Зачем армиям киберспортсмены — как военные США, России и Южной Кореи заигрывают с геймерами
Статья

Зачем армиям киберспортсмены — как военные США, России и Южной Кореи заигрывают с геймерами

За последние несколько лет военные ведомства всего мира всё больше уделяют внимание киберспорту и стараются работать с его аудиторией. Но армии в странах разные, а значит, и методы этой работы отличаются. В честь Дня защитника Отечества рассказываем о том, как военные взаимодействуют с геймерами и компьютерным спортом.

Соединённые Штаты Америки

Армию США неспроста считают сильнейшей в мире — военный бюджет страны сопоставим со всеми остальными странами, вместе взятыми. Огромное количество американских солдат несет службу в разных регионах мира, но рекрутов всё равно не хватает. Всё дело в том, что в США армия не призывная, а добровольная, а молодежь не сильно хочет тратить время на муштру — её приходится завлекать, в том числе и за счет киберспорта.

Активная работа в этом направлении началась в 2018 году — ВВС США подписала партнёрское соглашение с организацией Cloud9, а затем объявила, что станет спонсором ELEAGUE Major 2018. Кроме того, Пентагон выделил деньги на создание киберспортивных команд, которые формируются из солдат и резервистов. Первым опытом клуба US Army Esports было выступление на PAX South 2019 по Tekken 7. Для киберспортсменов открыли специальную тренировочную базу в штате Кентукки, где они размещены по сей день. 

За несколько месяцев клуб собрал составы ещё и по Call of Duty, Rainbow Six Siege, League of Legends, Fortnite и Overwatch. Особых успехов ростеры US Army Esports не достигли даже на местных турнирах и второстепенных лигах. Но для военного ведомства результаты на киберспортивном поприще не главное, ведь даже простое наличие составов и участие их хоть где-то, где собирается молодёжь, уже помогает армии демонстрировать вовлечённость и разделение интересов американских подростков. А именно эти моменты и поднимают престиж и авторитет вооружённых сил в их глазах.

На этом Пентагон не остановился. Армейские рекрутеры прекрасно понимают, что молодые люди всё меньше смотрят телевизор и всё больше уходят в интернет. По этой причине было решено перераспределить рекламный бюджет вооружённых сил — в 2020 году 97% потратят на киберспорт и YouTube, и лишь 3% придётся на телевидение.

Игроки состава US Army Esports по Overwatch | Источник: twitter.com/USArmyesports
Игроки состава US Army Esports по Overwatch | Источник: twitter.com/USArmyesports

Первый киберспортивный анонс уже состоялся — ВМС США проспонсируют как минимум два американских турнира от DreamHack — в Анахайме и Далласе. Помимо стандартных рекламных баннеров на трансляции и месте проведения, командование флота организует специальную зону, в которой посетители смогут сразиться с офицерами и ветеранами ВМС в различных тайтлах.

Другие страны НАТО

США — лидер Североатлантического альянса, однако другим членам НАТО тоже необходимо выполнять обязательства перед военным блоком. Для привлечения новобранцев в них также прибегают к сотрудничеству с киберспортивными объединениями и организациями.

Самую большую работу после США в этом направлении проделывает Дания. Она начала кампанию по привлечению киберспортсменов примерно в одно время с Соединёнными Штатами — в 2017-2018 годах. Майор Андерс Бех сообщил, что в 2017 году военные впервые стали набирать рекрутов на площадках, «которые часто посещают геймеры», что позволило увеличить их приток.

Чтобы убедиться в пригодности киберспортсменов и геймеров к военной службе, вооружённые силы Дании пригласили для тестовых испытаний игроков Astralis. Они посетили военную тренировочную базу, где им провели курс молодого бойца и предложили пройти полосу препятствий.

Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
1/4
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
2/4
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
3/4
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg
4/4
Astralis проходит полосу препятствий на военной тренировке | Источник: twitter.com/astralisgg

Судя по всему, командование оказалось довольно итогами этой коллаборации. Майор Бех отметил, что геймеры способны лучше и быстрее принимать решения в стрессовых ситуациях, хорошо работают в команде и отдают отчет в своих действиях. По его мнению, именно эти навыки — одни из ключевых для новобранцев, а всего остального уже можно достичь в процессе тренировок и военной подготовки. В ближайших планах командования датской армии — начать сотрудничество с местной федерацией киберспорта. При этом Бех уточнил, что все геймеры вооружённым силам страны не нужны, а по статистике лишь каждый 40-й конкурсант годится для контрактной службы.

Кроме Дании, привлекать киберспортсменов для службы в армии начали и Нидерланды. Командование Королевских военно-морских сил Нидерландов отметило, что уже сейчас в армии используются беспилотники, управление которыми очень похоже на компьютерные игры, и геймеры отлично подходят для этих целей. Первым шагом для привлечения киберспортсменов к службе во флоте стало создание собственной команды по CS:GO — KM Esports (от Koninklijke Marine — Королевский флот). Коллектив уже поучаствовал в местном турнире, но выступил там неудачно. Офицер ВМФ Петер ван дер Берг отметил, что состав и не рассчитывал на победу, а выступление на соревнованиях лишь начало всей работы. Он пообещал, что к будущим турнирам KM Esports подготовится намного лучше.

Южная Корея

Южная Корея первой в мире осознала масштабы и перспективы киберспорта. Соревнования по компьютерным играм здесь давно собирают огромную аудиторию как на телевидении и трансляциях в интернете, так и на местах проведения. Местные киберспортсмены и команды показывают выдающиеся результаты на мировом уровне, а игроки в StarCraft II мотивируют футбольную сборную перед поездкой на чемпионаты мира.

Южнокорейские солдаты следят за линией разграничения с КНДР | Фото: Wall Street Journal
Южнокорейские солдаты следят за линией разграничения с КНДР | Фото: Wall Street Journal

В отличие от большинства развитых стран, в Южной Корее армия не контрактная, а призывная. Для неё это вынужденная мера — де-юре она находится в состоянии войны с КНДР. Хоть армия Южной Кореи лояльно относится к профессиональным геймерам и спокойно предоставляет им отсрочку, в итоге все они обязаны рано или поздно отслужить в вооруженных силах. И пока ты занимаешься муштрой в казарме, твой оппонент усиленно тренируется. Поэтому для киберспортсменов уход на срочную службу — это всегда риск потерять форму и больше никогда её не вернуть.

Однако в стране есть возможность совмещать службу и киберспортивные тренировки. В конце 2006 года корейские профессиональные игроки в StarCraft основали команду Air Force ACE, которая состояла из военнослужащих ВВС Южной Кореи. В разное время её представляли StarDust, Boxer, Reach и другие знаменитые киберспортсмены, у коллектива даже был слот в крупнейшей командной лиге Кореи — Proleague. 

Air Force ACE | Фото: Fomos.kr
Air Force ACE | Фото: Fomos.kr

Добиться выдающихся результатов Air Force ACE не смогла. Во-первых, армейская подготовка отнимала время, во-вторых, конкуренты могли собирать тот состав, который им нужен, а команде ВВС приходилось довольствоваться только теми игроками, которые были на службе. В итоге выше предпоследнего места Air Force ACE так ни разу и не поднялась, а большинство этапов Proleague и вовсе завершила на последней позиции.

Южнокорейская армия при этом и сама проводит турниры. С 2017 года в стране проходят ежегодные соревнования по Overwatch среди подразделений сухопутных войск. Призы получают не только победители, но и финалисты: помимо денежного вознаграждения, солдаты получают дополнительные увольнения и другие поощрения от начальника Генштаба.

Россия

Между армиями США и России есть одна ключевая разница — в РФ большая часть личного состава формируется на призывной основе. По этой причине ВС РФ практически не работают с обычными фанатами киберспорта — в лучшем случае к этому можно причислить стенды с World of Tanks и другими военными играми на оборонных выставках. Но в то же время нельзя сказать, что армия России полностью игнорирует индустрию. 

