Как Hearthstone перевернула жанр карточных игр, или Почему все зря ругают Artifact

Когда Valve объявила, что Artifact будет платной, пользователи уже начали хоронить новую игру компании. Позже Valve объяснила, что карты можно будет только купить или достать из бустеров, и тогда поднялся настоящий вой. В этот момент я понял, что Hearthstone слишком сильно изменила ожидания от жанра.

Изначально Blizzard Entertainment продвигала Hearthstone с акцентом на сеттинг Warcraft, но вскоре приписка Heroes of Warcraft стала не нужна
Изначально Blizzard Entertainment продвигала Hearthstone с акцентом на сеттинг Warcraft, но вскоре приписка Heroes of Warcraft стала не нужна

Дивная новая Hearthstone

Стоит начать с того, что до появления Hearthstone карточные игры никогда не были бесплатными. Всё, что можно было получить просто так, — базовые комплекты, которыми практически невозможно обыграть хоть кого-то. Поэтому все подобные карточные игры всегда выпускали с припиской collectible (коллекционная) или trading (обменная), то есть разработчики изначально задавали ценность картам. К тому же, чтобы поиграть в них, нужно было найти соперников — чаще всего, в тематических клубах — и порядочное количество свободного времени. Из-за этого ККИ автоматически стали не просто развлечением, а настоящим хобби, на которое не жалко тратить деньги.

Hearthstone стала первой крупной бесплатной игрой как для Blizzard, так и для всего жанра. Разработчики нашли способ сделать ККИ массовым увлечением: убрали ценники с карточек и упростили игровой процесс. После релиза Hearthstone уже не нужно было дожидаться выходных и копить деньги, чтобы разложить любимый волшебный пасьянс. Достаточно было просто достать телефон во время обеда и за полчаса провести 2-3 матча для ежедневного задания — полезно и приятно. Настоящая революция в жанре.

CD Projekt Red выпустила самостоятельную карточную игру Gwent по мотивам The Witcher. До 2016 года она существовала только как мини-игра в The Witcher 3: Wild Hunt
CD Projekt Red выпустила самостоятельную карточную игру Gwent по мотивам The Witcher. До 2016 года она существовала только как мини-игра в The Witcher 3: Wild Hunt

За следующие три года после релиза HS бесплатные цифровые карточные игры начали делать все. Вот вам ККИ по The Elder Scrolls или The Witcher, вот — гибридные Faeria или Duelist. Даже создатели Magic: The Gathering подтянулись со своей Magic Arena — первой абсолютно бесплатной игрой в серии. В конце концов, после Hearthstone аудитория уже не хотела платить за карточки из пикселей. 

Весь жанр в целом претерпел сильные изменения. Теперь ККИ — это быстро, дешево и весело. Партии не дольше 15 минут. Карты можно получить бесплатно благодаря системе наград. Обновление контента не реже трех раз в год. Оперативные правки баланса. Рейтинговая система с короткими сезонами.

Такие игры захватывают простотой и бесконечным вызовом, а не вдумчивым процессом. И это здорово — карточными играми стали увлекаться люди любого возраста, профессии и статуса. Но при этом интерес к классической Magic: the Gathering не пропал.

Artifact идет против системы

Valve вполне могла бы сделать Artifact бесплатной и наверняка отняла бы у Blizzard огромную часть аудитории. Но разработчики решили вернуться к системе, изначально предложенной MTG, — когда все карты имели ценность, а значит, их нельзя было получить просто так. К тому же Valve усложнила геймплей, который просто не укладывается в 5-15 минут.

Смотреть
Valve анонсировала Artifact на The International 2017, и реакция зрителей была далека от восторга. К тому моменту однотипных карточных игр стало очень много, поэтому многие были уверены, что студия делает очередной клон Hearthstone

Получается, что Valve пытается вернуть ККИ к прежнему виду — тому самому хобби, на которое не жалко тратить деньги. При этом разработчики не поскупились на новые механики: сразу три стола, необычная фаза боя и гибридная система цветов и маны, где появился третий элемент — герои. А чтобы любителям ККИ было так же удобно, как в родных клубах настольных игр, студия добавила в Artifact турнирный режим, которого у большинства конкурентов — в том числе и в Hearthstone — просто нет. Там большинству пользователей он не особо и нужен.

