Интервью с Lazar' о назначении в Virtus.pro, новой системе работы клуба и о том, как решить проблему токсичности в Dota 2
Интервью

Интервью с Lazar' о назначении в Virtus.pro, новой системе работы клуба и о том, как решить проблему токсичности в Dota 2

7 августа комментатор и бывший профессиональный баскетболист Иван Lazar' Лазарев присоединился к Virtus.pro в качестве спортивного директора. Cybersport.ru пообщался с Лазаревым и узнал, что именно будет входить в список его задач в клубе, а также что изменится в тренировочной системе команды по Dota 2 с его назначением. Об игроках Virtus.pro, проблемах киберспорта, токсичности в комьюнити и особенностях работы кастером — в нашем интервью.  

— Для многих новость о твоем назначении спортивным директором Virtus.pro стала большой неожиданностью. Расскажи, как клуб связался с тобой и как прошли переговоры.

— На самом деле предложение стало неожиданностью даже для меня. Ранее я с CEO VP Сергеем Гламаздой обсуждал кое-какие вопросы и заодно выдвигал свои предложения по поводу того, как можно было бы наладить внутрикомандные взаимодействия в составе по Dota 2. Это было еще несколько месяцев назад — я просто ответил Сергею в твиттере, он связался со мной в личке, мы обсудили некоторые вопросы, затем встретились и пообщались уже лично… И стало ясно, что у клуба появилась заинтересованность в работе со мной, а я обрадовался такой возможности привнести что-то новое в киберспорт. 

Это всё долго обсуждалось, докручивалось-допиливалось, но в итоге Сергей созвонился со мной и предложил мне конкретную должность, на которой я мог бы уже работать над более глобальными вопросами внутри клуба.

— Сомневался ли ты перед тем, как согласиться? Все-таки теперь, вероятно, именно ты будешь попадать в прицел болельщиков в случае любой неудачи. Не пугает такое пристальное внимание?

— Не уверен, что чем-то подобным можно напугать человека, который всю свою профессиональную жизнь провел в большом спорте (смеется). Даже не знаю, сколько раз в жизни мы получали гневные комментарии по поводу проигрышей или, наоборот, особенно ярких побед. Не знаю, что у людей в головах происходит, но они нередко в такие моменты решали сообщить мне, что считают результат матча несправедливым. 

Иван Lazar\' Лазарев
Иван Lazar\' Лазарев

Это всё часть спорта и киберспорта. Да, на мне теперь будет больше ответственности, чем во времена, когда я был рядовым игроком. Но нет, я не сомневался и не боялся, когда принимал предложение. Я знал, что это будет сложно. Но также это будет и очень интересно. 

— В одном из старых интервью ты рассказывал, что начал разрабатывать программу тимбилдинга для баскетболистов, которая вполне подошла бы и для игроков в Dota 2. Получается, идею о том, чтобы попробовать себя в такой роли, ты вынашивал уже долгое время?

— На самом деле всё началось с моего интереса к спорту, которым я занимался на тот момент, — к баскетболу. У меня много друзей, которые сейчас уже закончили карьеру и работают как тренеры — в спортшколах, детских и юношеских командах. Мы постоянно общаемся, обсуждаем вопросы и проблемы развития молодых спортсменов. И очень многие из этих вопросов касаются того, как игроки проводят досуг, как социализируются.

Когда мы были на их месте, у нас еще не было соцсетей, гаджетов. Мы жили, грубо говоря, в однокомнатной квартире втроем, а из развлечений имели разве что стол с колодой карт. Мы проводили все время вместе и учились понимать друг друга буквально без слов, и этот процесс проходил абсолютно естественно — такие уж были условия. У нынешнего же поколения — я сейчас говорю прежде всего о баскетболистах, потому что имею соответствующий опыт — аналогичные процессы проходят довольно сложно. Да, молодые игроки тоже общаются, но при этом остаются крайне увлечены социальными сетями и интернетом. В итоге для них все эти процессы, необходимые для того, чтобы наладить взаимопонимание, нужно форсировать. Предоставлять им небольшие зацепки, которые на первых порах кажутся очень наигранными, но затем молодежь все равно включается в работу и понимает, зачем всё это нужно.

