advertisement banner
i
C

«Где ивенты, Valve?» NS о патчах в Dota 2, перспективах игроков из СНГ и личных итогах года

Аналитик RuHub Ярослав NS Кузнецов поделился мыслями о перспективах Dota 2 и снижении интереса пользователей к игре. Он считает, что патчи должны быть более дозированными, а ивентов необходимо проводить больше. В интервью для Cybersport.ru кастер также подвел личные итоги года и порассуждал о коллективах из СНГ.

Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER
Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER

Личные итоги года

— Есть ли у тебя традиция подводить для себя самого творческие итоги года? Что удалось сделать? Что хотелось сделать или попробовать, но не получилось в силу разных причин? 

— Про свои успехи я мог бы рассказать в предыдущие годы. Когда-то у меня была цель, чтобы на канале на YouTube было 100 тысяч человек, или собрать на каком-то видосе миллион, или что-нибудь еще в таком духе. Когда я занимался видео, мне хотелось заработать каких-то ачивок. Я бы не сказал, что занимаюсь подведением итогов для себя. Я всё-таки больше живу сегодняшним днем, и если мне комфортно живется прямо сейчас, значит, я делаю всё нормально и можно особо не париться и не подводить никаких итогов. 

Этот год, с точки зрения каких-то подобных вещей, прошел для меня бесполезно. Весь год я просто стримил. В один момент я подумал, что было бы прикольно сделать 5 млн часов просмотра за год, но я не сделал. У меня около 4,5 млн. Получается, единственное, что хотел сделать, — не сделал.

Мысли о том, чтобы разнообразить свое творчество, не посещают? Попробовать себя в роли интервьюера, например. 

— Скорее нет, чем да. Я не знаю, чем бы ещё мог заняться. Какое-нибудь интервьюерство мне не особо интересно. Я подзабил делать видосы, и мне это не нравится. Я всё время себя корю. Думаю: «Ну блин, надо бы снова начать». Но всё время что-то мешает. Это та самая ситуация, когда ты хочешь пойти в тренажёрный зал, но всем говоришь, что сходишь через неделю, в следующем месяце, лето наступит — пойду, отпуск наступит — схожу и так далее. И ты никогда не идешь. Так же у меня сейчас с видосами. Рано говорить о новом, мне бы старое хотя бы начать делать. Всё никак не могу взять себя в руки и начать. Со следующего года точно начну!

— В одном из своих твитов ты назвал Cybersport.ru родным ресурсом. Хотел бы попробовать себя в роли приглашенного главного редактора, на любой один день — на выбор?

— Да, он родной. С этого всё началось. Когда я приходил в Virtus.pro, ничего не было, кроме этого ресурса. Но какой из меня редактор? У меня же ни опыта, ничего нет. 

— Есть знание «Доты», самой популярной дисциплины. Есть знание киберспорта в целом, есть статус, и это всего один день. Например, в день финала The International.

— Я бы в это время хотел поработать на самом финале The International, а не на «Сайберспорте». (Смеется) Да и зачем мне это нужно? Я всё время комментирую вашу работу, она мне не очень нравится, но я надеюсь, что вы научитесь и будет лучше. 

— Ну так, может быть, мы бы как раз на практике поучились?

— Ладно, тогда по-другому. У вас нет столько денег, чтобы меня купить. Мой день слишком дорогой (смеется).

Ярослав NS Кузнецов. Источник: MDL
Ярослав NS Кузнецов. Источник: MDL

Спасение Dota 2

— Что нужно делать разработчикам «Доты», чтобы сохранить популярность игры? Не так давно она впервые в истории по среднему онлайну упала ниже CS:GO. 

— То, что «Дота» теряет аудиторию, — это нормально. Было бы странно, если бы одна и та же игра никогда не теряла аудиторию. Так происходит почти с любым проектом.

Игру нужно поддерживать, и для этого два инструмента. Патчи, которые выпускает Valve, безусловно, подогревают интерес. Когда выходят патчи, люди возвращаются. Но большие патчи выходят слишком редко и слишком резко. Они каждый год взрывают людям мозг. Большая часть аудитории — это те, кто иногда заходит сыграть по фану с друзьями. Это не хардкорные игроки. И вот они заходят и ничего не понимают. Они говорят: «Да пошло это всё, пойду во что-нибудь другое поиграю».

