Блоги

Интервью с игроком Gambit — Рустемом «mou» Телеповым

Чтобы следить за контентом от Аркадия, вам сюда https://vk.com/club155585322

— В чем секрет успеха казахов? Вы выиграли мейджор, AVANGAR выиграли майнор, а в следующем году, я уверен, подтянутся Tengri. Откуда такой буст?

— Вообще, в Казахстане был уже такой буст в 2008-2009 годах, когда в киберспорт пришел Arbalet. Все знают, сколько всего он сделал и скольким прогеймерам он помог. Тогда появилась команда k23, которая показывала хорошие результаты на европейской арене. У k23 была академия, где играли молодые игроки, в том числе и я. Но CS 1.6, к сожалению или к счастью, стал умирать, и Arbalet решил уйти из этой сферы. После этого в Казахстане в рамках киберспорта было затишье, а с нашим интернетом и возможностями мы не могли себя никак проявить.

С приходом CS:GO стало проще, потому что пинг 80 в этой игре стал играбельным. Мы начали участвовать в разных лигах и турнирах. На протяжении долгого времени Даурен AdreN Кыстаубаев был единственным представителем Казахстана на про-уровне. С появлением CS:GO он сразу нашел организацию, его позвали в Virtus.pro. Потом я хорошо себя показал на StarLadder Pro Series, благодаря чему меня позвали в команду HellRaisers. Ну и со временем многие люди начали играть в Казахстане в CS.

А самый сильный буст был, когда появилась организация Tengri. Tengri отобрали лучших на тот момент игроков и перевезли их в хорошие условия, где можно тренироваться против сильных команд с хорошим пингом. За ними появились zARLANS и LOG.KZ. То есть, по сути, Tengri проложили дорогу другим казахстанским организациям в киберспорт. Эти организации посмотрели на Tengri, им это очень понравилось, и они тоже плотно занялись командами. Ну, и только потом мы выиграли мейджор. У нас сейчас в Казахстане не очень все хорошо, но единственное, где все идет в гору, это киберспорт. Я недавно прочитал, что Gambit стала лучшей командой Казахстана 2017 года, обогнав футбольную «Астану» и хоккейный «Барыс». Это о чем-то говорит.

— В чем секрет успеха казахского менталитета?

— Мы цепляемся за возможности. Если нам дать условия для роста, мы будет работать, пока не достигнем цели. Есть хороший пример, когда команда цепляется за свой шанс — команде KaBuM! из Бразилии не хватало денег для перелета на турнир, и им помог flusha, перечислив нужную сумму, чтобы они смогли приехать на LAN. В результате бразильцы там хорошо выступили и привлекли к себе внимание и новых спонсоров.

Для нас основным условием для роста является хороший пинг. Мы ценим эту возможность, чтобы становиться лучше, надо просто работать. В России и Украине всегда было все хорошо с пингом, из-за этого вам, может, лень использовать это преимущество. Если мы едем на буткемп, мы запираемся дома и живем игрой, без развлечений и без выходных.

— Давай поговорим о пути команды к победе на мейджоре. Все началось с того, что вы расстались с Дмитрием hooch Богдановым.

— Это произошло на Adrenaline Cyber League. LAN-финал. Перед турниром нам пришлось сделать замену, вместо Ивана spaze Обрежана позвали Эмиля kUcheR Ахундова. Spaze тогда не прогрессировал и ничего не делал, чтобы быть лучше; у него все время были какие-то проблемы личного характера, которыми он с нами не особо делился. Тогда мы позвали Эмиля — мы его хорошо знали, а он был в то время как раз без команды.

С Митей произошла следующая история. После многих турниров мы поняли, что он достиг своего потолка в нашей команде как игрок. До него дошли слухи, что мы хотели его кикнуть, но это было не так, мы хотели предложить ему другую роль в команде. Но это ему было не интересно, и он ушел сам. Это было наше коллективное решение, и, конечно, неприятно, что он узнал об этом из слухов, а не от нас. На турнире он понимал, что это его последнее мероприятие с Gambit, в результате получилось, что он показал лучшую свою игру. Он играл как хотел, и получилось очень хорошо. В свою очередь, с Эмилем мы не собирались дальше играть, у него были свои планы, да и мы хотели новых людей, тем более он нам не совсем подходил. Нам нужен был хороший люркер и опытный капитан. С люркером нам было все ясно — мы хотели Абая HObbit Хасенова.

— Как вы договорились с Hobbit?

