Новость

Учим матчасть: Фотонки в PvZ, часть 2

В предыдущем выпуске мы сформулировали основные принципы техники зафотонивания в PvZ. Однако, зафотонивание является лишь дебютом и отнюдь не гарантирует победу в игре, поэтому представлять свои дальнейшие действия не менее важно, чем, собственно, правильно фотонить. И хотя, как и любой оупенинг, оно, в принципе, может продолжаться любой стратегией, опыт некоторого количества сыгранных партий позволяет выявить тенденцию в решениях, принимаемых зергами.

Вполне очевидно, что протосс в результате зафотонивания оказывается в плюсе по экономике, но в минусе по технологиям: у него ещё нет гейта, тогда как у зерга уже есть пул и собирается газ. Вполне логично, что большинство зергов, оказавшись в такой ситуации, вместо того, чтобы потихоньку выбивать блок, занимать экспанд и играть в макро, идут в технологичную контратаку. Разберём варианты игры зерга и меры, которые нужно предпринять, чтобы его действия не стали для вас внезапностью.

Начиная игру зафотониванием, мы делаем ставку на то, чтобы получить экономическое преимущество, поскольку, хотя наш нексус будет поставлен позже, чем обычно, вторая база соперника появится ещё позже. Поэтому первое, что необходимо сделать – это убедиться, что это действительно так, то есть проверить, не ставит ли зерг хату в другом месте, а если ставит – поставить пилон и фотонку. Хотя у зерга уже есть пул, он не может без потерь пройти через блок, и поэтому линги с мейна ему не помогут.

Первым делом стоит проверять локации с золотыми минералами, в том числе те, которые располагаются на вашей половине карты: зерги нередко пытаются занять именно их, чтобы затем задавить протосса сильной минеральной экономикой. Как бы то ни было, пробка, завершившая зафотонивание, на натурале соперника вам больше не нужна, и она может через шифт кататься по всем локациям и искать экспанд зерга.

Самый быстрый способ проиграть игру, зафотонив зерга – пропустить прокси хату на своём собственном мейне. Если вы не сможете вовремя заметить её, ваши шансы на победу упадут практически до нуля: вас просто запушат роачами, королевами и плётками. Поэтому абсолютно всегда, независимо от того, видели вы дрона на карте или нет, вы обязаны проверять тёмные углы на мейне. Если вам удалось обнаружить хату, когда она только-только заказана, нужно выводить семь пробок, чуть позже – восемь, и так далее в соответствующей пропорции. Многие протоссы предпочитают перестраховаться и в любом случае выводить восемь, просто на всякий случай.

Собственно говоря, этот билд опасен не только при зафотонивании, и ему вполне можно проиграть, даже если вы играете стандарт, но, если вы фотоните, вы и вовсе даёте зергу все карты в руки, ведь все ресурсы вложены в блокирование позиции, которую он вовсе не спешит занимать, тогда как дома вы беззащитны. Учитывая, что благодаря  Scarlett, прокси хаты сейчас в тренде, лучше всего взять себе за правило всегда проверять мейн в PvZ. Можно отдельно отметить, что фотонки у нексуса не решают проблемы, потому что застроиться со всех сторон вы не успеете, и роачи просто обойдут фотонки и зайдут с незащищённой стороны.

Весьма популярная контр-реакция зергов – это быстрый нидус на мейн протосса. Вероятность именно такой стратегии повышается на картах с большим мейном, где вы с большей вероятностью не заметите постановку нидуса. Расклад тут примерно такой же, как и с хатой на мейне: если протосс не сможет отменить его, отбиться у него не получится. Поэтому очень важно контролировать все углы своего мейна.

Стоит отметить, что, если соперник играет в технологичную атаку с одной базы, он, скорее всего, не очень спешит с тем, чтобы пробивать ваш блок, следовательно, пилоны на его натурале ещё стоят и вам не нужны новые пилоны, которые могли бы заодно контролировать мейн. В таком случае можно просто отправить пробку патрулировать предположительные места для нидуса. Если нидус замечен вовремя, его можно легко отменить рабочими, так как у него очень мало хп.

