advertisement banner
i
C

26 ноября стало известно, что Сергей Гламазда заменит Романа Дворянкина на посту генерального менеджера Virtus.pro. Новый СЕО клуба поделился планами по развитию организации, а также объяснил, какие цели он будет ставить перед составами по CS:GO и Dota 2. Об этом Гламазда рассказал в интервью для Cybersport.ru. 

— Для тебя приход в киберспорт — риск? Ты ведь работал на крупнейшее независимое маркетинговое агентство.

— Риск есть всегда, когда ты меняешь карьеру, даже в той индустрии, которая устоялась. Тут правильнее говорить не про риск, а про потенциал. В киберспорте он огромный: в индустрии много возможностей, у нее большое будущее. На чаше весов потенциал перевешивает риск. 

Мой товарищ написал мне в инстаграме: «Как дела?». Я говорю: «У меня работа меняется». Он спрашивает: «В какую отрасль пойдешь?». Отвечаю: «Киберспорт». И он написал с десяток сообщений: «Господи, это будущее. Через десять лет киберспорт будет больше, чем НБА. Поздравляю, это очень круто!». Все друзья, знакомые поддержали идею пойти в киберспорт.

Сергей Гламазда
Сергей Гламазда

— Киберспортивное комьюнити тебя пока не знает. Какой бэкграунд вселил в тебя уверенность в том, что всё получится в киберспорте? Какие твои скиллы с предыдущих мест работы помогут на новом посту?

— Нужно начать с предыстории. К киберспорту меня подтолкнули две очень разные истории. 

Когда мне было лет 15, я жил в Киеве, куда переехал из Харькова. У нас между домами района появилась сетка, и я начинал играть в Quake, CS и потом в Lineage. Уже тогда были соревнования, и цифры в $20 тыс. мне казались феноменальными, ведь на эти деньги можно жить бесконечное количество лет. Я следил за разными игроками: uNkind, Cooller, Fatal1ty, Zero4. Я уже тогда понимал, что это всё будет двигаться и развиваться, и мне это было интересно. Но тогда у меня не было возможностей, поэтому я выбрал движение в сторону классической карьеры и получил образование в маркетинге. 

Спустя 15 лет у меня в Nielsen появились несколько проектов, связанных с холдингом ESforce. Мне нужно было оценить эффективность медийного размещения, оценить спонсорские пакеты и так далее. То есть оценить, сколько ценности приносит партнер, который за это платит. И еще было исследование аудитории болельщиков киберспорта. В тот момент я понял, что аудитория большая. В России это 12 млн человек, которые как-то взаимодействуют с киберспортом. И когда я увидел медийные цифры, я понял, что они работают даже эффективнее, чем в классическом спорте в России.

Соответственно, я понимал, что есть аудитория, которой это интересно. Она играет, у неё есть свои кумиры, да и сами дисциплины развиваются. И есть «бизнесовая» часть, которая говорит, что киберспорт действительно несет ценность для спонсоров. 

Один знакомый в индустрии спорта и киберспорта подошел ко мне на одном спортивном мероприятии и спросил: «Тебе было бы интересно возглавить киберспортивный клуб?». Я спросил, что за клуб, потому что команда команде рознь. Он ответил, что это Virtus.pro, и я в ту же секунду ответил: «Да».

Сергей Гламазда
Сергей Гламазда

Я согласился, хотя понимал, что уход из моей текущей компании — это большой риск и стресс. В ней я провел десять лет, она мне дала много всего с точки зрения экспертизы, опыта, развития. Но я понимал, что Virtus.pro и киберспорт — это действительно то будущее, в котором мне хотелось бы оказаться, поэтому я сделал рискованный шаг вперед.

— Virtus.pro уже давно сформировалась как организация. Это сильный бренд. Но чтобы двигаться дальше, нужны изменения. Есть ли у тебя план на развитие клуба?

— У нас амбициозные цели на 2020 год. Конечно, в клубе будет определенная реорганизация. Сейчас я вижу структуру Virtus.pro следующим образом: 

  1. Блок медиа. Это всё, что связано с медиа и работой с фанатами. То, как мы постим контент, что именно постим, в каких соцсетях, какие видео делаем, и так далее.
  2. Операционный блок. Он связан с обеспечением эффективности работы буткемпов, менеджеров, реализации спонсорских прав.
  3. Блок, завязанный на результатах. Это тренеры, спортивные психологи — всё, чтобы у команды была возможность показывать результат.
  4. Академия развития молодых талантов — это наш далекоидущий план. VP делает большую ставку на работу с молодыми игроками, чтобы они становились профессионалами.

