Блоги

Интервью с учредителем Tengri Дамиром Муратти

 

— Как ты начал увлекаться компьютерными играми?

— В киберспорт я попал благодаря отцу. Начиналось все с того, что мы с ним вместе играли в разные компьютерные игры, например, нам очень нравилась Age of Empires. В какой-то момент отец перестал играть, а я как раз открыл для себя Counter-Strike. Как-то раз он увидел, как мы играли в эту игру, заинтересовался и решил поиграть с нами. Закончилось это тем, что на следующий день он купил около 40 компьютеров в офис, чтобы все могли попробовать новую игру. С этого момента начался наш семейный киберспортивный путь: k23, Natus VincereGambit Esports и т.д. 

— Расскажи о своем отце.

— Мой отец — влиятельный казахский бизнесмен. Я с гордостью могу сказать, что киберспорт в Казахстане и СНГ стал таким, как сейчас, именно благодаря ему. Даурен AdreN Кыстаубаев, команда Na'Vi, менеджер Gambit groove — это поколение моего отца. Каждый, кто следит за киберспортом больше пяти лет, безусловно, знает, кто такой Arbalet. 

— Когда ты начал заниматься киберспортом? 

— У меня был свой киберспортивный опыт — я играл в шутер Arc. Я много тренировался, даже удалось съездить на крупный турнир в Китай. Т.е. я профессиональный гейминг знаю изнутри. У меня есть своя мечта — внести свой вклад в развитие отечественного киберспорта, как это сделал мой отец.

Мой путь в Counter-Stike как учредителя команды начался спонтанно. На одном LAN'е, который проводил мой друг, я решил поговорить с командой LOG.KZ. Оказалось, что они только что лишились поддержки со стороны организации, и тут я понял: это шанс и нельзя его упустить. Мы сразу договорились с ребятами и подписали четырех игроков из LOG и Рамазана Ramz1k Башизова. 

— Была ли помощь от Arbalet, когда вы начали проект Tengri

— В момент, когда я с товарищем подписал команду, отец об этом не знал. А все начиналось с того, что в одном из разговоров я его аккуратно спросил, есть ли смысл вкладываться в команду. Он эту идею не поддержал, сказал, что это трата времени. Но, вопреки его мнению, я все-таки подписал команду и потом целый год еще это скрывал.

На свои деньги вместе с партнером мы занимались этим проектом. За год мы прошли огромный путь. У меня есть идея потом снять сериал о Tengri. Сюжетов для серий очень много: продажа Абая HObbit Хасенова, смена трех локаций буткемпа, попадание на минор, история, как отец узнает, что я инвестор Tengri, отборочные на мажор в Америке, продажа Бектияра fitch Бахытова. 

— А как ты сознался отцу в том, что ты владелец Tengri?

— Я учусь в Америке, и мне надо было ехать на учебу. Надо было сказать папе про Tengri и попросить у него, чтобы я смог отложить учебу и сконцентрироваться на команде. И вот, как сейчас помню, 25 августа я к нему пришел и сказал все как есть. Я рассказывал про плохие и хорошие моменты своего пути вместе с Tengri: о предательствах, о сменах состава, а главное — я рассказал, как я продал fitch и HObbit и отбил свои деньги, т.е. опроверг его слова, что это трата времени. В ответ он просто улыбнулся и сказал, что все хорошо и что он поддержит меня и Tengri. С этого момента, конечно, стало легче, теперь рядом со мной Arbalet — человек, который поднял киберспорт в СНГ. 

— Что тебе больше всего нравится в процессе управления командой?

— Самое приятное ощущение — это достижение целей. Мне нравится подниматься с низов, шаг за шагом ты движешься к своей цели, принимаешь решения, делаешь перестановки и в итоге достигаешь высоких результатов. Мы с партнером живем командой, у нас отличная инфраструктура, опытный штат, классные игроки. Мы занимаемся всем: от поиска новых талантов до рисования логотипа. Мы и менеджеры, и тренеры, и психологи. 

— Расскажи про трансфер HObbit. 

— Любой геймер из Казахстана хочет пробиться в Gambit. Если бы мы в свое время не подписали HObbit, его бы вряд ли заметили, он может подтвердить эти слова. Это связано и с тем, что, играя с пингом 100, трудно сделать так, чтобы тебя заметили на таком уровне. А тут на него обратил внимание mou.

Во время переговоров с Gambit у моих ребят не было контрактов, это была ошибка — все-таки в современном киберспорте все должно быть официально, но, тем не менее, все шло по плану, мы сидели на буткемпе в Питере. HObbit в то время не хотел играть с некоторыми людьми в команде и вопрос был даже не в деньгах, а в том, что он не видел перспектив. Я ему предлагал зарплату больше, чем у Gambit, но вопрос был не в деньгах.

