advertisement banner
i
C

Частые ошибки организаций

 

Сфера киберспорта для подавляющего большинства инвесторов, как крупных так и мелких, - темный лес. Персоны или компании, имеющие много денег нанимают крутых специалистов, создавая необходимые, но, как каждый раз оказывается, не очень компетентные прокладки из менеджмента. Люди с малыми средствами, отказываются даже от такой прокладки, искренне считая, что сами понимают как работает система и сами справятся, ведь "я же заработал 100 000 долларов, значит я что-то понимаю в бизнесе". В бизнесе может быть и да, но не в киберспорте.

Есть много положительных тенденций, заданных появляющимися как грибы организациями. Но эта статья о другом. Я буду только ругать. Но. Конструктивно и с лучшими пожеланиями.

Киберспорт - это спорт в буквальном смысле и работает по тем же законам. Исследуя рынок, я сделал однозначные выводы о том, что тремя главными столпами, которые делают определенный вид спорта популярным для зрителя, являются "Зрелищность, доступность и понятность". Зрелищность заключается в наличии хайлайтов, яркости персон и всему, что вызывает эмоции. Доступность спорта определяется количеством возможностей самому в нем поучаствовать. Например в футбол могут играть все, а вот для конкура нужно иметь собственную лошадь. Также в Доту могут играть все, а вот позволить себе Симрейсинг симулятор далеко не каждый. Доступность напрямую влияет на понятность. Если я сам играю в Доту, то я понимаю как работают механики и мне интересно наблюдать за процессом. В ЛоЛ я не играл и не понимаю что происходит на экране. Соответственно ЛоЛ мне смотреть не интересно. 

Я не упомянул про азарт, ведь букмекерские конторы имеют большую часть вращающихся в спорте и киберспорте денег. Но это уже совсем другая история.

Мы выяснили, что киберспорт это и есть спорт. Он состоит из результатов и маркетинга. Теперь разберем ошибки в подходе компаний к процессам.

Первая ошибка - учет потенциальных призовых команды. Это в основном касается людей, следящих за киберспортом поверхностно и не имеющих квалифицированных экспертов в команде. Призовые - это риск. Они могут быть, а могут и не быть, и Вы не сможете повлиять на этот процесс без понимания дела. А чтобы его понимать, нужно 24/7 следить за киберспортом, времени на Ваши прямые обязанности у Вас просто не остается в таком случае. Постоянный денежный поток Вам должны обеспечивать продажи (мерч, реклама и т.д.), а не призовые. Забудьте о них, считайте, что это бонус. Если Вы учитываете в своем бюджете потенциальные призовые, а потом их, о чудо, не получаете, то Вы не сведете концы с концами по итогу.

Решение этой проблемы в адекватном изучении рынка, а не притягивании цифр за уши под свои фантазии, и применении этих знаний в планировании.

С подобной, но не совсем такой, проблемой столкнулась DD. Кампания бизнесменов, которым понравилась Дота, решили скинуться, проинвестировать команду и получать дивиденды. А дивидендов нету. Как так? Потому что понадеялись на какие-никакие результаты. Положились на процесс, который вообще не в состоянии контролировать, даже в теории, с таким подходом. Маркетинговая кампания, которая могла подтянуть тэг, так же практически отсутствует. Сперва медийность - потом деньги. Сперва маркетинг - потом деньги. 

Вторая ошибка, которую решить на данный момент максимально сложно, а для большинства просто невероятно - это результаты команды. Напрямую Вы не можете влиять на результат. Необходима прокладка в виде менеджера, который чувствует киберспорт на уровне инстинктов. Умный, даже мудрый человек, авторитетный, психолог с огромным личным опытом, стратег и тактик в игре. Этот человек - Ваша правая рука, он контролирует все процессы связанные с игрой и игроками. Проблема в том, что рынок слишком юн для того, чтобы на нем образовались конкретные личности со стабильным резюме. Вам приходится угадывать и брать то, что дают. А там будь что будет. Может уже кто то догадается создать сервис типа hh, только для киберспорта...

Задача этого человека одна - сделать так чтобы команда проходила все отборочные на важные турниры. Дальше как карта ляжет. Но отборочные нужно проходить все - это залог высокой игровой репутации команды.