— В киберспорте есть топ-менеджеры, которые близки к аудитории. Они тоже на себя взваливают некий груз медийности своей команды и тоже становятся фронт-менеджерами. А есть люди, которые действуют за кулисами и не афишируют свою деятельность. Какой путь ближе тебе?

— Я общаюсь с аудиторией, потому что это в том числе часть моей работы. И мне хотелось бы продолжать это делать, но сначала нужно подобрать формат. Как правило, на всех соревнованиях я готов пообщаться с фанатами. На Новый год мне писали — поздравляли с праздниками, — и у нас пошла дискуссия про будущее команды, про то, какой мерч нам нужно выпускать. Мы хорошо поговорили. Я и сейчас стараюсь отвечать в соцсетях, но не всегда успеваю это делать из-за плотного графика. 

Болельщики Virtus.pro на EPICENTER Major 2019
Болельщики Virtus.pro на EPICENTER Major 2019

— В командах основной пункт затрат — это зарплаты игроков. С каждым годом запросы киберспортсменов растут, клубы сильно раздувают бюджеты. С таким подходом организации вообще могут выходить в плюс? И может, организациям стоит ограничить аппетит игроков и договориться между собой?

— Наверное, такой вариант может быть реализован, но мне он не кажется рабочим. Если организация хочет развивать киберспорт и сама расти с точки зрения экономики, ей нужно учитывать три элемента. 

  1. Финансовая дисциплина. Клубам нужно научиться тратить с умом. Деньги нужно тратить только на те факторы, которые помогают результату или болельщикам. 
  2. Работа с партнерами и спонсорами. Я уверен, что если организация будет реализовывать спонсорские контракты, то она может выйти в ноль и даже заработать. 
  3. Наращивание аудитории. Клубы из НХЛ, НФЛ, НБА могут платить такие зарплаты, потому что у них есть аудитория, которая смотрит контент и которой это интересно. Эта аудитория интересна потенциальным спонсорам. Киберспортивным командам это не менее важно. 

Можно иметь бесконечное количество денег, тратить их и ничего не зарабатывать, а можно делать наоборот — иметь не очень много, но делать болельщиков и игроков довольными, чтобы команда могла играть и при этом что-то зарабатывать.

— Этап «тратить сколько тратится» в киберспорте уже прошел? Уже настал момент отрезвления, когда всё-таки даже самый щедрый начинает считать деньги?

— Сейчас все начинают считать. Любой инвестор ждет возврата инвестиций, поэтому отдавать деньги и не ждать ничего взамен — это точно не рабочий вариант. Инвестор ждет возврата своих инвестиций организацией, организация ждет результатов, болельщик тратит свое время и силы — он тоже хочет получить результат. Это такой цикл, который работает везде. Если кто-то где-то готов платить миллиарды и не ждать ничего взамен — для меня это очень странный подход.

— Перейдем к составам. Какие дисциплины вы рассматриваете как потенциально интересные для открытия новых составов?

— Мы хотим иметь больше составов, потому что это развивает и организацию, и базу болельщиков. Если в Apex в прошлом году было непонятно, что издатель будет делать с киберспортивной составляющей, то в этом году мы уже знаем, что будет порядка пяти мейджоров. Как издатель инвестирует в направление киберспорта, нам нравится. Мы будем смотреть по результатам этого года, насколько это рабочая история. 

По Fortnite у аудитории бытует мнение, что существует только чемпионат мира. Но на самом деле по ней есть много онлайновых турниров, которые идут в течение всего года. Плюс есть возможность стриминга. И нам не хочется упускать дисциплину, которая колоссальна с точки зрения зрительского интереса.

Мне очень нравится идея с Rainbow Six, мы это сейчас прорабатываем. Хотим также рассмотреть мобильные игры. И мы ждём проекты от Riot Games — по крайней мере, мой фокус на Project A. Интересно, как дальше будет развиваться Underlords у Valve. 

Скриншот из тизера шутера Project A
Скриншот из тизера шутера Project A

— Есть две популярнейшие мировые игры, где нет присутствия Virtus.pro. Это League of Legends и Overwatch. Смотрите ли вы в эту сторону и возможно ли в будущем ваше присутствие тут?

