Блоги

Прикладное значение компьютерного спорта (доклад)

CyberFuture
1

https://vk.com/wall-104364674_3129

Это, в свою очередь, вносит некоторые нюансы в формат, т.к. авторы не стеснены ни предъявляемыми к докладу требованиями, ни регламентом конференции. Благодаря этому тема может быть раскрыта более объёмно и глубоко, без реверансов в некоторые стороны.

* * *

Тезисно:

  1. Основным назначением компьютерного спорта сегодня является реклама и продвижение коммерческих ЭВМ и развлекательных коммерческих программ для них.
  2. Вокруг этого также выстроена массовая коммерциализированная система развлечений.
  3. Компьютерный спорт технически является операторской деятельностью.
  4. В этой связи на его базе может быть выстроена система отбора и подготовки операторов широкого профиля, а также может производиться "обкатка" интерфейсов для операторских программных комплексов.
  5. Т.н. "киберспортсмены", при наличии необходимой профильной подготовки (образования) в конкретной области, могут быть в кратчайшие сроки рекрутированы и переподготовлены в качестве операторов для этих областей, т.к.
  6. с развитием робототехники и информационно-коммуникационных технологий значение операторских профессий будет только возрастать - в связи с невозможностью заменить человека программными алгоритмами на двоичном коде (т.н. "ИИ") в сложных и новых ситуациях.

* * *

На сегодняшний день потенциал компьютерного спорта в значительной мере сдерживается коммерциализацией и уводом явления в сферу массовых развлечений. Описание предпосылок такой направленности выходит за рамки данного доклада, кроме того является сферой интересов скорее специальных служб, чем массового читателя.

Однако стоит заметить, что завяленные функции он выполняет отлично.

Популяризация киберспорта привела к сдвигу в массовом сознании, когда соревновательное играние в компьютерные игры перестало быть социально неодобряемым явлением. Благодаря этому ребёнок, который раньше рисковал получить подзатыльник, теперь может смело аргументировать для родителей свой запрос на дорогую импортную вычислительную технику.

https://vk.com/sovcyb?w=wall-173317769_335
https://vk.com/sovcyb?w=wall-173317769_335

И если раньше нужно было подводить родительскую мотивацию под учёбу - "нужно для учёбы", то сегодня этот аргументационный атавизм во многом изжит. Ребёнок может прямо указать на игровую доминанту.

Нужно понимать, что данная торговая схема отлажена как инфраструктурно, так и психологически и приносит существенную прибыль, потому говорить о ликвидации явления не имеет смысла при любой аргументации. Процесс жизнеспособен, кроме того экономически эффективен.

Но по причине серьёзного отставания России в области разработки и производства массовой, коммерческой, потребительской вычислительной техники, а также в области разработки коммерческих развлекательных программ (компьютерные игры, "киберспортивные дисциплины"), популяризация компьютерного спорта на территории страны автоматически ведёт к увеличению прибылей иностранных коммерческих компаний.

Отечественная киберспортивная "экосистема" со всеми представляющими её частными и юридическими лицами выполняет для импортного коммерческого продукта рекламную функцию. На сегодняшний день она для неё технически основная.

Продажа вычислительных машин, компьютерных программ, аксессуаров, атрибутики, тематическая информация в сети Интернет и системы онлайн и оффлайн дистрибуции - всё это, на сегодняшний день, завязано на продвижение импортной коммерческой продукции. Российский киберспорт выполняет тут обслуживающую роль, стимулируя более широкий выход иностранных компаний на отечественного потребителя.

Косметические меры ничего в сложившейся системе не изменят. Тенденция закреплена и будет сохраняться до тех пор, пока не появится конкурентоспособная отечественная техническая и программная продукция.

Описанная тенденция оценивается авторами доклада как в целом вредная. В связи с международной политической обстановкой санкционные меры, применённые к сфере, могут вызвать серьёзное недовольство со стороны молодёжи внутри страны.

Кроме того, учитывая что киберспортивная деятельность технически является сложной операторской, не будет удивительным узнать, что где-то далеко формируется база талантливых операторов со всего мира - с целью их потенциального дальнейшего привлечения.

Сбор же, анализ и использование собираемых игровыми и смежными путями метаданных секретом не является, о чём, как правило, заявлено на официальных сайтах игровых дисциплин и на площадках систем дистрибуции. Подробности являются сферой компетенции специальных служб и выходят за рамки данного доклада.

