Статья

World Cyber Games: «Больше, чем игра»

Сейчас на мировой сцене только и говорят о турнирах из серии DreamHack, ESL. Многие дотеры мечтают о The International и тому подобных турнирах. То есть в приоритете всегда стояли, и будут стоять, самые крупные турниры. Но когда-то на киберспортивной арене был один главный турнир в году. Огромный праздник для каждого геймера, куда мечтали попасть миллионы игроков, и даже само участие считалось сверхпрестижным. Речь идет о уже забытом всеми World Cyber Games – крупнейшем мировой чемпионате по компьютерным играм. Именно о легендарном WCG и пойдет речь в сегодняшней статье.

Предыстория

В каждом виде спорта есть тот или иной турнир, именуемый Чемпионатом Мира или Олимпиадой. На стыке 20 и 21 века такое слово, как «киберспорт», вызывало улыбки, ведь весомых турниров не было, и само понятие соревнований в компьютерных играх только зарождалось.

В начале нулевых только начали появляться компьютерные клубы и игротеки во всех городах СНГ. Интернет был слаб и наличествовал далеко не в каждом клубе. Самыми популярными играми стали различные шутеры наподобие Quake, Counter-Strike и настоящие стратегии – такие, как Starcraft. В то время на крупных турнирах, типа чемпионата города, выделялись какие-то суммы, но в основном все играли на что-то (например, на пиво), ведь денег особо ни у кого и не было, а домашний ПК могли позволить себе лишь единицы. Никто и не пытался тягаться в чем-то с зарубежными командами, ведь игры тогда не воспринималась всерьез. Как вдруг появился WCG.

Все игроки, которые так или иначе связаны с киберспортом, знают эту аббревиатуру. WCG - киберспортивная олимпида, ничем не уступавшая большому спорту, в том числе – и с точки зрения всех нужных атрибутов. У WCG были игимн, и легендарный девиз – «Beyond the Game» («Больше, чем игра»), культовый логотип и классный талисман. Мало кто вспомнит, что этого милого малыша с бластером в руке зовут «GamOn». Своеобразный дух World Cyber Games, который появляется на всех турнирах под их эгидой и на всех отборочных.

Зарождение легендарного ивента произошло в далеком 2000 году, когда южнокорейская компания World Cyber Games Inc. совместно с известным брендом Samsung дала жизнь киберспортивным «Олимпийским играм». И это ни в коем случае не преувеличение, ведь за все время существования киберспорта данный турнир стал настоящим аналогом простых соревнований как в эмоциональных, так и в физических возможностях человека. Предлагаем вспомнить все самые интересные моменты и окунуться в историю этого чемпионата.

Начало эпохи

Первая олимпиада, с ярким названием WCG Challenge, прошла в период с 7 по 15 октября 2000 года в столице Южной Кореи, городе Сеул. Организатором удалось собрать в своих стенах 174 игрока из 17 стран мира. Примечателен тот факт, что на первом ивенте было всего 4 дисциплины: Quake III Arena, FIFA 2000, Age of Empires II и StarCraft: Brood War. Последняя стратегия является и вовсе культовой в истории WCG - каждый год (а WCG проводился на протяжении 13 лет) турнир в этой дисциплине проходил на самом высоком уровне, и каждый уважающий себя Зерг, Протосс или Терран мечтал попасть на лучший турнир в году. Естественно, страна, в которой зародился данный ивент, победила практически во всех турнирах с общим зачетом в 7 медалей. Не дался корейцам только Quake, где победу праздновал легендарный американский игрок  Джонатан «Fatal1ty» Уэндел. Общий призовой фонд для всех дисциплин тогда составил практически невообразимые на тот момент $200 000. Ни одна из стран СНГ не была приглашена на первую в истории олимпиаду по компьютерным играм, что было исправлено на следующий же год.

