advertisement banner
i
C

Эволюция киберспортивных комментаторов


Мой неокрепший подростковый мозг до сих пор полностью не осознал насколько крутым, величественным и беспощадным киберспорт стал в наши дни. Турниры на 100 тыс. долларов каждый месяц — пожалуйста, зарплаты ноунеймам от $1 000 — без проблем, буткемпы на месяц неизвестной команде — изи. Много моих бывших тиммейтов зарабатывают $5 000+, играя в любимую игру. То есть мечта моего детства сбылась, единственная проблема: я чуть-чуть промахнулся поколениями, но это уже не имеет значения. Ну, а речь пойдет об одном из разделов киберспорта, да и спорта в целом — комментаторы.

Я не помню, когда последний раз я смотрел русские комментарии со звуком. Дело даже не в том, что я какой-то мерзкий сноб, а в том, что это позор, людей воспитывают не профессионалы своего дела, а горстка высокомерных троллей. Для меня современный комментатор — это скорбот со словарным запасом до 1 000 слов и с претензией на чувство юмора. Лет 15 назад, когда все только начиналось, были другие показатели просмотров и там как-то было все равно. Но сейчас интересные матчи могут смотреть 30+ тысяч зрителей. Это, к примеру, население небольшого города в центральной части России. То есть целый город слушает ересь, которая подается как профессиональный комментарий.

Есть же простейший пример — футбол. Все же слышали и слушают, к примеру, Уткина, Розанова, Стогниенко. Ты посмотрел футбол — и осталось чувство, что ты его посмотрел вместе с другом, который тебе рассказал много чего интересного о данном матче. После просмотра игры в CS:GO с русскими комментариями у меня остается ощущение, что я в 10 классе на перемене общаюсь со сверстниками, которые мне рассказывают про великолепный фраг и отличный хедшот. Да, конечно, футболу больше 100 лет, все комментаторы проходят тяжелый отбор, поднимаются единицы, но все же почему нельзя по примеру футбола стремиться к высокой квалификации своего дела?

Старожилам кастинга, например, Slam, yXo, Strike, безусловно, респект за то, что они в свое время подняли эту нишу, да и к ним в меньшей степени относится мое негодование. Но у меня вопрос и к ним есть: почему вы не поднимаете планку качества с каждым годом все выше и выше, чтобы новоприбывшие понимали, что придется пахать? Либо хотя бы давать по шапке, когда новички позорят вас и вашу профессию. Ладно, это все лирика, давайте перейдем к теории.

Начнем с определения слова «комментатор», взятого из Википедии:

Комментатор — должность в средствах массовой информации, в основном на телевидении и радио. Человек на этой должности является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий (например: общественной, политической, спортивной). В подразделении редакторов должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Порой функции комментатора исполняют обозреватели. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов из соответствующей сферы деятельности.

Выделим ключевые слова — профессиональный журналист, область специализации, специалист из соответствующей сферы деятельности. То есть, по идее, комментатор должен отбираться по определенным критериям, которые подчеркивают его профпригодность.

Давайте попробуем определить эти критерии:

  • Энциклопедические знания: кто на каких картах как играет, микроклимат внутри команд, последние матчи, новости и слухи — то есть ты должен владеть материалом. Это самый простой критерий, тут можно подготовиться и собрать нужную информацию. Увы, все время приходится слушать догадки и домыслы комментаторов, которые делают вид, что все знают, а на самом деле просто не подготовились должным образом к игре.

  • Понимание течения игры: этот критерий подразумевает под собой понимание CS:GO на профессиональном уровне, то есть комментатор должен осознавать, почему игра складывается по данному сценарию, видеть ошибки и их решения, что нужно менять, за кем надо смотреть в определенный момент. Это, конечно, непросто, так как почти все комментаторы не играли на профессиональном уровне и не чувствуют игру, но этому можно научиться. Пока обсуждения игры на уровне abc. Все решает «великолепный хедшот» или чей-то промах.

