Хейтеры Underlords, кармические грабли Valve и Riot на коне — итоги 2019 года для автобаттлеров
Статья

Хейтеры Underlords, кармические грабли Valve и Riot на коне — итоги 2019 года для автобаттлеров

Автобаттлеры стали главным хитом 2019 года. Интуитивно понятная механика и низкий порог вхождения обеспечили жанру интерес широкой аудитории. Сохранить рекордные показатели и повторить успешный путь «королевских битв» автобаттлеры не смогли, но свой след в этом игровом году определенно оставили. Мы выделили пять наиболее любопытных моментов.

Кармические грабли для Valve

Появление кастомки Dota Auto Chess зимой 2019 года дало большой приток игроков в Dota 2, которая в марте покорила отметку в 1 млн пикового онлайна. Это был лучший результат с февраля 2017-го. В «Доту» приходили новые пользователи и возвращались давно ушедшие — все ради того, чтобы собрать на доске четырех троллей и получить за победу новый скин для курьера. В тот период онлайн Dota Auto Chess составлял 100-200 тыс. человек. 

Источник: скриншот из игры
Источник: скриншот из игры

Valve хотела купить создателей Dota Auto Chess — Drodo Studio, но компании не договорились, и позже было объявлено, что обе команды разработчиков займутся отдельными проектами. Drodo первой выпустила мобильный автобаттлер, а ее версия для ПК стала эксклюзивом главного конкурента Steam — Epic Games Store.

Valve наступила на грабли, по которым когда-то прошлась Blizzard. Dota 2 появилась благодаря кастомной карте в Warcraft III, перетянув в итоге часть аудитории к себе. Blizzard упустила шанс вовремя создать МОВА-игру, выпустив спустя много лет не самую удачную HotS. То же произошло и с самой Valve. Auto Chess избавилась от приписки Dota и ушла в свободное плавание, заодно забрав с собой десятки тысяч пользователей. Valve же оставалось срочно создать полностью свой проект.

Riot обскакала Valve

Автобаттлеры стали еще одним полем битвы для Valve и Riot. Компании решили воспользоваться популярностью жанра, разработав проекты на основе своих MOBA-игр. Причем обе пытались сделать это как можно раньше. Valve, казалось, опередила Riot, начав бета-тест Underlords для обладателей Боевого пропуска на неделю раньше, но все решило открытое тестирование. Teamfight Tactics стала доступна для широкой аудитории всего лишь на сутки раньше, но эта фора многое определила. 

Игра от Riot тут же захватила Twitсh (отрыв от Underlords был десятикратный) и западные игровые медиа. Когда Valve представила свой продукт, большая часть аудитории, особенно западной, уже водила хороводы из героев в Teamfight Tactics.  

Статистика игр на Twitch 19 июня
Статистика игр на Twitch 19 июня

Underlords все равно сумела неплохо стартовать, попав в июне в топ-5 игр Steam по среднему количеству пользователей онлайн. В пиковый момент в ней одновременно находились более 200 тыс. человек — в три раза больше, чем при запуске Artifact, которую куда дольше и усерднее рекламировали. 

Удержать такую высокую планку автобаттлер не смог, хотя Valve щедро снабжала игроков частыми патчами и изменениями баланса. Спустя пять месяцев средний онлайн Underlords сократился почти в четыре раза и в октябре составил 19 тыс. пользователей. Схожая картина и на Twitch, где Teamfight Tactics, также потерявшая аудиторию, все еще сохраняет многократный отрыв. 

А вот так обстояла ситуация с Twitch 13 декабря
А вот так обстояла ситуация с Twitch 13 декабря

Киберспортивная составляющая у автобаттлеров практически полностью отсутствует, но даже тут Riot обошла Valve. Недавно разработчики Teamfight Tactics организовали турнир Rise of the Elements Invitational с призовым фондом в $150 тыс. в честь крупного обновления. Valve ничего подобного не делала.

Фанаты Artifact устраивают бунт

Выход Dota Underlords привел в бешенство остатки фанатов Artifact. Valve обещала переделать провалившуюся ККИ, за которую пользователи заплатили 1 390, но вместо этого всего за пару месяцев сделала и выпустила автобаттлер. Последней каплей стала новость о том, что Valve не дала ранний доступ к Dota Underlords поклонникам Artifact, а дотеры, которые заплатили за Боевой пропуск в 2,5 раза меньше, его получили. Фанаты ККИ пусть и ненавидели автобаттлер, но поиграть в него все-таки хотели.

