Статья

Съездил на пять «Интов», попал в чёрный список Valve, перешёл на FIFA. Как комментаторы меняют дисциплины

Благодаря закрытым экосистемам современные комментаторы и ведущие всё чаще работают только в одной дисциплине. Но тем, кто начинал на заре киберспорта, уже приходилось не раз её менять. Да и сейчас кастеры могут перейти в другую игру, если работа их не устраивает. Мы собрали несколько историй об успешной смене дисциплины — и о том, как неправильный переход может разрушить карьеру.

Успех: Maelstorm (Warcraft III->Dota 2)

Владимир Maelstorm Кузьминов начал карьеру комментатора в 2008 году. Он недолго поработал в StarCraft: Brood War, но быстро перешёл на Warcraft III. Дисциплина к тому моменту уже двигалась по нисходящей, и в 2011 году Кузьминов на время ушёл из киберспорта.

Он возобновил карьеру в начале 2012 года как кастер Dota 2: был русскоязычным комментатором на нескольких онлайн-турнирах, включая The Defence ($10 тыс. призовых — на многих LAN-чемпионатах было меньше). Maelstorm не пригласили на The International 2012, зато он стал штатным комментатором Virtus.pro.

В 2013 году Маелшторма позвали на The International, и там он работал несколько турниров подряд. Но на региональных чемпионатах он появлялся редко — до того момента, как в СНГ появилась Dota 2 Champions League, которую вместе проводили Natus Vincere и Virtus.pro. В 2015 году Кузьминов присоединился к Storm Studio: её также создали NaVi.

В феврале 2016 года VP Studio и Storm Studio стали частью RuHub. Эту студию основали экс-хедлайнер StarLadder Виталий v1lat Волочай, а также бывший комьюнити-менеджер и главный судья турниров компании Андрей x3m4eg Григорьев. RuHub получал права на большинство зарубежных соревнований, так что Maelstorm был в эфире почти каждый день.

В сезоне 2016/2017 Кузьминова перестали приглашать на турниры Valve. Он отработал The International 2016 (правда, в качестве обсервера), а затем пропустил четыре мейджора подряд и TI7. Почему — неизвестно. Но комментатор продолжал работать на турнирах в составе RuHub и развивал аналитическое шоу Dotascope.

В самом популярном выпуске Dotascope Кузьминов разобрал игру MinD_ContRoL

2018 год стал самым успешным в карьере Маелшторма. Сразу две фразы Кузьминова включили в Боевой пропуск к The International 2018. Он снова попал на турнир, где комментировал матчи группового этапа и несколько поединков плей-офф.

Провал: Deman (League of Legends->CS:GO)

Ли Deman Смит — кастер первой волны киберспорта на Западе. Он играл за Team Dignitas в Battlefield 1942 ещё в 2003 году, но вскоре переключился на комментирование. Смит стал освещать турниры по стратегии Supreme Commander, затем перешёл на соревнования по Call of Duty. Среди его дисциплин также были Counter-Strike 1.6 и Quake Live.

В 2009 году Deman начал делать видео по League of Legends, хотя и продолжал комментировать турниры по другим играм. В 2010 год он освещал решающие матчи World Cyber Games по LoL, в 2011-м поработал на трёх соревнованиях IEM и получил приглашение на WCG. В 2012-2014 гг. Ли Смит и его давний товарищ Джо Миллер (знакомы с середины нулевых) были ключевыми кастерами League of Legends. Они вместе работали в EU LCS и по отдельности — в финалах чемпионата мира.

В ноябре 2014 года дуэт перешёл в ESL. Смит стал кастером компании, а Миллера взяли главным редактором её сайтов. Смит сконцентрировался на турнирах по Counter-Strike: Global Offensive, но дело не пошло. Комментатор не знал точки на картах, путал названия мест и даже пушек. Несмотря на это, ESL поставила Смита комментировать финал мейджора ESL One Cologne 2015, но опыт оказался неудачным. Ричард Льюис заявил, что Deman воспользовался связями в ESL, чтобы комментировать финал с Андерсом Anders Блюмом вместо привычного напарника последнего — Огюста Semmler Массоны. Блюм и Смит — play-by-play комментаторы, поэтому к ним пришлось поставить кастера-аналитика Генри HenryG Грира. В CS:GO ни до, ни после этого финала практически не комментировали втроём матчи крупных турниров.

