлечение инвестиций в киберспорт и игровую индустрию Украины в размере до $20 млн в год;
  • Увеличить существующую аудиторию в два раза и официально сделать киберспорт второй дисциплиной по популярности после футбола;
  • Увеличить количество киберспортивных команд и игроков, а также проводимых международных киберспортивных турниров.

Очевидно, что получение результатов по всем этим направлениям выгодно для бизнеса участников UPEA. Смогут ли они на практике забыть о конкуренции и выделять на общее дело необходимые ресурсы, а не просто имитировать вклад? Посмотрим. Я лично буду очень рад, если это объединение не окажется профанацией и станет реально работать на развитие киберспорта.

Возможно ли появление адекватной киберспортивной ассоциации в России? Сложный вопрос. С одной стороны, есть ESforce, который сам себе и клуб, и турнирный оператор, и студия, и СМИ (ну, вы в курсе). Что ему или индустрии даст объединение с кем-то, что холдинг не сможет сделать сам? С другой стороны, как в приведённом в начале статьи шуточном примере про киберспортивный бар, задачи для общественного решения, безусловно, есть.

Я бы рассматривал вариант коалиции типа ESforce + МТС (Gambit и WASD) + крупнейшие клубы + российские офисы издателей + инвесторы + крупные (лучше международные) спонсоры, которая будет нацелена на решение именно международных задач. И в таком формате уже договариваться о сотрудничестве с UPEA, совместно лоббируя интересы СНГ перед теми же Valve и Twitch. Но в любом объединении кому-то приходится поступаться своими амбициями в интересах всей индустрии…

Пойдёт ли на это ESforce? Согласятся ли участвовать офисы издателей (тут может образоваться известная ситуация «пчёлы против мёда»)? Захотят ли клубы выйти за рамки чисто спортивной/медийной деятельности и «надеть костюмы»? Здесь у меня пока ответов нет. Да и необходимость такой ассоциации должна быть подтверждена жизнью (реальными интересами индустрии) — искусственно созданные образования выглядят жалко и существуют недолго.

На этом пока всё, приглашаю всех желающих подписываться на мой канал «Киберспортивный апотекарий», где я делюсь анонсами будущих статей и общими размышлениями. В следующий раз, наверное, посмотрим на другие форматы общественных организаций в киберспорте (федерации, союзы и пр.). Или проведём опрос, и я напишу статью на заданную вами тему 😊 До встречи!

Комментарии