В 2001 году организаторы приняли решение расширить пул дисциплин еще двойкой отличных игр. Первая – обожаемый многими UnrealTournament, вторая – любимец миллионов, легендарный Counter-Strike. Да, все верно, именно с 2001 года берет свое начало культовая игра на просторах WCG, с которой связаны такие приятные эмоции и воспоминания для всех геймеров СНГ. Но сейчас не об этом. Проходивший 5-9 декабря второй по счету WCG собрал в своих стенах 430 профессиональных геймеров из 37 стран мира, что в сравнении с прошлым годом – впечатляющий показатель. На этот раз были проведены и первые национальные отборочные в странах СНГ. Безусловно, стоит обратить внимание на национальные отборочные в России, ведь именно победители данных отборов сделали впоследствии важнейший прорыв на финалах в Сеуле. Стоит отметить и тот факт, что уникальность WCG для развития киберспорта во всем мире заключалась в том, что геймерам тех времен не нужно было иметь спонсоров или быть богатыми. Samsung брал на себя организацию отборочных в десятках стран, за свой счет привозил финалистов на национальные финалы, награждал ценными призами и за свой же счет отправлял на мировые финалы киберспортивной Олимпиады, где разыгрывались самые престижные в мире киберспорта медали и огромные по тем временам призы. На все это уходили миллионы долларов, но это давало шанс попасть на Олимпиаду и осуществить мечту каждому геймеру, даже из самых отдаленных и бедных уголков планеты. Но вернемся к отборочным в России. В каждом регионе страны были проведены отборочные к главному этапу – финалам в Москве. Соревнования проводились по трём дисциплинам в жанре шутера от первого лица: Quake III Duel (1 на 1), Quake III TDM (4 на 4), и, естественно, Counter-Strike. В командном Quake победу праздновали  ForZe, которые получили полностью оплаченное участие на финалах в Сеуле и $11 000 призовых - баснословные деньги на то время. В одиночном противостоянии победу праздновал петербуржец c4.LeXer, который получил квоту на финалы и $3 000 на руки. Второе и третье место заняли PELE[PK] и b100.kik, также получившие оплачиваемые квоты в Сеул и по $1 800 и $1 200 соответственно. Именно эти ребята и сотворят историю зарождения российского Quake.  c4.LeXer в Южной Корее займет почетное второе место, проиграв в финальном противостоянии американцу  Zero4, и заберет ошеломляющие $10 000. А дуэт  PELE[PK] и  b100.kik в соревновании 2 на 2 также заберут в свой актив серебро и $3 000 на двоих.

Что касается Counter-Strike, российские отборочные выиграла команда  M19 (NooK, MadFan, Rider, Alarik, KalagRib), обыграв в финале ForZe (Myrz, 4e4en, Antikiller, Xenitron, Hostage). Не спешите радоваться, мировые финалы они возьмут в следующем году :). Но в 2001 именно питерцы отправились на финалы в Сеул, где довольно успешно преодолели групповой этап, выйдя со второго места. Однако дальше удача перестала улыбаться российскому коллективу, и они проиграли не самому сильному сопернику - представителям Австралии, команде  Synergy. Таким образом, в 2001 году Россию порадовали только игроки Quake.

Стоит отметить тот факт, что среди европейской дружины были и представители из Украины, в которой наравне с Россией проходили отборы и геймеры были ничуть не хуже, но на финалах в Корее им повезло гораздо меньше. Один из журналистов и авторов различных мувиков того времени, известный под ником  GreenJek, написал свой блог об отборах к главному событию года, и вот один из моментов его материала:

Финальный турнир WCG Ukraine, я думаю, запомнится многим, запомнится хотя бы потому, что участников встретили, разместили в гостиницах, ежедневно кормили, возили на турнир и просто не давали им покоя развлечениями - и все это бесплатно. Все были в шоке, разве в нашей стране возможно такое!? Разве у нас могут нормально относиться к игрокам и стараться учитывать их желания и чаянья? Оказывается это все реально, и в принципе именно так и должно быть и только так. Я, откровенно говоря, надеюсь, что после WCG многие клубы и организации, связанные напрямую с компьютерным спортом, пересмотрят свою прошлую политику в отношении призовых и той же организации турниров. Пять дней турнира пролетели как один миг, мгновение, и сказка закончилась, пришла ностальгия, когда еще нечто подобное будет? Так и хочется махнуть на все рукой и уехать опять в Киев. Однако не стоит терять время и расслабляться, так как грядет супер финал в Корее, надо готовиться и еще раз готовиться, бесконечные часы тренировок и брифингов, а точнее обсуждений, гигабайты демок будущих противников, уже во сне снятся бесконечные коридоры мрачных подземелий квейка и гигантские колонны заложников. А времени остается все меньше и меньше, и, самое неприятное, что враг же тоже не спит, враг тоже многие часы тренируется и, пытаясь реально оценить свои силы во время просмотра очередной демки, нервно грызет ногти. ;)

