«В индустрии нужны специально обученные люди, сейчас их просто нет». Первая часть интервью с Ярославом NS Кузнецовым

Аналитик студии RuHub Ярослав NS Кузнецов подвел итоги 2018 года в интервью Cybersport.ru. Он рассказал нашему сайту, каких трудов ему стоило выпустить обзор патча 7.20 на Dota 2, а также озвучил одну из проблем киберспортивной индустрии. Продолжение интервью, в котором NS прокомментировал успехи Virtus.pro, новый состав Natus Vincere и скандал с участием Карло Kuku Палада, мы опубликуем 31 декабря.

Источник: инстаграм Ярослава NS Кузнецова
Источник: инстаграм Ярослава NS Кузнецова

Про работу над роликами

— Каким для тебя выдался 2018 год? Можно ли назвать его успешным?

— Да, пожалуй, можно. Если одним словом.

— Что ты считаешь своим главным достижением за год? Гайд на Брюмастера?

— Нет. Какого-то конкретного достижения я не вижу, мне нравятся различные активности, которые я делал. В этом году я стал больше заниматься стримами, и это доставляет мне определенного рода удовольствие. Скорее всего, в следующем году я тоже буду больше стримить и меньше делать видео.

— Всё равно хочу спросить тебя про гайд. Это куда более масштабный проект, чем то, что ты делаешь обычно. Тебе понравилось работать в таком формате или камерные ролики делать приятнее?

— Это был довольно интересный опыт. Естественно, что всегда более комфортно делать что-то из дома, никуда не ходить, не участвовать в каких-то глобальных съемках, потому что это всегда очень сложно.

Но в то же время, если ты хочешь как-то прогрессировать, всё это нужно делать. Нужно как минимум получать какой-то опыт подобной работы. Я для себя вижу в проекте только плюсы, это было довольно прикольно.

— Когда ты выпустил ролик про патч 7.20, то написал в твиттере, что однажды расскажешь всем, чего тебе стоит заниматься такой работой. Возможно, момент настал?

— Про 7.20? Да, там случилась одна не очень приятная для меня история. Дело в том, что этот ролик вышел ровно в момент моего переезда. А переезд был не простым переездом — попутно с ним шел еще и ремонт. В момент, когда я опубликовал видео, у меня по дому всё еще ходили рабочие и кое-что делали. Из-за это работать дома я не мог.

Но я знал, что патч выйдет в этот день. Поэтому я поехал в офис RuHub и просто сидел там десять часов и ждал, пока выйдет обновление. <...> Потом еще с 22:00 где-то до 05:00 работал, чтобы выпустить первый ролик. Всё это — на неудобном компьютере, потому что он был не моим. Я успел поработать на нем часа три, а потом стало ясно, что он плохо тянет Adobe Premier. Но ролик я доделал, затем поехал домой, поспал буквально часа три и затем сразу вернулся, чтобы делать следующее видео.

В итоге я за двое суток сделал четыре выпуска общей длиной где-то минут на 50. С нуля! Это было часов 35 чистой работы, еще часов десять я в общей сложности поспал, а оставшееся время ушло на еду и прочее. Это было очень тяжело. Вот что я тогда имел в виду. Когда такой спешки нет, то, конечно, всё намного проще.

Источник: Твиттер RuHub
Источник: Твиттер RuHub

О RuHub, аналитике и кадровой проблеме киберспорта

— Хорошо, давай теперь перейдем к совсем другому топику. В ноябре я читал твой пост в телеграме, где ты рассуждал о паузах между матчами. Там ты вернул к жизни тему, которую еще летом обсуждали Виталий v1lat Волочай и Владимир Maelstorm Кузьминов: как найти оптимальный баланс между юмором и аналитикой. По-твоему, в том, что сейчас делает RuHub, этот баланс найден?

— А что сейчас делает RuHub?

— Это не обвинение! Просто когда Вилат сказал, что клоунада в эфирах недопустима, Маел с ним поспорил и…

— Вилат сказал, что клоунада недопустима

— Да, так и было.

— Кек! Кек! Кек! Могу только «кек» на это сказать. Вилат — это человек, который… (смеется) много контента в этом ключе сделал в свое время. Короче, да, считаю, что сейчас у нас нормальный баланс, если смотреть последние наши эфиры.

На квалах перед «Интом» — да, там был перебор с юморком и с какими-то не самыми грамотными активностями. Но это случилось ввиду того, что в этот момент в RuHub происходила серьезная перестановка в управленческом корпусе. <...>

Часть идей [на квалификации TI8] была ошибкой, это понятно. С этим никто и не спорит. В остальном ничего за последнее время не изменилось.

Я в любом случае считаю (только не надо это в заголовок вашей новости постить), что зрителю должно быть не скучно на трансляции. Это не значит, что эфир должен превращаться в какой-то фарс. Но если уж на то пошло, то некоторые люди, которые всё превращают в фарс, являются самыми популярными и любимыми у народа. Я не буду говорить кто, но всё и так ясно. Кто-то может и меня отнести к таким людям, а я, в принципе, тоже относительно популярный.