Все это уже делает Artifact действительно уникальным представителем жанра. Но Valve решила не останавливаться на этом и попыталась вернуть в ККИ простое удовольствие от каждого сражения. Долгие вдумчивые матчи в Artifact во многом ближе к Dota 2, чем к Hearthstone, поэтому и эмоций от них пропорционально больше.

В бесплатных цифровых играх разработчик чаще всего производит подмену: вместо валюты пользователи тратят время, а вместо удовольствия хотят получить прогресс — в рейтинге или в полноте коллекции. Artifact же изо всех сил старается показать, что для веселья не нужен ладдер — по крайней мере, построенный на бесконечном гринде. Если же игроку нужен вызов, пусть ставит на кон хотя бы билет ценой в доллар. Хочет стать лучшим в мире — добро пожаловать на турниры. Все как в Magic: the Gathering.

В Artifact можно играть без дополнительных трат

Чтобы начать играть в Artifact, придется заплатить 1 390 руб. или $20. Valve не стала снижать цену для разных регионов, чтобы карты не потеряли ценность на глобальном рынке. В современных реалиях ККИ такая входная плата считается обязательным донатом, тогда как любая базовая колода в MTG даже без дополнительных бустеров будет стоить не менее тысячи рублей. Для сравнения: в США PUBG сейчас стоит $25.

За 1 390 руб. игрок получает две базовые колоды, пять билетов для режимов с наградами и десять наборов по 12 карт в каждом. Десять наборов в игре можно приобрести за 1 350 руб., а пять билетов обойдутся в 340 руб. За те же $20 в Hearthstone можно купить 18 комплектов по пять карт, а на старте пользователю дадут один еще один бустер и пропуск на арену. 

В каждом наборе Artifact — по 12 карт, и все можно продать или обменять на билеты

В целом ситуация примерно похожая — за эти деньги ни в Hearthstone, ни в Artifact собрать сильные колоды с ходу не получится. Но в этот момент Blizzard отправляет игрока на поле боя с тем, что есть, а Valve предлагает чуть больше возможностей.

На данный момент в Artifact есть три режима, которые подойдут новичкам. Первый — временное событие в честь релиза игры, в котором любой желающий может выбрать одну из шести предложенных колод и отправиться набивать победы (или шишки). Второй — обычный фантомный драфт, где каждый участник постепенно набирает 60 карт из случайного пула, а потом формирует колоду и играет до двух поражений или пяти побед. Третий — турниры с ограниченными колодами или в драфте. Здесь можно как установить свои правила и собрать желающих поиграть, так и найти интересующие мероприятия в тематических группах.

Для тех, кто хочет собрать полную коллекцию или хотя бы конкурентную колоду с минимальными вложениями, а может, даже без каких-либо вливаний, есть экспертные драфты — фантомный и комплектный. Разница в том, что в первом игрок платит один билет и оставляет себе только награды, а во втором — платит два билета и пять наборов, но забирает все собранные карты вместе с призами. Если стабильно побеждать не менее трех раз из пяти, билеты не кончатся никогда, а за четыре и пять побед Artifact еще и подарит пару бустеров.

Наиболее интересный режим для игры без личных колод — фантомный драфт. В нем не нужно обращать внимание на ценность карт, но награды получить вполне реально

Почему все зря ругают Artifact

Valve сделала действительно продуманную и сложную карточную игру, которая намеренно не вписывается в современную форму жанра. Говорить о том, что она просто не подходит всем и сразу, — нет смысла, так как ККИ изначально не были массовыми продуктами. Очевидно, разработчики Artifact во главе с Ричардом Гарфилдом, создателем Magic: the Gathering, решили поэкспериментировать и попробовать перенести основные элементы настольных карточных игр на цифровое поле.

Когда Blizzard делала Hearthstone, студия тоже экспериментировала с жанрами и бесплатной моделью распространения. В итоге игра полностью перевернула мир ККИ и расширила его. Но за это пришлось заплатить глубиной геймплея и ценностью коллекций. 

Если бы Hearthstone была платной, возможно, Artifact восприняли бы гораздо лучше. С другой стороны, Artifact могла бы вообще не появиться на свет. Сейчас Valve действительно экспериментирует, но в уже освоенном другими студиями поле. 

Говорить, удался ли эксперимент, пока рано — впереди игроков ждет рейтинговая система, крупные турниры и новые сеты. В конце концов, даже ежемесячный пик пользователей в CS:GO не поднимался выше 50 тыс. дольше года. Стоит ли ждать лучших показателей от игры не самого популярного жанра через неделю после релиза? 

Комментарии