Блоги

CS в Северной Америке — признаков жизни не обнаружено

Бан iBUYPOWER, неожиданный приход s1mple в Team Liquid и финал MLG Columbus 2016, сенсационная победа Cloud9 на мейджоре в Бостоне, доминация Liquid летом 2019-го, такие мастодонты как n0thing и Hiko, очень большие зарплаты — все это про самую загадочную, местами беспощадную и не совсем нам понятную североамериканскую CS-сцену, которая сегодня пребывает в состоянии комы, и неизвестно, кто и когда ее из этого состояния выведет.

1/22020
2/22019

Перед вами региональный рейтинг от HLTV.org сегодня и год назад. Что мы видим сейчас: две с половиной команды (Chaos уходит из CS, а игроки готовы в полном составе перейти в VALORANT) и огромная пропасть. Что мы видим в рейтинге годичной давности: все те же EG и Liquid в лидерах (сравните также количество очков сейчас и тогда) и несколько крепких тир-2 коллективов. Также просто обратите внимание на имена: nitr0, fREAKAZOiD, FugLy, steel, daps, FNS — все они профессионально сейчас играют в VALORANT.

А вот относительно недавний твит tarik о текущем положении вещей в северной Америке.

"NA CS официально мертв"

Сегодня дела за океаном действительно обстоят не самым лучшим образом. Почему же NA CS практически вымер? Все ли дело только в пандемии? Давайте разбираться.

COVID-STRIKE

Несмотря ни на что, печально известный вирус есть основополагающая причина проблем североамериканского региона. Отсутствие ЛАН-турниров означает невозможность пересечения команд с разных континентов, если только не переезжать в Европу, как недавно попытались сделать EG и Liquid. И даже если эти команды остаются дома, то интерес к их онлайн-чемпионатам заметно ниже из-за общего уровня CS, который в Европе несомненно выше. Также призовой фонд на американских DreamHack, BLAST и ESL составляет гораздо меньше, чем на европейских аналогах. Это в свою очередь не позволяет организациям поддерживать уровень зарплат, которые в Америке традиционно высокие (во-многом из-за строгого налогообложения).

В таблице приведены призовые фонды турниров от одного организатора, которые проходили параллельно на разных материках.

В итоге 2,793,500$ суммарно для Европы против всего 1,426,500$ для Америки. Более чем ощутимая разница.

Организации уходят из CS

Chaos недавно выиграли DreamHack Masters Winter 2020, а несколькими неделями ранее IEM Beijing-Haidian 2020 (где обыграли Evil Geniuses и Team Liquid), но несмотря на это и на 20-ю строчку рейтинга, организация покидает CS:GO. Главная причина, исходя из официального заявления, все тот же коронавирус. Понятно, что никакая американская организация в ближайшее время точно не подпишет оказавшуюся у разбитого корыта пятерку. Один из игроков команды vanity заявил о готовности коллектива перейти в шутер от Riot.

eUnited в начале марта объявила о роспуске команды по CS:GO. Небезызвестный лидер состава fREAKAZOiD заявил о возрождении тега Swole Patrol, под которым они собирались играть до того, как на них выйдет какая-нибудь организация. Также американец добавил, что не хочет уходить в VALORANT. Однако спонсоров, инвесторов и организацию найти не удалось. И почти все игроки, включая самого fREAKAZOiD, перешли в шутер-конкурент. Но это был не первый раз, когда Swole Patrol пытались найти себе дом. В 2018-м году коллектив пробился на основной этап EPICENTER в Москве, однако даже после этого никто не изъявил желания подписать ребят.

Владелец Complexity Gaming Джейсон Лейк оказался самым предусмотрительным и еще в конце 2019-го перевез свою команду в Европу, оставив в составе лишь двух американцев (после ухода oBo остался только RUSH). Этому примеру недавно последовали Cloud9, собрав под предводительством HenryG интернациональный состав. Примечательно, что из старого ростера в ряды "Колоссуса" взяли только floppy. Остальные же, как нетрудно догадаться, в данный момент находятся без организации. И если все негодуют вокруг ситуации с Chaos, то про этих ребят, видимо, вообще позабыли.

