advertisement banner
i
C

Главные интриги предстоящего года в CS:GO

Ох, каким же трудным получился прошедший год для всех нас. Мы запомним его надолго. Для соревновательной сцены CS:GO 2020-й также стал очень необычным и непростым периодом. Местами было сложно. Всем: турнирным операторам, организациям, командам, игрокам, комментаторам, зрителям. Мы скучали и продолжаем скучать по ЛАНам, мы устали от бесконечных онлайн-турниров. Сцену покинуло множество организаций из Северной Америки, какое-то невероятное число профессионалов из этого региона перешло в VALORANT. Вскрылся тренерский баг, из-за которого было забанено более 30 наставников. Ассоциация профессиональных игроков начала войну с BLAST, но, кажется, потерпела фиаско. А саму организацию, мягко говоря, уничтожило комьюнити и авторитетные западные журналисты. В общем, событий было много, и это далеко не полный список того, что происходило в мире CS в прошлом году. Кстати, сложилось впечатление, что я перечислил только негативные моменты? Да, это так. Но не потому, что ничего хорошего и прекрасного не случалось вообще. Все плохое обладает способностью откладываться в памяти лучше. Конечно, было немало позитивных, крутых и забавных событий. Например, успешное освоение командами модели с 6 игроками, взлет Gambit и рост СНГ-сцены в целом, нечеловеческий клатч ZywOo, мой блог на Cybersport.ru:)


Смотреть
ZywOo ace

А чего стоит ожидать от мира CS:GO в 2021-м году?

Онлайн надоел — пора воскрешать LAN-турниры

Это главный — по крайней мере, для меня — вопрос относительно развития CS:GO в 2021-м году. Вернуться ли так всеми горячо любимые и долгожданные оффлайн-турниры, от которых все уже успели отвыкнуть. Первые шаги в эту стороны вроде как сделаны — культовый ивент IEM Katowice обещают провести в студийном формате: то есть на ЛАНе, но без зрителей. Но радоваться пока рано — IEM Global Challenge тоже зарекались сделать не в онлайне, но ситуация с коронавирусом к старту чемпионата заметно ухудшилась. Сложно представить, что будет твориться на первом полноценном оффлайн-турнире после такой затяжной паузы. Вот только когда он состоится — вопрос, ответа на который, не знает никто.

Хочется также затронуть многолетнюю проблему соревновательного CS:GO: слишком большое обилие тир-1 ивентов. В памяти не хватает места, чтобы записывать туда названия бесконечных чемпионатов и тем более имена их победителей. Соответственно и ценность этих побед значительно падает, а следить за всеми турнирами с одинаковым интересом просто не получается. Да, рано или поздно вернутся ЛАНы, но бешеное расписание никуда не денется. И с этим срочно нужно что-то делать.

NAVI поднимают кубок на IEM Katowice 2019 — последнем крупном ЛАН-турнире на данный момент

Мейджору быть! Или не быть?

В мае прошлого года должен был состояться мейджор в Рио-де-Жанейро, однако ввиду понятных причин был перенесен, а вскоре и вовсе отменен. Новыми датами стали весна и осень текущего года. Позже в VALVE заявили, что в 2021-м будет сыгран всего лишь один мейджор и, если все пойдет по плану, пройдет он с 25-октября по 7-е ноября.

Многим не нравится такая политика компании разработчика. Коронавирусные ограничения, конечно, существенно осложняют проведение массовых мероприятий, но на примере футбола, хоккея, баскетбола и других видов спорта понятно, что организовывать нечто подобное вполне возможно. Да и конкуренты из Riot в прошлом году устроили Worlds 2020 — полноценный ЛАН-ивент со зрителями, чем немного поставили под сомнение решение VALVE.

Бесспорно, в нынешнее время организация таких масштабных событий требует более тщательной подготовки и планирования. И в связи с этим, думаю, отсутствие мейджоров в 2020-м еще можно простить. Но если главный турнир в CS:GO не состоится и в этом году, то это будет кошмар, провал, катастрофа и много других прекрасных слов, брошенных в сторону компании разработчика. По делу брошенных, надо сказать.