Чтобы провести сделку, мы подписали с HObbit контракт. Он, конечно, побоялся, что мы можем его в таком случае уже не отпустить, но я ему пообещал, что он будет играть за Gambit в любом случае. Если человек не хочет играть в моей команде, я никогда держать его не буду.

Мы решили, что надо отдать HObbit в аренду. Я звоню Косте, менеджеру Gambit, и озвучиваю два варианта: либо мы сразу продаем HObbit за сумму Х, либо аренда на три-четыре месяца с последующим выкупом, где сумма варьируется в зависимости от выступлений HObbit. Изначально мы думали продать его за $20 тыс. После четырех месяцев было решено продлить аренду еще на два месяца.

Как раз это время попадало на мажор. Дальше, как все знают, Gambit выигрывают мажор, соответственно, стоимость HObbit увеличивается. И, обдумав внутри организации сумму, я озвучил цену — $100 тыс. В результате, я считаю, это была самая удачная сделка за всю историю CS на территории СНГ. 

— Что было в команде после ухода HObbit? 

— Началась череда решафлов, Адлет keeN Нурсеитов не захотел больше играть, а Дастан dastan Акбаев нам не подходил как игрок. На тот момент игроки нынешнего AVANGAR еще не блистали, и мы взяли двух киргизов, которые на тот момент играли очень хорошо: жесткий аимер Александр SNk- Семкин и очень умный и при этом взрывной Бакир pachanga Курбаналиев. 

— А почему именно киргизов? Есть же много русских, украинских талантливых игроков? 

— Тут вопрос в самой идеологии Tengri: киргизы идеологически похожи на казахов, у нас похожий менталитет, а команду лучше собирать из игроков с одинаковым менталитетом. 

— Правда, что вы выбирали игроков в команду по религиозному принципу? 

— Нет, такого нет, это слишком. 

— Расскажи про трансфер fitch. 

— У Gambit были проблемы после мажора. Во время подписания HObbit я менеджеру Gambit сказал, что я знаю, что у них проблемы, и что они у нас захотят купить fitch. И я заранее назвал цену, за которую мы fitch готовы отпустить. Через три дня Костя позвонил и сказал, что они хотят купить fitch.

fitch вообще сначала никуда уходить не хотел, но потом поменял свою позицию и в составе Tengri не хотел играть. Это понятно, он все-таки лучший друг HObbit и все время общается с AdreN и mou, а Gambit уже на тот момент были чемпионами мажора. Конечно, глаза загорятся и захочется пойти в эту команду, несмотря на то, что изначально ты этого не хотел. 

— А скажешь о сумме сделки? 

— Единственное, что могу сказать — сумма меньше сделки HObbit. 

— Почему в этом году такой буст казахстанской сцены? 

— Вместе с созданием Tengri появилось три организации. Это определенно дало буст казахстанской сцене, самые талантливые игроки стали быстро развиваться. Вообще CS:GO легче дается казахскому народу, чем другие киберспортивные дисциплины. Мы народ горячий, нам нравится идти в бой, динамика игры подчеркивает наш менталитет. В «Доте», например, у Казахстана нет достижений, потому что игра стратегическая, размеренная.

Казахи — целеустремленный народ, если у нас есть цель, мы будем отдаваться ей полностью, работать и идти к ней. CS у нас игра номер один. У нас вообще кроме футбола и бокса ничего нет, а все молодое подрастающее поколение любит смотреть именно CS. В футболе у нас нет суперзаслуг, в боксе у нас только два по-настоящему знаменитых спортсмена. И молодежи легче ориентироваться на Gambit, Tengri, AVANGAR.

Киберспорт — это уникальная возможность для казахов реализоваться в жизни. В Казахстане стать топовым боксером или попасть в футбольный топ-клуб практически невозможно, а в CS топовым игроком стать реальнее, всего лишь надо играть и идти к цели. Мы сильны духом, мы хотим побеждать, у нас тяга к борьбе — это наш менталитет. Мы не боимся соперника, нам все равно, кто перед нами: Fnatic, Na'Vi или SK Gaming. Мы хотим перестрелять всех.

К сожалению, «перестрелять всех» работает только в СНГ, а дальше уже надо повышать свой уровень, добавлять к этой безбашенности рассудительность, мозги и хладнокровие. Хороший пример — это SK, бразильский CS похож на казахский, только у них больше игровых знаний. За этой видимостью простой игры «вышел — убил» скрыты месяцы качественных тренировок и знаний, я это стараюсь внушить своим игрокам, чтобы они понимали, что CS, в первую очередь, игра интеллектуальная, а не механических действий. 

— Расскажи про текущий состав. 

— Сейчас мы собрали дружную команду, ребята не ссорятся, они друзья в игре и в жизни. Ramz1k звали в AVANGAR, но он остался. Что касается pachanga, то он ушел исключительно по семейным обстоятельствам. Мне надоело делать решафлы, это тебя отбрасывает сразу на два месяца назад.

Этому составу я дам как минимум четыре-пять месяцев, буду смотреть, как они работают, и сам буду активно участвовать в процессе. Сейчас в команде есть гармония — хорошая рабочая атмосфера. 