— Я больше смотрю на League of Legends. Это один из тех моментов, что прорабатывается. 

Насчет Overwatch я более скептичен из-за стоимости слота. Мне сложно представить вариант, что эта инвестиция окупится даже в далекой перспективе. Кто-то может сказать: «Да что ж ты всё время про деньги?». Но суть в том, что проще инвестировать деньги в ту дисциплину, где хотя бы есть составы из СНГ, где есть наша аудитория. Лучше больше дать комьюнити и игрокам, чем надеяться, что за пять лет что-то выгорит в OWL.

— В СНГ многие предпочтут болеть за слабый состав из «наших игроков», чем за сильный, но иностранный. Вы будете учитывать этот момент при формировании новых составов?

— У меня был об этом разговор на прошлой неделе с одним из менеджеров наших составов по поводу потенциального открытия новой дисциплины. И мы как раз размышляли, каким должен быть состав, откуда он должен быть и во что это в итоге может вылиться для организации. 

Естественно, болеть за своих интереснее. Ты хочешь видеть знакомое тебе лицо, проводить между ним и собой параллели. Но есть дисциплины, которые в СНГ не очень популярны, но очень раскручены в мире. Например, если я бы думал о составе по Super Smash Bros. или Street Fighter, то мне бы, конечно, хотелось, чтобы в нём были наши игроки, но я не стану на этом настаивать. Virtus.pro, как я для себя говорю, — это интернациональный клуб, международный. Так почему бы нам не иметь в Штатах состав с сильными местными игроками?

— Для комьюнити большой интерес представляет подписание состава AVANGAR. Он случился на стыке между эпохой Дворянкина и началом эпохи Гламазды. Что стало определяющим фактором при выборе этого ростера?

— Да, сделка случилась, когда начался переходный период между мной и Ромой. Когда я уже вышел на работу, то знал, что у VP будет этот состав. Почему именно AVANGAR? Команда показала хороший результат в 2019 году, она из СНГ и в ней есть перспективные игроки. По совокупности этих факторов мы пришли к такому выбору. 

Состав Virtus.pro по CS:GO
Состав Virtus.pro по CS:GO

— В Dota 2 лицом команды был Роман RAMZES666 Кушнарёв, но он уехал в Америку. С учётом того, что медиа сейчас — это приоритет для Virtus.pro, как вы собираетесь выстраивать образ команды? Ставка будет на конкретную «звезду» или на всю команду?

— Я бы всё-таки сказал, что наш главный приоритет — это спортивный результат. Медиа идет уже после него. С учетом текущих составов, я не уверен, что нам нужна какая-то конкретная «звезда». У нас хватает талантливых ребят, которые хорошо играют и интересны аудитории в кадре. Почему не дать им всем возможность засиять? 

— В спорте считается — чем выше медийность игрока, тем больше риск отсутствия спортивного результата. Исключение — Криштиану Роналду. Медийность вместе с результатом в киберспорте может существовать? Возможен ли киберспортивный Криштиану?

— Я думаю, что киберспортивный Криштиану возможен, и такие люди уже есть. В киберспорте главное — результат. Но медиа всегда идет рядом. Обе составляющие важны для клуба. Для их развития в VP есть отдельные департаменты.

Важно понимать, что ты не можешь быть всегда номером один. На любом турнире могут сложиться разные обстоятельства, которые помешают тебе победить. Нельзя всё время говорить о победах, иначе даже второе место будет тебя демотивировать.

— Какие результаты ты ставишь перед Virtus.pro на 2020 год?

— Я бы счел хорошим — не идеальным, но хорошим — 5-6 место или выше на The International 2020. Если мы займем второе место, я не стану жаловаться на то, что мы не первые. Потому что я понимаю, что если ребята по результатам этого года смогут выйти на эти позиции, это будет хорошим результатом.

Владимир No[o]ne Миненко
Владимир No[o]ne Миненко

Если мы говорим про Counter-Strike, то для меня хорошим результатом был бы выход в финал одного из мейджоров. Мне хотелось бы, чтобы хоть один из наших игроков вошел в топ-10 рейтинга HTLV.org по результатам года, а команда попала бы в топ-3. Я счел бы это невероятным, феноменальным результатом.

— Сейчас ты это озвучиваешь для всего комьюнити, в том числе для игроков. Это может создать им дополнительный прессинг? Болельщики же «заскринят». 

