«Наша цель — пройти на мейджор. Желательно со второго места» — интервью с керри HR об игре с Dendi и новом сезоне DPC
Интервью

«Наша цель — пройти на мейджор. Желательно со второго места» — интервью с керри HR об игре с Dendi и новом сезоне DPC

Состав HellRaisers по Dota 2 стал одним из открытий первого дивизиона Dota Pro Circuit 2021/2022 для СНГ. Коллектив из молодых и не особо известных игроков победил в трех стартовых матчах, в том числе одолев и Virtus.pro. Cybersport.ru пообщался с керри команды Алимжаном Watson Исламбековым. Киберспортсмен рассказал, как пробивался на профессиональную сцену, чем ему запомнилось выступление вместе с Данилом Dendi Ишутиным за B8 Esports, а также кого он считает главными конкурентами HR в борьбе за слоты на мейджоре. Об этом и многом другом — в нашем интервью. 

Watson
Watson

— Свой первый турнир, согласно Liquipedia, ты сыграл в 2018 году, это был Open Cup от ФКС. Расскажи, как ты вообще пробивался на профессиональную сцену? 

— Я играл с друзьями в своем городе, мы все выигрывали. Потом я апнул MMR — у меня был очень высокий рейтинг в то время, это где-то 2017 год. Меня заметили и позвали на более крупный LAN в другой город. Я поехал и выиграл. Потом полгода поднимал рейтинг, и спустя время мне написал Malik, который сейчас за PuckChamp выступает. Он предложил вступить в команду Khan — это была моя первая киберспортивная организация с зарплатой и буткемпом. Я согласился и поехал на буткемп.

— Но за Khan ты поиграл недолго, верно?

— Да, мы играли только месяц на буткемпе. Я осваивался, потому что никогда не играл в компетитив «Доту». Мы поехали на региональный финал WESG и заняли там второе место. А потом… случился дизбанд. После этого организации у меня не было. Меня звали некоторые маленькие клубы, но я отказывался — для меня в приоритете было апнуть высокий рейтинг.

— А когда ты для себя решил, что хочешь стать киберспортсменом?

— Наверное, в 2015-м. За год до этого я скачал Dota 2, до этого играл в первую. Я обратил внимание, что у меня каждый год по тысяче-две MMR прибавляется. К тому же я тогда посмотрел The International и документальный фильм Free to Play и понял, что для меня это очень интересно — заниматься любимым делом и при этом деньги зарабатывать.  

— А родители тебя поддерживали на ранних этапах? Как вообще они относились и относятся к твоему увлечению?

— Так получилось, что мама была моим классным руководителем в школе, и особо много поиграть не получалось. Родители стали чуть мягче к этому относиться, когда я начал что-то зарабатывать на «Доте», но все равно не одобряли. Сейчас полностью поддерживают. 

— То есть, даже несмотря на ограничения, тебе удавалось так быстро апать MMR?

— Да, при том что я мог играть только два часа в день. Мне удавалось сыграть в лучшем случае два-три матча, но все равно MMR стабильно и быстро рос.  

— Ты сказал, что рано решил стать киберспортсменом. А до этого были мысли, кем хотел бы работать? 

— В классе седьмом я хотел быть послом, потому что я английский пять лет учил. Мне казалось это довольно интересной профессией. Но потом начал играть и забыл уже про это. 

— Совсем скоро, 18 декабря, ты сыграешь в финальном этапе Кубка России по киберспорту. Почему решил поучаствовать в турнире, ведь сейчас идет DPC?

— Меня позвал Limitless, к тому же там играет Серега TSA — тоже мой друг. Они решили поучаствовать, и я присоединился. К тому же с матчами HR на DPC финал Кубка России не пересекается. Так что я решил, почему бы и нет.

— А подготовиться к турниру получилось?

— Если честно, нет. Мы просто собрали состав и прошли в финальную часть. 

— А цель обязательно победить перед вами стоит? Или для тебя это просто дополнительная тренировка перед DPC?

— Да, конечно, есть настрой на результат, ведь всегда приятно побеждать, и неважно, где именно ты участвуешь. 