Я считаю, что определенный баланс нужно поддерживать, но важно, чтобы зрителю не было скучно. На мой взгляд, пауза между матчами, во время которой не происходит вообще ничего, кроме обсуждения прошедшего матча, — это довольно скучно. Кто смотрит вообще аналитику? Тот, кому реально интересна «Дота» и всё происходящее в ней. А если ему интересна «Дота», то он и так матч смотрел, а значит, всё видел. Зачем ему еще раз слушать про то, что была классная драка у тир-2 вышки? Ну, была и была.

Это всё тоже нужно, но желательно, чтобы было еще что-то. Тогда будет идеально. Почему у нас никто так делать не умеет? Потому что до сих пор у нас в киберспорте нет людей с каким-нибудь образованием шоуменов. Поэтому каждый делает всё, что хочет, и получается то, что получается.

Источник: EPICENTER
Источник: EPICENTER

— В медиа есть извечный спор о том, что должны делать производители контента: подстраиваться под аудиторию или наставлять ее, оставаясь собой. Я правильно понимаю, что ты веришь во второй вариант?

— Если говорить про мои личные стримы, то я всегда остаюсь на них собой. Но естественно, что на официальной трансляции ты не можешь себе позволить всего. Там есть какие-то рамки, которые не стоит нарушать, и какие-то вещи, о которых не стоит говорить.

Я предпочитаю оставаться собой, но на официальных трансляциях я всё же немного держу себя в рамках, потому что так надо.

— Это просто здравый смысл или существуют какие-то установленные правила? Получают ли новички студии какую-нибудь должностную инструкцию, где прописано, как стоит себя вести?

— Нет, такого понятия, как «должностная инструкция» нет. <...> Как пример — ведущие радиостанций. Кто-то сейчас скажет: «Вот, у наших талантов нет образования ведущих или дикторов». Но людей с таким образованием выпускают пачками, и при этом многие из них всё равно безлики!

Можно так же стереть различия между комментаторами. Но это скучно. Пусть лучше люди остаются собой. Среди десятка людей, которых не будут ставить в рамки, родится один, а может, и парочка людей, которые запомнятся зрителю, которые будут интересны, которые будут привлекать аудиторию своим присутствием.

— Ну хорошо, но есть всё же устоявшиеся форматы, которые вряд ли стоит менять. К примеру, пресловутая доска с седьмого TI. Ее, кстати, все хвалили. Почему до сих пор никто не взял ее на вооружение?

— Потому что это довольно сложная в функционале штука. Ее нужно где-то взять, для нее нужен софт и так далее. Ввиду каких-то событий, которые постоянно происходят, никто не может найти время этим заняться, чтобы сделать такую штуку. Это не так просто, как может показаться со стороны. Это не просто какая-то доска, а специальная техника со специальным софтом <...>, который нужно где-то взять или написать с нуля.

Источник: RuHub
Источник: RuHub

Тут стоит понимать, что любая коммерческая компания (а и RuHub, и Maincast — это компании коммерческие) считает бюджет. И тратить огромные суммы на то, что в сумме не принесет особо дополнительного дохода или дополнительных зрителей, — это неправильно.

— Valve много от чего отказывалась — от Пола Redeye Челонера, например, на TI7. Ладно, а что делать с развлекательной стороной контента? Как можно улучшить ее?

— В индустрии нужны специально обученные люди, сейчас их просто нет. Найти человека — это всегда проблема. Это самая сложная из задач. Любая компания — это в первую очередь команда людей. Если есть команда, которая хорошо всё делает, то и у компании всё получается, и неважно, о какой сфере мы тут говорим. Потом эти люди могут куда-то уйти, и тогда компания неожиданно посыпется.

На данный момент в России и в СНГ, а может, даже и в мире практически не существует людей, которые бы в достаточной степени разбирались одновременно в киберспорте и в энтертейнменте. Такого человека просто не найти, которому ты скажешь: «Вот тебе зарплата, теперь сделай красиво. Придумай, как нам улучшить контент». Те, кого можно позвать сейчас, скорее всего, будут предлагать такие штуки, которые по большей части происходили у нас на квалификациях перед TI8. С киберспортом они, в общем-то, не были связаны. Я не говорю, что это плохо, но зрители, опять же, будут плеваться, потому что это немного не то.

— Я правильно понимаю, что в новом году от RuHub стоит ждать именно поиска новых кадров?

— Наверное. Чтобы было понятно — я в RuHub не занимаюсь никакой организаторской деятельностью. Занимался ранее, год назад еще, но последний год — нет. Поэтому теперь я не углубляюсь в эти вопросы. Я знаю, что на определенные должности люди ищутся, в том числе и что-то связанное с таким креативом.