Но активная фаза моей баскетбольной карьеры подошла к концу, а сам я перешел в киберспорт. И, окунувшись в этот новый мир, я понял, что та же самая работа, которую я вел с баскетболистами, может дать здесь гораздо больше профита — в том плане, что она тут гораздо лучше скейлится. Если баскетболисту такие наработки позволяют сделать два шага вперед, то киберспортсмену — все десять. 

— Расскажи, что будет входить в твои непосредственные обязанности в VP.

— Если все упростить, то это работа с ребятами в плане моральной устойчивости, их профессионального отношения к делу, режиму, дисциплине, физической активности — не в том смысле, что мы из них всех сделаем атлетов, но точно покажем им, как это полезно для здоровья. 

Поможем отрегулировать график сна, график питания, график тренировок, сколько они сидят за компьютерами. Нужно понимать, что и из спорта, и из киберспорта важно суметь в конце выйти здоровым. Потому что жизнь после карьеры игрока не заканчивается. То, как игроки будут следить за своим состоянием, в будущем можно будет контролировать через тренеров, менеджеров, администраторов, но сначала придется многое налаживать ручками, объяснять игрокам какие-то вещи, которые обычному спортсмену кажутся базовыми, элементарными, поскольку он-то в этой системе находится с детства. 

Иван Lazar\' Лазарев
Иван Lazar\' Лазарев

Мне представляется так, что в киберспорте сейчас просто нет инструментов для того, чтобы правильно тренироваться и строить свой график. Это не хорошо и не плохо, это просто данность. Моей первостепенной задачей будет дать им эти инструменты и показать, как можно наладить взаимопонимание друг с другом, с менеджером, с тренером, и привить им какие-то понятия о дисциплине и субординации. 

Все виды большого спорта развивались десятилетиями. За это время они превратились из веселого времяпрепровождения в огромные индустрии. Всё начиналось точно так же: просто ребята в свободное время пинали мяч. Затем они начали соревноваться и поняли, что можно пинать его лучше — заниматься физикой. Начали тренироваться — результаты выросли. Затем поняли, что можно развивать еще и технику… И вот так всё это развивалось, развивалось, развивалось. Теперь, когда ты уже изначально атлетичный, техничный и тактически подкованный, ты понимаешь, за счет чего еще можешь прибавить — может, за счет питания, а может, за счет изменения режима тренировок. Эта система выстраивалась десятилетиями, и теперь у нас есть методички (ну, не буквально, конечно), по которым мы можем выстроить график питания, расписание тренировок... Можешь определить пики и спады — в киберспорте, как и в спорте, ты не можешь всегда быть в форме, а потому важно выстроить график так, чтобы подходить к важным турнирам на пике формы. 

Всё это в комплексе — моя работа. Я буду где-то другом для игроков, где-то — наставником, ментором. Моральную поддержку буду, опять же, оказывать — не зря ведь все отмечают, что состав по Dota 2 всех в онлайне обыгрывает, а в условиях LAN не может проявить себя. Это же тоже давление, отсутствие веры в свои силы — какие-то такие моменты, с которыми я за время карьеры сам неоднократно сталкивался. Возможно, мы сейчас работаем немного на опережение, но я верю, что все серьезные киберспортивные организации к этому придут. В Китае, я уверен, структура давно такая: там тренер — это важное звено, которого нужно слушаться. Звучит очень логично, но у нас в СНГ почему-то все пока работает не так. Мы будем одними из первых, кто начнет работать в таком ключе, и я уверен, что это даст огромный толчок к развитию не только нашей организации, но и всего киберспорта в регионе. И ребята, которые с нами будут проходить это в первый раз, смогут взять с собой этот багаж и, уже даже завершив карьеру, использовать его в жизни, чтобы быть успешными в роли тренеров или любых административных специалистов.

— Ты сказал, что в СНГ такие практики пока не работают. Но определенные попытки все-таки были. Например, вопросы физической формы пытались поднимать еще при работе с предыдущим составом VP. Проблема в том, что зачастую про все эти инициативы быстро забывали. Как сделать так, чтобы те же походы в зал и правильное питание не исчезли из жизни игроков спустя неделю?

