Интервью

«Замена игрока посреди сезона принесла нам много головной боли». N0tail о фаворитах сезона, составе OG и графике современных дотеров

Йохан n0tail Сундштайн выделил фаворитов будущего The International в интервью Cybersport.ru. Он также рассказал, почему добавление Techies в Captains Mode — это хорошая идея, и предложил способы сделать героя более интересным для киберспортсменов и обычных игроков.

— Начнем с Techies. Есть мнение, что ему нет места даже в пабах. Что думаешь об этом герое?

— Многих напрягает играть против него, некоторых это выматывает психологически. То же самое было с Broodmother, когда она могла становиться невидимой. Похоже, что сейчас с этим героем легче справляться, но кого-то все равно может не устраивать этот персонаж. Игр, когда ты не знаешь, что делать с Broodmother, становится все меньше.

У Techies есть три вида невидимых мин. Думаю, что Proximity Mines исправили в нужном ключе, новый Blast Off! мне тоже нравится. Проблема кроется в Stasis и Remote Mines. Их стоит изменить, если Valve хочет, чтобы игрокам было весело играть как за Techies, так и против него. Вернее, играть на Techies весело, но играть против него может быть очень утомительно.

— Но как тебе кажется, может ли герой вписаться в соревновательную мету? Я видел, как Дэрил Кох iceiceice Пэй Сян играл на нем паблики. Люди предполагают, что однажды он сыграет на нем.

— Я думаю, это очень хороший герой. На TI5 Techies банили в гранд-финале, кажется, во всех играх, уже не помню, удалось ли Evil Geniuses взять его. Кёртис Aui_2000 Линг тогда очень хорошо играл на нем, приносил пользу команде. Я думаю, сейчас ситуация похожа — герой хорош и на нём можно играть.

— Не рассматривали ли вы варианты включить его в драфт OG?

— Мы обдумывали это, разумеется, нельзя игнорировать такие вещи. Когда Pangolier и Dark Willow появляются в Captains Mode, ты рассматриваешь вариант использования этих героев, нельзя отворачиваться от них. Так что, разумеется, мы думали о Techies.

— Пару дней назад Джеки EternaLEnVy Мао заявил, что ряд команд заранее узнает о содержании патчей. Известно ли тебе что-нибудь об этом? OG была готова к 7.14?

— Питер ppd Дагер сказал, что он услышал от кого-то про возможное появление Techies, и мы об этом задумались. Скорее всего, он правда об этом слышал. Я знаю, что IceFrog иногда спрашивает у игроков о разных идеях, вероятно, чтобы получить разные мнения. Иногда он принимает это во внимание, иногда нет. Но в последние несколько месяцев я не оценивал никаких идей и не представлял, что он для нас готовил.

Крупные патчи выходят так часто, что поспевать за ними очень сложно. Даже пытаться предположить, что именно появится в следующем патче, сложно. Но вещи вроде появления Techies в Captains Mode... На мой взгляд, к ним должен быть другой подход. Турнир начинается прямо сейчас, и между ним и патчем нет никакого буфера, не было никаких предупреждений о том, что он может появиться через месяц, и вот он тут. Это меняет многое и доставляет киберспортсменам головную боль.

— Ну, представители Valve только что заявили, что теперь будут откладывать патчи до конца турнира. Поддерживаешь ли ты в целом систему обновлений каждые две недели?

— Сейчас в такой системе много слабых мест. «Дота» для меня — очень глубокая и красивая игра, как шахматы или теннис, и в ней есть заданные границы, и в основном обновления остаются в этих границах. Но в сочетании с таким количеством турниров эта система очень плоха для профессиональных игроков. Я всё ещё думаю, что для людей, которые хотят просто наслаждаться игрой, изменения слишком частые. Хотя я-то смотрю на игру иначе.

— Видишь место для Meepo в текущей мете?

— Небольшое, но вижу: место в мете найдется любому герою. Думаю, героя можно усилить. Ему сильно навредило усиление прорубающих эффектов: например, того же Battle Fury. Да и с популярными героями вроде Terrorblade он просто не может справляться.

