Статья

Пять вопросов о цифровом наследстве геймеров — что станет со скинами и игровыми аккаунтами после смерти владельца?

Craft
16

За последние два десятилетия человечество сделало огромный шаг в сторону виртуального образа жизни. Каждый день мы проводим в сети многие часы: получаем образование, работаем, заводим друзей и отдыхаем. У нас давно появились виртуальные деньги и развлечения, а с недавних пор люди начали обзаводиться и виртуальным имуществом в виде криптовалюты, NFT-токенов и просто внутриигровых скинов.

Вы наверняка слышали о том, что какой-то арабский шейх или китайский бизнесмен потратил на прокачку боевого пропуска в Dota 2 десятки тысяч долларов, а очередной популярный стример похвастался стоимостью инвентаря в CS:GO в несколько миллионов рублей. Меня в таких новостях всегда интересовало, что будет с этими предметами и аккаунтами, если с их владельцами вдруг случится что-то трагическое? Смогут ли их родственники получить эти вещи, как в случае с реальным наследством? Можно ли завещать кому-то свои скины или игровые аккаунты при жизни? Вопросов здесь оказалось больше, чем ответов. В первую очередь потому, что в силу молодости индустрии проблема еще не стала по-настоящему актуальной. Одно можно сказать точно: через пару десятков лет у нотариусов прибавится работы.

AWP | История о драконе — один из самых дорогих скинов в CS:GO
AWP | История о драконе — один из самых дорогих скинов в CS:GO

Кому же все-таки принадлежат мои аккаунты, игры и скины?

Многие геймеры ошибочно думают, что именно они владеют всеми купленными виртуальными предметами. Однако нюанс в том, что это не так. Все игровые магазины вроде Steam, Epic Games Store, PS Store и других продают не сами игры, а только бессрочный доступ к ним. Конкретно в Steam они так и называются — «Подписки». Точно так же эти площадки не продают внутриигровые предметы или скины, а предоставляют только возможность ими пользоваться. Да, вы платите за это реальные деньги (иногда даже очень большие), но по сути никаких прав собственности на эти вещи у вас нет.

Почему так сделано? Если в двух словах, то ПОКУПКА чего-либо юридически наделяет владельца правом ПЕРЕПРОДАЖИ этого товара (так работает судебная практика внутри Европейского союза и во многих других странах). По понятным причинам Valve и другие компании не хотят, чтобы вы купили игру, поиграли в неё пару вечеров и продали другому пользователю. Чтобы не упускать выгоду, они и придумали хитрость с вечными подписками, прикрепленными к персональным аккаунтам. Интересно, что, запрещая продавать игры, та же Valve свободно разрешает пользователям торговать или обмениваться скинами внутри площадки.  

Можно ли передать аккаунты другим людям?

Обычно игровые магазины запрещают передачу аккаунтов в любом виде и под любым предлогом, но на некоторых площадках есть функции вроде «поделиться игрой с другом», «семейной подписки», «совместного доступа» и т. д. Легально продать свой аккаунт другому человеку вы не сможете — любая подобная передача будет сопряжена с риском получить бан. Вот и выходит, что со смертью владельца теряется доступ и ко всему содержимому его аккаунта, при том что там могут быть покупки и виртуальные предметы на большую сумму. 

Оставить свой аккаунт в наследство родственникам тоже вряд ли получится, хотя можно попробовать постепенно заменить все данные при жизни. Например, сменить почту, пароль, привязать другой номер мобильного телефона и другую банковскую карту. Технически так можно обмануть систему. Передавать аккаунты нельзя, но, сменив все данные, вы можете обеспечить другому человеку доступ — а там уже поди докажи, кто из вас был оригинальным владельцем. Этот нехитрый способ мне удалось протестировать через техподдержку. В качестве эксперимента я написал в саппорт EGS и рассказал выдуманную историю, что регистрировал аккаунт на корпоративную почту, но из-за смены места работы почту скоро удалят, а я не хотел бы потерять доступ к своим играм. В ответ мне сказали, что я без проблем могу сменить почту в любое время.

Если рассматривать сюжет со скоропостижной смертью владельца аккаунта в ходе несчастного случая, то, скорее всего, тогда доступ к играм и внутриигровым предметам будет утрачен навсегда. Без пароля и возможности пройти двухфакторную аутентификацию (если она была) администрация не откроет вам доступ к аккаунту родственника.

Часто одним аккаунтом может пользоваться вся семья
Часто одним аккаунтом может пользоваться вся семья

Неужели правила такие строгие?

В целом — да. Правила действительно строгие, а пользовательские соглашения в цифровых магазинах щедро приправлены громоздкими юридическими формулировками и всевозможными запретами. В соглашении Steam указано, что пользователям запрещено буквально всё, что не разрешено, — например, нельзя подать коллективный иск к компании, предварительно не попытавшись урегулировать спор мирно. А ещё администрация может вносить в пользовательское соглашение любые изменения, и если после этого вы не удалите свой аккаунт в течение 30 дней, то будет считаться, что вы автоматически согласны со всеми нововведениями. С одной стороны, такими строгими ограничениями Valve хочет обезопасить себя от судебных исков, а с другой — действует в интересах самих пользователей, беспокоясь о сохранности их аккаунтов.