2002 год ознаменовался существенным прорывом российской сборной на очередной кибер олимпиаде. На этот раз она проходила все в той же Южной Корее, но не в столице, а в одном из пригородов, городе Таджон. Представителям России удалось занять сразу 3 первых места. Сначала молодой и талантливый  Алексей «uNkind» Смаев занял первое место, не проиграв ни одной игры по ходу турнира, в дисциплине Quake III: Arena, завоевав главный приз в размере $20 000! Затем российские КСеры из M19 также показали чудеса игры и победили в дисциплине Counter-Strike, оставив не у дел такие именитые на то время коллективы, как  Nerve и  mousesports. Также стоит отметить и еще двух «квейкеров», которые в 2 на 2 турнире заняли первое место. Это в будущем легендарный  Cooller и отличный игрок того времени  death. Этот год стал и первым успехом украинской дружины - в командном зачете по Quake III  Chip и  Terminator выиграли бронзовые медали. Позже известная в 90-х и нулевых годах информационная программа «Намедни» выпустила интересный материал, связанный с успехом россиян на киберспортивном ивенте. Его вы можете посмотреть ниже:

Годы развития турнира и исторические достижения игроков из СНГ

В следующем, 2003 году представители из СНГ не сумели добиться сколько-нибудь серьезных успехов на WCG. Было завоевано только одно третье место, и, что самое смешное, в дисциплине StarCraft: Brood War. Однако 2003 год запомнился одним главным событием для целого поколения геймеров - именно в этом году в список дисциплин WCG была добавлена одна из самых культовых стратегий в истории, в которую не играли только самые ленивые – Warcraft III. Стоит отметить, что был добавлен не легендарный The Frozen Throne, а его предшественник - Reign of Chaos. А «трон» был добавлен в 2004 году и просуществовал до самого конца Олимпиады, до 2013 года.

Но вернемся к 2003. Удивительным фактом можно посчитать то, что победу в Wacraft одержал не какой-нибудь жесткий кореец или азиат в целом (никакого намека на расизм), а обыкновенный представитель Болгарии,  Здравко «Insomnia» Георгиев, представляющий организацию SK Gaming. В финале ему удалось обыграть китайца  Бин «Chinahuman» Гуо, выиграв 20 000. Нам удалось отыскать запись того финала, который вы можете посмотреть ниже:

В общей сложности тот год для организации SK стал чуть ли не самым успешным. Сначала братья Шелльхазе,  Деннис «styla» и  Даниель «hero», завоевали первое и второе место в игре FIFA Soccer 2003, затем легендарный состав  SK по CS 1.6 – ahl, fisker, HeatoN, SpawN, Potti - также завоевал золото в своей дисциплине, и замкнул список золотых медалей выше упомянутый Здравко, он же Insomnia.

В 2004 году WCG впервые в своей истории прошел за пределами Кореи - в США, в городе «в стиле диско» - Сан-Франциско. Тут появляются небезызвестные, а точнее известные и на сегодняшний день легенды Warсraft’а, такие, как  4K.Grubby (1 место),  SK.Zacard (2 место),  4K.ToD (3 место). Тут мы можем наблюдать еще живым самый успешный клан за всю историю Warсraft’a — 4K. Начинается эра варкрафтеров. Что касается российской сборной, то этот год мы провели без медалей вообще. Пришлось радоваться только 4 месту Androide в SC: BW. Что касается украинской дружины, им повезло немного больше. Легенда украинского Unreal Tournament 2004,  Роман «Chip_Mask» Веренко, добыл бронзовую медаль в общем зачете. Стоит отметить и то, что этот год - чудесное и памятное время для NFS’еров. «Need For Speed» пополнил список официальных дисциплин ивента (в данном случае Underground). Также начали проводить и соревнования по консолям. Это были такие игры, как Halo и Project Gotham Racing 2. К слову, здесь отсутствовал привычный Counter-Strike 1.6 - организаторы заменили его на Counter-Strike: Condition Zero.

В следующем году эксперименты организаторов продолжились, и они снова не включили 1.6 версию в пул игр, зато в списке дисциплин присутствовал Source. Чемпионами в этой дисциплине стали прошлогодние победители, американцы Team 3D, а второе место занял самый известный казахский коллектив –  k23, за который тогда выступал  Даурен «AdreN» Кыстаубаев, которому на тот момент было всего 16 лет. Что касается других команд из СНГ, украинцам из  pro100, к сожалению, не удалось преодолеть групповой барьер, а россияне  Virtus.pro дошли до самого полуфинала, уступив выше упомянутым казахам.