Как его можно усилить? Не люблю говорить об этом, потому что обычно следует цепная реакция: изменил лес — поменялся и Meepo, поменял распределение опыта — это опять затронуло Meepo. Все это влияет на героя. Может, стоит уменьшить количество клонов Meepo, при этом усилив их или другие заклинания, чтобы он справлялся с прорубающими эффектами. Может, стоит сделать так, чтобы клонам было проще разбегаться. На самом деле не знаю, не думал об этом.

— Резо [Роман Resolut1on Фоминок] ушёл из команды, и теперь вы играете с Себастьяном [Себастьяном Ceb Дебсом]. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что большая часть ваших фанатов ожидала, что он будет временной заменой на один-два турнира. Но сейчас вы на EPICENTER, и он всё ещё с вами. Он становится полноценным игроком OG?

— Да, можно и так сказать. Мы просто играем вместе, и лично я очень хочу играть с Себастьяном, и он тоже очень хочет играть. Я думаю, он хорошо нам подходит.

Конечно, все происходит очень хаотично, и замена игрока посреди такого сезона принесла нам много головной боли — потеря очков DPC, нехватка времени… В прошлом сезоне было больше времени, чтобы посмотреть на команду в общем и с позиции игрока, понять, что нужны изменения, и сделать замену после турнира. После этого был месяц на то, чтобы выстроить что-то с новым игроком.

Теперь же времени нет ни на что. Ни на подготовку, ни на стратегии. Всё очень хаотично и напряженно, слишком много турниров, слишком частые патчи. Сейчас мы просто играем вместе и получаем удовольствие, пытаемся стать лучше. Во всяком случае, это то, чем занимаюсь я. Я пытаюсь не заглядывать в будущее, жить настоящим.

— Увидим ли мы OG в этом же составе, с Себастьяном, на The International?

— Мы не нашли игрока, которого мы могли бы рассмотреть как замену Резолюшену, или какую-то новую кровь. Выступления с теми, кто раньше не играл на таком уровне, приносят немало проблем, а те, у кого такой опыт есть, уже где-то играют. Еще есть игроки, с которыми ты уже выступал раньше, и пока не готов это повторить.

— Себастьян все еще тренирует вас, или вы поделили его функции между собой?

— Мы вернулись к тому, что было на The Frankfurt Major 2015, когда Таль Fly Айзик брал на себя больше обязанностей. Себастьян больше сконцентрирован на собственной игре.

— OG — четырехкратный чемпион «старых» мейджоров, но сейчас вы уже не можете повторить тот успех. Почему? Это была магия OG, или сейчас вам не хватает мотивации?

— Сейчас мы возвращаемся к тому, что было раньше. В старой системе мейджоров мы очень серьезно относились к этим турнирам и сильно выгорали. Долгие буткемпы и длинные серии турниров, когда мы не бывали дома месяц, а то и два. Так ты точно перегоришь. Если ты уже сыграл на трех турнирах и едешь на еще один, сложно сохранить тот же уровень мотивации. Вспоминаю интервью Ивана ArtStyle Антонова или Павла 9pasha Хвастунова, не помню, кого именно: они говорили о том же. Даже Team Liquid рано или поздно падет. Они могут выиграть четыре турнира подряд, а на пятом и шестом столкнуться с трудностями.

— Но сейчас они не выигрывают.

— Верно, но я точно знаю, что у них было такое чувство после TI. Ведь до выигранного Аегиса у них была еще куча турниров, и истощение никуда не делось. Отвечая на вопрос: когда отдаешь все силы «Доте» на таком длинном временном промежутке, неизбежно выгораешь. Такова реальность.

— Возвращаясь к мейджорам: какой-то из них является для тебя особенным?

— Трудно сказать, я часто вспоминаю каждый. Люблю размышлять о том, что мы тогда делали правильно и неправильно. Последний всегда запоминается лучше, The Kiev Major 2017. Это была чистейшая магия, учитывая то, сколько препятствий нам пришлось преодолеть. Ну и финал: на пятой карте произошло слишком много всего. Если бы у нас не было кое-какого опыта, все сложилось бы куда менее удачно.

