Статья

Кинцо не на 2 300 — обзор фильма «Анчартед: На картах не значится»

Нейтан Дрейк еще не успел прославиться как искатель приключений и промышляет все чаще мелкими кражами. Однако все меняется, когда на Дрейка выходит Виктор Салливан. Он не только зовет юнца на «крупное дело», намекая на затерянные сокровища Магеллана, но и якобы знает что-то о пропавшем более десяти лет назад брате Нейтана, с которым вместе Нейт когда-то и мечтал эти самые затерянные богатства отыскать. Как-то все подозрительно удачно — впрочем, Дрейку удача по жизни всегда сопутствовала.

«Анчартед: На картах не значится» рождался в муках: фильм, о планах на который объявили аж в 2008 году, переносился неприличное количество раз, менял режиссеров и продюсеров. Марк Уолберг, который изначально должен был играть самого Дрейка, в конечном счете стал Салли — банально перерос персонажа и уже не подходил на роль молодого повесы. Про количество сценариев лучше и вовсе промолчать — в 2015-м одна из версий даже утекла в сеть.

В итоге главная роль ушла современному «Человеку-пауку» Тому Холланду, а фильм стал предысторией всей франшизы и должен был раскрыть детали первого совместного дела Салли и Нейта. К материалу киноделы подошли крайне специфическим образом: при том что у киноверсии «Анчартеда» и правда собственный сценарий, состоит он почти целиком из кусочков, позаимствованных из разных игр франшизы.

В качестве примера можно взять первую же сцену, с которой фильм стартует. Ее можно было увидеть в трейлере: Нейт приходит в себя где-то посреди бескрайней синевы неба, и единственное, что удерживает его от свободного падения, — это застрявшая в стропах нога. Да-да, Дрейк висит на грузах, болтающихся гирляндой из грузового отсека летящего самолета. Здесь фильм копирует даже не одну, а разом две сцены: собственно, экшен с самолетом из третьей части и красивое резкое интро второй, где Дрейк приходит в себя в не менее необычном антураже, сидя в падающем в пропасть поезде.

В самом по себе копировании первоисточника нет ничего плохого, и ругать картину за такой подход было бы глупой затеей, если бы не одно но: «Анчартед: На картах не значится» заявлен как фильм, напрямую связанный с играми. И в этом случае подобное «заимствование из будущего» смотрится, мягко говоря, неуместно — особенно на фоне того, как в самих играх Naughty Dog прекрасно обходилась без самоповторов вовсе, выдавая все новые аттракционы и каждый раз находя, чем удивить геймеров.

«Анчартед: на картах не значится»
«Анчартед: на картах не значится»

Шоу-стопперы фильма, в свою очередь, почти целиком заимствованы из игр. Мало сцены с самолетом? Ловите аукцион из Uncharted 4, где Дрейк должен отвлечь внимание, пока Салли проводит кражу. Все еще недостаточно? Пожалуйста: Дрейка в ответственный момент предадут, перейдя на сторону противника, — нет, не Гарри Флинн, как в Uncharted 2, но все же. Даже битва на старинных фальшионах в наличии — даром что ни о какой Либерталии из «четверки» речь не идет. При этом для фанатов в наличии и полноценные пасхалки: в кадре можно заметить не только логотип Naughty Dog, но и Нолана Норта, бессменного актера озвучки Дрейка в играх. С ним здесь целая сцена, а не просто пара секунд на фоне в качестве камео.

Учитывая связь фильма и игр, странными кажутся неожиданные нестыковки сюжета. Как мелкие вроде «исчезновения» родителей в фильме против смерти матери и отказа отца от детей в играх, так и более крупные вроде пропажи Сэма Дрейка и некоторых деталей его биографии. Подробнее говорить будет некрасиво — спойлеры, но знайте, что заретконить историю сценаристы не постеснялись.

На счастье, «Анчартеду» все же есть что показать и самостоятельно, пусть такие сцены здесь и ускользающе редки. Местами зрителей радуют недурственным экшеном (пусть и с «щадящим» рейтингом 12+), уникальными головоломками (для решения которых Дрейк, естественно, сверяется с журналом Магеллана) и шутками разной степени удачности. Кино-Дрейк не так остер на язык, как его игровая версия, но это хочется списать на возраст — молодо-зелено, и все, как говорится, впереди.

Пожалуй, если не знать об играх, то «Анчартед» сам по себе может показаться не таким уж плохим: это зрелищный и интересный приключенческий боевик с неплохим размахом и удачными находками — финальная битва вообще почти искупает все грехи. Пересказывать ее — портить все удовольствие от просмотра.

«Анчартед: на картах не значится»
«Анчартед: на картах не значится»

При этом сюжет выстроен таким образом, чтобы зритель, выйдя из зала, захотел продолжения — и сюжет очень удачно отсылает как к первой, так и к четвертой части. Последнюю, как помним, предельно удачно переиздали совсем недавно, и картина ее буквально вам продает. В целом практика понятная и привычная, особенно с учетом того, что PlayStation задействована непосредственно в производстве, о чем удобно напомнит логотип компании перед началом фильма.

А вот прошедшим все части еще до просмотра в зале может стать скучновато: при всех удачных находках фильма он удивительным образом проигрывает в зрелищности «старшим братьям» — кроме разве что изрядно устаревшей первой Uncharted. Та же сцена с самолетом (в игре, напомню, десятилетней давности) выглядит куда интереснее. Что, согласитесь, довольно грустно.

Традиционные для современных блокбастеров сцены после титров делают сразу два дела: помимо завлечения зрителей в мир игр, в наличии еще и задел на сиквел. Увидит ли он свет или нет, как всегда, будет зависеть от сборов. И хочется верить, что своего зрителя фильм все же найдет: играм отчаянно не хватает хороших экранизаций, и «Анчартед» вполне может претендовать, по крайней мере, на такое звание — даже несмотря на все «но».

Комментарии