— Ты сейчас входишь в топ-25 в европейском ладдере. Ты говорил, что, когда у тебя не было команды, ты ставил себе цель апнуть MMR. Сейчас, когда выступаешь за клуб, тебе все еще важен ранг в матчмейкинге? 

— В принципе, все так же важно. Хочется топ-1 апнуть. Я за день вот до 14-го места добрался. 

Сейчас Watson поднялся еще чуть выше в ладдере
Сейчас Watson поднялся еще чуть выше в ладдере

— На канале HR недавно вышло видео с тобой. Там ты оценил свою токсичность на 5 из 10. Как это проявляется в матчмейкинге? 

— Бывает, что сгораю, но это редкость. А вот в компетитиве я вообще спокоен, стараюсь не тильтовать и успокаивать других. Компетитив — совершенно другая игра.

— Давай тогда к соревновательной Dota 2 и перейдем. После Khan у тебя долгое время не было команды. Следующей организацией, подписавшей тебя, стала B8. Расскажи, как ты попал в коллектив?

— Меня позвали в качестве стендина в XactJlepbI на три игры — это Nofear меня пригласил. Две из них мы выиграли и остались благодаря этим победам во втором дивизионе. Потом я дальше играл матчмейкинг, и там Nofear начал общаться с Dendi об объединении XactJlepbI и B8. В итоге Nofear предложил меня — так меня и позвали в B8. 

— Не было сомнений относительно перехода в B8, учитывая, что у коллектива уже тогда очень давно многое не клеилось — постоянные перестановки в составе, огромные лузстрики и так далее?

— Ну, меня практически никто не звал тогда в команды, поэтому я решил, что лучше будет сыграть в B8, чем сидеть дальше AFK. 

— Во втором сезоне у вас также были не лучшие результаты — шестое место. Почему так получилось?

— Мы только привыкали друг к другу. Игры сначала вообще не клеились, потом стало чуть лучше, но времени не хватило. Необходимо было больше времени, чтобы появилась командная химия.

— Как тебе работалось с Dendi?

— У него нереально много опыта, которым он охотно делился. И его знания помогали мне как молодому игроку, учитывая, что я почти не выступал на профессиональной сцене. 

Dendi
Dendi

— Ты же, кстати, как раз сказал, что загорелся желанием стать киберспортсменом после просмотра Free to Play, где Dendi был одним из ключевых героев. Каково это было — играть в команде с человеком, который, можно сказать, мотивировал тебя всерьез заняться Dota 2?

— Прикольное чувство было, когда я первый раз зашел с ним в Discord, когда еще был дома в Казахстане. У меня как раз любимым героем был Pudge, потому что, когда я впервые скачал Dota 2, на YouTube все ролики были только про него и про Dendi.

— Не было ли тебе сложно общаться на равных с Dendi?

— С ним всегда было легко общаться. Он всегда поддерживал и помогал.

— Аналитики и болельщики уже пару лет спорят, стоит ли Dendi менять позицию. Ты играл с ним в одной команде и можешь лучше его оценить. Как ты считаешь?

— Думаю, что нет. Пятая позиция тоже очень тяжелая — на ней нужны годы практики. На ней очень сложно нынче играть, потому что на «пятерке» сейчас также необходимо хорошо нажимать кнопки, контролировать все тайминги и грамотно девардить. И на адаптацию к этой позиции уйдет много времени. 

— После окончания DPC и отборочных на TI10 ты провел в составе B8 еще несколько месяцев, отыграв пару турниров, а потом покинул коллектив. Почему и чье это было решение?

— В один вечер я сказал, что не верю, что мы дальше сможем побеждать, и добавил, что хочу уйти. Время в Никуда ответил, что не хочет играть без меня, а Серега TSA сказал, что не хочет во второй раз с нуля собирать состав. Так получилось, что мы втроем ушли. 

— Смотри, ты сначала сказал, что вам во втором сезоне не хватило времени, чтобы сыграться, а спустя несколько месяцев ты перестал верить в состав. Почему? Что произошло?

— Все началось с того, что после квалификаций на The International 10 произошел конфликт между Nofear и Dendi. В результате Nofear ушел, а он был нашим капитаном. Мы остались вчетвером и начали искать «пятерку», и это было очень тяжело. Мы тестили очень много «пятерок», и это невероятно выматывало, когда ты играл тестовые КВ против откровенно слабых команд и все равно проигрывал без шансов. Тогда я сильно из-за этого тильтовал. 