Не стоит забывать и про 100 Thieves, которые также базируются в Америке. В октябре организация ушла из соревновательного CS:GO, объяснив это "неопределенностью и неясностью CS-сцены", а также невозможностью принимать участие в турнирах с европейскими грандами из-за пандемии.

Датская организация Team Singularity в начале года отказалась от своего американского состава из-за неожиданной реформы от ESL, которые сократили количество участников ESL Pro League с 48 до 24, причем избранные команды выбирали сами организаторы, напрямую раздавая инвайты. Из-за этого некоторые коллективы, которые уже квалифицировались (среди них Singularity) или имели на это большие шансы, остались за бортом одной из самой крупной лиги.

Также недавно появилась новость о том, что одна из двух организаций Америки, находящихся на плаву, Evil Geniuses, раздумывает над тем, чтобы избавиться от CS:GO состава из-за неоправданных ожиданий.

Как вы видите, организации либо полностью покидают дисциплину, либо переезжают в Европу, либо уходят с американского рынка. Первопричина, конечно же, COVID. Однако и странное решение ESL, и общая незаинтересованность дисциплиной в новом свете также повлияли на текущее положение вещей.

VALORANT — убийца NA CS:GO?

Перед выходом VALORANT ходило много разговоров о том, что шутер от Riot похоронит так нами любимую дисциплину, а в обсуждениях в пабликах, твиттере и на различных форумах люди приводили аргументы как в пользу этой теории, так и против нее. Говорить, что A-Project убил CS:GO — смешно. Во-первых, прошло слишком мало времени, во-вторых, не думаю, что конкретна эта цель преследовалась разработчиками. Эти две игры спокойно могут сосуществовать друг с другом, а зритель пусть выбирает то, что ему больше по душе. Тем более, Riot Games анонсировали киберспортивный календарь на 2021 год и уже имеют большой опыт в организации таких событий.

В VALORANT перешло довольно много CS:GO игроков. Можно поделить их на две категории. Первые — это тир 2-3 игроки, которые долгое время пытались сделать шаг вперед и выйти на новый уровень, но у них не получалось, сюда же относятся бывшие "звезды", чье время уже прошло, но несколько лет назад они были довольно сильны (ScreaM, mixwell, daps). А вторая категория — это как раз таки те самые игроки из северной Америки, которые прекрасно понимают, что в нынешних обстоятельствах им попросту не найти стабильную организацию (TenZ, s0m, Zellsis).

VALORANT дико популярен за океаном, организации охотно подписывают игроков. Посмотрим, как будет развиваться шутер. А пока посмотрите статистику турнира First Strike (что-то похожее на миноры в CS:GO), которая подтверждает популярность продукта Riot в северной Америке.

300112 зрителей на пике трансляции

На VALORANT переходят не только игроки в возрасте, которые понимают, что их дни в CS сочтены, а жить на что-то надо, но и довольно юные и, что самое главное, талантливые. Например, TenZ, долгое время считавшийся одним из самых перспективных игроков региона.

Важно понимать, что большинство игроков не переходят из CS:GO в VALORANT, потому что им очень нравится шутер от Riot. Они уходят из CS:GO за деньгами, победами, стабильностью. И их можно понять. Но когда вся команда готова поменять дисциплину просто ради того, чтобы играть и как-то зарабатывать — ну, это просто ужасно. Когда у тебя просто нет выбора и ты вынужден подстраиваться под обстоятельства. На самом деле, VALORANT вышел в очень удачное время конкретно для этого региона и буквально спас несколько десятков игроков. При этом, из тир-1 игроков ушел, пожалуй, только nitr0. Это действительно было неожиданно.

Но если для отдельных игроков VALORANT — вариант продолжить карьеру в киберспорте, то для американской сцены в целом это очень серьезный удар.

Состав TSM VALORANT, полностью состоящий из экс-игроков CS:GO

Где искать новых игроков?

