Статья

«Дота» по расписанию — как RuHub удалось перенести работу студии полностью в онлайн

Пандемия сильно ударила по киберспортивным компаниям, организациям и турнирным операторам. Распускаются составы, отменяются LAN-ивенты, многие остаются без работы. Но студии RuHub удалось невероятное: за короткий срок она полностью перевела вещание в онлайн. Cybersport.ru рассказывает о специфике онлайн-трансляций и объясняет, в чем сложность наладить удаленную работу студии.

Фото: RuHub
Фото: RuHub

На первый взгляд кажется: что сложного в том, чтобы проводить трансляции из дома? Зашел в лобби, включил стрим, развесил баннеры спонсоров — и сиди себе комментируй. Да, несколько лет назад так действительно делали, но сейчас всё намного усложнилось.

Если раньше для освещения матчей хватало одного только кастера (который был и обсервером, и режиссером, и комментатором одновременно), то сейчас это сложный и многоуровневый процесс: есть режиссер, звукорежиссер, обсервер, режиссер повторов, режиссер графики, комментаторы и т. д. И если наладить рабочую коммуникацию в офлайне труда не составляет, то синхронизировать всё в онлайне и избавиться от задержек — это иногда непосильная задача, v1lat не даст соврать.

Как всё работает?

Все сотрудники студии перешли на удаленную работу, но при этом они продолжают пользоваться студийным оборудованием. В офисе остался только инженер, который следит за работоспособностью аппаратуры. Но, как известно, интернет у всех разный, а значит, синхронизировать большую команду из 5-10 человек сложно, ведь трансляция у всех должна отображаться одинаково. На эту тему мы пообщались с генеральным продюсером RuHub Антоном Олейником.

Антон Олейник
Антон Олейник

«Сложно было не заставить технику дистанционно переключаться, как раз это была самая простая задача. Основная проблема была в том, чтобы все синхронизировать и дать всем видеть одинаковую картинку».

Как нам рассказал Олейник, сложнее всего было наладить систему дистанционных повторов и передачу картинки комментаторам, а затем обратно в студию.

Антон Олейник
Антон Олейник

«Мы искали варианты, как настроить систему удаленного обсервинга и передавать картинку комментаторам и обратно в студию без задержки, а также оперативно собирать все сигналы, сохранив качество картинки и всё синхронизировав с командами режиссера. Было важно, чтобы зрителю не приходилось по пять секунд смотреть на застывшую картинку».

Самое интересное, что RuHub удалось решить все эти проблемы без дополнительных расходов. Дело в том, что на телевидении подобные задачи решаются закупкой дорогостоящего оборудования в десятки миллионов рублей. Однако вопрос не только в деньгах, но и в сроках: для запуска такой системы требуется немало времени.

Как именно RuHub наладила рабочий процесс — ноу-хау. Но, как нам рассказал Олейник, команда пользовалась «подручными средствами» и софтом, который есть в открытом доступе: ловкость рук и никакой магии.

Со всеми нововведениями работать легче не стало, но, как отмечает Олейник, трудности сплачивают команду.

Антон Олейник
Антон Олейник

«Процесс усложнился. Все сидят по домам, а интернет в России сейчас не самая стабильная вещь. Потенциально всё может отключиться у режиссера, у звукорежиссера, у комментатора: нужно быть готовым к нештатным ситуациям. Эфирная команда не расслабляется, держится в тонусе и получает новый опыт».

Что говорят комментаторы?

Большинству комментаторов не привыкать работать из дома. Почти все кастеры начинали карьеру с освещения небольших онлайн-лиг, поэтому сейчас они не испытывают проблем. Об этом мы пообщались с Владимиром Maelstorm Кузьминовым.