— Да, есть такие вещи, которые ты не можешь просто заставить делать. Поэтому нужно найти подход к ребятам — они ведь не только команда Virtus.pro, но и отдельные личности. К каждому нужен свой подход, у каждого могут быть свои причины, чтобы не ходить в тот же зал и не заниматься физической активностью. Конечно, мы не можем никого заставлять, но мы можем заинтересовать их — по крайней мере, постараться. 

Это, конечно, сложно. Пока ты не столкнулся сам с какими-то серьезными проблемами со здоровьем, трудно поверить, что с тобой что-то может случиться. Я думаю, через какие-то личные примеры, истории других спортсменов и даже киберспортсменов можно постараться достучаться до игроков. Сейчас мы только-только познакомились, я приехал к ребятам на буткемп — будем работать, будем докручивать.

— Расскажи первые впечатления от общения с игроками, от их буткемпа, от самой встречи. 

— На самом деле мы познакомились еще несколько месяцев назад — сходили вместе в спортзал с Сергеем Гламаздой, Даней Скутиным [gpK~] и Димой Лосевым [Moose — менеджер состава]. Должен был быть еще Дима [DM], но у него возникли форс-мажорные обстоятельства. Мы поболтали с Даней, заехали на буткемп, я смог посмотреть, как у них все устроено. Уже тогда у меня в голове были мысли, как я мог бы помочь VP улучшить некоторые процессы.

DM
DM

Все игроки — хорошие ребята, увлеченные своим делом. В Питер [на буткемп VP] мы ехали с DM в «Сапсане», все пять часов сидели с ним и разговаривали на все темы, которые его и меня интересовали. Очень открытый парень, очень социальный, с ним было натурально приятно общаться, и это не просто фигура речи. В ближайшее время мы соберемся со всем составом, обсудим цели и задачи, нашу новую структуру. 

— Ты говорил о субординации и дисциплине как о вещах, которые сейчас нужно прививать молодым игрокам. Но этот состав VP как раз таки долгое время отказывался от любой сторонней помощи, а в комьюнити говорили, что для этих игроков подобрать авторитетного тренера будет сложно. На твой взгляд, насколько сложно тебе будет завоевать такого рода авторитет в их глазах?

— Да, я сразу заметил, что ребята не очень охотно впускают новых людей в свой мир. Но, на мой взгляд, каким бы высокопоставленным начальником ты ни был, если у тебя хорошо развиты человеческие качества, если ты умеешь выстраивать отношения с людьми, честно и открыто говорить, показываешь, что тебе интересно то, что ты делаешь, то люди заряжаются этим и открываются тебе в ответ. 

У нас огромные планы по выстраиванию и развитию новой структуры, но мы понимаем, что нельзя делать это резко. Резкость вызывает отторжение, провоцирует конфликты, которые только усугубляют ситуацию, копятся, как снежный ком. Меньше чем через два месяца у нас будет The International — это самое крупное соревнование в жизни любого дотера. Перед ним вносить какие-то слишком кардинальные изменения мы, конечно, не будем. Но мы закладываем идеи, которые дадут плоды в будущем. Я вспоминаю себя в 17-19 лет… Иногда тренеру было сложно что-то дельное посоветовать мне так, чтобы я все воспринял адекватно. Но были и тренеры, которым удавалось объяснить, почему их советы важны для меня. Уверен, что если быть открытым с игроками, обсуждать с ними, зачем всё это нужно, то, как здравомыслящие парни, они это тоже оценят и поймут, что все, что мы делаем, — это в их интересах.

— Давай обсудим уже упомянутые проблемы VP на LAN-турнирах. Как думаешь, с чем они связаны? Это проблемы психологии? Молодости? Неопытности на LAN? Или просто стечение обстоятельств?

— Все в нашей жизни можно назвать стечением обстоятельств. Но здесь, скорее, вопрос психологии и опыта, уверенности в своих силах. Через что достигается уверенность? Конечно же, через результаты. Настолько крупных турниров, как эти мейджоры, в жизни ребят еще почти не было. Понятно, что определенный опыт у них уже имеется, но именно в таком формате им редко доводилось играть. 

Иногда нужно набить шишки. Иногда нужно прочувствовать неудачу на своей шкуре. Далеко не всем профессиональным спортсменам, которые годами шли к цели, удается собраться и выдать свой максимум в решающий момент. Возьмем даже Олимпийские игры — у нас были два легкоатлета, которые травмировались на разминке. На разминке! Ну, Дарья Клишина все же заступила два раза на дорожку, но на третий раз надорвала бедро. А еще один легкоатлет травмировал ахилл. А ведь они готовились к этому соревнованию четыре года. 

