Статья

Топ-менеджеры в киберспорте — чем они занимаются, что умеют и где этому можно научиться

В иерархии любой компании есть слой высшего менеджмента — люди, которые отвечают за политику организации и определяют ее путь в сложном мире бизнеса. Киберспортивная индустрия не стала исключением из правил, и зачастую топ-менеджмент в ней — это не только умные и талантливые люди, но и довольно медийные из-за необходимости поддерживать открытый диалог с аудиторией. В этой статье вы узнаете о курсах дополнительного образования Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, на которых могут пройти подготовку будущие руководители киберспортивных организаций, получив удостоверение установленного образца.

Кто такой менеджер киберспортивной организации?

В классическом понимании менеджер киберспортивной организации — это человек, который определяет траекторию развития клуба, управляет командами из разных дисциплин как единым целым, распределяет выделенное финансирование, контролирует юридические вопросы и стремится развить киберспортивный проект как бизнес-единицу. Однако это довольно гибкая должность, список задач на которой обычно определяется индивидуально с каждым конкретным сотрудником.

Киберспортивное закулисье
Киберспортивное закулисье

Чаще всего менеджер киберспортивной организации — это должность, которая есть только в крупных структурах. Не каждый тег может позволить себе широкий штат, поэтому часто все обязанности менеджера организации исполняет CEO (от англ. Chief Executive Officer, «главный исполнительный директор»). Кстати, в британском английском у этой аббревиатуры даже есть подходящий синоним: Managing Director или MD, то есть в вольном переводе некий директор-распорядитель.

Менеджер организации — довольно высокая должность в иерархии киберспортивной компании, по сути, это один из главных ее управленцев. Поэтому достижение этой ступени в карьере подразумевает либо долгий путь внутри организации, либо приход в структуру извне — в роли компетентного специалиста с опытом. Органичное повышение обычно происходит с должности менеджера команды по какой-либо дисциплине.

При этом менеджер киберспортивной организации и команды — совершенно разные должности. Работая непосредственно с составом, сотрудник максимально погружен в организационные вопросы и обеспечение внутреннего порядка в отдельно взятой дисциплине. Менеджеру клуба необходимо сосредоточиться на бизнес-стратегиях и комплексном управлении человеческими ресурсами.

В последние годы киберспортивные организации все чаще нанимают грамотных управленцев из компаний, не связанных напрямую с компьютерным спортом. Например, генеральный менеджер Virtus.pro Сергей Гламазда ранее отвечал за развитие новых направлений в российском представительстве Nielsen. После появления в VP ему удалось принять несколько результативных решений, благодаря которым он даже получил прозвище «Гений» в комьюнити. При этом вначале он был погружен в реалии киберспортивной индустрии весьма поверхностно и изучал её уже после того, как подписал контракт с организацией, — в одном из интервью Гламазда признался, что на это ушло около полугода работы. 

Сергей Гламазда, генеральный менеджер Virtus.pro
Сергей Гламазда, генеральный менеджер Virtus.pro

Базовые знания о киберспорте, ведущих дисциплинах и самых успешных с финансовой точки зрения проектов должен иметь даже лучший в своем деле топ-менеджер, который приходит работать в индустрию. Тонкости киберспортивного бизнеса можно узнать в процессе, но без понимания перспектив развития киберспорта в России и мире оценить свои силы будет попросту невозможно. Поэтому курс «Менеджер киберспортивной организации» от Института отраслевого менеджмента РАНХиГС начинается с модуля «История, состояние киберспорта, тренды».

Чем занимается менеджер киберспортивной организации?

Основная задача менеджера организации — развитие организации по всем фронтам. Персональные задачи каждого управленца могут быть разными, но прежде всего он должен создать или улучшить успешную бизнес-единицу. В киберспорте у понятия «успех» есть две составляющие — спортивные результаты и финансовые достижения. При этом второе во многом зависит от первого, но бывает и по-другому: иногда победы приходят без пополнения бюджета организации и даже, наоборот, загоняют её в глубокий минус из-за высоких зарплат киберспортсменов, затрат на буткемпы и так далее. 