Владимир Maelstorm Кузьминов
Владимир Maelstorm Кузьминов

«В Storm Studio я преимущественно комментировал из дома, иногда мы куда-то выезжали, но у нас даже не было студии. Это по-своему удобно: я ложился поздно ночью, утром вставал комментировать китайские матчи и иногда сразу после этого сразу кастил Европу. Будь это студийный каст, у меня бы не было времени на всё это. Тогда было проще».

По словам Кузьминова, с усложнением процесса бродкастинга комментаторам приходилось уделять больше времени вещам, которые напрямую не относятся к происходящему в игре: необходимо было дополнительно настраивать звук, уделять внимание HUD (Head-Up Display — элемент интерфейса) и другим мелочам. Всё это отвлекало. Но теперь, с переходом на удаленную работу студии, все стало намного проще:

Владимир Maelstorm Кузьминов
Владимир Maelstorm Кузьминов

«Когда мы перешли на онлайн-студию, всё стало заметно лучше. Замечу, что это уникальный момент: у кого-то и комментаторы, и аналитики в студии, у кого-то — только комментаторы, а у нас всё делается в онлайне. И с технической точки зрения добиться этого довольно непросто. Это всё нужно не только придумать, но и оттачивать на практике, поскольку могут возникать неприятные технические моменты. Но когда всё налажено — остается только комментировать, можно отдаваться только игре».

Словом, для комментаторов мало что изменилось. В каком-то смысле стало даже проще: не нужно гримироваться, терять время на то, чтобы добраться до студии и т. д. Антон Олейник тоже доволен: в Discord почти нет лишнего «балагана», который происходит в обычной рабочей обстановке.

Как работается обсерверам?

Быть обсервером — задача не из легких. Нужно не только отлично разбираться в игре, быстро и правильно перемещать внутриигровую камеру, но и быть готовым к хейту от зрителей: пропущенные фраги никто не любит. Один из таких бойцов невидимого фронта в RuHub — Артемий ForTheLastT1me Бессонов. Он рассказал нам, что в удаленной работе его почти всё устраивает:

Артемий ForTheLastT1me Бессонов
Артемий ForTheLastT1me Бессонов

«На удаленке рабочий процесс мало чем отличается от того, что было в студии. Суть примерно такая: мы с домашних компьютеров подключаемся к студийному оборудованию, а все сигналы впоследствии поступают режиссеру. Дома работать комфортнее, но иногда возникают трудности: обсервингом занимаются два человека, и в студии коммуникация дается проще».

В целом для обсерверов тоже мало что изменилось с переходом на удаленку. Допустим, с кастерами они уже давно понимают друг друга с полуслова. И если раньше посредником между ними часто выступал режиссер трансляции, то теперь этого почти не требуется:

Артемий ForTheLastT1me Бессонов
Артемий ForTheLastT1me Бессонов

«Мы подстраиваемся под комментаторов, а они — под нас. Допустим, комментатор что-то говорит про керри — мы подключаемся: выводим статистику о его артефактах, среднем нетворсе и т. д. Иногда происходит и обратное: допустим, комментатор не может разглядеть какую-то идею — мы начинаем настоятельно показывать какие-то моменты, чтобы он обратил на это внимание».

Чем важен кейс RuHub?

Важно понимать, что полноценное освещение турниров — далеко не то же самое, что их рекаст. В первом случае студия всё делает с нуля, а во втором получает картинку от другой студии, и тогда остается только комментировать. RuHub же полностью отвечал за трансляции Epic Prime League по «Доте».

фрагмент трансляции Epic Prime League
фрагмент трансляции Epic Prime League

Кейс RuHub важен по нескольким причинам. Во-первых, теперь на трансляции без каких-либо проблем можно подключать кастеров из других стран: нет необходимости в том, чтобы везти их московскую студию. Во-вторых, и это самое главное, теперь у студии есть опыт ведения удаленных трансляций, а значит, его можно будет использовать и после того, как закончится пандемия. На LAN не обязательно нужно будет отправлять всю команду: кто-то вполне может работать из дома, а качество освещения при этом не пострадает.

Комментарии