* * *

На базе технически, политически и экономически грамотно выстроенного компьютерного спорта могут быть развёрнуты как система отбора операторов самого широкого профиля, так и обкатка интерфейсов управления.

Авторы доклада определённо убеждены, что операторская профессия в 21-ом веке будет не менее желанна и популярна, чем профессия космонавта времён Юрия Гагарина, в то же самое время вбирая в себя большинство профессий связанных с космосом, однако не ограничиваясь ими.

Авторы уверены, что новый виток обсуждений и интенсивная проектная деятельность, связанная с освоением Луны и Марса, во многом мотивированы возросшим научно-техническим потенциалом в области управления беспилотными комплексами и системами.

Киберспортивный бум во многом связан с осознанием того факта, что в самое ближайшее время науке, медицине, сельскому хозяйству, промышленности и армии потребуется большое количество специалистов операторского профиля.

Экспериментируя с включением и исключением компьютерных игр и их связок в компьютерный спорт, можно в кратчайшие сроки нащупать как критерии специальной подготовки операторов, так и критерии их отбора.

Кроме того в процессе таких экспериментов могут быть разработаны и опробованы необходимые для эффективной операторской деятельности интерфейсы и органы управления. Более того, такая работа уже ведётся, но к сожалению конкурентно а не кооперативно, с доминированием вполне понятного "игрока".

Проиллюстрируем описываемое.

Юрий Гагарин у врача
Юрий Гагарин у врача

От верблюда получена достоверная информация о том, что Иван Павлович Неумывакин (на фото справа) в одном из своих интервью заявлял, что их исследования показали невозможность дальних космических полётов для земных животных и человека. Ввиду невозможности воспроизвести в дальнем космосе ряд земных условий, критически необходимых для выживания земных организмов.

По этому поводу нельзя не передать пламенный привет всему Голливуду и лично мистеру Нилу Армстронгу, которому, к тому же, земля пухом...

Свёртывание реальных программ дальних космических полётов связано именно с этим моментом. Также как и их сегодняшняя активация - ввиду развития беспилотной техники.

Само по себе проживание человека на космических телах, экосистема которых отлична от земной и непригодна для жизни, не имеет смысла, экономически неэффективно и нецелесообразно. Никакие проблемы "перенаселения" и т.п. не могут быть решены таким образом, на что нам ясно указывает хотя бы незаселённость пустыни Гоби или отсутствие подводных мегаполисов даже на нашей планете.

1
1/2
1
2
2/2
2

Такие проекты однозначно нерентабельны. Привет и земля пухом месье Жаку Фреско!

Однако содержащиеся на этих телах ресурсы человека интересовать могут!

Необходима система транспортировки ресурсов и методы их дистанционной добычи. И именно здесь перед людьми, связанными с компьютерным спортом, открываются невиданные перспективы!

На сегодняшний день присутствие живых людей для добычи ресурсов в дальнем космосе не является обязательным условием.

Более того, не является обязательной и транспортировка готовых средств удалённой добычи.

Уровень технологического развития позволяет сосредоточится лишь на транспортировке ресурсов. Конструирование же и сборка средств добычи может быть вынесена с Земли на само космическое тело. Особенно в случае если это планета!

Для этого нам прежде всего понадобится качественный и эффективный интерфейс дистанционного управления:

1
1/5
1
2
2/5
2
3
3/5
3
4
4/5
4
5
5/5
5

И первичная база…

1
1/4
1
2
2/4
2
3
3/4
3
4
4/4
4

... с которой осуществляется спуск с и подъём грузов на орбиту и на которой будет собран самодвижущийся, беспилотный промышленный 3д принтер...

1
1/5
1
2
2/5
2
3
3/5
3
4
4/5
4
5
5/5
5

... который и соберёт нам на месте любые необходимые беспилотники. Он должен также мочь и утилизацию готовых аппаратов - что позволит пересобрать из них необходимое в текущий момент:

1
1/5
1
2
2/5
2
3
3/5
3
4
4/5
4
5
5/5
5

Очевидно, что недостатка в производственных ресурсах, после предварительной геологоразведки, обнаружиться не должно. Основной задачей представляется доставка на планету первичных материалов и первой партии беспилотников, при помощи которых будет возведена база и первичный сборочный цех.