Также Riot планируют проводить свои глобальные чемпионаты по VALORANT оффлайн, и их успешный опыт с League of Legends подсказывает, что все у них может получиться. И если VALVE в очередной раз перенесут или отменят мейджор, то это окончательно поставит под сомнение их компетентность и заинтересованность в данном вопросе. Особенно, когда есть с чем сравнивать — такие действия вызывают большие вопросы. Но все же надеемся, что 16-й мейджор-таки состоится и это будет настоящий праздник для всех поклонников CS:GO.

Если следующий турнир от VALVE пройдет по расписанию, то перерыв между мейджорами составит больше двух лет

Сколько игроков будет в составах топовых команд?

Одним из символов 2020-го года в CS стали команды, использующие состав с 6 игроками. Первыми успешность такой модели показали Vitality, удачно подключив Nivera к играм на некоторых картах. Astralis и NAVI, хоть и в меньшей мере, но также под конец года использовали данную схему.

Думаю, очевидно, что за лайнапами, состоящими из 6 игроков, будущее. Во-первых, это усиление игры и возможность дать отдохнуть одному из членов команды. Во-вторых, такой подход может служить мотивацией для определенных личностей. Создается конкуренция, которая, как известно — за исключением тех, кто ее не выдержал — никому не вредила.

Но все ли ограничится лишь 6-м игроком? Что помешает тем же Vitality в один момент добавить 7-го, 8-го. И как на это будут реагировать VALVE и другие турнирные операторы. По сей день никаких регламентов касательно количества игроков в составе они не вводили. Но со временем им наверняка придется это сделать. Не то чтобы это жизненно необходимо, но даже в том же футболе есть лимит на число заявленных на матч. Плюс это немного поможет не самым богатым организациям, которые не могут позволить себе ростер из 6 и более человек. Вдобавок к этому, мне кажется, карты, на которых в игру вступает запасной, не обязательно должны определяться до начала матча. Чтобы в случае чего 6-й мог подменить того, кто чувствует себя не лучшим образом или просто в конкретный день не отыгрывает на все 100%. Решения о перестановках, принятые по ходу серии, добавят немного искры, риска и задора в соревновательный CS.

1/3 nivera

Бан тренеров, скандал со стримснайпингом — дальше кара за 322? В киберспорте творится хаос

Самым ярким и печальным событием за 2020-год в CS:GO лично для меня является бан более 30 тренеров разного уровня. Это одновременно абсурдно, в какой-то степени забавно, но, что важнее, это просто-напросто не укладывается в голове: баг существовал около 5 лет, и разработчики об этом знали, но не предпринимали абсолютно никаких действий по его устранению. А тренеры, которые на протяжении столь долгого периода времени использовали его и молчали, ничем не лучше тех, кто, например, сдает матчи. Данная ошибка игры повлияла на ход невероятно огромного количества матчей, и, получается, что их результат не до конца объективен. А может кто-то лишился команды после того, как проиграл оппоненту с не самым честным наставником.

Тренеров наказали — дали баны в зависимости от частоты использования бага. Но игроков трогать не стали. Что, на мой взгляд, в корне неправильно. И дело даже не в том, что они могли знать о нелегальных промыслах своего тренера. Это доказать невозможно. Но и не нужно, чтобы отстранить всю команду от участия на турнирах на какой-то срок. Зачем? Чтобы люди понимали ответственность, чтобы человек осознавал, что он делает и что это может пагубно повлиять не только на него самого, но и на тех, кому он пытается «помочь». Странно получается: если игрок будет использовать запрещенные программы и это вскроется, то санкции непременно коснутся всего коллектива, а в случае с этим несчастным багом, что в какой-то степени такой же чит, наказывают только тренера. Мы хотим, чтобы киберспорт развивался, его масштабы увеличивались, но при этом у нас после такого не то чтобы не банят всю команду/организацию/тег, у нас люди, которые нагло обманывали сцену, продолжают работать в сфере (привет, forZe и Zoner). Позор. Что-то я немного ушел от темы. Накопилось.

Список забаненных тренеров. lmbt успешно доказал свою невиновность

Занималась этим расследованием ESIC (Esports Integrity Commision), они же рассекретили команды, которые грешили стримснайпингом, но наказывать никого не стали. И в этом случае сделали все верно: среди провинившихся были коллективы разного уровня, в том числе и тир-1, и их отстранение нанесло бы колоссальный удар по всей CS:GO-сцене. Было выдано последнее китайское предупреждение. А я бы все-таки выписал всем нарушившим штраф с пятью нолями. Для профилактики!

