Статья

Все еще пятая раса. История Муна

Craft
31

Первый чемпионский титул по Warcraft III Чан Moon Джэ Хо выиграл в 16 лет. Сейчас ему 31, и он до сих пор побеждает на турнирах в Китае и Южной Корее. Cybersport.ru вспоминает, как сложилась карьера легендарного представителя Ночных эльфов, и рассказывает, чем он отличается от других современных киберспортсменов.

Moon очень быстро добился успеха в Warcraft III. Он выиграл первый турнир через несколько месяцев после выхода дополнения The Frozen Throne. В 2003 году он стал чемпионом второго сезона Sonokong Prime League — телевизионной лиги канала MBC, который проводил и транслировал соревнования по StarCraft и Warcraft III.

В 18 лет Moon выиграл два первых сезона World eSports Games 2005, победил на MBC Game Warcraft League и China Korea Cyber Games 2005. В том году он заработал на турнирах более $60 тыс.

На первые иностранные турниры Мун поехал вместе с командой Meet Your Makers в 2006 году. Вместе с тиммейтами он выиграл Warcraft III Champions League — Season IX в Оберхаузене и NGL-One Season 1 в Лейпциге, а позже в одиночку победил на Digital Life 2006 в Нью-Йорке.

В то же время началось его принципиальное соперничество с Мануэлем Grubby Шенхаузеном — в полуфинале World eSports Games Masters 2006 голландец прервал серию Муна, в которой побеждал представителей Орды 28 встреч подряд. Через несколько месяцев Мун взял реванш на шоу-матче CJ Media SuperFight II, что и стало началом киберспортивной вендетты между лучшими варкрафтерами Европы и Азии. В дальнейшем Moon чаще выигрывал у голландца на небольших чемпионатах и кланварах, но на крупных турнирах Grubby был сильнее.

В 2009 году Moon заключил рекордный для дисциплины контракт с корейским клубом WeMade Fox. Новая организация заплатила за то, чтобы подписать Джэ Хо на три года, 700 млн корейских вон. По курсу того времени сумма трансфера составила примерно 390 тыс. евро. Больше Муна в тот период получал только старкрафтер Ли NaDa Юн Ёль, который также выступал за WeMade Fox.

В послужном списке Муна десятки титулов. Он побеждал на DreamHack, GameX, ESWC, IeSF, IEST, PGL и многих других турнирах. Единственной вершиной, которую так не взял легендарный Эльф — это чемпионство на World Cyber Games. Он представлял Южную Корею в семи из одиннадцати чемпионатах мировой серии. Мун дважды доходил до финала, но оба раза проиграл — в 2008 году его одолел Grubby, а в 2013-м он уступил китайцу Хуан TH000 Сяну.

Даже после перехода на StarCraft II Мун продолжал играть в отборочных на WCG по Warcraft III, но успеха так и не достиг.

Moon не зря считался сильнейшим игроком за Ночных эльфов в истории Warcraft III. Он почти не совершал критических ошибок и уделял внимание мельчайшим деталям — правильной постройке базы или маршруту разведки. В Warcraft III баланс выстроен так, что у каждой из четырех рас были сильные и слабые матчапы. При игре за Ночных эльфов Mун побеждал даже в неблагоприятных матчапах, поэтому соперники в шутку называли его «Пятой расой». Хейтеры придумали для Джэ Хо другое прозвище и обзывали «Инопланетянином», намекая на его внешнее сходство с героем одноименного фильма Стивена Спилберга.

Warcraft III всегда требовал от игроков многозадачности, а Мун в этом был лучше других. Постоянно атакуя врагов, он успевал зачищать лагеря наемников, развивать основную базу и строить экспанды. Он максимально эффективно использовал ранний крипинг с помощью Ancient of War. Зачастую Мун продумывал свои стратегии на несколько ходов вперед так, что даже комментаторы не могли понять его логику. Он умел рассредоточить производственные здания по разным частям карты, если сопернику удавалось разрушить основную базу. Это позволяло ему возвращаться в игру даже из безнадежных ситуаций. Впрочем, такие случались нечасто.

Копировать тактики Муна было бессмысленно, потому что их исполнение требовало филигранного микро. В игре за Ночных Эльфов навык микроконтроля особенно важен, так как у их юнитов меньше здоровья, чем у воинов других рас. С помощью Staff of Preservation и способности Hide Мун эффективно разменивался с вражескими воинами. Когда Мун покупал Zeppelin, то творил такие чудеса микроконтроля:

Победить Муна на турнире было непростой задачей даже для опытных спортсменов Warcraft III, а в ладдере у него было трудно убить даже пару юнитов. Победа над «Пятой расой» становилась для игроков венцом карьеры и особой ачивкой, похвастаться которой, впрочем, могли немногие.