Крупные конструкции могут собираться вне самодвижущихся цехов - собранными на них сборщиками. Антропоморфное присутствие отнюдь не исключено, на что нам явно намекает робот FEDOR.

Налаженная на этих мощностях добыча непосредственно планетарных ресурсов завершит этап колонизации, вслед за которым последует стабильная разработка планетарных недр, вывод ресурсов на орбиту и отправка по назначению.

К счастью для российского читателя, передовая земная геологическая мысль проживает на Москве, имеет красный паспорт с двухглавым орлом и обитает сразу в двух головах, хозяева которых, по логичным причинам, носят одну фамилию. (см. В.Н. Ларин "Наша Земля" Москва 2005)

"Вокруг меня сформировалась международная группа из физиков, химиков и геологов, которая разрабатывает теоретические основы магнитной сепарации элементов. У нас большие успехи. К примеру, мы можем теоретически рассчитывать положения трендов в различных частях Солнечной системы. Для пояса астероидов мы это сделали в первую очередь, и полученный результат проверили на фактических данных по хондритам (метеоритам) – совпадение идеальное. Статья готова и скоро выйдет в одном из ведущих мировых журналов."
http://hydrogen-future.com/list-c-larin/34-repulse-to-antihydrogen.html

Дорогой любитель научных конференций!

Прежде чем гневно вскричать, что тебе пудрят мозги очередным фантастическим научпопом, нагло показывая снимки экрана из компьютерной игры, взгляни на это.

Возможно, на нашем веку одна планета Солнечной системы впервые покушает другую, увеличивая таким образом свою массу. Кто сказал что эволюция и отбор не идут для геологических систем?

Помимо этого интерфейса, понадобится интерфейс управляемой внутрипринтерной сборки аппаратов под задачу:

Besiege
Besiege

И интерфейс орбитального и космического обслуживания, для ознакомления с которым авторы, дабы не перегружать доклад, и отправляют читателя в EVE Online, бесплатной 21-дневной подписки в которой вполне достаточно для ознакомления. Втягиваться не рекомендуется.
Подумайте о детях!
Особенно если их у вас ещё нет!

1
1/20
1
2
2/20
2
3
3/20
3
4
4/20
4
5
5/20
5
6
6/20
6
7
7/20
7
8
8/20
8
9
9/20
9
10
10/20
10
11
11/20
11
12
12/20
12
13
13/20
13
14
14/20
14
15
15/20
15
16
16/20
16
17
17/20
17
18
18/20
18
19
19/20
19
20
20/20
20

Функционал беспилотников может быть практически любым, благо сегодняшние технологии позволяют организовать материю под задачу любым нужным образом. Эффективность же беспилотников будет в первую очередь определяться эффективностью органов управления (устройств ввода-вывода) и интерфейсов, под которые и будет подгоняться функционал самих аппаратов.

Всё это может быть обкатано в компьютерном спорте - при условии, что часть дисциплин будет пересмотрена, а другая часть разработана и внедрена с конкретными прикладными целями.

Здесь правильный киберспорт отдалится от сегодняшней развлекательной игровой индустрии и начнёт приносить Родине иную, гораздо большую пользу.

Наиболее удобные, простые и эффективные органы управления и интерфейсы могут быть разработаны именно на базе массового компьютерного спорта!

Понимание этого, очевидно, есть, что легко пронаблюдать даже в интернете:

http://robotrends.ru/robopedia/selskoe-hozyaystvo-i-bespilotniki

https://www.cybersport.ru/news/razrabotchiki-farming-simulator-provedut-seriyu-turnirov-na-eur250-tys

1
1/8
1
2
2/8
2
3
3/8
3
4
4/8
4
5
5/8
5
6
6/8
6
7
7/8
7
8
8/8
8

http://www.dosaaf.ru/news/dosaaf-rossii-nachnet-razvivat-kibersport/

https://www.cybersport.ru/news/armiya-ssha-zanyalas-kibersportom-tak-ona-khochet-sblizitsya-s-molodezhyu

https://news.rambler.ru/other/40888087-armiya-ssha-prismatrivaetsya-k-kibersportu-dlya-poiska-rekrutov/

https://gameguru.ru/esports/armija_ssha_stala_sponsorom_komandy_cloud9_po_csgo/news.html

* * *

Киберспортсмены в армии решают вопрос набора операторов для внутриармейских нужд. Учитывая тенденции, такой запрос будет только возрастать. Новации, по видимому, придут и в спортроты...