VP на мейджоре в Киеве. Источник: WePlay Esports
VP на мейджоре в Киеве. Источник: WePlay Esports

Построение команды — тоже длительный процесс. Нельзя сказать, что я пришел со своим уставом в чужой монастырь, то есть в состоявшуюся команду, и начал раздавать указания. Нет, так это не работает, это не система. Нужно набить шишки, сделать выводы. Например, скоро мы анонсируем тренера — и ребята отчасти сами пришли к тому, что это необходимо. Это важно. Потому что комьюнити может сколько угодно давить на тебя, но пока ты сам не убедишься, что тебе это нужно, ты будешь пропускать все советы мимо ушей. 

Теперь же со стороны ребят появилась заинтересованность в тренере, а значит, наступило время интегрировать такого человека в команду. Кстати, к вопросу о комьюнити: я очень уважаю всех, кто переживает за VP и рассуждает о команде, но я не думаю, что большинство людей знают, как устроены все процессы в клубе. Многие говорили о том, как важно для VP нанять тренера, но тут необходимо учитывать специфику тренерской должности в «Доте». Я не принижаю труд людей и не хочу проявить неуважение, но… зачастую раньше команды брали на эту позицию просто какого-то друга. Это нельзя назвать системным подходом.

— Насчет набивания шишек: после двух неудачных выступлений на LAN команду сразу стали обвинять в том, что она способна играть только в онлайне. Не появится ли у самих игроков условный страх сцены после таких результатов на крупных турнирах? Как набить шишки, но не заработать комплексы? 

— Очень важно, чтобы с тобой в этот момент был человек, который имеет соответствующий опыт и может подсказать, что такое просто бывает, что в поражении нет ничего страшного. 

Комплексы развиваются тогда, когда у тебя нет уверенности. Если ты уверен в собственных силах и веришь в то, что ты делаешь, то неудачи тебя могут только закалить. Нужно игнорировать внешние обстоятельства — в мире всё может очень быстро поменяться. Думаю, после COVID-19 никто в этом не сомневается. В такие моменты нужно думать только о том, на что ты лично можешь повлиять. На все остальное ты будешь лишь зря тратить нервные клетки.

Если спустя определенное количество неудач ты теряешь веру, что все делаешь правильно, то в такие моменты и возникают комплексы. Здоровый подход в этом случае — разобраться в том, что случилось, и на тренировках отработать все эти проблемы. 

— В комьюнити часто сравнивают киберспорт со спортом. Якобы спорт — это такой старший брат, у которого все процессы отлажены и всё образцово работает. На твой взгляд, современные киберспортсмены с точки зрения профессионализма, подхода к делу уже подобрались или хотя бы подбираются к уровню тех же баскетболистов?

— Пока разрыв очень большой. Забавно, что я на это уже не раз обращал внимание в твиттере, а теперь получил возможность собственными руками попробовать все наладить. Дисциплина, субординация, профессиональное отношение к делу и отслеживание своих внутренних состояний — по этим критериям мы еще очень далеки от большого спорта. 

Но я не могу сказать, что в этом виноваты ребята — что они как-то не так относятся к делу. Проблемы идут от самой структуры. Нужно выстроить системность, разработать пресловутые методички, аналогичные тем, по которым десятилетиями работают обычные спортсмены. Создать инструменты для налаживания взаимоотношений внутри коллектива, для построения вот этих мостиков между командой и тренером, тренером и руководством, руководством и командой, медиаотделом и командой.

OG на TI9
OG на TI9

Киберспорт по-прежнему очень стихийный. Многие составы могут победить просто из-за стечения обстоятельств, но развить свой успех на длинной дистанции оказываются не готовы. Исключения единичны: OG, которая два раза выиграла TI, и, наверное, все. Есть команды, которые сколько-то лет были в претендентах, всегда где-то рядом, но именно выйти на пик и суметь повторить это «по своей воле» через год смогла только одна. Мы пытаемся выстроить систему, которая позволит нам это сделать. 