Во время матча EPL Смит не заметил, что GOTV перестал передавать действия игроков, и с восторгом рассказывал о ротации Team EnVyUs

6 мая 2016 года стало известно, что Смит не вошёл в эфирную команду LAN-финала ESL Pro League Season 3. При этом он отработал онлайн-часть турнира и оставался сотрудником ESL. После анонса Deman написал, что не ожидал «удара в спину от людей, который считал друзьями». Он также включил стрим и заявил, что Semmler угрожает не приезжать на турниры, куда нанимают Смита. Позднее Deman удалил запись трансляции. Семмлер не пропускал чемпионаты по CS:GO после этой истории, а вот Смита на них больше не приглашали — в том числе на соревнования от ESL.

Deman начал комментировать соревнования по спонсорским дисциплинам вроде Forza. Кроме того, он освещал немногочисленные чемпионаты ESL по Overwatch. Его даже позвали на Overwatch World Cup 2016, но основной игрой Deman стала FIFA.

Во второй половине 2017 года показалось, что карьера Deman начала налаживаться. Он был одним из первых кастеров PUBG и поработал на нескольких турнирах. Но ESL охладела к дисциплине и в апреле 2018 года перестала сотрудничать со Смитом, а PUBG Corp. не взяла его на чемпионат мира. Теперь Смит комментирует Global Loot League (три турнира по PUBG на $100 тыс. за год) и всю ту же FIFA.

Deman зря ушёл из League of Legends, но мог бы закрепиться в числе тир-2 комментаторов по Counter-Strike: Global Offensive. Но то, как он себя вел по отношению к коллегам, не позволило ему это сделать.

Успех: Olsior (StarCraft->League of Legends->Dota 2)

Михаил Olsior Зверев начал карьеру со StarCraft: Brood War. Вскоре он переключился на StarCraft II и стал комментировать турниры на sc2.tv. Со временем Зверев разочаровался в дисциплине и решил попробовать что-то новое — League of Legends.

Поначалу Olsior был независимым комментатором и освещал мелкие онлайн-турниры. Еще он поработал на московском этапе 2013 EU LCS Summer Split, который провели к открытию российского сервера. Тогда компании, в составе которой можно было бы освещать крупные соревнования на русском, попросту не было.

В 2014 году Зверев присоединился к StarLadder. Он работал на чемпионатах SLTV, комментировал ESL Pro Series, освещал международные соревнования и зарубежные лиги на русском языке. Olsior был не просто кастером: он решал конфликты между командами и помогал в административных вопросах. В 2016-2018 гг. Зверев работал в Riot Games, где успел прокомментировать финал LCL в «ВТБ Ледовом дворце» и провести эфиры с площадки 2016 Season World Championship. За два года к хорошей дикции Олсиора прибавились поставленный голос, знание игры и отличная синергия с напарниками.

В сентябре 2018 года Olsior покинул League of Legends. Ему захотелось чего-то нового, и он вошёл в эфирную команду Maincast на отборочные The Kuala Lumpur Major по Dota 2. Зверев подготовился к первым трансляциям за полтора дня, справился с проверкой от Владимира PGG Аносова и получил невероятный фидбек от аудитории. 5 октября он подписал контракт с Maincast.

Звереву хватает навыков и профессионализма, чтобы быстро освоить новую игру, притереться к коллегам и стать любимцем фанатов. Он стал лучшим в League of Legends и уже показал, что сможет преуспеть в Dota 2. Если Олсиору вдруг надоест «Дота», то он без проблем перейдёт на уже четвёртую дисциплину.

Успех: 2GD (Quake->StarCraft II->Dota 2)

У Джеймса 2GD Хардинга была очень насыщенная карьера в киберспорте. В 2005-2007 годах он был профессиональным игроком в Quake 4. За это время он заработал $27 тыс. и даже вошёл в топ-6 QuakeCon 2006. По завершении карьеры 2GD стал комментатором.

В 2008-2010 гг. 2GD работал на ESL. Его приглашали на турниры по Quake и World of Warcraft. Он покинул компанию, поскольку отказался поехать в командировку на фестиваль косплея. Хардинг нашёл другого человека вместо себя и расстался с ESL в хороших отношениях. Зато в 2011 году 2GD попал в чёрный список MLG. Он раскритиковал компанию за технические проблемы посреди трансляции её же турнира.