Другие игроки из России выступили довольно неплохо, заработав 3 медали: серебро по SC:BW ( Androide), серебро по FIFA 2005 ( x4Alexx) и бронза по NFS: Underground 2 ( USSRxMrKOT). Стоит отметить, что сам турнир на этот раз проходил в городе-мечте Сингапуре.

WCG 2006 проходил в городе Монце, Италия. На турнир приехали 700 игроков из 70 стран мира. В этот раз к спонсорству турнира присоединилась и всем известная компания Microsoft. Данный год называют историческим для украинской CS команды, ведь легендарным pro100 (Zeus, Edward, Kane, kekc, raz0r) удалось преодолеть групповой этап, чего никогда не было раньше. Также стоит отметить, что в группе украинцы победили россиян из Virtus.pro, тем самым не дав им выйти дальше. Хоть в плей-офф украинцы быстро проиграли  Team 3D, тот успех запомнился многим. Невозможно не упомянуть и легендарного «варкрафтера» Украины –  Михаила «HoT» Новопашина, который завоевал бронзу. К слову, за третье место он боролся с известным россиянином. О том матче писали так:

В номинации Warcraft III в игре за бронзу сойдутся волгоградский хуман fnatic.XyLigan и киевский эльф SK.HoT.

К слову, журналисты сумели запечатлеть эмоции украинской пятерки после выхода из группы:

Что касается российской сборной, у них все было куда лучше. На этот раз золото было взято в дисциплине NFS: Most Wanted. Героем стал  Alan (в будущем известный как Алан «RoX.KiS Alan» Енилеев. Сейчас переключился с виртуальных трасс на реальные). В данной дисциплине россияне явно были лучше всех, и это доказал еще и  USSRxMrRASER, забрав и серебряную медаль. На этом успехи российской сборной не заканчиваются. x4-alexx забирает бронзу в FIFA Soccer 2006, переместив свою сборную на 2 место в командном зачете. К слову, впервые на WCG PC играм противостояли игры на Xbox 360, среди которых были Tony Hawk's Project 8 и Gears of War.

2007 год, на этот раз США, Сиэтл. Известный нынче город для всего Dota2 комьюнити. WCG 2007 снова собирает 700 игроков из 74 стран. Именно на WCG 2007 состоялось одно из главных событий в истории всего СНГ-киберспорта. Это, безусловно, 3 место по CS 1.6 от легендарных  A-gaming. Чтобы сейчас не расписывать все подробности, перенаправим вас на эту статью, где все расписано очень детально.

Очень хорошо запомнился зрителям и матч по Warcraft между  WE.Sky и  4K.Creolophus. Это была эпичная игра, и Creo сумел преподнести настоящий сюрприз зрителям. Никто не ожидал от него чемпионства на WCG в матче против двукратного чемпиона по версии WCG 2005 и 2006, Sky. Самая лучшая игра прошла на Twisted Meadows, где Крео буквально висел на волоске от поражения, однако все-таки сумел «вытащить» игру и заслуженно победил. Все, чего достигла Россия в этом году, оценивается одинокой бронзовой медалью, завоеванной Alan’ом.

Переломный момент

2008 год стал переломным для WCG. У WCG-2008 были как свои плюсы, так и минусы. Начнем, пожалуй, с хорошего. Турнир проходил в Кёльне, Германия и стал самым масштабным в истории ивента. Его посетило 800 геймеров из 78 стран! Какой турнир сейчас может похвастаться подобным? Россиянам USSRxMrRASER и USSRxProStreet удалось занять первое и второе место в NFS. Небезызвестному Дмитрию Костину, он же Happy, удалось взять бронзу в Warcraft, когда в финале столкнулись гиганты этой игры, Grubby и  Moon, и в эпической борьбе победил первый. А украинец Евгений Опарышев, более известный как  Strelok, занял третье место по Starcraft. К слову, мы отыскали запись финала 2008 года по Warcraft:

Перейдем к минусам. Несмотря на то, что многие ругают WCG за слабое освещение турнира онлайн, критики забывают, что тогда еще попросту не существовало стриминговых сервисов вроде twich.tv и нужных программных продуктов, да и интернет оставлял желать лучшего. Еще главным минусом можно назвать появление мобильных игр - таких, как Asphalt 4, которые в будущем сыграют весомую роль в падении турнира.