Лучше бы патчи выходили дозированно, чаще, чем раз в год. Например, каждые три-четыре месяца, и в них было бы 30% от тех изменений, что выходят сейчас в больших обновлениях. Люди получали бы повод чаще заходить в клиент посмотреть, что происходит, и не так сильно охреневали бы от изменений.

Второе — это ивенты. Где ивенты, Valve? Даже как-то обидно за их отсутствие. Они как сборная России или КБУ — ты надеешься и ждешь от них чего-то, но всё время по итогу происходит какая-то хрень. Все последние ивенты вызывали лишь разочарование.

Хорошие регулярные ивенты способны поддерживать интерес к игре. Людям это интересно, плюс они могут получить с него какую-нибудь халяву. Но мало того, что халяву не всегда дают, так еще и ивенты скучные. Раньше были прекрасные ивенты, а сейчас каждый новый хуже предыдущего.

Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER
Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER

— В предыдущих ивентах разве всё не скатывалось к тому, чтобы найти побольше багов и абузов, чтобы как можно быстрее пройти его, получить какую-то шмотку и уйти?

— Ну не знаю. Во многие ивенты люди весьма долго играли, и это было интересно. Баги и абузы — да ради бога, это проблемы Valve. Ты можешь выпустить ивент без багов и абузов. Это же можно сделать? Возможно, что нельзя (смеется), но постараться можно, если не хочешь, чтобы люди абузили. 

Когда был Diretide, каждую неделю кто-то выигрывал абузами и багами, но это не важно. У людей всегда был челлендж — стать лучшим за неделю и получить мегаредкий предмет. Это же офигеть как круто. Всем интересно поучаствовать, посоревноваться, найти баги. Это стимул зайти вместе с друзьями и что-то поделать. В последнее время нам не дают никакой возможности ничего сделать. Ивент ради ивента, ради галочки. Ничего интересного. 

— Года два назад было такое, что балансные патчи по графику выходили — чуть ли не каждые две недели.

— Это перебор. Каждые две недели — это слишком часто. Но они могли бы четко сказать, что патч будет выходить раз в четыре месяца: новый герой и какие-то изменения, довольно глобальные, будут добавляться новые шмотки, ещё какие-то механики. Только не сразу все, а порциями. В одном патче добавили предметы, в другом — аванпосты, в третьем — героя и так далее.

Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER
Ярослав NS Кузнецов. Источник: EPICENTER

Наша или нет?

— Ты согласен, что «Дота — не наша игра»?

(Смеется) Это суперраскрученная фигня. Я не любитель цитировать Виталия v1lat Волочая и обращать внимание на его хайпожорские штучки. Вилат очень любит хайповать про нашу — не нашу игру, Dota is shit и так далее. Это ж Вилат. Давно нужно было перестать обращать на это так много внимания. Где-то он пишет это на эмоциях, где-то хочет похайпить, чтобы все обсуждали — чтобы я отвечал на такие вопросы, чтобы Ghostik написал статью и так далее. Он это делает специально.

Что значит «наша игра или нет»? Она не наша. Её Valve сделали, американцы. Если рассматривать эту фразу с точки зрения умеем ли в нее играть, то эта фраза не верна. У нас как минимум за последние два года есть Virtus.pro, были Natus Vincere. Иногда просыпались и другие команды, показывали результат. То есть всё мы умеем. Другой вопрос, что последние два года у нас средние результаты. Virtus.pro не в счет — это уникальная команда, она появилась и одна всё делала. Все остальные занимали в основном топ-16. 

Если сравнивать размеры аудиторий, то СНГ идёт на втором месте после Китая. Но там всегда есть несколько крепких составов, претенденты на чемпионство, есть сильные команды, которые дадут бой любому фавориту, постоянно есть новые темные лошадки. И эти команды есть всегда. А у нас была только Virtus.pro. С этой точки зрения можно согласиться, что здесь что-то делается не так, раз с таким количеством игроков ничего не получается сделать — хотя бы несколько боевых составов.