И ты, Брут (Underlords)? Источник: reddit
И ты, Брут (Underlords)? Источник: reddit

Пользователей Artifact раздражало, что разработчики реализовали в Underlords все то, что они так долго и безрезультатно просили добавить в ККИ — бесплатный статус, мобильное приложение и нормальную рейтинговую систему. 

reddit
reddit

«Valve учла все ошибки Artifact и выпустила Dota Underlords. Я так понимаю, мы [фанаты Artifact] свою роль уже сыграли, и нам остается просто сидеть в сторонке?»

Пользователи буквально заполнили reddit гневными постами в адрес компании, ультиматумами и кучей мемов. Разработчиков обвиняли в умышленном «убийстве» Artifact и нежелании спасать неудачный проект. И если с комьюнити Dota Underlords Valve активно взаимодействовала, то на последних стойких адептов Artifact не обращала внимания. 

Источник: reddit
Источник: reddit

Внимательные фанаты даже вычислили, что официальный твиттер Artifact долгое время не подписывался на аккаунт Underlords. 

Источник: reddit
Источник: reddit

Так Dota Underlords обрела первых персональных ярых ненавистников, которые были уверены, что успех автобаттлера равносилен констатации смерти самой Artifact.

Underlords научила Valve общаться с игроками

Valve всегда славилась своей закрытостью. Пока разработчики условной Apex Legends сутки напролет сидели на reddit, общаясь с пользователями, подчиненные Гейба Ньюэлла вспоминали о своем комьюнити раз в полгода. С выходом Underlords ситуация заметно изменилась. Разработчики постоянно держали фанатов в курсе обновлений, анонсировали ближайшие изменения, рассказывали о планах по развитию игры. Valve оперативно работала над устранением багов, а аккаунт Underlords в твиттере сообщал об этом в режиме реального времени.  

Анонсы патчей, релизы в срок и общение с комьюнити — Гейб удивил многих с Underlords
Анонсы патчей, релизы в срок и общение с комьюнити — Гейб удивил многих с Underlords

На примере Underlords разработчики показали, что довольно неплохо умеют выстраивать коммуникацию с фанатами. Так что автобаттлер оказал большую услугу всей игровой индустрии — он сумел разговорить Valve. 

Что это, Blizzard?

Не прошла мимо автобаттлеров и Blizzard. На BlizzCon 2019 компания представила свой аналог Auto Chess — режим «Поля сражений». Любопытно, что сделан он был именно для ККИ Hearthstone, а не для Heroes of the Storm. В отличие от Valve и Riot, Blizzard не сделала отдельный проект, а ограничилась режимом, в котором скрестила некоторые механики автобаттлера с карточной основой Hearthstone. Сильное желание выделиться и не копировать продукты конкурентов привело к довольно неоднозначному результату. Во-первых, Blizzard опоздала на пару месяцев (если не на полгода) с этим режимом, а во-вторых, игровой процесс изобилует рандомом.

Судя по первым отзывам, фанаты не в восторге от режима и рассматривают его просто как способ заработать несколько бесплатных наборов карт. Со стороны кажется, будто Blizzard попыталась запрыгнуть в уходящий поезд хайпа, хотя тот не только давно ушел, но и успел сойти с рельсов. 

Источник: скриншот из игры
Источник: скриншот из игры

Пик моды на автобаттлеры постепенно спадает, о чем свидетельствует статистика. Тир-1 киберспортивной дисциплины из них, скорее всего, не получится, но разработчики не собираются бросать свои проекты и щедро снабжают игроков новыми патчами. Любителей составлять комбинации из фигур на воображаемой шахматной доске все еще хватает, так что свою нишу жанр займет, хотя и будет далек от лидирующих позиций. 

Благодаря автобаттлерам мы увидели очередное упорное противостояние двух гигантов индустрии — Valve и Riot. Обе компании также получили шанс попробовать себя в сфере мобильных игр — у Underlords уже есть свое приложение, у Teamfight Tactics оно скоро выйдет. 

Возможно, именно на этой платформе жанр сможет раскрыть себя лучше всего и заинтересует аудиторию, которая вообще далека от League of Legends и Dota 2.

Итоги 2019 года в киберспорте и играх:

Комментарии