В 2009 число участников финалов в Китае, в городе Чэнду, резко упало, сократившись на 200 человек. Никто из СНГ участников не отметился никакой медалью или весомым зачетом. Стоит отметить, что в СНГ и мире заканчивалась эра Warcraft III, да и CS начинал терять свою былую славу. Тот финал запомнился небывалой популярностью звезд по Starcraft и Warcraft III, которых буквально разрывали фанаты. Звездам этих дисциплин приходилось перемещаться с охраной, в то время как звезды CS практически не удостаивались внимания. Именно благодаря такой популярности дисциплина Warcraft III, окончательно умершая в Европе годом позднее, продолжала существовать в рамках WCG вплоть до 2013 года.

2010 год, 10-й, юбилейный WCG, проходящий в США, в городе Лос-Анджелес. В игровые дисциплины впервые включен культовый файтинг, но уже поздняя его версия – Tekken 6! Эпические баталии между корейцами и японцами буквально захватывали дух. Чемпионом стал представитель Кореи - Jae-Min Bae ( Knee).

Россияне на WCG-2010 довольствовались только одной бронзой в мобильной игре Asphalt от  Mussuri. Однако юбилейный WCG стал историческим для другой страны - Украины. Недавно сформировавшийся киберспортивный клуб из 5 лучших игроков Украины -  Na`Vi - стал чемпионом мира по версии WCG (а затем IEM и ESWC). Спустя 10 лет неимоверных усилий украинцы стали триумфаторами последнего, ставящего точку, турнира по CS 1.6. Уже в 2011 году любимая всеми игра перейдет в разряд показательных дисциплин, а в 2012 будет исключена из списка дисциплин WCG… Стоит отметить, что финальное противостояние Na`Vi против  mTw многие и по сей день считают лучшим матчем в истории CS.

Конец эпохи

2011 год уже не был столь интересным, как раньше, начали активно вводиться промоушен-игры – такие, как Lost Saga и т.д. Стоит отметить третьи места российских команд Moscow Five и ruLegends по CS 1.6 и Cross Fire, а также третье место в StarCraft II: Wings of Liberty от  Михаила «Kas» Гайды.

Как мы уже отмечали, WCG 2012 и 2013 носили чисто символический характер, продвигая промоушен игры. Так, в 2012 победу в World of Tanks одержали  The RED: Rush (LeBwa, de1uxe, Ec1ipse, Inspirer, K23IEmelka, Kapp1, Kirilloid), а в 2013  Team Dignitas (SL1DE, Luciquell, Rinoll, povel, Arclit, Diver233, AmarLee). Как бы это прискорбно не звучало, но в феврале 2014 года исполнительный директор WCG, Брэд Ли, анонсировал закрытие киберспортивной олимпиады.

Чтобы закончить данную статью на позитивной ноте, мы подготовили 5 интересных фактов о WCG:

Факт 1. На протяжении всего WCG ни разу не случалось такого, чтобы турнир по Starcraft выиграл не кореец. В данной дисциплине Южная Корея всегда была на голову выше всех остальных.

Факт 2. Легендарные поляки, трио из которых сейчас защищает цвета Virtus.pro, 3 раза выигрывали WCG по CS. Впервые это было сделано в Монце (Италия) в 2006 году, затем в Китае, в городе Чэнду, на WCG 2009, и 2011 году, в Южной Корее, в городе Бусан. Подобное достижение не удавалось выполнить никому. На последнем WCG команда, впрочем, выступала с pasha вместо LUq’a.

Факт 3. Победитель World Cyber Games 2006 в дисциплине Need for Speed Алан «Alan» Енилеев стал одним из тех, кто нес олимпийский флаг на открытии Зимних Олимпийских игр Сочи-2014.

Факт 4. WCG 2008 стал самым масштабным киберспортивным событием за всю историю. Его посетило 800 игроков из 78 стран мира.

Факт 5. Все расходы на проживание, питание, расположение игроков на финалах и отборочных этапах брали на себя организаторы WCG благодаря огромной финансовой поддержке спонсоров, в частности, компании Samsung.

На этом мы заканчиваем наш рассказ о легендарном ивенте. Если помните какой-то яркий момент, не упомянутый нами, милости просим в комментарии. Всем спасибо.

Комментарии