— Когда я спрашиваю у наших игроков об ожиданиях от любого турнира, они всегда отвечают: «Мы хотим быть номером один». Но это спорт, поэтому мы никогда не можем точно знать, какое место займем по итогу. 

Очень важно поддерживать диалог с игроками. После любого турнира у них надо спрашивать: «Какое место здесь ты счел бы нормальным результатом для нас? А какой результат тебя бы расстроил?». Поэтому те ожидания, что я озвучил, выходят из диалога с командами.

— На самом деле киберспортивному комьюнити сейчас не хватает понимания, что в спорте лишь один победитель. Шестнадцать команд участвуют, но пятнадцать из них не выиграют кубок. Но у каждой есть свой удовлетворительный уровень результата. 

— Когда-то у меня был тренинг, на котором мне объяснили, что есть три типа результатов: тот, на который ты целишься; тот, с которым тебе «окей»; и тот, который тебя разочарует. Мне тогда задали вопрос: «Серёж, допустим, ты хочешь себе красный “Феррари”. Это твоя цель. Будешь ли ты расстроен, если получишь машину, но она будет зеленой?». Я ответил, что нет, ведь это всё равно «Феррари». Так и в спорте. 

Если ты каждый раз будешь расстраиваться, занимая не первое место, ты эмоционально быстро выгоришь, потеряешь возможность радоваться своей игре. А ты должен получать от неё удовольствие! Ты выиграл — получил этот азарт. Если ты лучше сыграл, чем в прошлом году, — это уже плюс. Главное — продолжать прогрессировать, и однажды этот процесс приведет тебя к победе. 

— Выше ты упомянул, что ждешь от игроков попадания в топ от HLTV.org. В некоторых организациях даже зарплаты игроков от этого зависят. Насколько это важно для VP?

— Да, рейтинги являются частью контрактов игроков. Рейтинг показывает уровень тебя и твоей команды в конкретный момент. Это пульс. Ты, как спортсмен, должен стремиться стать лучше. И мы, как организация, хотим самые сильные составы. Если бы не было рейтингов, силу клубов все мерили бы только по одному — самому крупному турниру за год. Но как ты можешь выиграть главное соревнование, если в течение года не попадал даже в топ-6 на других ивентах?

Понятно, что есть примеры команд, которые пришли из ниоткуда и выиграли супертурнир. Но это уникальный кейс — как выиграть миллиард рублей в лотерею. Если мы посчитаем количество людей, которые потратили время, но так ничего и не выиграли, их будет намного больше. Поэтому рейтинг — это определённая метрика, которая показывает, прогрессируешь ты или нет. Если ты всё время растешь в рейтинге по статистике, то, скорее всего, ты выйдешь на тот уровень, к которому стремишься.

— Вопрос относительно взаимодействия руководителей организации и капитанов составов. Очевидно, что был диалог, может, и не один, с Алексеем Solo Березиным. Каким образом будет меняться взаимодействие его, состава и руководителя?

— Solo — капитан команды. Человек с огромным игровым опытом и довольно большим багажом жизненного опыта. Он, как профессионал в своей отрасли, отвечает за результат команды и её построение. Я имею другую экспертизу, другой жизненный опыт, профессиональные навыки. В каких-то вопросах я максимально доверяю тому, что делает Solo, но и Лёша, будучи зрелым человеком и капитаном, может советоваться со мной по некоторым вопросам. 

Алексей Solo Березин
Алексей Solo Березин

Ты не ходишь к одному врачу, ты пытаешься собрать мнения разных. Так в работе поступаю и я. Хотя я могу во многих случаях принять решение сам, всё равно я советуюсь с коллегами. Либо со своим руководителем, потому что он у меня тоже есть, либо с командой, потому что у них есть экспертиза в своих вещах. Прийти к Лёше и сказать, что какой-то игрок исполняет лучше них на какой-то позиции, — это нереальная история. 

— В завершение интервью, что бы ты хотел сказать фанатам команды?

— Болейте за Virtus.pro, потому что сами знаете, какой зверь самый сильный.

Ссылки по теме

Сергей Гламазда сменит Романа Дворянкина на посту генерального менеджера Virtus.pro
Сергей Гламазда сменит Романа Дворянкина на посту генерального менеджера Virtus.pro
0
Роман Дворянкин высказался об уходе из Virtus.pro
Роман Дворянкин высказался об уходе из Virtus.pro
0

Комментарии