— К слову, про OG. Болельщики всегда спорят, что это было: удача или действительно плоды системного подхода. Как ты сам считаешь, в чем секрет OG?

— Мне кажется, что в какой-то степени это, конечно, стечение обстоятельств. Речь даже не о том, что OG повезло, а о том, что нужные люди, которые способны коммуницировать, вместе решать задачи, собрались в одном месте в одно время. Не только игроки, но и персонал — у них была девушка-психолог, которая пришла из большого спорта и очень много занималась с составом. В итоге она выходила вместе с OG поднимать Аегис, потому что команда считала её важнейшим звеном успеха. Видимо, она смогла подобрать ключики отдельно к каждому игроку и ко всей команде в общем. 

Мы все это только начинаем изучать, но у нас есть шанс стать одними из первых, кто выстроит структуру, в которой все будут понимать, за что они ответственны. Когда все процессы отлажены, работать гораздо проще. Представь себе механика, который разбирается в сломанном автомобиле и знает, что эта система работает так, вот здесь идет впрыск топлива, здесь оно сгорает, идет выброс энергии и так далее. Он видит, где произошла поломка, и сразу ее устраняет. В хаосе сделать то же самое очень сложно. Я так часто говорю о системе не потому, что мне хочется всё контролировать. Я говорю о ней, потому что порядок очень важен в любом деле — и тогда многие проблемы и вопросы будет возможно решить, когда они еще только в зародыше. 

Мия Стеллберг, психолог OG
Мия Стеллберг, психолог OG

Даже в традиционном спорте очень немногие принимают такую поддержку со стороны. Потому что тренеры часто любят контролировать весь тренировочный процесс и считают, что это их задача и вотчина. Из-за этого они с большой неохотой пускают каких-то посторонних людей, тех же психологов. Но это все идет от руководства, все эти условия оговариваются «на берегу» при подписании контракта. Нет такого, что в спорте все хорошие и пользуются услугами психологов, а в киберспорте все плохие — это все частные примеры. Инициатива в таком случае всегда идет от руководства. Все должны принимать правила игры, и тогда всем будет проще в ней участвовать. 

— Эффективность модели, которую ты описал, кажется довольно очевидной. Но многие профессиональные игроки по-прежнему часто говорят, что клубы не должны контролировать и регламентировать происходящее в составе. От организации, проще говоря, ждут только буткемпа и зарплаты, а остальное, в том числе замены в ростере, игроки уже сами будут определять. Почему, как ты думаешь, игроки до сих пор верят, что именно так должна работать система?

— Я сейчас отвечу на вопрос и сразу дам тебе кликбейтный заголовок: «Ну и как дела у NAVI сейчас?». Думаю, все видели, как последние полгода обстоят дела в клубе, к работникам которого у меня огромное уважение. И мы видим, что стало с ростером по Dota 2. Хотя «под одной крышей» с ним существует состав по CS:GO, который себя отлично показывает. И я могу предполагать (точной информации у меня нет), что в составе по CS:GO система управления настроена и работает. А ростер по Dota 2 сам распоряжался решафлами, процессом тренировок и всем прочим, и вот к чему это привело. 

— Но почему сами игроки-то продолжают в это верить, когда раз за разом появляются примеры того, что подобный подход не работает?

— Иногда в 30 лет я себя ловлю на мысли, что не могу принять какие-то очевидные вещи из-за внутреннего упрямства и нежелания что-то менять в себе. Но я эти вопросы пытаюсь тщательно прорабатывать и разбирать, почему я к таким убеждениям пришел. Возможно, в случае игроков это некий самообман, который позволяет не решать внутренние конфликты. Нужно начать с себя и понять, почему ты не хочешь это принимать. Я предположу, что это всё — дополнительный контроль и дисциплина, а многие ребята, вероятно, не приучены находиться внутри этой системы. А люди, которые должны в эту модель их интегрировать, возможно, не могут найти к ним подход. 

RAMZES666
RAMZES666

Наша задача — сделать так, чтобы в VP все были довольны, все излучали солнечные лучи и у всех всё было хорошо. Потому что рычаги давления всегда на всех найдутся, но подобные обострения и санкции вызывают негатив. Поэтому нужно найти определенного рода компромисс и подход к каждому игроку в отдельности и к команде в целом, чтобы объяснить, что мир работает вот так. И это не я придумал, и не организация. Просто это так. Если эта информация хорошо дойдет до ребят и они ее воспримут, то нам будет гораздо легче. Поэтому, как я говорил, сейчас очень многое зависит от самих ребят. 