Особенно набор операторов беспилотной техники для армии актуален в связи с тем, что в случае нанесения ядерных ударов продолжение военных действий, хоть в каком-то виде, возможно именно при помощи беспилотников, операторы которых находятся в условной безопасности относительно происходящего.

В связи с этим можно предположить, что в сегодняшних реалиях обмен ядерными ударами не является концом войны, которую, при определённых обстоятельствах, может завершить именно та сторона конфликта, которая лучше сохранила свой беспилотный потенциал во время ударов. Однако уязвимым местом всегда будет являться канал связи (управляющий сигнал). Кроме того, интенсивное ионизирующее излучение исключает радиосвязь.

Это по настоящему страшная концепция. "Победа" в ядерной войне одной из сторон, пусть даже и таким способом, никакой победой являться не будет. Никакого "после" нет и быть не может, как бы интересно не игрались лукавые компьютерные игры про это захватывающее "после".

...
...

Инфраструктура и промышленность будут безвозвратно утеряны, а среда обитания станет непригодной для жизни человека на многие столетия, чего достаточно для вымирания вида. Людям, строящим сейчас дорогие горные бункеры будет некуда и не к кому возвращаться, нечего будет и восстанавливать...

* * *

Упор на операторские профессии и их завязка на компьютерный спорт сделаны в этом докладе неспроста.

Так называемый "искусственный интеллект" не сможет заменить живого оператора. Проблемы начинаются уже с терминологии:

Безусловно, при помощи искусственного машинного понимания можно добиться ощутимого повышения производительности во многих областях человеческой деятельности! Простые однотипные задачи, все вводные для которых известны, могут быть оптимизированы таким образом, чтобы машина выполняла их гораздо лучше, точнее и быстрее человека.

Такое подспорье позволит оператору сосредоточиться на главном, не тратя время и силы на выполнение рутинных операций.

Например, для стратегий в реальном времени это означало бы полную концентрацию на макроигре, отдав микроконтроль юнитами компьютеру и сосредоточившись на стратегическом планировании.

Однако человеческий мозг не может быть заменён программным алгоритмом в случаях, когда необходимо принятие новых, неалгоритмизированных ранее решений:

https://vk.com/topic-52111900_31868950?post=4820
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПО КЛИКУ
https://vk.com/topic-52111900_31868950?post=4820 УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПО КЛИКУ

Сама идея работы нервной системы как беганья электрических сигналов по проводам является профанацией, т. к. сигнал при передаче между нейронами кодируется электрохимически 25-ю нейромедиаторами, а не «вкл-выкл». То есть, если передача в процессорах выглядит бинарно 1-0 (есть сигнал — нет сигнала), то каждый нервный импульс на материальном уровне представляет собой сложный небинарный электрохимический сигнал, более всего похожий на пакет данных. Ключевой момент — это происходит не программно (математически смоделированно) при помощи кодирования бинарными сигналами, как в современной вычислительной технике, а уже изначально на материальном уровне.

И здесь мы упираемся в краеугольный камень распила грантов на разработку "ИИ".

Связи между нейронами.

В нервной системе около 150 миллиардов нейронов. В коре головного мозга около 11-ти. Каждый из нейронов может иметь более ста тысяч связей с другими нейронами (связи также и ветвятся, что прибавляет искусственному моделированию ещё ряд проблем). И на каждый синапс приходит сигнал кодированный 25-ю нейромедиаторами.

К этому добавляется то, что сама система не статична. Связи образуются и разрушаются постоянно. Ежедневно. То есть на всё вышеперечисленное накладывается ещё необходимость системы сцепки-разъёма связей и алгоритм под неё:

С.В. Савельев «Происхождение мозга» 2005
С.В. Савельев «Происхождение мозга» 2005

По этой же самой причине при равных условиях человек побеждает любого, даже самого запрограммированного, бота в любой из современных киберспортивных дисциплин. Никакой машинное обучение «на базе нейросетей» не может обеспечить не запрограмированного ранее эвристического анализа (как не может и сам себе поставить цель), и действует по принципу перебора заложенных алгоритмов и их производных — комбинаторика. Пусть даже и очень сложная. Корень этого в материальном.