Nofear
Nofear

— А в чем была проблема в поиске подходящей «пятерки», у нас дефицит качественных игроков на этой позиции? 

— Просто ранее всю работу практически делал Nofear — он и драфтами занимался, и в игре отвечал за передвижения команды. После того как он ушел, у нас не было капитана, нам банально было тяжело игры разбирать. Плюс Dendi начал драфтить, и в команде появился тренер Akella, который, так сказать, не особо помогал, как по мне. Потом мы начали выступать на D2CL, мы очень плохо сыграли группу, и уже тогда у меня появилась мысль просто уйти из команды. Однако мы каким-то образом попали в нижнюю сетку и прошли несколько этапов. В каждой игре я нереально трайхардил и просто чувствовал, что за мной немного не успевают. 

— Ты уходил в никуда или тебе уже поступали какие-то предложения?

— Нет, предложений не было. Я тогда был на контракте, поэтому понимал, что просто уйду в инактив и лучше буду стараться в матчмейкинге, чем проигрывать в официальных матчах.

— А как в твоей жизни появилась HellRaisers?

— Мы успели сыграли еще один D2CL, заняли там шестое место. Тогда я уже сказал все, что хотел сказать, ушел в запас. И потом начали поступать мне предложения от разных команд, в том числе от HR. 

— То есть расстались вы не в лучших отношениях?

— Нет, со всеми у меня хорошие отношения. Я просто хотел уйти, поэтому так выразился.

— Ты сказал, что тебе стали поступать другие предложения. Почему из всех ты выбрал HR?

— Для меня это был самый оптимальный вариант, потому что, во-первых, там был Время в Никуда из B8 — мы с ним уже друзьяшками были. Ну и плюс там обещали, что ростер будут делать только из молодых игроков. Для меня это комфортный вариант. Считаю, что сейчас эра молодых. 

— Это действительно тренд последнего года такой — везде молодые игроки. Многие для широкой публики выглядят еще ноунеймами, но даже большие клубы стремятся подписывать именно таких киберспортсменов. Почему все так изменилось?

— Так Spirit выиграла The International 10! Все из-за этого.

Yatoro на TI10
Yatoro на TI10

— Вашим тренером стал Nofear. Ты говорил, что он вносил очень большой вклад в работу B8. Какая роль у него сейчас? 

— Почти за все драфты отвечает он. Каждый идеи подкидывает, вместе что-то обсуждаем, но решает все он. Я для себя героев выбираю, предлагаю ему. А так по драфтам работает он. Плюс он разбирает наши игры, показывает, что мы не видели, и потом мы учимся на своих ошибках, чтобы не допускать подобного в следующих играх. 

— В той же Team Spirit у четырех молодых игроков был опытный капитан Miposhka, который уже играл на крупных турнирах. У вас в составе такого звена нет — нет ли в этом каких-то подводных камней?

— Пока нет. Со временем, может, и появятся, но пока говорить об этом рано. А так у нас есть Nofear, который тоже бывал на The International. Плюс это экс-тиммейт Silent, он может ценным опытом поделиться. 

— Перед началом DPC ваш состав для многих был темной лошадкой — никто не знал, чего от вас ожидать. Расскажи о сильных сторонах каждого из своих тиммейтов. 

— Ярик Время в Никуда в игре очень хладнокровен, практически всегда говорит правильные вещи, и просто он бист!

Gilgir — он очень энергичный, много говорит во время матчей, помогает, если у кого-то не пошла игра. В таких ситуациях он всегда готов взять все на себя, вести игру. 

Gilgir
Gilgir

Re1bl — просто потняра в миду и добряк. Потняк-добряк. 

А Malady просто нереально сильный исполнитель с рангом 40 на «пятерке».

Ну и я там крипчиков бью. Топ-1 MMR в команде.

— А есть цель взять топ-1 в мировом рейтинге?

— Да, есть. До буткемпа я был в топ-4, до лидерства мне не хватало 200 MMR. А потом… тильтанул я немножко. Странные игры у меня начались, всякие «Леопольды» руинили… Проиграл десять подряд и потом уже сам начал гореть на челов, хотя по факту играл плохо. Так нельзя.