К чему я это все — сцена, к большому сожалению, очень грязная, и происходят тут порой весьма неоднозначные вещи. И вишенкой на этом черством торте являются подставные матчи. Ни для кого не секрет, что тир-2/3 просто утопает в 322. И как контролировать эти процессы — не совсем понятно. Но, возможно, именно ESIC будет пытаться как-то противостоять этому злу при помощи турнирных операторов и букмекеров, конечно же. Нужно выстроить четкую систему правил. Когда у букмекеров резко падают/взлетают коэффициенты за считанные минуты до начала события (привет, Cyberlegacy), нужно на это реагировать — вопросы по этому поводу не должны ограничиваться парой постов в Твиттере. И крайне сложно представить, сколько подобных «подозрительных активностей», происходит в течение года. Возможно, 2021-й ознаменуется новой волной банов уже за 322. Во всяком случае я верю в ESIC и буду активно следить за их деятельностью.

Киберспорт сейчас находится где-то между подвальными компьютерными клубами и профессиональным спортом. В индустрию приходят люди с космическими инвестициями, размеры отступных составляют громадные суммы денег, появляются различные агентства, готовые вести дела игроков. Но при этом абсолютно ни о каком профессионализме говорить чаще всего не приходится. Некоторые личности и союзы вывели формулу, по которой можно спокойно набивать свой карман. Они делают это по-разному, кто-то, будучи руководителем, уговаривает своих же игроков сдать матч, кто-то создает объединение, на первый взгляд призванное помочь сцене стать лучше, но на деле их действия эту сцену только разрушают и разобщают. Кто-то довольно грамотно «подсказывает» клиентам, какой контракт им надо подписать.

Ребят, вы куда?

В моей голове выстраивается очень четкая параллель между футболом и киберспортом. Футбольный мир ненавидит агентов, которые зачастую обманывают своих игроков, почти все футбольные структуры от регионального до мирового уровня коррумпированы, и это было доказано не один раз. Во главе клубов и организаций стоят люди не из спорта, потому что спорт им не интересен. Их волнует другое. И то же самое сейчас происходит с киберспортом. В индустрии появились большие деньги — и тут же появились те, кто захотел эти деньги забрать. Взять, например, феерический документ CSPPA (ассоциация профессиональных игроков), в котором говорится, что права на интеллектуальную собственность игроков (имя, никнейм, фото, видео и т.д) принадлежат ассоциации, а контракт заключается на 5 лет без какой-либо возможности прекращения или расторжения по инициативе игрока.

Лицензия CSPPA

А, например, чтобы вычислить тренеров, использующих баг, два человека на протяжении трех недель смотрели записи матчей, не получая за это ни копейки. Люди буквально болеют игрой, и именно на таких личностях держится сцена, но, к сожалению, большинству хочется просто заработать, а до всего остального им нет дела.

Остается надеяться, что ESIC, добровольцы, комьюнити, журналисты, возможно, какие-то новые организации, созданные, чтобы навести порядок, будут в состоянии противостоять этой, уже запущенной бизнес-машине, которая не щадит и не собирается щадить никого.

К кому стоит присмотреться — игроки и команды, которые сделают шаг вперед

2020-й год подарил нам много талантливых и качественных игроков, о которых узнала широкая публика. Например, Nivera, misutaaa, Perfecto, syrsoN и другие. Появились команды, которые сделали большой шаг вперед: Gambit (не устану про них говорить), Spirit, Vitality (переродились после ухода ALEX). А кто сможет приятно удивить фанатов в следующие 12 месяцев?

В первую очередь хочется, чтобы СНГ-команды продолжали прогрессировать и развиваться. Сейчас в топ-30 находится 7 коллективов из нашего региона, и это очень хороший показатель. Интересно, как будет развиваться молодежный состав Virtus.pro — VP.Prodigy. Если говорить про персоналии, первыми в таком ключе на ум приходят degster, Woro2k, fame, m0nesy. Вполне возможно, что кого-то из этого списка мы увидим в тир-1 коллективе на слоте того же 6-го игрока, например.

