Статья

Шесть сервисов, которые (может быть) научат вас играть в «Доту»

За последнее время появилось несколько новых программ, призванных прокачать скилл и MMR игроков. Cybersport.ru разобрался, как работают самые популярные из них, насколько они эффективны и стоят ли тех денег, которые за них придется заплатить.

MoreMMR

Что это: обучающий сайт с заданиями
Стоимость: первые пять пунктов бесплатны. Следующие блоки открываются за монеты. Пакеты стоят $10, $25, $50 и $100 — 1000, 2750, 5500 и 12500 монет
Запустился в августе 2017 года

MoreMMR — обучающий сайт с видеороликами и заданиями. Придумал портал один из основателей «Нетологии-групп», компании, которая занимается онлайн-образованием. Лицом и голосом проекта стал Павел Занозин. Спортивный комментатор заявил, что авторы также привлекли профессионалов, но не назвал имен, кроме  Романа «Resolut1on» Фоминка — только уточнил, что это «уровень победителей The International».

Ресурс устроен как квесты в Battle Pass, только за каждое задание нужно платить. Материал разделён на пять веток — базовая, мид, керри, оффлейн и саппорт. Каждая ветка состоит из блоков, которые включают в себя видеоролик и до трёх заданий с тремя уровнями сложности. Один блок стоит 100 монет, но от 10 до 50 можно получить обратно — это зависит от того, как хорошо удалось выполнить задания. При регистрации пользователь получает 300 монет. В сумме их может хватить на пять блоков из базовой ветки, если учитывать возврат. В августе Занозин говорил, что скоро «можно будет бесплатно посмотреть гораздо больше, чем три видео» — но что-то пошло не так.

Интерфейс портала

Сначала открывается только базовая ветка. На сайте написано, что «керри», «мид» и «оффлейн» появятся, если пройти четыре базовых блока — но у меня они открылись после пяти. Больше половины контента на сайте недоступно — в четырёх ветках открыто чуть больше десяти блоков, на остальном висит пометка «скоро», как и на всей ветке саппорта.

В каждом видео рассказывается о какой-то одной теме — какие бывают роли, что такое сплит-пуш, как правильно выбрать героя на линию, как играть на том или ином персонаже. В ранних пунктах даётся общая информация, которая может быть полезна разве что новичкам. Урок, который показался мне самым лучшим в первых блоках, — сохраняйте позитивное мышление и верьте в победу до конца.

Видео оформлены неплохо, хотя там больше рассказывают, чем показывают. В некоторых случаях визуальная часть либо дублирует аудио, либо просто забивает эфир. Заметно, что у авторов не везде были заготовлены подходящие моменты, поэтому вместо отрывков реальных матчей они использовали записи игр с читами или с ботами. Откуда ещё у Templar Assassin будут предметы на 12 тыс. золота на 7 минуте?

После просмотра видео можно выполнять задания. В начале базовой ветки они проходятся за раз, но уже к третьему-четвертому блоку становятся сложнее. Где-то затруднения может вызвать сам квест — не в каждой игре удаётся за 10 минут заденаить 31 крипа. Где-то предлагается небольшой пул героев: например, в четвертом блоке базового пути нужно взять Weaver, Ursa, Wraith King, Sven, Slark или Luna, много ластхитить и денаить и закончить игру с GPM больше 500. Скорость фарма у героев заметно различается, поэтому набор кажется странным.

Во многих квестах ситуация усложняется тем, что они требуют хорошего взаимодействия с командой. К примеру, четвертый блок у оффлейнера — пойти втроём на сложную линию, поучаствовать в 10/20 убийствах за игру и в итоге заработать XPM выше 350/450. Вам придется либо уговаривать на это союзников в матчмейкинге, либо искать друзей, которые готовы помочь. А если вы умеете играть только на одной роли, то дальше базы не продвинетесь — уже в третьем блоке квесты даются на все три линии. В отличие от Battle Pass, тут можно одновременно выполнять несколько квестов. А вот перепрыгивать через задания нельзя, да и сами ветки почти без ответвлений — обойти сложное задание не получится.

Как выглядит блок

Большая часть квестов засчитывается, но изредка с этим возникают проблемы. В отличие от системы Valve, невозможно понять, почему задание не было выполнено. Иногда также казалось, что мне удалось выполнить задачу лучше, чем посчитал сайт. На то, чтобы система приняла новый матч, нужно время.

Пользоваться сайтом интересно, его квесты неплохо подменяют задания из Battle Pass. Научиться чему-то с его помощью возможно — видео неплохие, но не менее подробные гайды можно найти за меньшие деньги, а то и вообще бесплатно. При этом вы не будете ограничены прохождением ветки, а сможете сразу приступить к нужному куску. Задания в игре можно ставить себе самостоятельно — так раньше тренировались некоторые про-игроки в пабликах. Хотя тот факт, что весь контент собран в одном месте, а квесты засчитываются автоматически и ничего не нужно придумывать, может кого-то привлечь несмотря на цену.

