EA, нам надо поговорить: FIFA 19 хороша, но есть одна проблема

Главная игра про футбол на планете не изменяет себе: в новом выпуске немного поменялся геймплей, появилось несколько крутых новых фич, но в целом все осталось на своих местах: во многом потому, что это все еще футбол — что там поменяешь? Главред Cybersport.ru Стас Ломакин с удовольствием провел в игре несколько дней, и его смутил только один момент — и смутил не только его.

FIFA 19 начинается с матча Лиги чемпионов. Это главная победа EA Sports в плане лицензий в этом сезоне (а главное поражение — отсутствие РФПЛ). Самый престижный клубный турнир мира вернулся в игру спустя более чем десять лет. Надо понимать, что это формальность: многие наверняка соскучились по этому антуражу, но эффект появления ЛЧ не такой сильный, как когда-то в FIFA 99. Например, на общее количество клубов в игре наличие ЛЧ сейчас почти не влияет. Только чуть-чуть — в игре нет «Црвены Звезды», и в розыгрыше ЛЧ ее заменил польский клуб. В Лиге Европы таких пробелов намного больше — но они актуальны лишь в режиме карьеры.

Новая система ударов — одна из самых обсуждаемых фич в игре за последние годы. Напомним суть: помимо классической механики удара появилась еще одна — если нажать кнопку удара два раза, игрок может пробить особенно эффективно. А может и не пробить: все зависит от тайминга. Впервые за пару лет даже опытным игрокам настоятельно рекомендуется сделать две вещи: а) включить персонального тренера, который прямо в игре покажет принцип работы механики (второй раз кнопку нужно жать, когда специальная шкала над игроком станет зеленой); б) потренировать удары в режиме Skill Games, так как следить за любой шкалой в ходе игры проблематично — и легче научиться прожимать кнопки интуитивно. Как ни странно, новую механику встретили с интересом, и почти никто не просил ее срочно отключить (во многом потому, что она не сильно затрагивает старую). Она как минимум вносит разнообразие при реализации моментов, а дежурные жалобы на то, что в игре стало еще больше рандома, к ней едва ли применимы. С рандомом у серии вообще самые нежные отношения.

«Ты никогда не будешь уверен на 100 процентов, что это гол или что-то еще — FIFA всегда преподносит сюрпризы. Естественно, рандом всегда остается, как и в настоящем футболе». — Stavr в шоу «Изи-катка»

Старые фанаты игры пишут гневные простыни на Reddit и снимают влоги про то, как безнадежно сломана игра. Это происходит каждый год. Найти два хотя бы примерно похожих мнения про геймплей в новой FIFA всегда непросто. Одним кажется, что игра стала невероятно медленной, и это плохо. Другим игра также кажется медленной, но для них это несомненный плюс. Некий смельчак на реддите предположил, что множество противоречащих друг другу жалоб игре только вредят: под их давлением EA отказывается от каких-либо больших перемен и начинает откатывать игру к ее прежним версиям, пытаясь угодить недовольным. В довершение автор предложил фанатам поменьше ныть и принимать нововведения в игре более позитивно. К нашему удивлению, тред заплюсовали!

Одиночный режим — Journey, растет, и это один из весомых поводов купить игру. Спустя два сезона здесь уже три героя, один из которых — девушка; к созданию музыки привлекли Ханса Циммера. Видно, что EA вкладывается в проект: это важные вещи для освоения новой аудитории. А у старой к Journey свой интерес. В одном из эпизодов игры вы оказываетесь в 1960 году и играете матч между «Ковентри» и «Ньюкаслом» в 1960 году — в соответствующих декорациях, на грязном поле с проплешинами.

Ничего подобного игроки не видели с FIFA 2000, где первый и последний раз можно было сыграть за Аргентину с Марадоной, Голландию с Кройфом и еще десяток старых команд. Эти полчаса в Journey дают надежду на возвращение ретрофутбола, которым грезит комьюнити.

—Представьте режим карьеры, где вы начинаете в 60-х и можете играть до 2030 года. — Представьте, что режим карьеры начинается в 1998 году.
—Представьте режим карьеры, где вы начинаете в 60-х и можете играть до 2030 года. — Представьте, что режим карьеры начинается в 1998 году.