    При разгромном счете, например, 10:0, «специалисты» начинают говорить о том, что команда не готова, что непонятно, как они могут выиграть, и что игроки, у которых меньше всего фрагов, плохо играют. Такое может говорить и бабка на остановке, просто увидев перед собой сочетание цифр 10:0. То есть логика как кишка голубя. Глубокого погружения в игру нет. Разгромный счет может складываться из-за слабой стороны соперника, из неправильных решений капитана, из-за плохо разыгранных клатчей и т.д., то есть то, что можно поправить по ходу игры. 10:0 — это комфортный счет для камбека, соперник будет вольничать, этим можно воспользоваться, и один жесткий клатч в важном раунде переворачивает ход игры. Часто комментаторам даже в голову не приходит, что такое может произойти. И они просто как скорботы сообщают всем счет и как все идет в одну калитку.

  • Интеллектуальный уровень: уровень эрудиции, начитанности и чувства юмора. Этот критерий делится на два пункта: 1) словарный запас и 2) чувство юмора. Со словарным запасом дела обстоят проще, так как его можно натренировать, делать упражнения — например, пишем к словосочетанию «великолепный фраг» 20 синонимов и так ежедневно по 10 словосочетаний/терминов. Ваш словарный инвентарь будет расширяться, а это будет приятно и полезно для слушателя.

    Но сейчас со словарным запасом у всех все плохо. Великолепный фраг, отличный хедшот, хорошая работа — это каждый комментатор говорит по 1 000 раз за игру. Может, пора начать развиваться? Или в 20+ лет разговаривать на уровне 7 класса — норм?

    С чувством юмора дела еще хуже. Пока это выглядит как троллинг школьного уровня. Пожалуйста, не надо шутить во время эфиров! Чтобы было смешно, надо быть начитанным и эрудированным человеком, тогда вы сходу сможете придумать во время игры комичный образ игрока, как-то остро пошутить над сокастером, добавить в комментарий иронии или арт-хауса. Когда я слышу ваши претензии на шутку или троллинг, у меня мозг сжимается до величины копеечной монеты. Недавняя шумиха вокруг Дениса seized Костина, когда комментатор назвал во время эфира его «декоем» — это всего лишь очередная херовая шутка очередного дилетанта-комментатора.

Великие и могучие топ-студии киберспорта в СНГ, начинайте работать над этим аспектом и тренировать ваших комментаторов! Большинство из них пока работают на уровне домофонов. Комментатор — это прямой инструмент воздействия на комьюнити. Давайте воспитывать СНГ-комьюнити не на троллях, а на профессионалах, у которых есть правильный посыл в массы. Все всегда говорят, какое же токсичное сообщество CS:GO в СНГ. Ну, ноги-то растут и от трансляций в том числе. Кто-то считает, что очень круто, когда игроки на турнирах кричат: «Сосать, уроды, сосать», а кто-то слушает двух «специалистов» за микрофоном и думает, что троллить и говорить какую-то хрень — самое оно.

Чтобы подтвердить или опровергнуть мое суждение о современном кастинге, я поговорил с представителями самых популярных студий в СНГ: ведущим комментатором SLTV Юрем «strike» Терещенко, ведущим комментатором RuHub Алексеем «yXo» Малецким и управляющим партнером UCC Николаем «deca» Весниным.


Алексей «yXо» Малецкий (RuHub):

Профессиональных комментаторов в отечественном киберспорте нет. Общий уровень комментирования и контента очень низкий. Это все одна из причин того, что сообщество CS:GO в СНГ крайне токсичное

— У меня сразу возникает вопрос, а откуда взяться профессионалам? Киберспорт — это некая субкультура, люди здесь в основном без образования, тут нет профессионализма как такового. А комментаторы — это зеркало аудитории киберспорта. Если мы говорим о комментаторах как о специалистах, то им неоткуда взяться. Я, например, за год два раза комментировал на зал, в Европе это смешной показатель, сравнивать мой опыт с европейскими кастерами просто смешно. Но если бы у меня было больше работы на зал, я бы смог заткнуть Sadokist, например.