Он должен предвидеть и предотвращать в первую очередь две такие ситуации:

-В коллективе внутренний конфликт. Игроки начинают ненавидеть друг друга. Если вдруг, хоть на минуточку так показалось - значит это так и есть. Не нужно напрямую ни с кем разговаривать и думать что Вы такой офигенский психолог и сейчас все решите. Ничего Вы не решите. Вам головой покивают, а в конце сезона человек уйдет и Вы об этом узнаете последним. Просто найдите профессионала с опытом, который решает такие проблемы и проконсультируйтесь у него.

-Ваша команда показала хороший результат. В конце сезона, когда закончился контракт, более богатая организация перекупает у Вас игрока или состав целиком. Вас могут уверять в том что Вы семья и всегда будете вместе - это все мнимо. Лишние 500 долларов заставят поменять мнение  семьи уже не будет. Вы об этом узнаете последним. Создавайте коллективу комфортные условия не с Вашей точки зрения, а с их точки зрения. Ведь они могут отличаться.

С этой ситуацией столкнулась Vega и их состав по Dota2. Они ушли дальше чем DD и осознали проблему. Однако не угадали с человеком. Бывает. Вместе с тем, уроков они никаких не извлекли. Проблему видят - решить не могут. Плохо стараетесь значит, не туда работаете.

Третья важнейшая проблема - отсутствие понимания того, что сперва Вы делаете легенду, а легенда уже делает легенду из Вашего тэга, а не наоборот. 

Пример с Na'Vi и Dendi. Без ярких личностей в коллективе тэг не запоминается. А значит и в основу своей маркетинговой кампании Вы тэг не положите, а будете довольствоваться плодами обыденных рекламных уловок. 

Дальше всех тут ушел Winstrike заимев в свой коллектив Богдана Iceberg Василенко. Ушел Winstrike... А куда ушел? Одному Богу известно. Недорабатываете. Вот игроки дают интервью в которых говорят что выкладываться надо на десять миллионов миллионов процентов. И это их работа. А Вы в своей работе выкладываетесь тоже на десять миллионов, м?

Но что же делать? У нас классная маркетинговая кампания, у нас запоминающаяся личность в коллективе. В конце концов мы сделали всё как ты говоришь и не сильно расстраиваемся из-за отсутствия призовых.

Вы остановились, вот в чем проблема. А решение довольно интересное. Любая личность, ставшая легендой в чем угодно, это продукт совокупности обстоятельств. Но киберспорт еще не понял, что маркетинг - это не только бирки на компьютерах расклеивать, это еще и шоу-бизнес. Так вот далеко не все легенды становились легендами как Dendi, благодаря естественным обстоятельствам. Карина-стримерша - это проект. Выскажу свое предположение - Папич тоже проект. Может быть не явный, может быть без изначального умысла, но это проект. А конфликт Папича с TTR разве не рекламная кампания казино под видом скандала? А совсем недавний конфликт Хабиба с Тимати и Кридом, после которого выходит песня с теми же самыми Кридом, Тимати и Киркоровым? Конечно, возможно это просто стечение обстоятельств. Вместе с тем, почему бы не создать это стечение обстоятельств искусственно? Недорабатываете...

Из последних наблюдений:

Я занялся промоушном инсталляции в мультфильм КИБЕРСЛАВ. Это православное киберпанк-аниме. То есть с игрока или члена коллектива срисовывается персонаж для второстепенной роли. И вставляется в пару сцен, участвует в драке. Представляете большого павука, который со словами "И тут приходит Ромзес", разваливает какого-то персонажа. Или аниме-версию Богдана Василенко. Потенциальные десятки миллионов просмотров таргетной аудитории. Думаете кто-то заинтересовался? Нет. Посмеялись, поспрашивали и на этом всё.

Здесь, конечно, есть и свои риски. Человек, которого прокачивают, после окончания контракта, может покинуть организацию. Но эта проблема решается за пару дней обдумывания как эти риски нивелировать.

По итогу, если Вы имеете 100 000 долларов, приходите в киберспорт и не понимаете как он работает, то дивидендов не получите. Если Вы рассчитываете на призовые как источник постоянного дохода - Вы не правы. Если у Вас есть возможность сделать шоу и привлечь интерес к своему тэгу, но не делаете этого - это неэффективное ведение проекта.

Ссылка на оригинал

Комментарии