Игровой центр парка «Патриот» | Фото: Парк «Патриот»
Игровой центр парка «Патриот» | Фото: Парк «Патриот»

Например, в подмосковном парке «Патриот» открыли игровой комплекс, где регулярно проходят киберспортивные состязания. Обычно в них участвуют воспитанники кадетских корпусов, «суворовцы», члены всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» и действующие солдаты и офицеры. Иногда военные в РФ организуют и локальные мероприятия. Например, в августе 2019 года на полигоне «Хмелёвка» в Калининградской области состоялся турнир «Кубок командующего Балтийским флотом по киберспорту». Само собой, ожидать сражений в Dota 2 или CS:GO не приходится — в основном дисциплинами становятся World of Tanks или War Thunder.

Игроки Russian Forces в парке «Патриот» | Фото: Парк «Патриот»
Игроки Russian Forces в парке «Патриот» | Фото: Парк «Патриот»

Однако CS:GO один раз всё же засветилась в хрониках Министерства обороны РФ. Женский состав по Counter-Strike Russian Forces, который выиграл WESG 2017, пригласили провести мастер-класс для воспитанниц Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Судя по фотографиям, мастер-класс был больше мотивационным, нежели игровым, так как будущие защитницы родины играли не в CS:GO, а в War Thunder. Зато для Ксении vilga Клюенковой, Алены AileY Бордуковой и Анастасии Nast1a Евдокиной провели экскурсию по парку «Патриот», дали возможность пострелять из реальных видов оружия и подарили «Вежливых мишек» — игрушечных медведей в одежде пилота, моряка и десантника.

Киберспортсмены против НЛО

По информации редакторов телеканала РЕН-ТВ, всё описанное выше — лишь вершина айсберга, а киберспортивные турниры являются развлечениями лишь для отвода глаз. На самом деле все крупные турнирные операторы были созданы с одной целью — искать рекрутов для того, чтобы отбивать вторжения пришельцев. Ссылаясь на «экспертов», в документальном спецпроекте РЕН-ТВ «НЛО против военных» заявили, что это единственный способ отбиться от нападения из открытого космоса.

 

«НЛО против военных», РЕН-ТВ
«НЛО против военных», РЕН-ТВ

«2014 год. Бывший глава МИД Великобритании Уильям Хейг объявляет о начале подготовки сотрудников для британских служб внешней разведки MI6 и контрразведки MI5 на базе университета Де Монфорт в Лестере. Министр даже не особо пытался скрывать истинные намерения и цели новой структуры.  В Азии в секретный проект интегрировались крупнейшие медиакорпорации, которые запустили серию киберспортивных турниров с призовым фондом в несколько миллиардов долларов. Но главный приз, разумеется, — приглашение в сверхсекретную программу межпланетной обороны.  По данным "экспертов", сегодня в эту разветвленную структуру внедрено уже более десяти тысяч талантливых киберспортсменов. По сути, речь идет о целой дивизии опытных стрелков, которые постоянно совершенствуют свое мастерство. "Эксперты" уверены: на сегодняшний день битва за экраном компьютера — единственная возможность защитить Землю от агрессии из открытого космоса. Управление орбитальными пушками, установленными на спутниках, неотличимо от игровых задач».

Как рассказали редакторы РЕН-ТВ, на момент выхода спецпроекта в 2017 году главным претендентом на звание «спецагента по борьбе с пришельцами» был капитан North Маттиас MSL Лауридсен, а CS:GO они назвали «идеальным стрелковым тренажером по быстро движущимся мишеням».

Естественно, любой здравомыслящий человек понимает, что информация в сюжете РЕН-ТВ абсурдна чуть более чем полностью. Но если читать между строк, то главную мысль они передали хорошо: киберспортсмены — это давно не простые задроты, неспособные к физическим нагрузкам. Интерес армий мира к геймерам это подтверждает — все больше стран рассматривают их отдельно от общей массы молодёжи и видят в них качества, которых многим не хватает в военном деле. Правда, очень бы хотелось, чтобы их не пришлось применять в реальном бою и чтобы они продолжали сражаться между собой только в виртуальном пространстве.

Комментарии