Из остального мира можно выделить G2, которые не зря брали Niko себя в команду и явно собираются претендовать на топ-1 в этом году. Любопытно, кого подпишут FaZe на место капитана, если вариант с возвращением karrigan осуществить не удастся, сумеют ли mousesports найти стабильность, Cloud9 оправдать свои вложения, а ex-100Thieves воссоединиться в российской организации EXTREMUM и снова показывать достойный Counter-Strike. Все эти и многие другие коллективы могут как выстрелить, так и провалиться. Однако лично я больше всего верю в успех G2, возможно, в небольшой камбек шведской сцены и нового состава MIBR. Ну и с нетерпением жду матчи бразильцев из FURIA: на карте постоянно творится какой-то хаос, когда они на сервере. Аномальная команда. Из игроков, не имеющих больших достижений за плечами, но у которых есть потенциал, пожалуй, отмечу NaToSaphiX, dycha, mhL, SHiPZ. Не стоит забывать и про oBo, который в сентябре покинул Complexity по собственному желанию, но недавно заявил о готовности вернуться на большую сцену.

В общем, будет интересно посмотреть за развитием событий и узнать, какая команда сможет, например, пройти путь от тир-2 к тир-1, а какая сместить трех нынешних гигантов CS:GO — Astralis, Vitality, NAVI — с пьедестала.

Если говорить о предстоящих разочарованиях, то мне слабо верится, что Fallen сможет как-то помочь Liquid вернуться на вершину. Да и американский CS в целом сейчас переживает не лучшие свои времена. А так, время покажет и расставит все по своим местам.

Обновления — будут и нужны ли вообще?

Не сказать, что в прошлом году VALVE выпускали какие-то глобальные обновления. Ну да, была и есть операция. После ее окончания в игре скорее всего оставят режим премиального матчмейкинга. Добавили пару новых карт, повернули ворота на Б-пленте на Dust 2 и добавили лавочку в миде на Mirage. Ничего масштабного. Тем более учитывая все слухи касательно нового движка, которые витают в воздухе уже не первый год, но активно обсуждались под конец 2020-го.

Операция «Broken Fang»

А нужно ли глобальному наступлению глобальное обновление? Что люди хотят видеть в игре? Миллионы ответят: «хороший античит!» Конечно, у многих читеры попадаются практически в каждом матче. Это действительно грустно, но верится в такое с трудом. Сейчас я захожу в CS крайне редко: имею около 10-12 часов в месяц. Но тем не менее либо меня, либо моих тиммейтов зачастую могут обвинить в нечестной игре, как вы понимаете, абсолютно безосновательно. Представляю, сколько нового узнают про себя те, кто действительно хорошо играет. Нет, отрицать проблему читерства я ни в коем случае не буду — такое есть в любом онлайн-шутере. Но это, на мой взгляд, явно не какая-то болезнь CS:GO, которую срочно нужно лечить. Тем более что VALVE недавно запустила VACnet — нейросеть, которая внедрена в систему античита и будет карать всех незаконопослушных.

Как по мне, VALVE просто стоит побольше прислушиваться к комьюнити и добавлять в игру что-то незначительное, но полезное. Например, возможность непосредственно во время матча покупать M4A4 или M4A1-S, Desert Eagle или Revolver, а не выбирать какое-то определенное оружие до начала матча.

Ну и VALVE выглядят не очень заинтересованными в развитии киберспортивной сцены, которая сделала огромный скачок за последние годы. Им стоит уделять больше внимания всем тем проблемам, с которыми сталкиваются игроки, организации, турнирные операторы. Опять же, стоит больше коммуницировать с сообществом. До следующего мейджора почти год, а VALVE так и не объявили, по какому принципу туда будут проходить команды: по текущему положению коллективов в RMR-рейтинге, либо же будут сыграны дополнительные отборочные турниры, или все результаты прошедших вообще будут аннулированы. Хочется видеть больше ясности и вовлеченности от компании разработчика.

А если говорить про саму игру, не беря в расчет киберспортивную составляющую, то в целом-то она хорошая и определенно лучше, нежели несколько лет назад. Я не программист, и, видимо, поэтому искренне не могу понять, чем многим так не угодил нынешний движок. Просто потому что старый? Я не вижу каких-то особых причин для VALVE привносить в игру что-то кардинально новое. Ну и вот что туда можно привнести, чтобы среднестатистический игрок в CS сказал «вау». Что бы вы изменили в CS:GO, помимо тикрейта?

Нас ждет очень интересный год. С нетерпением ждем возвращения ЛАН-турниров, мейджора, новых талантов, честной игры и более активного участия VALVE в жизни CS:GO.

Понравился блог?
Задонатить автору

Комментарии