Та ситуация в эфире MLG

В 2011-2012 гг. 2GD продвигал киберспортивную составляющую Bloodline Champions (дальше DreamHack Summer 2011 не зашло) и создал The GD Studio. Стартовые затраты составили около €20 тыс., и компания приносила прибыль при годовых зарплатах €30 тыс. Это невероятно успешно по меркам киберспорта тех лет. Хардинг также проводил включения студии аналитики на соревнованиях по StarCraft II.

В 2012-2014 гг. 2GD много занимался Dota 2. Он был ведущим аналитики на трёх The International, организовал европейский хаб открытых квалификаций TI4 и поработал на двух сезонах DreamLeague. Зрители ценили Хардинга за хороший юмор, постоянные подколы коллег и отличную синергию с Бруно Карлуччи. Но летом 2014 года 2GD сосредоточился на шутере Diabotical, для которого краудфандингом собрал более £140 тыс. Его разрабатывает всё та же The GD Studio, которая перестала освещать киберспортивные турниры.

Пожалуй, лучший аспект хаба TI4

В марте 2016 года Хардинга пригласили поработать на The Shanghai Major 2016. У организаторов постоянно возникали технические проблемы, поэтому 2GD приходилось часами развлекать зрителей в эфире. Он иногда переходил грань: например, шутил про порно на китайском ТВ.

Хардинга уволили уже во второй день соревнования. Ему объяснили это некорректной шуткой в адрес игрока, хотя он подшучивал над давними знакомыми по The GD Studio — Вейсинг SingSing Юанем и Никласом Wagamama Хогстромом. После этого основатель Valve Гейб Ньюэлл сообщил о решении на реддите, назвал 2GD задницей и сказал, что компания больше не будет с ним работать. В ответ Хардинг вспомнил о конфликтах с продюсером TI4, напомнил Ньюэллу о своём стиле работы и посоветовал заранее думать, подходит ли такой ведущий соревнованию. После этого 2GD окончательно перестал появляться на турнирах.

Несмотря на увольнение с The Shanghai Major, у Хардинга была удачная карьера в Dota 2 и предыдущих дисциплинах. Он преуспел как комментатор и ведущий в разных жанрах. Вполне возможно, мы ещё увидим 2GD в кадре: он подумывает поработать на нескольких чемпионатах после релиза Diabotical.

Провал: Dead_Angel (World of Tanks->Dota 2)

Алексей Dead_Angel Стрельцов начал комментировать World of Tanks в июне 2013 года. До этого он был профессиональным игроком и даже поучаствовал в World Cyber Games 2012, но не вышел из группы. В 2013-2017 гг. Стрельцов освещал турниры StarLadder и работал на Golden League от разработчиков игры. Он также комментировал матчи WCG 2013 — последнего турнира серии. Стрельцов был успешным кастером WoT: он вместе с Тауфиком Tafa Хидри поработал на финалах нескольких соревнований.

Dead_Angel пробовал комментировать Dota 2 ещё в 2014 году, но по-настоящему сменил дисциплину перед сезоном 2017/2018. Его сразу начали ставить на популярные матчи, включая игры Natus Vincere в регулярном сезоне DreamLeague Season 8. Он комментировал с топовыми кастерами СНГ Виталием v1lat Волочаем или Виктором GodHunt Волковым, хотя обычно они работали вдвоём. Зрителям не нравилась работа Стрельцова: его обвиняли в предвзятости и незнании базовых вещей вроде названий предметов.

Уже к концу осени 2017 года карьера Dead_Angel в Dota 2 пошла на спад. В ноябре он комментировал матчи майнора The Perfect World Masters, но ни Вилат, ни Годхант не были его постоянными напарниками. Кроме того, Dead_Angel не освещал матчи плей-офф, не считая первого раунда.

18 февраля 2018 года RuHub представила список комментаторов ESL One Katowice 2018, и в нём не оказалось Стрельцова. C тех пор Dead_Angel не появлялся на трансляциях студии по Dota 2 и покинул её.

В середине года Dead_Angel присоединился к StarLadder и начал комментировать турниры по PUBG. Чемпионатов по дисциплине мало, поэтому оценить успехи Стрельцова сложно, но здесь его тоже не ставят на решающие матчи. Компания предпочитает хедлайнеров SLTV из других дисциплин. Так, заключительный день PUBG Global Invitational 2018 комментировали Дмитрий Droog Чумаченко из Dota 2 и TAFA, который сейчас чаще работает в CS:GO.

Комментарии