Режим Ultimate Team стал чуть более дружелюбным к новичкам. Так, на старте предлагают выбрать, на какой нации/лиге будет основан костяк команды. Другая поблажка касается Weekend League — специального турнира, который предлагается играть каждые выходные, получая в качестве призов паки с игроками. В FIFA 18 такой турнир занимал 40 матчей, что натурально ставило под угрозу личную жизнь некоторых игроков. В новой версии Weekend League рассчитана всего на 30 матчей, что тоже немало, но других поблажек у EA Sports для вас нет.

Как и обещалось, EA раскрыла вероятность выпадения ценных игроков в паках. Спрашивали — отвечаем: самые ценные карточки выпадают с вероятностью менее 1%, вне зависимости от разновидности пака. Информацию едва ли можно назвать полезной, поэтому обратимся к частным случаям. За несколько дней игры в FIFA 19 я занес 500 рублей и открыл не более 10 паков, в одном из которых мне выпал Гризманн — 250 тысяч монет, солидный капитал для сильного состава. На контрасте — мой друг за раз потратил на игру порядка 10 тысяч рублей и по итогам вытащил лишь Марсело (110 тыс. монет). Разумеется, по итогам продажи всех лишних игроков из паков у друга монет будет больше (хоть и ненамного), но это не меняет сути FUT. Предугадать исход этой лотереи сложнее, чем любой серии пенальти. Самые важные слова про FUT все еще принадлежат величайшему русскому футболисту (правда, говорил он их не про FUT, но подходит идеально):

Ни одного чудовищного недостатка, безнадежно ломающего геймплей и неокрепшие жизни игроков, в FIFA 19 мне найти так и не удалось. В общих чертах это та же самая FIFA, которую в очередной раз подтянули косметически и геймплейно и добавили новых фич вроде Лиги чемпионов и кастомных режимов — например, где засчитываются только голы с лета. После провальных игр почти десятилетней давности серия в какой-то момент вышла на своеобразное плато и отлично там себя чувствует. Но есть нюанс!

В то время как игроки не могут сойтись во мнении по поводу отдельных изменений в геймплее, в одном согласны почти все: каждая новая FIFA не настолько сильно отличается от предыдущей. Изменения в игре есть всегда — от новых анимаций и элементов управления до интерфейсов и лицензий. Разумеется, обновляются и параметры/внешний вид игроков, и формы команд. Требовать чего-то большего при этом странно — какие-то кардинальные изменения в футбольном симуляторе встретят только в штыки (если уж точечные приживаются еле-еле), и логично менять игру более плавно. За эту обновленную версию игры каждый сезон нужно платить полную стоимость — от двух до четырех тысяч рублей, если не больше. При этом ожидается, что сверху игрок заплатит еще немного — в надежде заполучить в свой состав в FUT приличных футболистов. Именно поэтому на агрегаторе рецензий Metacritic пользовательская оценка «Фифы» который год не поднимается выше пяти баллов (у FIFA 19 — трех), и все без исключения отзывы посвящены одному и тому же. Раньше эти стоны еще можно было списать на какое-нибудь haters gonna hate. Но в 2018 году, когда разработчики сессионных игр повсеместно отказываются от сиквелов в пользу сезонных пропусков и планируют поддерживать свои игры по 5-10 лет — бизнес EA Sports выглядит диковато.

По данным VGchartz, FIFA три года подряд стабильно занимает второе место по продажам среди игр на всех платформах. В Великобритании игра лидирует в чартах почти все время, когда на горизонте нет крупных конкурентов типа Call of Duty (таким играм FIFA на время уступает первую строчку, но быстро возвращается). Запуск FIFA 19 стал самым масштабным в Британии среди всех игр в этом году, если бы не одна подробность: по сравнению с FIFA 18 в первую неделю разошлось на 25% меньше физических копий. Это уже связывают с новым сезоном Fortnite и общим падением продаж игр на дисках, но возможно, кому-то правда надоело платить за вроде бы разные, но в основе своей — слишком похожие друг на друга игры. И может, EA задумается если не о переходе на новые схемы монетизации, то хотя бы о снижении цены за эти ежегодные апдейты, которые как-то неудобно выдавать за полноценные новинки.

Комментарии