Нащупывание новых решений мозгом происходит не за счёт прохождения сигналов, а за счёт морфогенеза, то есть за счёт перепрокладки материальных связей. За счёт постоянного изменения материальной структуры!

С.В. Савельев «Происхождение мозга» 2005
С.В. Савельев «Происхождение мозга» 2005

Что наводит нас на простую и ясную мысль.

Зачем делать из железяки человека, когда любая баба может родить его когда угодно?

В связи с вышеописанным по настоящему остро встаёт вопрос отбора и подготовки подходящих операторов. Наиболее эффективный и полноценный отбор может быть осуществлён методом церебрального сортинга, который уже давно предложен Сергеем Вячеславовичем Савельевым и реализация которого проработана до мелочей - в ожидании финансирования.

Кроме того, в связи со всем вышеперечисленным, нужно сосредоточиться на разработке и совершенствовании гибридных операторских систем, преимущества каковых перед автономным "ИИ" очевидны. В плане боевых дронов наиболее эффективными видятся системы, в которых большинство простых функций передано компьютеру, а принятие решений и их реализация посредством управления беспилотником остаётся за человеком. Это обеспечит как нужный уровень эвристического анализа «на лету», с минимальными энергетическими затратами на информационный модуль - голову (бутерброд с колбасой, каша, чай, кофэ, коньяк, принять ванну), так и большее количество эффективных решений в единицу времени.

К тому же данный подход обеспечит трудоустройство граждан, вместо полного замещения их роботами. Каковое замещение, в связи со всем вышеперечисленным, вообще становится сомнительным в ряде профессий. Хотя "ИИ", несомненно, необходим как часть интерфейса, чтобы облегчить, упростить и сделать более эффективным контроль беспилотной единицы (и их групп) человеком.

Работа в интернете сегодня может выглядеть не только как спам за деньги, но и как уборка свёклы на краснодарской ферме пенсионером из пригорода Санкт-Петербурга. Не выходя из дома.

В военной сфере остро стоят вопросы защиты боевых дронов от ЭМИ (электромагнитного импульса) и взлома, искажения или подавления приходящего на беспилотник управляющего сигнала, чем в нашей стране есть кому заняться. Посадка человека в высокотехнологичный усиленный экзоскелет хоть и интереса, но подразумевает гибель оператора, на подготовку которого затрачено столько сил и средств, и который гораздо более незаменим чем управляемый им аппарат.

В промышленности и медицине эти вопросы безопасности оператора либо не стоят, либо стоят не так остро, следовательно приход автономных операторских систем в эти области на данный момент ничем существенно не ограничен, и довольно отчётливо наблюдается.

Набор же операторов, как это уже очевидно, наиболее целесообразен из киберспортсменов, хоть бы и любителей, которых для операторской работы нужно будет просто обучить в конкретной прикладной области (медицина, сопротивление материалов, горное дело и т. д.). Либо вводить киберспорт в ВУЗы как часть обязательной программы.

В связи с вышеперечисленным очень важным видится нахождение эффективных решений по вопросам здоровья, физической и психической формы операторов и их подготовки. На сегодняшний день, насколько можно судить, «картина» рабочей активности операторов (в т.ч. и киберспортсменов) с функциональной точки зрения мало отличается от офисной работы, что в длительной перспективе определённо недопустимо, учитывая предъявляемые к оператору требования, уровень его ответственности и психнагрузку.

В ближайшее время ожидается очень много интересного в плане пересмотра устройств ввода-вывода и смежных систем (концепта рабочего места оператора — читай киберспортсмена, его физподготовка и т.д.)

Вопросов по результатам доклада задавать не нужно. Нужно самостоятельно поработать с открытыми источниками.

П.С.
Операторскому многоборью быть.

* * *

Рекомендуемая литература:

Савельев С.В.
2005 — Происхождение мозга
2012 — Изменчивость и гениальность
2016 — Церебральный сортинг

Ларин В.Н.
2005 — Наша Земля

Пелевин В.О.
Зенитные кодексы Аль-Эфесби

Тематическая группа ВК

Тут пазла нет!

Комментарии