Еще уровень профессионализма кастеров напрямую зависит от студий. То есть если комментатор фейлит, то это косяк студии, но на практике сколько бы комментаторы не ошибались, ничего не меняется, значит, студию это устраивает.

По поводу токсичности: все гонятся за высокими показателями и подыгрывают аудитории, никто воспитывать и развивать аудиторию не собирается. Это одна из причин, почему у нас такое сообщество. Обучающий контент — это один из вариантов как бы мы смогли контрить токсичное сообщество. И не только с точки зрения морали и поведения, но и с точки зрения философии и понимания игры.

Низкий уровень владения материалом (энциклопедический критерий) у комментаторов

— Не согласен, что это супер важно, статистика — это, конечно, круто; если ты подкован, это дает тебе плюс, но не в этом суть — тебе надо все время держать эфир, времени на разговор много, и часто не хватает запала. То, что ты две минуты эфира можешь забить инфой, кто с кем играл, не спасет тебя.

Энциклопедический критерий — опять же, это работа студии. Если студия хочет, чтобы комментатор обладал всей нужной информацией о предстоящем матче, то должны быть предоставлены вспомогательные инструменты: графики, тексты, таблицы или планшет, например, где все это хранится, и ты за пять минут готов к любому матчу. К сожалению, студии этого не предоставляют.

Низкий уровень понимания игры

— Понимание Counter-Strike упирается в любовь к игре, ты должен фанатеть ею, все время работать над собой, играть, смотреть демки и т.д. Я люблю игру, думаю про  CS, мне он часто снится, я живу им. Несмотря на то, что у меня жена и дети, львиную долю моего свободного времени занимает CS. Я смотрю любые игры, везде есть какая-то интрига, везде можно что-то интересное для себя найти.

Вообще на макроуровне для топовых матчей нужно брать лучших комментаторов со всех студий, по зарубежному аналогу On Fire. Тогда уровень освещения топ-турниров станет чуть выше. А на микроуровне это работа студий. Человека берут на работу, даже если он плохо понимает игру — получается, что он устраивает.

Низкий интеллектуальный уровень комментаторов

— Скажу на своем примере: меня никто не подпирает; того, что я делаю, хватает, чтобы быть ведущим комментатором студии. Когда меня будут подпирать, тогда уже буду заниматься саморазвитием. Пока никого на горизонте не появилось. Сейчас просто такой уровень комментирования. Могу сказать, что у комментаторов нет грамотного фидбека —их либо хейтят, либо любят. Этого не хватает, чтобы разбираться в недостатках.

Повторю еще раз, интеллектуальный уровень — это зеркало субкультуры, тут нет профессионалов, нет фидбека, нет работы студий. Если комментатора не гонят в шею, значит, это нужно. Когда будет уровень повышаться, все, что ниже определенной планки, будет отметаться. По поводу шуток — комментатор должен завоевать авторитет перед тем, как начать троллить, едко шутить и т.д. Если ты все-таки троллишь или в шутливой форме кого-то называешь — к примеру, говоришь, что киберспортсмен «сыграл как бот», — ты должен объяснить, почему ты так сказал, чтобы люди понимали логику твоей шутки.

Реакция профессиональных игроков из СНГ на уровень комментирования крайне негативная

— Ну, это все их личные предпочтения, да и в большинстве случаев они мало что смотрят и часто судят по отрывкам. Игрокам хочется, чтобы их облизывали, хвалили, ставили в пример, никому не нравится троллинг. Вообще, игрокам надо следить за собой, а не за комментаторами.


Юрий «Strike» Терещенко (SLTV):

Профессиональных комментаторов в отечественном киберспорте нет. Общий уровень комментирования и контента очень низкий. Это все одна из причин того, что сообщество CS:GO в СНГ крайне токсичное

— Действительно, общий уровень комментирования ниже среднего, найти готовых специалистов в этой сфере очень сложно. На сегодняшний день среди русскоязычных студий идет настоящая война за контент, большинство этого контента необходимо покупать за «круглые» суммы, но, к большому сожалению, то, что получает потребитель, далеко не всегда соответствует слову «качество».