Мы верим, что в этом составе у нас есть все для победы. И если игроки еще откроются нам и для начала примут меня, то они поймут, насколько это важно, причем не только для Dota 2 и условных будущих пяти лет их жизни. Если они выстроят систему и структуру в своей голове, общие понятия о жизни и об организации рабочих процессов, то они с этим багажом могут пойти дальше, занимать высокие должности и быть теми людьми, которые проложили эту дорогу для других. Первопроходцем быть всегда сложно, но он всегда получает за это определенный профит: у тебя будет огромный опыт и понимание общих процессов, а это всегда отражается и на личных качествах, и на финансах, и на заинтересованности других людей в тебе.

— Хотел бы теперь поговорить о твоей комментаторской карьере. В анонсе было сказано, что ты будешь совмещать работу спортивного директора и комментатора. Насколько для тебя это будет сложно? Что, если придется комментировать матч Virtus.pro?

— Думаю, меня просто не будут ставить на этот матч, потому что у нас хватает талантов и график всегда можно скорректировать, чтобы не было никакого конфликта интересов. Но, знаешь, у меня есть неплохой опыт комментирования в баскетболе. Я работал на лиге ВТБ в этом сезоне и комментировал серию плей-офф между «Зенитом» и ЦСКА. После первого матча мне звонили руководители лиги и такие: «Как так, Ваня, ты топишь за “Зенит”, ну так же нельзя». После второго матча звонили и говорили: «Ну как так, ты топишь за ЦСКА!». Я ответил, что комментирую по игре, я не виноват, что «Зенит» летел 12 очков, а потом забил четыре трехочковых подряд. Это невероятный камбек, это красота баскетбола, та причина, из-за которой мы его смотрим. 

Иван Lazar\' Лазарев
Иван Lazar\' Лазарев

Конечно, я эмоционирую по конкретной игре, в которой «Зенит» был в десять раз лучше. А в следующем матче уже ЦСКА был в десять раз лучше. А я играл и там, и там, и мне все равно, кто что думает относительно моей предвзятости, ведь я отталкиваюсь исключительно от конкретной игры. У меня нет никаких предпочтений — я провел по два сезона в каждой команде, и с обеими у меня остались теплые отношения. И я думаю, в случае с VP будет так же. Лично для меня тут не будет проблемы конфликта интересов: я так же буду отталкиваться исключительно от игры, критиковать и хвалить в зависимости от ситуации. Предвзятости точно не будет. В конце концов, если я в эфире RuHub начну просто так нахваливать VP, какой команде с этого профит?

— Как бы оценил эти полгода в качестве комментатора студии RuHub? 

— Сейчас в RuHub произошла смена руководства и тоже выстраивается какой-то новый определенный курс. И, думаю, не всем это может одинаково нравиться. Сейчас идет прощупывание почвы как со стороны руководства, так и со стороны кастеров, выстраивание отношений и попытка разобраться, почему все идет именно так, а не иначе. Я попал в студию именно в такой момент и не знаю, как было до этого, не знаю, что будет дальше. Но я верю, что все наладится. К тому же пока не было у нас каких-то крупных турниров, из DPC мы освещали только Северную и Южную Америку. Это все ночные матчи. Не могу сказать, что не было возможности себя проявить, но понятно, что и зрителей было не так много, ведь это не самое удобное время трансляций для средней полосы России. 

Иван Lazar\' Лазарев и Дария Eiritel Морозова
Иван Lazar\' Лазарев и Дария Eiritel Морозова

А тир-2 турниров было несколько, некоторые из них были из дома, а некоторые — из студии. И во время эфиров из дома я получил огромный опыт в подъеме трансляции, в переключении разных моментов в OBS и прочем. Понятно, что когда ты ведешь свою персональную трансляцию, то там все элементарно. А тут надо было параллельно запускать и рекламу, и коэффициенты, и прочее, прочее. Такое чувство, будто ты сидишь и крутишь какие-то педали, нажимаешь на десять кнопок, и еще нужно параллельно что-то про игру рассказывать. И так хорошо многозадачность тренируется. 