При всем том огромном количестве запретов в правилах Steam есть одна оговорка. Она гласит, что обойти любой запрет можно с письменного разрешения самой Valve. То есть компания оставила себе возможность отходить от собственных правил в особых случаях. Кому и когда разрешено использовать эту лазейку — совершенно непонятно. Можно предположить, что эта оговорка нужна для решения проблем VIP-клиентов или в случае какого-нибудь резонансного инцидента. Например, крупные компании часто реагируют на душещипательные истории на reddit или в СМИ, если их можно использовать с целью пиара.

У других цифровых магазинов тоже есть подобная функция. Когда я спросил сотрудника техподдержки EGS о возможности передать аккаунт в наследство родственникам, мне ответили, что обычно передача аккаунтов запрещена правилами, однако посоветовали обратиться с этим вопросом в юридический отдел компании в Северной Каролине, где мне пообещали помочь.

Но если возможны исключения, то почему просто не придумать универсальное правило для цифрового наследства?

Сделать это очень сложно во многом потому, что в разных странах применяются разные юридические процедуры наследования. Вполне понятно, что компании не хотят взваливать на себя всю эту волокиту и бюрократию, поэтому и настаивают на личном обращении в центральные офисы. Действительно заинтересованные лица поедут в Северную Каролину, Вашингтон или Калифорнию и наймут там адвокатов для решения своего вопроса, но большинство обычных пользователей просто не будут этим заниматься.

Со временем такое положение дел может измениться, и торговым площадкам действительно придется разработать универсальные правила. Дело в том, что Steam, EGS и многие другие подобные компании зарегистрированы в США, а там в юриспруденции исповедуют «общее право», основанное на судебном прецеденте. То есть при рассмотрении того или иного дела судьи не только руководствуются законами, но и смотрят на исходы других подобных разбирательств. Когда пользователи начнут массово обращаться в компании по поводу своего цифрового имущества, тогда наверняка начнутся и суды, а значит, механизм наследования придется как-то закреплять в правилах площадок.

Некоторые компании уже задумались над решением этого вопроса. Например, в декабре 2021 года Apple выпустила обновление для iOS, в котором добавила функцию Digital Legacy («Цифровое наследие»). С её помощью можно назначить человека, который получит доступ к данным учетной записи Apple ID в случае вашей смерти. Но это касается только заметок, фотографий и файлов в iCloud, а не купленного лицензионного контента или софта.

Что ещё можно сделать с аккаунтами в случае смерти владельца?

Важным источником дохода для современных киберспортсменов и стримеров могут быть их аккаунты в социальных сетях, а также каналы на Twitch или YouTube. Сейчас социальные сети тоже постепенно добавляют различные механизмы взаимодействия с аккаунтом в случае смерти его владельца. Например, у Google есть функция «На всякий случай», в которой при жизни можно настроить время автоматического удаления аккаунта из-за неактивности (от 3 до 18 месяцев), список доверенных лиц (до 10 человек), а также выбрать типы данных для передачи (например, разрешить доступ к почте, хранилищу диска или аккаунту на YouTube). Если пользователь не настроил такую функцию, то родственники могут попросить доступ у техподдержки, заполнив специальную форму.

У Facebook есть несколько вариантов: при жизни можно выбрать функцию автоматического удаления аккаунта в случае смерти владельца или опцию сохранить страницу в «памятном статусе». Тогда рядом с именем появится надпись «Светлая память», а аккаунт будет полностью защищен от взлома — никто не сможет писать посты от имени умершего, а соцсеть больше не будет рекомендовать его страницу возможным знакомым. Ещё в Facebook можно выбрать доверенное лицо в качестве «хранителя аккаунта». Этот человек сможет получить доступ к личным заметкам, а также сообщить о смерти владельца, назвать дату и место прощания.

В Instagram пока нельзя определить судьбу своего аккаунта после смерти, хотя это могут сделать другие люди, чтобы добавить странице памятный статус. Для этого достаточно предоставить модераторам соцсети некролог или ссылку на новость о смерти владельца аккаунта. После этого все активности в его профиле будут заморожены, но пользователи по-прежнему смогут видеть старые посты или снимки покойного. Интересный факт: в ноябре 2021 года мошенники смогли заблокировать профиль главы Instagram Адама Моссери, прислав в техподдержку фальшивый некролог.

Что касается Twitch, то обычно администрация никак не выделяет аккаунты умерших стримеров. Многие страницы почивших создателей контента до сих пор доступны и хранят записи старых трансляций. Впрочем, в прошлом Twitch уже показала, что может использовать популярные неактивные каналы по своему усмотрению. Например, так произошло со стримером Тайлером Ninja Блевинсом, когда он подписал эксклюзивный контракт с платформой Mixer — администрация Twitch просто стала использовать канал Ninja для рекламы других своих партнеров. Такой поступок вызвал волну возмущения в комьюнити, поэтому ретрансляции очень скоро прекратились, однако в будущем к подобной практике еще могут вернуться. Не исключено, что через несколько десятков лет дети или внуки популярных умерших стримеров смогут монетизировать их каналы, прокручивая там рекламу или старые эфиры.

Комментарии