— Его хотели взять FlipSid3 Tactics, он мне позвонил и спросил, что ему делать — оставаться в Tengri или переходить во FlipSid3. Я ему на это ответил: «Стоп, подожди недельку, скорее всего, мы тебя заберем». Он был рад такой новости, хотел с нами играть, тем более мы уже раньше вместе играли, и он понимал, куда идет. Так что он ждал нашего решения, а мы ждали, когда доиграем Adrenaline.

— Далее вы договорились с Данилом Zeus Тесленко.

— Мы долго думали командой, так как были варианты взять не капитана, а просто райфлера. Но тогда капитаном бы стал Adren, но ему было бы так сразу тяжело. Я придерживался варианта Zeus, его послужной список говорил сам за себя, нам нужен был такой капитан. После Adrenaline Cup на афтепати собрались все игроки, комментаторы и стафф турнира, там был и Даня. Мы уже окончательно между собой решили, что мы хотим его позвать в команду, и после афтепати с ним переговорил Костя, наш менеджер.

Когда Даня ушел из NaVi, мы вообще с ним общались о его планах, но он всегда сухо отвечал, он еще болел NaVi, и другие предложения его не очень интересовали. А сейчас ему это стало интересно. Во-первых, у нас был инвайт на мажор — три человека из состава было, во-вторых, мы выиграли Adrenaline Cup, что говорило о том, что мы в хорошей форме. То есть было все, чтобы Zeus хотел с нами играть. Еще NaVi выиграли в тот момент Нью-Йорк, тем самым стало понятно, что у них все будет хорошо, и Даня уже им не пригодится. На этом моменте, я думаю, он поставил точку в своем решении и перешел к нам. Gambit вышли на NaVi или NaVi на Gambit, я об этом уже не знаю, но они договорились быстро.

— Как проходили первые месяцы в новом составе?

— У нас было 3-4 месяца до мажора, нам нужны были LAN'ы, чтобы набираться опыта новым составом. Тогда мы еще были топ-20 мира и инвайтов было мало, нам приходилось проходить отборочные. Мы прошли отборы на DreamHack Winter 2016. CS:GO, попросились на ESWC 2016, и нас позвали на Acer Predator Masters Season 3, потому что мы его уже выигрывали. Этих турниров было достаточно, чтобы подготовиться к мажору. В команде было все хорошо, мы слушались Даню, Даня слушал нас, мы просто сидели на буткемпе и очень продуктивно тренировались. Далее мы стали выигрывать турниры, и поэтому посыпались инвайты.

— Что произошло на вашем первом мейджоре?

— На мажоре мы проиграли психологически, другими словами — обосрались. Мы очень долго к нему готовились и боялись показать все, на что мы способны, из-за этого играли скованно, боялись проиграть.

— Я слышал, у вас были проблемы с организацией.

— Сразу после того, как в январе 2017 года мы вошли в топ-10 мира, нам стали поступать предложения из разных стран. На этой волне мы хотели пересмотреть наши условия в организации. Не скрою, что переговорный процесс был сложным и длительным, но в итоге мы пришли к общему знаменателю, где всех все устраивало.

— Насколько мне известно, конфликт с Даней у вас уже назревал до мейджорa. Что происходило?

— Ну, дело не в каком-то конкретном конфликте. Дело в разных взглядах на жизнь, разном подходе к тренировочному процессу, к дисциплине, вдобавок к этому добавились наши бесконечные споры с тренером Мишей Kane Благиным, который был Даниным другом. И все в сумме привело к тому, что микроклимат внутри команды становился все хуже и хуже.

— Расскажи о вашем бывшем тренере Kane.

— Он трудолюбив, много сидит в игре, изучает демки, но, к сожалению, от него было мало пользы. Мы его вчетвером не понимали, единственный, кто его понимал, это Zeus, он нам все идеи Миши и доносил. На наш взгляд, он плохо понимал игру на таком уровне. Приведу пример: он нам говорит, что на Inferno Абай и Даур плохо играют на банане, и им нужно играть как Astralis. Но он не понимает саму суть, что нельзя так взять и скопировать, у Astralis свое чувство игры и они играют так, как им удобно. Мы много чего заимствуем, но при этом подстраиваем это под наше видение игры.

— Что произошло на вашем победном Major’e?

— Мы слабо подготовились. Мы играли только около двух недель перед стартом турнира, а до этого мы месяц отдыхали из-за организационных вопросов. В течение этих двух недель нашей основной задачей было вернуть индивидуальный скил. На самом лане сыграл большую роль наш багаж подготовки в целом. Мы много выиграли турниров, много тренировались, у нас было много наработок, и в результате, все это сказалось. Многие сказали, что нам повезло, но не надо забывать какой мы путь проделали, сколько мы тренировались, у каждого было по 150 часов за 2 недели. Мы отдали очень много, чтобы стать чемпионами. На самом турнире мы себя чувствовали очень комфортно и спокойно, в отличие от наших оппонентов.