— Веришь ли ты в новый ростер Virtus.pro? 

— Я считаю, что перспективы весьма радужные. Но мне кажется, что результаты всё-таки будут хуже, чем у старого состава. У тех VP всё получилось. Собрались, и всё пошло. Никто не может объяснить, как так вышло, — просто люди подошли друг другу и заиграли. Такое редко происходит. Мне кажется, ту эпоху не вернуть, но нынешние VP будут боевой командой и будут претендовать на высокие результаты по ходу сезона.

— Новый состав NAVI показал хороший результат на квалификации к мейджору. Какие шансы, что они прервут проклятие 16-х мест на мейджорах?

— Кто бы ни прошёл на мейджор, я верю только в Virtus.pro. Может, не в победу и даже не в топ-3, но верю в борьбу, что нам не будет стыдно за них. А верить в другие команды пока нет предпосылок. Все будут рады, но пока ничто не намекает на то, что кто-то неожиданно выстрелит. Может, будет 12-е место, но от 16-го его отделяет только одна игра. А вот чтобы кто-то реально поборолся, чтобы все сказали, что у нас появился крепкий состав, — такое пока не ожидается. 

Кажется, что на профессиональной сцене только один человек раскрыл секрет стабильности — Puppey. Почему Secret всегда остается в топе? Как думаешь, с MATUMBAMAN она станет сильнее? Видишь ли ты реальных конкурентов для нее в этом сезоне?

— Puppey — уникальный игрок. Сейчас n0tail называют лучшим игроком за всю историю «Доты», но если и вручать кому-то эту награду, то, безусловно, Пуппею. Он хорошо играет еще с первой «Доты», которая уже как Ветхий Завет, но всё-таки забывать про нее не имеем права. Это было начало всего. И он уже тогда поднялся на уровень, стал топовым игроком и с тех пор ни разу не падал. Да, у него были не самые удачные команды, но он всегда метил в топ и был близок к этому. Он всегда был одним из претендентов на победу на The International. Да, после первого турнира у него больше не получилось, но это уже другой вопрос. 

Я бы не сказал, что Team Secret на данный момент топ-1. У нас, думаю, сейчас десяток команд претендует на это звание, надо посмотреть первый мейджор, где будут все (кроме OG). Мне что-то подсказывает, что китайские коллективы будут давать прожарку, плюс Юго-Восточная Азия сейчас очень сильная, и вполне вероятно, что даже на первых мейджорах мы будем наблюдать доминацию именно этих регионов. Европа будет не так сильна, регион будет раскрываться чуть позже.

RAMZEs. Источник: EPICENTER
RAMZEs. Источник: EPICENTER

— Какие перспективы у RAMZEs в Америке?

— Я ни хрена не понял, зачем Рамзес поехал в Америку. При всем уважении к Роману, он суперпопулярен в России, из него тут сделали звезду. Безусловно, он талантливый игрок, прикольный, но так бывает, что иногда из тебя начинают делать звезду, потому что ты подходишь по каким-то показателями — возраст, внешность, поведение и еще что-то. И в России из него начали делать звезду. Но в Америке другие звезды. Вряд ли там он будет сниматься в рекламе брендов. Не уверен, что он вообще там кому-то нужен, кроме его команды и друзей. Там есть SumaiL, Arteezy и другие звезды. 

Я желаю Рамзесу вернуться в Коноху [то есть домой — прим. ред.] (смеется), как это сделал Resolut1on. Если у него получится там, то я и не против, я могу ему и там удачи пожелать. Но мне почему-то кажется, что намного лучше, чем здесь, не выйдет и в итоге ему там еще и надоест, потому что нашего человека все время тянет обратно. Мне кажется, Рамзеса тоже притянет, засосет обратно на родину и он будет играть через год опять в Virtus.pro или где-то еще.

— Миксы/команды Dendi, Lil, God и Illidan не смогли пройти открытые квалификации на первый мейджор. Видишь ли ты в будущем этих игроков в профессиональных клубах, или их дальнейшая судьба — играть в таких командах, как сейчас?