— Ходили слухи, что вы хотели расстаться с Ануаром Sonic Абу. 

— Да, все думают, что мы Sonic собираемся менять, но это не так. Он, может, не супержесткий игрок типа Ramz1k, но он самый дисциплинированный и самый ответственный. А самое главное — он знает, как зарабатывать деньги. До Tengri он работал в банке, поэтому он понимает, что такое работа в полном смысле этого слова. И я уверен, что он сможет раскрыться и быть сильным игроком, несмотря на давление со стороны.

Если вдруг на него начинают гнать тиммейты, я говорю им, что если бы они так же ответственно подходили к работе, как Sonic, то они бы сейчас уже на мажоре были. Сейчас я перестраиваю организацию, меняю менеджмент. Мы будем менять подход к работе, я буду лично приезжать в Киев на буткемп каждые две недели, постараюсь повысить дисциплину и ответственность у ребят, чтобы в скором времени Tengri опять вернулись в топ. 

— Почему буткемп именно в Киеве? 

— Как только появилась Арена, Киев стал меккой киберспорта в СНГ. В Киеве больше людей, которые живут киберспортом, там проще найти спонсоров или договориться о каких-нибудь спецпроектах. У нас отличный буткемп, не хуже чем у Natus Vincere — трехэтажный дом, шесть комнат, два холла, обязательно как-нибудь сделаем обзор. Если говорить о затратах, то мы тратим столько же; может, разница в том, что сам дом больше.

Забавный случай с нами произошел, когда мы были на буткемпе в Минске. Мы чуть не сняли дом у бывшего руководителя ОПГ. К счастью, мы вовремя отказались, но, тем не менее, нам звонили с угрозами. Пришлось воспользоваться связями в Белоруссии, чтобы этот вопрос закрыть, чтобы нам не мешали. 

— Есть мнение, что Tengri и AVANGAR — это ярые враги. Прокомментируй?

— Это не так. Я очень хорошо знаю владельца AVANGAR. Мы отлично общаемся, часто друг другу советуем по команде. Мы вместе работаем во благо киберспорта в Казахстане. Конечно, в игре мы соперники, но не больше. Это круто, что сейчас в Казахстане появились такие организации, которые влияют на киберспорт.

Вообще, у AVANGAR классный подход к игре: они очень дисциплинированные, они правильно тренируются, это и дает свои плоды. Моя ошибка в том, что я немного разбаловал своих. Старался ни в чем не отказывать, а так делать было нельзя, во всем нужна мера. 

— Ходили слухи, что топ-команды связывались с вами и с AVANGAR, чтобы купить игроков.

— Скажу сразу: ни у нас, ни у AVANGAR никто никого не купит. Для меня денежный вопрос раньше имел значение, но как только я получил поддержку от отца, меня уже финансовая выгода не интересует. Ну, конечно, если речь идет о $300 тыс. за Ramz1k, например, то тогда может быть. А так нам важен только командный результат. 

— Каковы перспективы в сравнении с Gambit? 

— Я уверен, что AVANGAR и Tengri смогут догнать Gambit. Gambit на своем потолке и им некуда расти, они выиграли мажор и мотивировать себя выигрывать дальше очень трудно.

Основная наша задача — это внушить игрокам Tengri, что никогда нельзя останавливаться. Даже если ты выиграл мажор, все время надо идти вперед. Сиюминутная выгода — это хорошо, но это ничто по сравнению со всей твоей жизнью. Деньги, слава — все придет со временем, не надо торопиться все это получить, не в этом суть.

Также важно развиваться как личность. Ставить перед собой не только игровые цели. Возьмем, к примеру, Данила Zeus Тесленко. Помимо игры он работает во многих направлениях: помогает новым игрокам, делает новые проекты, работает в социальных сетях.

Еще важный момент — чтобы все профессиональные игроки понимали, что без болельщиков они никто. Гораздо важнее расписаться кому-нибудь в стиме или сфоткаться, чем выиграть мажор. Не было бы болельщиков — не было бы команды, не было бы этой популярности у CS:GO. Мы хотим сделать так, чтобы Tengri для всех любителей киберспорта стали чем-то родным, частичкой дома. Хочется раздавать игрушки, сувениры, что угодно, чтобы делать людей счастливее.

Мой отец, например, не старался заработать на киберспорте. Он старался сделать так, чтобы тысячи людей получали удовольствие от игры. Чтобы любители CS могли следить за топ-командами, а сами игроки могли достигать высоких результатов. Это все чисто духовная часть, а не стремление заработать. Нам хочется дать шанс людям получить что-то хорошее в том, чем они занимаются.

А обычные игроки даже не думают о духовном уровне. Они считают, что если они умеют быстро нажимать на кнопку, то им должны платить деньги. А чемпионами так не становятся, чемпионом надо сначала стать на духовном уровне.