— Я во время турнира переписывался с Михаилом Dosia Столяровым, и он мне все время писал, что завтра точно гг.

— Честно говоря, мы все так говорили, потому что были неуверены из-за плохой подготовки, но аппетит приходит во время еды, и в глубине души мы были готовы и верили в победу.

— Когда вы выиграли мейджор, было ли ощущение, как писал Адрен, что вы «прошли игру»?

— Каких-то ощущений, что ты прошел игру, не было, вообще осознание того, что мы выиграли чемпионат мира, пришло со временем, может, недели через две, когда я приехал из отпуска в Казахстан и ко мне стали подходить люди и говорить: «Спасибо вам за мейджор». После турнира у нас был запланирован отпуск вне зависимости от результата. Так что на мейджор все приехали с девушками, чтобы после его окончания сразу ехать отдыхать.

— Словил ли ты звездную болезнь после осознания того, что ты чемпион мира?

— Я это уже давно перерос; все, кто играет в Gambit, уже матерые игроки, у которых много чего уже в карьере было, может, если только кроме Абая. А так мы все осознаем, что это всего лишь турнир и ничего больше, и нет причин от этого становиться какими-то звездами.

— Что произошло после турнира?

Ну мы еще заранее решили, что мы расстаемся с Kane вне зависимости от того, как мы сыграем. А что касается Дани, то мы ожидали от него такой реакции, у него был выбор, но он решил уйти с ним. По поводу Zeus у нас было двоякое ощущение, с ним и хотелось играть и нет. Он нам подходил, потому что он хорошо нас держал в тонусе, собирал с мыслями, не давал расслабиться, держал дисциплину, был так называемым дядькой в команде. А в игре он очень хорошо контролировал карту, и нам было комфортно играть. Мало таких капитанов, которые на таком уровне играли хорошо и капитанили.

— Почему вы позвали именно Бектияра fitch Бахытова?

— Нам нужен был опорник, а Fitch — это то, что нужно. С ним мы уже играли раньше, он наш хороший знакомый, молодой, перспективный игрок, мы знали, чего от него ожидать. Еще для нас очень важен человеческий фактор. Есть много жестких игроков, но они токсик, нам такие не нужны, а Бека полностью нам подходил и как игрок, и как человек. К тому же он казах, то есть на нашей волне.

— Почему так просела ваша игра?

— Это уже новая команда, после смены игрока и тем более капитана ты начинаешь все с начала. Даже сейчас мы еще в поиске нашей игры. Мы много тренируемся, меняем позиции, но не все пока получается, нужно еще время.

— Думали ли вы о заменах?

— Сразу скажу, пятого казаха мы не ищем, Dosia наш казах, самый комфортный тиммейт. Наша цель — мажор, а что будет дальше — посмотрим. После мажора все возможно. Как показывает практика, даже, если его выиграть, можно распасться.

— Давай поговорим на общие темы. Что думаешь о новой реформе Valve касательно мейджоров? Многие про-игроки написали в twitter, что команды типа AVANGAR и QB Fire не достойны такой чести.

— Я не против AVANGAR, QB Fire и других команд, которые впервые попали на мажор. Но получив стикеры они могут недооценить это. Чтобы получить эти стикеры, мы прошли колоссальный путь. Тут вопрос не в деньгах, а в самой сути — ты становишься одной из сильнейших команд игры. Мы год к этому шли. Так что наш путь и их неравноценный, ценность такого достижения понижается. Вот Vega, например, прошла достойный путь, они выбивали из турнира такие команды, как Ninjas in Pyjamas, и они осознают ценность стикеров.

Вообще на мажорe все боятся играть. То есть вот эта тема — попасть в «легенды» — очень сковывает тебя. DreamHack и разные LAN-турниры многие топ-команды играют уверенно, без страха, и с ними очень тяжело бороться. В онлайне мы очень много проигрываем, потому что команды играют в свою игру без всяких нервов. А мейджор — такой чемпионат, где каждая ошибка стоит тебе игры, а где игра, там и попадание в статус Legends. Все это было еще одной причиной, почему мы выиграли — мы играли как тренировались: спокойно, без какого-то трепета. А против нас играть боялись, поэтому нам удавалось переигрывать команды, которые на бумаге, может, были сильнее.