— В NAVI, Gambit, VP — нет, не верю. Дело даже не в их уровне игры, который не дотягивает до той планки, которой требуют капитаны наших топовых команд. Но еще и репутация играет против них. На Dendi на миде или керри уже никто всерьез не смотрит. Даже если эти игроки соберутся все вместе командой, выдадут крутой сезон, и все будут говорить, что «боже, Dendi как молодой, Illidan разваливает, God — как же он хорош»… Всё равно никто не посмотрит в их сторону как на реальную кандидатуру. Будут смотреть на молодых игроков.

Есть только один вариант. Если завтра любой из перечисленных, кроме Лила, поменяет позицию на саппорта, то, может, снова неожиданно заиграет. Были такие примеры. Но вот чтобы Dendi пошёл играть на мид в Virtus.pro — не верю в это, при всём уважении.

NS и Maelstorm. Источник: EPICENTER
NS и Maelstorm. Источник: EPICENTER

Компендиум

— Сколько ты сам потратил на компендиум в этом году? 

— В районе тысячи долларов. Но на самом деле я ничего не потратил. У меня были дорогие шмотки к The International, которые мне выпали бесплатно, когда посещаешь турнир. Они могут выпасть, а могут и нет. У меня их было три — каждая стоила от 20 до 40 тысяч рублей. Я их продал и купил компендиум. Да, можно было их продать и купить что-то другое, но я посчитал, что бог дал — бог взял. Valve мне их дала, а я вернул назад.

Для меня компендиум — это контент на стриме. Если бы я не стримил и у меня не было бесплатных шмоток, то вряд ли я бы апнул себе 4000-й уровень. Может, максимум 1000-й взял бы, чтобы получить реальный Аегис. Это стоило бы тысяч 15 рублей. Но сейчас ситуация другая. Я всё-таки стример, и мне нужно, чтобы в табличке «Доты» я был выше всех, чтобы мог говорить: «Смотрите, кто батя по уровню компендиума!».

— Что Valve должна предпринять, чтобы мотивировать тебя потратить еще больше в 2020 году? 

— Я ругался на ивенты в Dota 2, но про компендиум ничего плохого сказать не могу. Valve каждый год удается придумать что-то новое, чтобы заинтересовать людей. Так что с этим она справляется точно лучше, чем я. Каждый следующий компендиум приносит больше денег, чем предыдущий. Он реально лучше, и на него хочется потратить деньги.

Единственная проблема появляется у людей, которые апнули себе очень большой уровень. С определенного момента перестает выпадать что-то полезное. У меня 150 сундуков «Имморталок». У меня редких шмоток — по десять одинаковых. Что мне с ними делать? В описании предметов написано, что они «очень редкие», «невероятно редкие», но их так много, что они таковыми не являются. Самая редкая шмотка из сундуков стоит рублей 800. Для «Доты» это недорого, тут Dragonclaw Hook стоит 10 тысяч. А мегаредкие вещи из компендиума — мало, потому что на рынке их десятки тысяч.

Блиц

— Лучшая команда, помимо OG?

— LGD. Хотя нет, Vici Gaming.

— Лучший игрок? 

Topson.

— Лучший игрок в СНГ? 

Solo.

Solo. Источник: vk.com/virtuspro
Solo. Источник: vk.com/virtuspro

— Открытие года — игрок и/или талант?

gpK~, наверное.

— Лучший матч? 

— Сложный вопрос, честно сказать. Всё смешалось в один большой матч. Может, на The International…

— Может, финал EPICENTER?

— Кто там играл?

— Liquid против Vici. Пять часов играли финал.

— Да, пусть они. Из-за количества игр у меня все в одной большой каше в голове. Я даже не могу вспомнить, где какие матчи играли. Смотришь: Vici — Liquid здесь, Vici — Liquid там, Vici — Liquid в группе... Топовых команд мало, они никогда не меняются и везде играют друг с другом на каждом турнире — сначала в группе, потом в плей-офф, потом еще раз в плей-офф и так далее.

Комментарии