— Много ли эти полгода тебе дали в понимании профессиональной сцены и вообще всей индустрии изнутри?

— Какое-то понимание определенно дали, плюс общение с коллегами помогло. Пользуясь случаем, передаю привет всем ребятам из RuHub. Они очень отзывчивые, готовые помочь, с ними действительно приятно работать. Но надо понимать, что все это только часть индустрии. Комментирование и аналитика дают понимание игры, и это очень интересно. Ребята из RuHub смотрят огромное количество «Доты», и у них есть чему поучиться. Но в плане других процессов в киберспорте, как, например, происходят буткемпы, организация тренировок и так далее, все это в качестве комментатора можно только по верхам понять. В это я только сейчас непосредственно вникаю. Сергей Гламазда вводит меня в курс дела, и ребята, которые работают в других отделах, помогают мне. Потому что для начала нужно втянуться и понять, как в данный момент все устроено, чтобы потом уже делать так, как мы хотим, чтобы это работало. 

— Как бы ты сравнил тот фидбэк, что получают комментаторы в баскетболе, с тем, что получают киберспортивные кастеры? У нас все-таки частенько любят критиковать комментаторов, а профессиональные игроки даже на них обижаются...

— В киберспорте фидбэк гораздо проще устроен — он может тебя догнать почти сразу во всех социальных сетях. Хочу сказать про саму позицию комментатора: когда ты кастер, ты должен комментировать то, что происходит на карте, и не должен задумываться о том, что это — ошибка или не ошибка. Я констатирую факт, тем более в этом моменте у меня нет огромной экспертизы. В баскетболе я могу предполагать: «Мне кажется, он хотел пойти сюда, потому что его защитник держит с этой стороны, поэтому он хотел обмануть оппонента, но технически это не получилось». Можно констатировать факт технической ошибки, но критиковать поступок на уровне мысли и идеи нельзя. Потому что ты не знаешь, что происходит в голове у человека. Так же и в Dota 2 я могу сказать: «Не прожал BKB» или «Зашел без вижена в лес, и его подцепили», но я не могу критиковать и говорить, что игрок плохой, дурак и вообще подвел всю команду, потому что это просто непрофессионально. Комментатор озвучивает происходящие событие и говорит свое мнение, но критиковать — уже не его задача. 

— Ты чувствуешь, что уже влился в киберспортивное комьюнити?

— Я пока не очень активно вел себя в социальных сетях и на стримах, потому что очень много разных дел было, как жизненных, так и с Virtus.pro. Но я думаю, что нужно будет поглубже интегрироваться и влиться в комьюнити. Например, почаще давать взгляды со стороны и объяснять болельщикам, почему мы такое решение приняли или другое. У меня вот не получилось к Maelstorm, к сожалению, прийти на «Штормовой Улит» — за четыре дня мне буквально поесть некогда было, я и в RuHub работал, и встречи с Virtus.pro проводил. Сейчас просто очень много разных задач, которые необходимо решить, а потом можно будет уже и медийкой заняться, комментарии побольше давать и так далее. Но все-таки сначала работа, а это уже потом. 

— Для тебя работа в киберспортивной индустрии дает такой же эмоциональный заряд и импульс, как карьера в баскетболе? 

— Еще не получилось это все прочувствовать. Турниров крупных еще не было, а анонс с Virtus.pro был меньше недели назад. Пока еще меня вводят в курс дела — совещания, выстраивание рабочих процессов и прочее. Вот когда начнутся турниры, вот тогда я уже почувствую. Я очень заинтересован, и у меня горят глаза от того, как мы сейчас будем работать с ребятами. 

— Ты как-то сказал: «Я ни разу не удалял “Доту”, потому что понимал, что это бессмысленно. Ее можно удалить с компьютера, но не из сердца». По-прежнему ли игра доставляет удовольствие?