[Дмитрий CrystalMay Корчевинин на фоне говорит: «У нас на HeadHunter все вакансии есть»]

Источник: EPICENTER
Источник: EPICENTER

Ну, вот Кристалмей подсказывает, что на «Хедхантере» можно посмотреть все позиции, на которые RuHub ищет людей.

— Про энтертейнмент я понял, но есть ведь и образование другого рода — филологическое или журналистское. В какой-то мере это все же связано с работой комментаторов. Например, Дария Eiritel Морозова пришла в RuHub с журфака МГУ. Она говорила, что ты ей очень помог адаптироваться в студии. Со своей стороны ты заметил, чтобы с ней было проще работать?

Ну, скажем так: образование никогда не лишнее, если ты хочешь получать знания. Например, у меня нет какого-либо высшего образования. Я учился в институте, но я его бросил. <...> Просто я понял, что определенные вещи, которым меня учат в университете, — они мне просто не нужны.

То есть я хожу на занятия, сижу в аудитории полтора часа, <...> понимаю, что мне [это] вообще не пригодится. Да, окей, всё это расширяет кругозор, но всё равно не особо интересно. Поэтому я просто решил с этим делом покончить. Я уже тогда занимался по чуть-чуть профессиональной «Дотой», туда, в общем-то, я и ушел с головой.

Тому, что мне интересно, я просто обучался сам. Читал книжки по астрономии (просто мне астрономия интересна была), истории, что-то другое читал, смотрел. В общем, изучал то, что мне интересно. Из-за этого я могу поддержать беседу на многие темы. Но если ты хочешь в институт и тебе там интересно, то это и правда полезно. Самое главное — это кругозор, на мой взгляд. <...>

Даша — молодец. Она старается. Она в твиттере писала, что у нее челлендж сейчас — стать такой же известной, как я, Вилат и Маелшторм. Пожелаю ей удачи в этом.

О работе комментаторов и аналитиков

— Тему самоучек в киберспорте ты поднимал и после истории с S1mple, который поспорил с комментаторами, болевшими против NaVi. Но раз все в киберспорте сделали себя сами, тем правильнее обсуждать, что правильно, а что нет. Могут ли комментаторы критиковать участников матча?

— Конечно. Я не понимаю, какие еще тут могут быть мнения. Если игрок ошибается, комментатор об этом говорит. Всё. В чем проблема?

Я понимаю, что игроки зачем-то смотрят потом эти стримы и говорят: «О чем он? Я вообще не то хотел сделать». Ну да, может быть. Никто же не знает, что у игрока в голове. Но как комментатор должен комментировать? Просто давать информацию о том, кто кого убил? Классно. «Бомба стоит. Он ее дефьюзит», — это довольно скучно, поэтому естественно, что обсуждаются ошибки. Это нужно, чтобы зрителю было интересно, чтобы и они спорили о том, кто прав. Это создает определенного рода почву для обсуждений.

— В англоязычной среде была другая история. Если ты помнишь, начинающего комментатора сильно захейтили, когда тот грубо прошелся по Хенрику AdmiralBulldog Анбергу. Там было скорее не про то, что Бульдог ошибся. Он говорил что-то вроде: «Ну это же очевидно, что Бульдог не тянет».

— <...> Я не знаю всей истории. Может, этот парень высказывал какую-то личную обиду. Может, ему Бульдог лично не нравится. Если так, то это, конечно, недопустимо.

Источник: EPICENTER
Источник: EPICENTER

— И тем не менее ему пришлось даже сняться с конкурса комментаторов EPICENTER XL.

— Есть такое старое доброе выражение: «Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя». Если Вилат будет что-то такое делать, то никто ничего и не скажет. Все порофлят, посмеются и забьют. Вряд ли Вилату придется где-то оправдываться, или какому-нибудь другому известному комментатору.

Если ты новичок, к тебе приковано больше внимания в этом ключе. Мол, что там себе позволяет этот новичок? Он только вчера пришел, а Бульдог тут 15 лет уже играет. Какое он имеет право критиковать такого игрока? <...> Так что если ты только пришел, то лучше, конечно, стараться понравиться людям.

— А могут ли кастеры открыто болеть за какую-либо из команд во время матча?

— Я считаю, что это нормально. Особенно когда комментатор топит за команду из своего региона. Это логично. Если в СНГ кто-то комментирует… Допустим, Маелшторм комментирует игру Virtus.pro, то 90% зрителей трансляции пришли посмотреть именно на игру VP.

В спорте же то же самое. Комментаторы активно топят за сборную России, они не будут радоваться поражению. Они будут ждать голов от этой команды и так далее. Везде это так, и в киберспорте это тоже приемлемо.

К тому же если комментатору пофиг, то это скучное комментирование. Если ему не важно, кто выиграет, если ему неинтересно и он просто смотрит матч, то у него будут не те эмоции. Я бы даже сказал, что комментатору желательно поддерживать одну из команд, хотя бы немножко. Так он будет более эмоциональным, и это будет нравиться людям.

Прочитать вторую часть интервью можно по ссылке.

Комментарии