Теперь по поводу токсичности: таковы наши реалии, кастеры — одна из причин, но взваливать всю ответственность на них не стоит. Экосистема CS:GO состоит из многих элементов — независимые стримеры и ютуберы, студии и их комментаторы, команды и игроки. Все эти элементы в какой-то степени вносят вклад в развитие нашего комьюнити.

Низкий уровень владения материалом (энциклопедический критерий) у комментаторов

— Достаточно сложный и индивидуальный вопрос. Кто-то готовится, кто-то забивает на подготовку, у кого-то полный багаж знаний, который нужно своевременно освежать. Все упирается в личную заинтересованность дать качественный контент — либо просто похайпиться.

Неоднократно доводилось наблюдать, как кастеры искажают исторические события, тем самым вносят в массы неправдивую информацию. Не могу сказать, что они делают это умышленно, скорее всего, это банальная нехватка энциклопедических данных. Тем самым они создают своеобразный этнос, который живет в параллельной реальности!

Низкий уровень понимания игры

— А откуда ему взяться? Чтобы донести до зрителя истинную картину происходящего, для начала необходимо понимать то, что происходит у вас перед глазами, уметь подметить суть раунда, прояснить тонкости его исполнения, а не просто проговаривать все, что зритель видит без сторонней помощи. Банально нехватка профессиональных кадров, у большинства кастеров очень абстрактное понимание игры. Исправить это может два фактора, первый — огромное желание работать и развиваться, второй — время. На примере того же футбола — когда профессиональные игроки завершают карьеру, какой-то процент уходит в продакшн.

Низкий интеллектуальный уровень комментаторов

— Напомню, основная драка сейчас идет за контент. Большинство студий, взвалив на себя ответственность за освещение крупных лиг и турниров, не до конца понимают, с чем им придется столкнуться, именно из-за этого страдает качество, ну, и, конечно же, зритель, который становится заложником ситуации. Другая сторона медали, что у большинства кастеров катастрофическая нехватка личной мотивации и нежелание развиваться, многие видят в этом «легкий» способ заработка денег и при этом возможность быть в тренде.

Реакция профессиональных игроков из СНГ на уровень комментирования крайне негативная

— Задача про-игроков, в первую очередь, быть образцом для подражания, ведь именно на них равняются сотни тысяч молодых и перспективных ребят, которые рано или поздно придут на смену этому поколению. Не могу сказать, что большинство из них таковыми являются. Это как в чужом глазу соринку видеть, а в своем бревно не замечать. Задумываться о качестве комментирования должны студии, вот кого это действительно должно волновать.

Не будем забывать, что мы находимся на стартовом отрезке профессионального гейминга. Киберспортивные операторы, организации и студий освещения будут расти и развиваться. Всему свое время.


Николай «Deca» Веснин (UCC):

Профессиональных комментаторов в отечественном киберспорте нет. Общий уровень комментирования и контента очень низкий. Это все одна из причин того, что сообщество CS:GO в СНГ крайне токсичное

— Позиция нашей компании такова: киберспорт — это спорт, комментаторы должны работать в стиле спорта. Тем не менее, на данный момент я не могу назвать ни одного комментатора, про которого можно сказать, что да, это топ. Кто-то хорошо разбирается в игре, кто-то хорошо работает голосом, кто-то интересно шутит, но чтобы у одного человека были все качества профессионального комментатора, на мой взгляд, таких еще нет.

Студия должна делать жесткий отбор: если комментатор долгое время не растет, с ним надо прощаться. Также студия должна понимать, что она хочет от комментатора, и должна комментатору ставить конкретную цель. В свою очередь, у комментатора должна быть своя цель, и если их цели совпадают, то получается синергия, которая приведет к высоким результатам. Также могу заметить, что где-то подбирают неправильно персонал, а где-то неправильно этим персоналом управляют.

Низкий уровень владения материала (энциклопедический критерий) у комментаторов

— Я могу ответить за свою компанию — у нас в инструкциях прописано, что комментатор должен готовиться к матчу. Тем не менее, сейчас объемы на одного комментатора слишком высоки, чтобы на него давить.  Если я слышу, что комментатор не готов, я ищу причину. Студия должна заниматься качеством контента, но при этом именно подготовкой к игре комментатор должен заниматься сам. То есть если у комментатора нет мотивации подготовиться должным образом, то нет толка от того, что студия подготовит ему нужный материал — он этим не горит, ему это не надо.