Поэтому обычно на плечи менеджера ложится поиск потенциальных партнеров и рекламодателей. Немаловажным аспектом в этой деятельности будет способность чувствовать коммерческий потенциал проектов, ведь бизнес не должен быть убыточным. И когда дело касается киберспорта, сделать это не так-то просто: по словам экспертов, даже самые известные организации содержат некоторые составы «в минус».

Менеджер киберспортивной организации чаще всего имеет большое количество подчиненных с разной степенью ответственности. Как и в любой сфере деятельности, некоторые стремятся в киберспорт только ради того, чтобы получать «высокую» зарплату, ведь о баснословных заработках в индустрии часто говорят. Другие же сотрудники лезут из кожи вон, за время подготовки к крупному турниру зарабатывая тотальное выгорание и в момент кульминации не показывая необходимых результатов. В общем, в обязанности топ-менеджера входит в том числе контроль человеческих ресурсов компании. В рамках курсов ИОМ РАНХиГС учащиеся пройдут тренинг «Практические упражнения по управлению человеческими ресурсами в компании».

В список задач менеджера киберспортивной организации обычно входит процедура заключения контрактов с игроками. Несмотря на то что условия контрактов должны контролироваться юристами во избежание недопониманий, в молодой киберспортивной индустрии часто этот момент прорабатывается недостаточно качественно. Не секрет, что в индустрии много самоучек — при найме квалифицированных специалистов такого обычно не случается. Преподаватели ИОМ РАНХиГС в том числе прорабатывают решения финансовых и юридических вопросов с позиции топ-менеджера.

Кубок Epicenter
Кубок Epicenter

Финальным модулем курса «Менеджер киберспортивной организации» от ИОМ РАНХиГС является «Развитие бизнес-лидерства», в конце которого проводится тренинг по формированию необходимых для управленца качеств. 

Быть лидером для менеджера киберспортивной организации важно: при формировании любой идеи нужно повести за собой других сотрудников, вдохновить их на реализацию. При этом осуществляться это должно органично, а не с применением дополнительной мотивации — она также необходима, но в качестве поощрения за пройденные вехи заранее установленного плана. 

Где может работать киберспортивный менеджер?

Киберспортивный мир гораздо шире, чем кажется на первый взгляд: индустрия не на 100% состоит из турниров. В этой сфере работают и развиваются компании самых разных направленностей. Букмекерские конторы, компьютерные клубы, медиа, работающие с заказчиками из мира киберспорта образовательные площадки — все эти структуры нуждаются в менеджере по киберспорту. Турнирным операторам и игровым студиям также нужны квалифицированные специалисты, которые будут развивать не спортивное направление, а реализовывать бизнес-потенциал организации. 

Топ-менеджер высшего класса может работать в самых разных структурах. Если открыть рейтинг влиятельных лиц киберспорта от Forbes, то в топ-30 можно увидеть большое количество управленцев, которые работают не только во всем известных клубах вроде NAVI и VP. Это в том числе менеджеры MTC, Mail.ru, WePlay, Maincast, Parimatch и других компаний, которые не владеют составами напрямую.

Однако ждать, что соискателя без опыта сразу же возьмут на высокооплачиваемую должность в ведущие киберспортивные организации, не стоит. Курс ИОМ РАНХиГС в том числе поможет начинающим управленцам получить советы и знания от опытных топ-менеджеров. Ведущие преподаватели курса — руководитель центра компьютерного спорта Артем Щепотьев и сооснователь, директор по стратегии компании Electronic Mushroom Евгений Оленев. Полный состав программы по модулям и ссылка на регистрацию доступны на сайте ИОМ РАГХиГС.

По словам представителей РАНХиГС, по итогам пройденных курсов вы научитесь:

  • планировать и вести деятельность киберспортивных организаций на основе знаний в сфере маркетинга и менеджмента;
  • выстраивать бизнес-модели в киберспорте (компьютерные клубы, организация турниров, медиаплощадки, образование, букмекерские конторы);
  • разрабатывать бизнес-планы, решать финансовые и юридические вопросы;
  • управлять командами как бизнес-лидер киберспортивной индустрии.

Комментарии