Другая позиция для нидуса – перед натуралом протосса. Как вариант, такой нидус может быть продолжением неудачной попытки поставить его на мейне. В этом случае зергу придётся пробивать стенку с фотонками, но и атака будет более массированной: как правило, она сопровождается плётками и/или королевами. Если предыдущие варианты игры зерга являются в чистом виде попыткой подловить протосса на ошибке, «не заметил – проиграл», то в этом случае вы вполне можете не отбиться, даже если не допустите грубых ошибок, ведь проконтролировать все позиции перед своим натуралом невозможно, да и юнитов, которые смогли бы быстро отменить нидус чёрт знает где, у вас к этому времени нет.

Поэтому при игре через зафотонивание, когда вы проверили мейн и убедились, что зерг не играет в хату или нидус на мейне, можно выделить следующие тезисы:

  • Следует всегда заказывать мазеркор при первой возможности.
  • Если соперник не спешит выбивать блок на натурале, стоит добавить пару фотонок в стенку.
  • Оптимальным выбором первого технологического здания является старгейт с быстрым войдреем: он эффективно борется с роачами и может очень помочь с обороной от роачей, как через нидус, так и с пробиванием блока.
  • Важно располагать старгейт так, чтобы соперник не смог его быстро зафокусить роачами: другого способа быстро получить прирост дпс по роачам на этой стадии игры у вас просто нет.

Быстрые сварм хосты через нидус стоит вынести в отдельный пункт, поскольку они добавляют такой важный момент, как детекция. Сварм хосты – дорогой юнит, и сначала их будет не много, но, если выпустить ситуацию из-под контроля, очень скоро что-то с ними сделать будет весьма непросто, ведь зерг прикрывает их спорками и королевами. Это значит, что вслед за старпортом мы должны ставить роботикс, чтобы, при необходимости, сделать в нём обсервера.

На ранних стадиях сдержать пуш смогут фотонки, но затем понадобится сплеш, поэтому роботикс пригодится нам также и для колоссов: даже если не удалось выбить зерга с позиций на ранней стадии и он успел поставить спорки и плётки, с колоссами и войдреями у протосса есть все шансы сделать это чуть позже, действуя между волнами локастов.

Можно отдельно отметить, что именно как контр-юнитов к пушу быстрыми сварм хостами главный мировой фотонщик  KingCobra использует быстрых керриеров. Мне пока не удалось подтвердить сравнительную эффективность такого подхода на своём опыте, но вы можете попробовать найти обоснования самостоятельно или на его трансляциях.

О таком варианте продолжения напишем кратко. Выход в муту с одной базы не слишком опасен для протосса, играющего через войдреев и быстрый мазеркор. Если же зерг будет играть в муту после того, как выбьет блок и займёт натурал, у вас уже будет достаточное количество гейтов, кроме того, стандартная игра через войдреев и колоссов подразумевает добавление двух старгейтов, поэтому вы, не сильно отклоняясь от стандарта, можете быстро перейти к производству фениксов.

Итак, после того, как на натурале зерга достроились три фотонки, протосс выводит пробку ставить собственный нексус и закрывать стенку, но при этом он должен помнить о следующих вещах:

  • После постановки нексуса необходимо проверить все углы мейна на предмет прокси хаты.
  • По готовности кибернетки важно быстро заказать мазеркор и начать патрулирование мейна на предмет нидуса.
  • Если к этому времени нет информации, что зерг занимает две локации, стоит добавить пару фотонок в стенку.
  • Последовательность технологий – старгейт для войдреев, затем роботикс, затем дополнительные гейты.

Итак, мы пришли к тому, что в силу того, что зерги склонны к технологичным контратакам после зафотонивания, оптимальный вариант игры для протосса – это роботикс через старгейт. Вы наверняка знаете, что эта стратегия вполне состоятельна сама по себе, причём как в PvZ, так и в PvT, и поэтому мы более подробно разберём её в наших следующих выпусках.

Комментарии