Низкий уровень понимания игры

— CS:GO получил известность пару лет назад, и люди, которые комментируют игру, в большинстве своем тоже делают это не более нескольких лет. Время комментаторов уровня футбольных кастеров, которые по 30+ лет в футболе, еще не пришло. Если через 10 лет ничего не изменится в плане комментирования, то это будет странно, но в данный момент все закономерно.

Разбираться в игре — это часть работы комментатора, но если у студии задача ловить хайп, а не разбираться в игре, то тогда студии не корректируют работу комментаторов, и они будут продолжать троллить и нести чушь ради хайпа. С другой стороны, комментаторы не хотят изменять свой стиль комментирования, рисковать, боясь потерять уже привыкшую к ним аудиторию. Кастеры — это наемные работники, которым ставят задачи, они отрабатывают свои деньги и все, они не учредители, которые могут делать, что захотят.

Низкий интеллектуальный уровень комментаторов

— Тут вопрос не только к студиям, но и к самим профессиональным игрокам. Если все киберспортсмены начнут критиковать одну из студий, то аудитория прислушается. А если у этой студии куплены все права на крупные турниры, что тогда делать? Хлеб компании — это просмотры, следовательно, руководители проследят тенденции аудитории, посмотрят, что сейчас интересует народ, и сделают нужные изменения в своей работе.

Вообще, в эту индустрию приходят люди, которые выросли в интернете, они мало читали книг, у них было меньше живого общения, чем у поколения постарше. Интернет коверкает слова, это становится популярным, люди на этом слэнге разговаривают. Словарному запасу неоткуда взяться.

Уровень комментирования — зеркало аудитории киберспорта. Когда мир изменится и примет киберспорт уже по полной программе — придут новые люди, сменятся поколения, появятся школы, — тогда и уровень комментирования, безусловно, вырастет, потому что придут люди, которые своим интеллектом, юмором и словарным запасом вытеснят нынешнее поколение комментаторов. Мы, например, сделали академию комментаторов, чтобы искать новые таланты. То есть любой желающий может попробовать себя на этом поприще, и, может, даже получит работу.

Реакция профессиональных игроков из СНГ на уровень комментирования крайне негативная

— Критика — это хорошо, но надо не просто критиковать, но и предлагать, как становится лучше. От лица своей компании могу сказать, что мы прислушиваемся к мнению любого из профессиональных игроков.

Итого: представители студий дали вдумчивый, развернутый комментарий, за что им огромное спасибо. По ходу беседы стало понятно, что проблема действительно существует, и у каждого свой взгляд на ситуацию. Общая мысль, объединяющая всех участников нашего разговора, заключается в том, что не пришло еще время, когда комментатор — это профессионал во всех смыслах этого слова.

С одной стороны, я согласен: киберспорт — это молодая, еще не окрепшая история, и не стоит торопиться с перфекционизмом, а с другой стороны, как-то все это звучит безвыходно. Не хочется верить, что улучшать текущий уровень комментирования — это какая-то непосильная работа.

Ну, для начала каждая студия может собрать всех работников и дать запрет на неподготовленные шутки и на словосочетание «отличный хедшот», потом пригласить на час, к примеру, Кирилла ANGE1 Карасёва, который вместе со студией посмотрит демку и пошагово объяснит все, что происходит на экране. Можно ввести штрафы за неудачный троллинг и бонусы за хорошие шутки. Вот так по сантиметру будем развиваться, и через некоторое время уже реально почувствуем буст отечественного каста.

Это, конечно, все фантазии, а по факту пока все будет как было: покупаем трансляцию — экономим на комментаторах. Я надеюсь, что качественный скачок в комментировании мы скоро увидим и придут классные, креативные, талантливые ребята, за которыми пойдет наше комьюнити.

Комментарии