— Это как любовь — от любви до ненависти один шаг. Ты понимаешь, что если у тебя сейчас все хорошо, то может появиться острый момент, когда тебе станет настолько же больно и плохо, насколько совсем недавно было хорошо. Но нужно подходить к этому с ясной головой. Нужно всегда отдавать себе отчет, что в Dota 2 есть соревновательная составляющая и составляющая, которая должна приносить удовольствие. И соревновательная часть сама по себе не имеет смысла, если ты не получаешь удовольствие. Иначе это превратится в бег по кругу за потенциальным эндорфином, который может так и не прийти. Получать удовольствие от результата — это отлично, а вот получать удовольствие от процесса — искусство. 

Dota 2
Dota 2

— В Dota 2 это бывает проблематично... 

— И не только в Dota 2, а во всем. Спорт — это тоже не только сами матчи, но и ежедневные многочасовые тренировки, кровь, слезы, пот, боль и всё сопутствующее. Всё зависит от того, нравится тебе это или нет, и настолько ли тебе это нравится, что ты готов терпеть негативные аспекты, понимая, что это часть процесса. 

— Ты рассказывал, что пытаешься тактично и спокойно общаться в «Доте». Это работает? 

— Периодически. Это очень сильно зависит от тех людей, которые тебя слушают. Иногда можно перевести конфликт в шутку, а иногда люди просто неадекватные. И тогда понимаешь, что есть смысл попробовать пошутить еще пару раз, а если собеседник продолжит негативить, то кидаешь его в мут и играешь с другими ребятами. Даже когда люди начинают ссориться с нулевой, как это часто бывает, ты залетаешь с ноги какого-нибудь рофла, и они сбиваются, у них разрыв шаблона: «Подожди, я ведь тебя обосрал, почему ты прикалываешься?». И иногда это работает. 

— С чем, на твой взгляд, связан высокий уровень токсичности в Dota 2?

— Это отчасти зависит от людей, которые освещали события по Dota 2 — это некая преемственность поколений. Если такие правила были до тебя, то что-то взять и поменять очень тяжело, но мы можем влиять на обстоятельства точно так же, как обстоятельства могут влиять на нас. Возможно, это тяжело представить и принять, но это на самом деле так. Если каждый начнет с себя, то можем сделать этот мир лучше. Если есть определенное количество хейта, должно быть определенное количество позитива — все стремится к балансу и дисциплине. И возможно, мы когда-нибудь придем к этому идеальному миру, но ненадолго, потому что затем все опять пойдет по кругу. Ведь все в нашей жизни циклично, но я думаю, что сейчас такая данность, потому что на заложенных семенах выросло вот такое дерево. Но это дерево тоже однажды даст плоды, а уже от нас зависит, какими они будут — плодами хейта или более дружелюбной атмосферы. Я думаю, эта метафора вполне понятна. 

— Полгода назад в интервью ты сказал, что пока не говоришь о своем MMR и надеешься его подтянуть. Удалось этого достичь?

— Нет (смеется). Это дело, которым нужно заниматься постоянно, а из-за плотного графика, который у меня сейчас, не хватает времени. К тому же, помимо игры и работы, есть еще и другая жизнь. Но понимание того, как необходимо действовать в игре для победы, конечно, повышается в связи с количеством просмотренных игр и разобранных ситуаций. Ты начинаешь осознавать, насколько в Dota 2 важна общая идея, а микроскилл уже можно подтянуть или играть на более простых персонажах, не пикать всё подряд, а выбрать себе парочку-троечку сигнатурок и уже затренировать их. Ну а возвращаясь к вопросу, нет, MMR не поднял (смеется), и, думаю, в ближайшее время и не получится — какой-то период еще тяжело будет уделять время игре. 

— С другой стороны, у тебя под боком теперь такая экспертиза в виде игроков Virtus.pro…

— Да, я думаю у нас будет взаимовыгодной обмен (смеется), так что, может, и я в чем-то прибавлю. 

Nightfall
Nightfall

— Ты рассказывал, что раньше любил Sniper на четвертой позиции и Lone Druid с Aghanim’s Scepter. А в текущей мете на ком играешь? 

— Я стал чаще выбирать керри, условных Luna или Terrorblade — метовые персонажи, на которых ты уже на уровне пятом можешь спокойно уйти в лес, обставиться вардами и уже к 25-й минуте выйти огромным, дать какой-то колл и пойти вместе с командой. Так что сейчас я отдаю предпочтение кор-позициям, так как в текущей мете они очень сильно влияют на игру. Особенно на лоу-рейтинге. 

Комментарии