StanCifka: «Любой может научить свою мать играть в Hearthstone за час. В Artifact так не получится»

Станислав StanCifka Цифка объяснил, что Artifact не смогла собрать большую аудиторию из-за высокого порога вхождения. В беседе с Cybersport.ru Цифка рассказал, чем его привлекают карточные игры, а также прокомментировал количество рандома в новой ККИ от Valve и ее модель распространения.

— Насколько я знаю, ты играл в шахматы, покер, MTG, Hearthstone и теперь в Artifact. Это довольно разные игры, но что их объединяет?

— В каждой из них нужно включать мозг, изучать игру, набираться опыта и стараться стать лучше. В них есть место для роста, а в дальнейшем — для выполнения каких-то целей и т. п. Конечно, они все отличаются друг от друга — в каждой нужны свои навыки. Но в этих играх не важны твои рефлексы или сила твоего тела. Только интеллектуальные способности. И это очень мне подходит.

— Если бы пришлось выбрать одну из них, на какой игре ты бы остановился?

— Не знаю. У меня нет единственной любимой игры. Все постоянно меняется. Да и я не думаю, что одна из этих игр лучше, чем остальные. Я выбираю игры, которые мне интересны. Игры с большим и дружелюбным сообществом. Конечно, не стоит забывать, что я профессиональный игрок, поэтому в дисциплине должна быть возможность заработать.

В каждой из этих игр я выступал по несколько лет, поэтому знаю о них все. На данный момент мне больше всего нравится Artifact, но, возможно, это потому, что она только вышла. Но пока что это так.

Источник: Red Bull
Источник: Red Bull

— Насколько я понимаю, сейчас ты полностью ушел в Artifact. Что в ней такого особенного?

— Во-первых, студия-разработчик — Valve. Я всегда хотел с ней работать и верил в ее решения. Хотя сейчас ситуация выглядит не так радужно: аудитория только уменьшается, но так происходило со всеми играми Valve. Просто я вижу хороший продукт, хорошую игру. Она очень глубокая и сложная. Возможно, поэтому новым игрокам нелегко сразу вникнуть, но стоит дать ей шанс — и бросить ее уже не захочется. То же самое можно было бы сказать и о Magic: the Gathering. Ей уже больше 25 лет, и люди по-прежнему в нее играют. Это то, как Ричард Гарфилд — главный разработчик Artifact — создает игры. Он не делает простенькие игры — он хочет, чтобы в его играх было место для развития на всех уровнях. Artifact именно такая. Поэтому я уверен, что со временем аудитория только вырастет, хотя сейчас и есть небольшие проблемы.

— Ты же понимаешь, что с тобой согласится далеко не каждый. Люди думают по-другому.

— Давайте будем честными. Любой может научить свою мать играть в Hearthstone за час. В Artifact так не получится. Поэтому мне кажется, что люди просто смотрят на игру, не понимают, что в ней происходит, и уходят. Но я думаю, что вскоре они разберутся и им понравится, а после этого они расскажут об Artifact своим друзьям, которым она тоже будет интересна. Я верю, что ее ждет успех. Но было бы глупо ждать, что за первую неделю игра соберет не меньше Dota 2 — Artifact просто слишком сложная, чтобы ее тут же захотели купить.

— Какие механики в Artifact тебе понравились больше всего?

— Идея с героями. Мне очень понравилось, как разработчики перенесли «Доту» в жанр карточных игр. У Dota 2 и Artifact очень много общего. К тому же раньше игроков никогда не ограничивали в том, где они могут использовать карты. И это полностью меняет ход игры: иногда стоит убить героя противника на ход позже, чтобы он не разыграл определенное заклинание.

Еще мне понравилась механика с тремя столами. В Artifact приходится решать не только когда использовать карту, но и где. Поэтому нужно сразу продумывать стратегию, чтобы верно расставить героев. Нужно ли сражаться за ту линию или лучше отдать ее? Это очень интересная механика.

И последней я бы назвал систему покупки артефактов.

После каждого раунда в Artifact игроки могут потратить накопленное золото на предметы для героев
После каждого раунда в Artifact игроки могут потратить накопленное золото на предметы для героев

— Тебе, как игроку в шахматы, нравится рандом в ККИ? Понятно, что игрок в любом случае будет брать случайные карты из колоды, но что насчет тех же стрелочек в фазе боя?

— Все зависит от того, какую цель себе поставили разработчики. Я считаю, что в любой ККИ должен быть элемент случайности. Никто не хочет изобретать новые шахматы. Без рандома игра не была бы такой интересной. Компьютеры бы разгадали такую игру, и человеку не нужно было бы делать что-либо.

С другой стороны, если в игре слишком много случайностей или же в ней есть карта с сильным рандомным эффектом — это уже плохо. К примеру, меня устраивает случайное распределение крипов и целей существ в бою. А это очень важный элемент игры, хотя со стороны выглядит иначе.