— Вы сейчас находитесь на буткемпе. Я в твиттере видел забавный список правил с вашего буткемпа. Всем из них удается следовать?

— Ну, эти правила были для одного человека. Для некоего Александра...

— Вернемся к разговору про молодые команды. ArtStyle, который был тренером PuckChamp, рассказал, что буткемп в прошлом сезоне сыграл с ними злую шутку — команда, наоборот, стала хуже выступать. Как у вас проходит буткемп? Насколько комфортно тебе на нем?

— Ну, мы еще до буткемпа играли D2CL и играли кавэшки… И это было совсем не то в сравнении с тем, как проходят эти тренировки сейчас. Сейчас мы можем сесть вшестером, включить телик и разбирать на нем игры — это гораздо удобнее. Ты можешь сразу сказать кому-нибудь, что именно тебе не понравилось в том или ином моменте. Плюс ты видишь, что никто в альт-табе не сидит. Дома люди могут менее серьезно относиться к разбору матчей. 

— Ты говорил, что у тебя был буткемп с Khan. Не знаю, был ли с B8. Чем отличается этот буткемп от предыдущих?

— На прошлых не было тренера. На этом есть, и это очень помогает рабочему процессу. 

— Перейдем к DPC. Вы выиграли два стартовых матча — давай начнем со второго. Со стороны казалось, что вам было совсем легко побеждать. Действительно ли это было так?

— Там был полный аутдрафт, поэтому да, было очень легко играть. Даже если бы мы ошиблись пару раз, мы бы все равно победили. 

— В первом матче вашим соперником была VP. Несмотря на замены, для многих VP казалась фаворитом. Как ты считаешь, это вам удалось соперника чем-то удивить или же команда gpK~ сейчас стала гораздо слабее?

— Я бы не сказал, что VP стала слабее. Мне кажется, команда по-прежнему такая же сильная. Это мы очень хорошо подготовились. За день до матча мы с Nofear долго драфтили друг против друга, он смотрел, каких героев VP любит использовать. Мы этих противных героев забанили и потому смогли выиграть. 

Третья карта матча Virtus.pro — HR
Третья карта матча Virtus.pro — HR

— Сейчас у вас две победы, вы идете в лидерах таблицы. Не давит ли это на вас?

— Да нет. Мы на расслабоне, пока всего две игры сыграли, причем во второй соперник получил техлуз, так что реально победой мы насладились только в матче с VP. 

— Если говорить о других участниках DPC, то кто, на твой взгляд, самый опасный соперник?

— Spirit, конечно! А помимо этого… PuckChamp может удивить, а в остальном даже не знаю. Для меня интереснее всех выглядит PuckChamp. 

— А как тебе игра нового состава NAVI? 

— Средненько, не знаю. Но NAVI пока слишком мало игр сыграли, чтобы судить о них. 

— А тот решафл, который произошел в СНГ, пошел в плюс региону? СНГ стало сильнее?

— Думаю, что да. Как минимум появились HellRaisers. Дорогу молодым!

— Тут не поспоришь. А какие цели вы перед собой ставите на первый сезон?

— Пройти на мейджор. Желательно со второго места. 

— Все наши команды говорят, что скримятся с европейцами, не пересекаясь друг с другом. Вы тоже?

— Да, со всеми командами из первого дивизиона Европы. 

— Кто тебя больше всего впечатлил из зарубежных команд?

— Team Secret. 

— А кто разочаровал?

— Ну, наверное, Nigma. Но она играла с нами без Miracle-. С фулл-составом мы пока не встречались. 

Miracle-
Miracle-

— А как ты думаешь, кто от Европы поедет на мейджор?

— Secret будет там 100%, Liquid тоже. Tundra выглядит здорово. И, наверное, OG. У OG классный состав — там два молодых задрота, команда отлично играет. 

— А ты сам думал попробовать себя за пределами СНГ?

— Если бы мне написали, я бы, конечно, подумал. А так мне ни одна команда не писала. Если бы позвали в Европу, я бы согласился. Там много именитых команд, было бы очень интересно.

Комментарии