Ну а с нововведениями ценность турнира упала. Проиграв мажор, ты опять в следующий раз будешь на мажоре. С другой стороны, это, конечно, развитие киберспорта. Правда, важно, чтобы теперь для игроков не стал основной мотивацией выход на стикеры.

— А что надо поменять?

— Возможно, нужно, чтобы немного формат изменили, чтобы лучшие команды разных регионов бились за выход в финальную часть мажора, где уже будут стикеры. Так что, если коротко, ценность турнира теряется — это минус, а то, что это развитие киберспорта — это плюс. Скажу еще раз: важно, чтобы все новые игроки, которые получат стикеры, осознавали, насколько это серьезная ачивка, и чтобы они ставили цели выше этого и двигались дальше.

— CIS-регион заслуживает два слота?

— Команды, прошедшие из нашего региона, должны доказать, что CIS жив и готов бороться. Если они дадут бой на мажоре, это опровергнет все нападки в их сторону, и ни одна топ-команда ничего плохого сказать не сможет. А то, что кто-то что-то негативное пишет, мне, например, все равно, они просто завидуют. CIS-регион заслуживает двух слотов. На прошедшем мажорe играло четыре команды из CIS, поэтому два слота — это нормально.

— Я недавно поднимал тему русских комментаторов. Что ты думаешь об уровне наших студий?

— Честно говоря, я редко смотрю СНГ-комментаторов. Тем не менее, на мой взгляд, мне больше всего не нравится, что наши комментаторы все время пытаются научить игроков правильно играть. Зарубежные комментаторы болеют игрой, они ловят все важные моменты, они подчеркивают динамику игры голосом, они сопровождают игру. А у наших комментаторов как будто основная задача — это протроллить или доказать, что кто-то плохо играет. То есть они в команде могут выделить двух игроков и всю игру вокруг них строят, а остальных троллят. Например, когда играют NaVi, комментаторы начинают говорить, насколько s1mple крутой, что ему надо уходить из команды, его мейты не тащат и т.д. Нельзя недооценивать остальных игроков — flamieEdward проделывают тоже большую работу.

— Как исправлять эту ситуацию?

— В первую очередь, комментатор должен быть нейтральным, ты не должен болеть за свои команды и троллить другие. Надо болеть за игру. С нашим менталитетом это, конечно, тяжело, но все равно надо стараться. Надо совершенствовать свои навыки, меньше учить игроков играть, меньше кого-то хейтить. Комментаторы не видят, что внутри команды происходит, и нельзя начинать поливать кого-то из-за его действия, не зная, что там было на самом деле. Просто молодые любители CS:GO тоже перенимают эту тему и тоже становятся хейтерами, пытаясь всех научить играть.

— Были ли у тебя мысли уйти из Gambit?

— У каждого в команде, наверное, были такие мысли. У меня были приглашения из американских команд, но когда я начинал думать, сколько я прошел с ребятами, я понимал, что вряд ли уйду, а любой вопрос или разногласие можно решить.

— А кто звал конкретно?

— Ну много команд второго эшелона Америки, TSM, например — это было на волне, когда s1mple туда приехал. Все предложения приходили в twitter. А вообще, пока ты играешь в команде, предложения редко поступают.

— Самый удобный и самый неудобный для вас соперник?

— Самые удобные для нас соперники — это сильные команды: Astralis, G2 Esports, FaZe Clan.

Неудобные — SK Gaming, North. North — роботы, и под них нам тяжело подстроиться. А SK играют в противоположный нам стиль. Нам нравится, когда с нами воюют, а SK любят переждать.

— С кем вы дружите из про-сцены, а с кем отношения натянутые?

— Когда мы играем против СНГ-команд, присутствует ощущение дерби, и атмосфера накаленная. А так, в принципе, все мирно и хорошо, все идут на контакт, со всеми спокойно общаемся. Все разборки в twitter — это чисто хайп, чтобы привлечь внимание. А когда ты приезжаешь на турнир, со всеми можно посидеть и чего-нибудь обсудить.

— Чем ты будешь заниматься, когда завершишь карьеру игрока?

— Я все-таки буду стараться связывать все свои дела с любимой игрой. Конечно, есть некоторые мысли, чем бы я мог заниматься, но это только если я точно решу уйти из CS. А вообще я живу сегодняшним днем и так далеко не планирую.

— Можешь поделиться этими мыслями?

— Возможно, я когда-нибудь буду заниматься текстилем и тканями. Я просто раньше этим занимался, помогал дяде, у которого это дело жизни. Так что, может, когда-нибудь я с ним что-то открою.

Комментарии