Направление атаки каждого юнита без противника выбирается случайно. Случаются и очень неприятные ситуации
Направление атаки каждого юнита без противника выбирается случайно. Случаются и очень неприятные ситуации

Гораздо больше меня пугают две очень сильные карты с рандомом. В бете «Золотой билет» стоил семь золотых и его клали во все колоды — уж слишком это выгодно. Из-за этого в матчах было слишком много рандома. Тогда же «Обман смерти» стоил всего три маны: его тоже брали во всех зеленые сборки, и рандом только увеличивался.

Теперь же их ослабили, хотя «Обман смерти» по-прежнему очень силен. Но в целом все в порядке. Случайные элементы еще есть, но их не так много. Я уверен, что в Artifact хороший игрок будет побеждать гораздо чаще, чем в MTG или Hearthstone.

— Как долго ты играл в бете?

— С начала этого года. Наиграл почти тысячу часов.

— Как часто Valve меняла карты во время беты?

— Пару раз. Я удивился, как мало изменений потребовалось. Мы тестировали все карты, а потом обсуждали их с Valve: не стоит ли ослабить это или усилить то? В итоге можно по пальцам одной руки пересчитать карты, которые меняли во время беты.

— Обсуждала ли Valve что-либо с игроками после релиза Artifact?

— Насколько я знаю, нет. В любом случае я считал, что стартовый набор был готов к релизу и хорошо сбалансирован. После выхода игры я не говорили с Valve и не думаю, что нужно обсуждать какие-либо нерфы.

В базовом сете Artifact я не вижу подобных карт, поэтому не думаю, что мы увидим какие-либо нерфы до следующего дополнения. Но все же Valve не делится своими планами со всеми.

«Обман смерти» считается самой сильной картой со случайным эффектом. Если на линии с этим улучшением есть зеленый герой, все юниты могут остаться в живых даже после летального урона
«Обман смерти» считается самой сильной картой со случайным эффектом. Если на линии с этим улучшением есть зеленый герой, все юниты могут остаться в живых даже после летального урона

— На прошедшем турнире от WePlay было всего 4-5 архетипов. Расскажи коротко про каждый из них.

— Наверное, самые сильные колоды на данный момент — красно-зеленая, красно-черная и сине-зеленая. Последняя, пожалуй, имеет самый высокий потенциальный урон, но ее довольно просто обыграть парой предметов. Правда, в других матчапах они тебе не сильно помогут. В итоге те три колоды сейчас образуют мету.

Другие архетипы не так сильны. Возьмем красно-синий контроль — скорее тир-2. Хотя я могу представить мету, в которой эта колода может удивить. В целом пока еще не все ясно со сборками: у той же красно-черной есть очень много вариантов. Стоит ли в ней играть двух черных героев или двух красных? А каких героев? Охотника за головами или Сорлу-хан? Есть над чем подумать.

С другой стороны, в синей комбо-колоде уже будет трудно сделать какие-либо изменения — сборка устоялась. А вот в красно-зеленой все еще есть простор для мысли. Еще не понятно, нужно ли больше идти в разгон маны и дорогих существ, или же стоит добавить агрессии. Это покажут следующие турниры.

— Насколько я знаю, в Artifact нет сайдбордов. Не кажется ли тебе, что они бы идеально подошли этой игре?

— Я считаю, что в серьезных турнирах в «Констрактеде» участники должны либо приносить несколько колод, как в Hearthstone, либо иметь возможность использовать сайдборды. Играть на одной и той же колоде снова и снова просто скучно — особенно для зрителя.

— Какие форматы из MTG отлично подошли бы Artifact?

— MTG существует очень долго, поэтому в ней очень много разных форматов. В Artifact же пока всего один набор карт. Поэтому пока стоило бы разве что добавить сайдборды или же обязать игроков использовать несколько колод. К примеру, участники должны принести три колоды, в которых нет одинаковых героев. Это было бы интересно.

— Главная претензия пользователей к Artifact — ее цена и отсутствие возможности получить карты бесплатно. Что ты можешь сказать по этому поводу?

— Artifact — самая дешевая карточная игра, которой я когда-либо увлекался. В MTG средняя по силе колода стоит около тысячи долларов. Когда в Hearthstone выходит новое дополнение, а у тебя нет времени на гринд и нужно получить все карты здесь и сейчас для турниров, ты тратишь около $300 на каждом из трех серверов — а это уже тысяча долларов за дополнение. В Artifact я купил все карты меньше чем за $200.

Как профессиональный игрок, я могу сказать, что Artifact очень дешевая. Я понимаю, что для начала в любом случае придется вложить $20. Но если ты хочешь начать соревноваться в чем-либо, ты будешь вынужден потратиться на это. $20 не кажутся мне таким уж большим вложением. Но я вижу, что игра просто отличная и может понравиться всем. Пусть ты не собираешься стать чемпионом мира, а просто хочешь развиваться в игре или тренировать мозг — в любом случае за это можно заплатить и $100.

Комментарии