Статья

От стипендии до призовых. Как высшие учебные заведения выходят в киберспорт

20

Частный университет Ашленд начал набирать студентов в киберспортивные команды по разным дисциплинам. Параллельно с учебой они будут тренироваться в специально оборудованном центре и получать за это стипендии до $4 тыс. в год. Редакция Cybersport.ru вспомнила, где еще можно получить диплом и начать карьеру киберспортсмена.

Университет объявил, что он собирает команды по Dota 2, CS:GO, Hearthstone, Rocket League, StarCraft II, League of Legends и Overwatch. Составы будут представлять спортивное подразделение Ashland Eagles на соревнованиях разных уровней начиная с осени 2018 года. По словам куратора киберспортивной программы Джошуа «Early» Бьюкенена, Ашленд также проведет серию студенческих турниров.

Участниками киберспортивной программы смогут стать и поступающие, и те, кто перевелся из других университетов или приехал из других стран. У кандидатов должно быть не менее 4 тыс. MMR в Dota 2; ранг «Алмаз», «Мастер» или «Претендент» в League of Legends; «Алмаз», «Мастер» или «Гранд-Мастер» в Overwatch и StarCraft II. Игроки попадут либо в основную команду, либо в младшую — в зависимости от их уровня.

Все игроки университетских составов получат собственную периферию: механическую клавиатуру, наушники, мышь и коврик. Они также смогут тренироваться в  специально оборудованном игровом центре на 25 игровых мест. Как и участники других спортивных программ они должны будут посещать занятия по выбранной основной специальности и жить на территории университета.

От стипендии до призовых

В США представители университетских киберспортивных команд выступают в лигах по League of Legends, Overwatch, StarCraft II, Heroes of the Storm, Dota 2 и CS:GO. Самые престижные чемпионаты — Tespa, Collegiate Star League и National Association of Collegiate eSports. В каждом из них студенческие составы поборются в разных дивизионах сезон за сезоном. Призовые выплачивают не напрямую командам, а университетам в форме грантов.

Чаще всего киберспортивные программы полностью повторяют структуру студенческого традиционного спорта. Чтобы команда могла представлять учебное заведение, все ее участники должны учиться в одном месте. То есть трансфер в другой студенческий клуб подразумевает, что игрок сменит и университет. Поэтому им предоставляют бесплатное обучение, дополнительные стипендии и другие бонусы.

Отдельные учебные заведения США начали вводить награды за успехи в киберспорте с 2014 года. Первыми стали университеты Роберт Моррис и Пайквилл. В 2016 году Калифорнийский университет в Ирвайне выделил стипендии для команды по League of Legends, а годом позже предоставил льготы для состава по Overwatch. В том же году частный университет Лурдс ввел киберспортивную программу, чтобы привлечь заинтересованных игроков в местный клуб. Всего в США боле 30 учебных заведений поддерживают локальные команды. 

Если в США студенческий киберспорт — это развитая система со своими звездами, популярными командами и престижными лигами, то в России дело ограничивается клубами при университетах. О стипендиях и тренировочных базах речи не идет — все на уровне личных инициатив учащихся или преподавателей. 

Тем не менее для таких команд в 2016 году ФКС запустил Всероссийскую Киберспортивную Студенческую Лигу, в которой выступают сборные различных университетов страны. Помимо этого, университетские сборные могут соревноваться и на региональном уровне. Во многих городах проводят локальные турниры среди учебных заведений — в основном при поддержке региональных отделений федерации. Для участия нужно лишь собрать состав с игроками из одного учебного заведения и пройти отборочные. Максимум, на что могут рассчитывать успешные коллективы, — призовые самих чемпионатов и спортивные разряды.

Из-за парты к клавиатуре

Пока одни учебные заведения выплачивают киберспортсменам стипендии, другие предлагают платное образование в этой области. В 2014 году в одном из китайских колледжей начали проводить лекции, посвященные Dota 2. А через два года университет Невада в Лос-Анджелесе открыл курс о киберспорте, на котором студенты изучают стратегии для эффективных тренировок, учатся разрабатывать бизнес-планы и работают над проблемами индустрии.

Полноценную «школу киберспортсменов» открыли в Малайзии. В Азиатско-тихоокеанском университете технологии и инноваций создали трехуровневый бесплатный курс по Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive и FIFA Online. Каждый курс длится 12 недель, а минимальный порог для поступления составляет 3 тыс. MMR. По сути, такая академия больше похожа на летний киберспортивный лагерь, на котором можно поиграть с командой на буткемпе, попробовать свои силы на любительском LAN-турнире и пообщаться с профессионалами.

Еще в 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма открыли направление подготовки «Теория и методика компьютерного спорта». При этом продолжить изучать киберспорт можно и в магистратуре. По словам студентов, в университете нет ни отдельной кафедры для этой программы, ни толкового учебной программы. Даже в дипломе про киберспорт не будет ни слова. Зато в этих стенах учились и играли братья Столяровы — Fox и Dosia, а значит и до мейджора уже недалеко.

В 2017 году учебные заведения начали готовить киберспортивные кадры — менеджеров, аналитиков и тренеров. Подобные курсы есть в Великобритании, США, Китае и России. 6 декабря 2017 года на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в сотрудничестве с ФКС прошли первые лекции образовательной программы профессиональной переподготовки «Управление киберспортом». По результатам собеседований на программу зачислили 17 человек, которые при выпуске получат соответствующие дипломы менеджеров. На этот раз в них хотя бы будет слово «киберспорт».

Подробнее о киберспортивном образовании в России мы рассказали в статье

Что в итоге?

Университетские лиги и турниры по киберспорту — это как минимум способ набраться опыта и, возможно, показать себя перед профессиональными командами, не отрываясь от дипломной работы. В США спортсмены-студенты сразу после выпуска получают контракты больших клубов из традиционного спорта. Вполне возможно, что при должной поддержке учебных заведений такое появится и в киберспорте. В перспективе к призовым студенческих соревнований могут добавить путевки на чемпионаты уровнем повыше. А оттуда, при должном упорстве и навыках, до профессиональной сцены — рукой подать.

Комментарии