Статья

На всех парах. 15 лет назад Valve запустила первую версию Steam

12 сентября 2003 года Valve запустила Steam. Сегодня это ведущая платформа цифровой дистрибуции игр и во многом лицо компьютерного гейминга. Но 15 лет назад многие настороженно отнеслись к новому сервису, видели в нем угрозу игровой индустрии и просто очередную навязанную разработчиком программу. В день рождения Steam вспоминаем, как менялась площадка и что привело ее к успеху.

Steam начался не с отдельного клиента: изначально это был сайт, который открылся за год до релиза платформы — ориентировочно в марте 2002 года. На главной и единственной странице портала тогда можно было зарегистрироваться на участие в бета-тестировании и посмотреть на логотип, который за 15 лет так и не поменяется.

На тот момент Valve не рассматривала Steam как торговую площадку — по крайней мере, так казалось. На главной Steam было указано, что через этот сервис игроки смогут оперативно получать патчи и контент для игр Valve. Ранее для того чтобы обновить игру, пользователи должны были сами искать нужные ссылки. При этом оперативно узнать о том, что патч вообще стал доступен, могли далеко не все.

Проблем у первой версии Steam была масса, но главная — пользователям требовалось постоянное соединение с интернетом. На тот момент это звучало совсем дико. Доступ к широкополосному соединению к тому моменту был только у 20% жителей США, не говоря о других странах: в России многие еще сидели на модемах с поминутной тарификацией, и ни о каком постоянном подключении речи не шло.

В 2003 году Steam стал доступен всем, и главная страница сайта слегка изменилась. Теперь пользователей приглашали попробовать свежую версию Counter-Strike — 1.6. Были в магазине и другие игры, но пока — только от Valve. Первым пользователем в новом сервисе стал Abacus Avenger — разработчик из Valve. Кстати, аккаунт до сих пор активен.

Уже тогда платформа предлагала ряд функций, которые доступны до сих пор: браузер официальных серверов, списки друзей, текстовый чат и античит. Но этого все еще было мало, чтобы убедить пользователей в необходимости этого сервиса.

Уже через год у Steam стало на один аргумент больше — там вышла Half-Life 2. Купить ее можно было в трех изданиях: бронзовом, серебряном и золотом. В последнее входили открытка, шапка, Day of Defeat: Source и многое другое — но приобрести издание можно было только после регистрации в Steam. Благодаря такому наплыву пользователей Steam стал более привлекательной площадкой для других разработчиков.

Первые партнерские контракты не заставили себя долго ждать. Уже в 2005 году в магазине Steam появились игры не от Valve — Rag Doll Kung Fu и Darwinia. По данным Steam Spy, последнюю на данный момент купили около миллиона пользователей.

Вскоре желающих разместить свою игру в Steam стало еще больше. К середине 2006 года в каталоге значилось уже более 100 наименований. К играм стали прикреплять демоверсии и трейлеры.

С 2007 года Valve начала работать над дизайном Steam и навигацией по магазину. Появились привычные топы новых релизов и просто популярных у юзеров игр. У сторонних разработчиков появились собственные каталоги, на которые можно было попасть со страницы любой из игр.

Другой вехой стал запуск Steam Community — игроки получили возможность обсуждать игры, делиться гайдами и создавать гневные темы о незаслуженных VAC-банах.

К 2009 году аудитория Steam превысила 25 млн человек. За тот год в магазине появились 248 новых игр, а Valve вновь решилась на редизайн. Конфигурация магазина стала напоминать его сегодняшнюю версию — сырую и темно-зеленую, но с похожим расположением кнопок. Тогда же появились отдельные списки игр — дешевле $5 и $10. 23 декабря 2009 года стартовала первая в истории Steam распродажа — впоследствии важнейшее событие для игроков на PC.

К более темной палитре сервис придет в 2010 году. Steam вышел на MacOS, в честь чего Valve представила обновленный темный дизайн. Тогда же на распродажах впервые стали указывать в процентах, насколько дешевле стала игра. Раньше старый ценник просто перечеркивали, но теперь все видели, как много они могут сэкономить со Steam.

В 2012 году Valve запустила программу Greenlight, что впоследствии приведет к настоящей лавине игр от независимых разработчиков. До этого момента они тоже публиковали свои игры в магазине Valve, проходя модерацию наравне со всеми. Теперь же многие игры могли получить одобрение от самих пользователей. В 2017 году от инициативы придется отказаться в пользу Steam Direct.

В 2014 году Valve рассказала об амбициозном проекте Steam Machines — игровых компьютерах с предустановленной операционной системой SteamOS. Эксперты говорили, что продукты Valve смогут потеснить на рынке традиционные консоли, но на деле «паровые машины» оказались кастомизированными системными блоками, которые так и не запустили в производство. Зато темно-синий дизайн Steam, запущенный в том году, с тех пор уже не менялся. В таком виде площадка и встретила свой 15-й день рождения.

Комментарии