Молодые игроки, которые находятся между полупрофессиональным и профессиональным уровнем, сейчас наверняка призадумались, в какой игре они хотят развиваться. А новички вообще могут изначально выбрать VALORANT из-за большой популярности игры в регионе. Из этого следует, что местным "ропзам" появляться там будет неоткуда. Нет свежей крови и обновления — нет развития. Нет развития — нет будущего. И, что самое ужасное, нет никакого готового или хотя бы примерного решения. Единственные люди на планете, которые могут обратить сложившуюся ситуации себе в плюс, это те, кто пока нигде особо не засветились, но по-настоящему горят игрой и верят в свой успех. Однако риски слишком велики: нет абсолютно никаких гарантий, что какая-то организация тебя подпишет, даже если ты выиграешь FPL 10 раз подряд. Ситуация очень плачевная. Просто представьте, что вы, скажем, имеете 10-й уровень на Фейсите, играете квалификации с командой, играете квалификации в FPL-C, но в какой-то момент происходит полнейший коллапс сцены, и вы попросту не знаете, что делать и куда дальше двигаться.

EG и Liquid

Пока тир-2/3 коллективы игроки борются за выживание, местные гранды также не радуют фанатов успехами. В начале пандемии, когда CS:GO мир раскололся на несколько частей, по сути эти две команды и разыгрывали первое место на чемпионатах. Удачливее в этом плане оказались EG, забрав за лето три турнира. Однако затем результаты пошли на спад и команды начали проигрывать более слабым коллективам, а командировки в Европу ничем хорошим также не закончились — последние места у EG и Liquid на осеннем Бласте и европейском Дримхаке. Такое слабое выступление больших команд еще больше закапывает сцену. Учитывая неопределенность с организацией у EG, возможно, в скоро времени мы станем свидетелями еще одного распада. Кстати, у меня в голове промелькнула мысль о создании американской "дримтим" из составов двух этих организаций. Кто знает, может и такое случиться.

Я уже собирался отправлять текст на модерацию, как на HLTV.org вышла новость, в которой представитель EG заявил, что CS состав вернется к соревнованиям в следующем году, то есть распускать команду никто не собирается. Посмотрим, изменится ли мнение руководства по прошествии нескольких месяцев

Никто не знает, что делать. Почти никто ничего и не делает

Проблем много — решений ноль. Все понимают плачевность ситуации, но выходов из этого тупика, в котором сейчас находится сцена, пожалуй, нет. Коронавирус, конечно, очень сильно перекрывает кислород. Тем не менее, ESL собирается поделиться своими планами по возрождению североамериканского CS:GO. В скором времени должен состояться анонс.

Многие винят в случившемся ассоциацию профессиональных игроков (CSPPA), которая абсолютно никак не поспособствовала разрешению ситуации. Вообще, эта ассоциация и ее действия заслуживают отдельного поста. Это книга с очень красивой обложкой, а вот по содержанию большие вопросы — недавняя ситуация на Бласте это доказала.

Конечно же, можно в очередной раз усомниться в компетентности VALVE, которым откровенно все равно на киберспортивную составляющую своей игры. В одном можно не сомневаться: компания разработчика никак не будет пытаться решить эту проблему. Им, мягко говоря, не до этого.

Что будет дальше?

Каково будущее североамериканской сцены? Есть ли оно вообще? Как решить все накопившиеся проблемы и сколько времени это займет?

В столь непростое время очень сложно давать какие-то прогнозы, особенно когда вообще не от чего отталкиваться. Остается ждать анонс ESL, правда, не думаю, что он исправит все накопившееся проблемы. А ведь всего два года назад Cloud9 выиграли домашний мейджор. И не важно, что, по мнению многих, им повезло. Эта пиковая точка в истории CS в северной Америке — а могла стать отправной.

p.s.

Всем спасибо за прочтение. Жду ваших комментариев и мыслей по поводу происходящего. В своем Телеграм-канале я опубликовал список известных (в разной степени) североамериканских про-игроков, которые перешли из CS:GO в VALORANT. Из них можно собрать несколько вполне себе добротных составов.