— Очки DPC больше не важны для вас, но вы все равно будете участвовать во всех оставшихся мейджорах. Вы рассматриваете их как тренировку перед TI?

— Да. Разбираемся с делами день ото дня, наслаждаемся игрой, играем вместе, становимся лучше. Стараемся получать удовольствие друг от друга, собираемся проводить больше времени вместе. Очевидно, наша цель — TI. Мы будем изо всех сил стараться на других турнирах, но главный приоритет — The International.

— Вам предстоит играть в открытых квалификациях, но еще в Monkey Business вы доказали, что можете завоевать трофей, каким бы длинным не был ваш путь. Сможете огорчить фаворитов и в этом году?

— TI всегда был странным турниром. Если команде предначертано победить — она победит, с какими бы препятствиями ни столкнулась. Не думаю, что все зависит от удачи, но она может помочь.

— Глупый вопрос, но кому суждено победить в этот раз? Кто ваш главный конкурент?

— Предугадать сложно, потому что команды взлетают и падают. Virtus.pro очень сильна. Кажется, она нашла свой ритм, ее сложно сломить. Liquid все еще делает много хорошего своих матчах, считаю ее сильной командой. Но все-таки 2018 — год Китая, так что я присматриваюсь к тому, что припрятали в рукаве их команды. Сложно сказать, основные претенденты — VP и Liquid.

— В финале прошлого мейджора играли Mineski и PSG.LGD. Что скажешь о них?

— Не хочу умалять заслуг команд, но в таком плотном графике турниров та же VP неизбежно будет выгорать и творить ерунду в матчах. У них может быть один плохой день из-за долгой серии турниров, так что один турнир не определит лучшую команду в целом, а лишь выявит ту, которая была лучше в один конкретный день. Конечно, нужно приглядываться к победителю, но не стоит забывать про график. Когда идет несколько турниров подряд, качество игр на последнем из них обычно хромает. По крайней мере, я так думаю.

В предыдущей системе мейджоров у всех было время подготовиться тактически и психологически. Кто-то может сломаться, но остальные покажут свою лучшую игру. Впрочем, оправдывать никого не хочу. Mineski заслуженно победила. Но это был не самый зрелищный финал, который можно представить.

— Вам предстоит сыграть на четырех турнирах: в России, Китае, Англии и снова в Китае. Не боитесь джетлага?

— У меня так всю жизнь, опыт есть. Но, конечно, это скажется и на организме, и на свежести мыслей. В будущем система точно должна поменяться. Это вредно для здоровья игроков и сказывается на качестве игр. Возьмем OG: в прошлом сезоне мы очень серьезно подходили к международным турнирам. Мы приезжали за неделю до старта, чтобы оправиться от джетлага и потренироваться, попутно знакомились с регионом — кухней и прочим. А в этом сезоне на это нет времени: ты приезжаешь на медиа-день, а на следующий уже стартуют игры. Очень сложно поддерживать высокий уровень «Доты».

— Ты в третий раз в России на «Эпицентре», но лишь в этом году он получил статус мейджора. Заслуженно?

— Определенно. Думаю, что они заслужили этот статус еще в прошлом году. EPICENTER всегда был престижным турниром, так что это был лишь вопрос времени.

— У тебя уже есть любимые места в Москве?

— Нам не довелось погулять по городу, но отель и место проведения очень достойные. Российские фанаты — одни из лучших. В той же Северной Америке и Европе не так много людей играют в «Доту», там болельщики не такие страстные, как в России и Азии. Нам это очень нравится.

EPICENTER XL стартовал 27 апреля и продлится до 6 мая. Плей-офф состоится на московской площадке «ВТБ Ледовый Дворец» 4-6 мая. Призовой фонд соревнования составляет миллион долларов и 1,5 тыс. очков Dota Pro Circuit. OG выступает в группе B, а первый матч против Natus Vincere команда выиграла со счетом 2:0.

Материалы по теме

Комментарии