В 2010 году Moon перешел на StarCraft II. Сам игрок говорил, что ему больше по душе Warcraft III, но контракт с WeMade Fox и хайп вокруг выхода новой игры сделали свое дело. Казалось, StarCraft II сейчас похоронит Warcraft III как киберспортивную дисциплину и будет доминировать в жанре RTS. Отчасти так и случилось — протоссы с терранами вытеснили орков и эльфов, но и сами задержались ненадолго.

Вначале Мун пробовал освоить как раз терранов, но быстро понял, что зерги больше подходят под его макростиль. Фирменной фишкой корейца стала закопка Banelings в узких проходах карты. Он взрывал их под вражеской армией. Из этого часто получались красивые хайлайты, но случались и полные провалы. Если вспоминать о карьере Муна в StarCraft II, то первыми на ум приходят именно Banelings и именно эта тактика.

В 2011 году Moon трижды выигрывал серебро на международных турнирах по StarCraft II. В финале IEM Season V - World Championship он уступил Юнг AcE Ву Сео, на DreamHack SAPPHIRE AMD Championship проиграл Крису HuK Ларанжеру, а в решающем матче China 1st 3D Electronic Games не смог одолеть Дай Loner И.

В конце 2011 года организация WeMade Fox распалась, а Moon подписал годовой контракт с Fnatic. После этого он проиграл в финале NVIDIA Gaming Festival 2012, а на ASUS ROG Summer 2012 даже не вошел в тройку сильнейших. Параллельно с этими турнирами Мун принимал участие в чемпионатах по Warcraft III. Отработав контракт с Fnatic, он окончательно забросил StarCraft II, в котором так и не смог раскрыться.

В 2013 году — в год закрытия турнирной серии WCG — он в последний раз попытался стать чемпионом мира по Warcraft III. В том турнире приняли участие всего шесть человек — по три представителя Китая и Южной Кореи. Мун дошел до финала, но в решающем матче уступил TH000 со счетом 1:2. Исполнить мечту ему так и не удалось, но в одном из интервью Мун признался, что именно этот турнир запомнился ему больше всего, в первую очередь — благодаря любви и поддержке китайских фанатов.

Попрощавшись с WCG, Джэ Хо отправился на срочную службу в корейскую армию и на два года выпал из киберспортивной жизни. И за это время хайп вокруг StarCraft II угас.

В начале 2016 года Мун вернулся из армии и сразу взялся восстанавливать форму. Он переехал из Южной Кореи в Китай, где подписал контракт со стримерской платформой DouyuTV. По словам игрока, во время службы он не мог нормально тренироваться, но годы выступлений на профессиональной сцене не прошли даром. Всего через несколько месяцев Джэ Хо выиграл PGL Summer 2016: в финале он отомстил TH000 за поражение в последнем турнире World Cyber Games.

В 2017 году Mун активно участвовал в регулярных турнирах по Warcraft III, выиграл первый сезон AfreecaTV Warcraft3 League 2017 и занял второе место на Neo Star League Season 4. Постепенно он вернул себе место в топе лучших варкрафтеров. После победы в Color Cup – Spring Season в апреле этого года, он занял вторую строчку в мировом рейтинге B2W, уступив только россиянину Дмитрию Happy Костину.

Прошло 15 лет, а Moon все еще лучший варкрафтер Азии. За это время в киберспорте многое изменилось — появились новые дисциплины, в индустрию пришли крупные инвесторы, а турниры с миллионными призовыми проходят почти каждый месяц. Сильно изменился и образ профессионального геймера — теперь киберспортсмены все больше походят на суперзвезд. Эти перемены коснулись всех, но только не Муна.

За свою карьеру Мун посетил десятки международных LAN-турниров, исколесил всю Европу, побывал в США и России, но до сих пор едва может связать пару слов на английском во время редких интервью. Он не ведет социальные сети, не снимается в рекламе и не пишет влоги для YouTube. Он просто занимается любимым делом — играет в Warcraft III. Те, кто смотрел его стримы, заметили, как он воодушевляется во время каждого матча. Мун бесконечно любит игру, но к киберспорту в его современном виде равнодушен. Похоже, он один из последних, для кого это прежде всего спорт, а не модное шоу.

Комментарии