Вопросы вызывает ещё один момент. MoreMMR — новый сервис, ему чуть больше месяца, а «Дота» постоянно развивается и меняется. За время существования сайта в игре не было крупных обновлений, поэтому непонятно, как он приспособится к крупным патчам. Допустим, изменятся скиллы каких-то героев, поменяется карта, скорректируется баланс на линиях — как быстро обновится контент? Мы не знаем.

Feedless

Что это: компаньон, дающий подсказки и помогающий на пике
Стоимость: обычная версия бесплатно, улучшенная от $3 до $4 за месяц, в зависимости от срока подписки, пробный период в три дня
Запустился летом 2016 года

Feedless — это программа-компаньон, которая вслух даёт игроку советы на английском языке. Она говорит, какие соперники ушли с линии, как скоро появится руна, напоминает, что нужно застакать лагерь крипов, отмечает, что скоро упадут варды. Большая часть функций доступна в обычной версии, в улучшенной Feedless добавляет, что нужно носить свиток телепортации и что игрок держит варды в инвентаре слишком долго. Кроме этого, она помогает в выборе предметов, сообщает о возможности ганка и о том, что игрока сейчас попытаются убить.

У Feedless интересный принцип работы — во время игры программа делает скриншоты экрана, отправляет их на сервер, анализирует и даёт советы. На производительность это влияет не сильно, хотя на совсем слабых компьютерах требование перейти в режим «окно на весь экран» может стать проблемой — обычно в таком режиме Dota работает чуть хуже.

Программа включается в игру уже во время пиков. В окне отображаются герои, которые сочетаются с союзниками и сильны против персонажей соперников. Игрок может указать линию и роль, чтобы получить более точный совет. В других разделах можно посмотреть, как противники, скорее всего, расставят героев по линиям, на каких персонажах играли в последнее время все участники матча, и насколько сильны в теории пики команд на разных этапах игры. Интерфейс непонятный, сразу разобраться в нем за ограниченное время пика непросто. Программе явно не хватает какого-то превью, объяснений до начала игры или хотя бы гайда на сайте.

Feedless на пиках

На этом этапе Feedless показалась мне бесполезной. Найти логику в выборе лучших героев удавалось редко, предложения скорее отвлекали, чем помогали. Принцип, по которому программа решает, кто кого контрит и с кем сочетается, неясен — разработчики заявляют, что для этого использовались «алгоритмы машинного обучения на опыте 500 тыс. матчей». Ситуация с этими советами наглядно показывает, почему конкретные матчи в «Доте» важнее статистики.

После того как пики заканчиваются, окно пропадает, и Feedless начинает разговаривать с игроком. Программа сообщает, кто ушёл из поля зрения на других линиях, говорит о рунах и стаках, рекомендует цели для ганков, напоминает о том, что нужно носить с собой свиток телепортации, говорит, что скоро упадут варды — в общем, подаёт игроку различную информацию об игре. По сути, за всем этим любой может следить сам, если будет смотреть на часы и миникарту — Feedless не даёт ничего сверхъестественного, это не чит.

Когда программа посоветовала моему Anti-Mage третьего уровня пойти ганкать другую линию, стало понятно, что ее советы иногда далеки от реальности. Вероятно, она так сказала, так как соперники находились в подходящей позиции на линии — но не на Anti-Mage же их убивать. К счастью, в программе есть много настроек, любые советы можно отключить, оставив только то, что нужно лично вам.

Программа полезнее всего в ситуациях, связанных со временем. Она говорит, когда может появиться Roshan, когда пропадёт Aegis, появились ли в магазине варды или книга опыта. Но и за этими вещами можно следить самостоятельно, главное кликать по таймеру в нужный момент и не забивать чат. В выборе предметов программа может помочь только игрокам, плохо знакомым с персонажем — но, вообще, с этим неплохо справляются гайды в игре.

Игрокам высокого уровня Feedless никак не поможет. Они и сами могут следить за происходящим на карте, фиксировать тайминги Roshan и Aegis, определять цели для ганков и пуша, и уж тем более помнят о стаках и рунах.

Программа может научить игроков послабее обращать внимание на те или иные вещи в игре. Кто-то мог и не задумываться, что можно стакать лагерь одновременно с фармом. Но ситуация получается спорной — если сильно полагаться на постороннюю помощь, то как улучшать скилл? Зачем следить за картой, если Feedless расскажет тебе об уходе саппортов? Не нужно запоминать время воскрешения Roshan, если тебе всё подскажут. Если ты хочешь расти как игрок, то программу стоит использовать как напоминание, чтобы сформировать правильные привычки, но полагаться на неё постоянно не стоит.

GOSU.AI

Что это: сайт для анализа игр
Стоимость: бесплатно
Запустился в сентябре 2017 года

Gosu.ai — сайт для анализа матчей, находится в стадии альфа-тестирования. Он оценивает ваши предметы в начале игры, рассказывает, какой вклад в победу вы внесли, сколько крипов пропустили и сколько времени потеряли на том, что использовали мышку вместо хоткеев. Игрок взаимодействует с программой через бота в Steam, которого нужно добавить в друзья.

Неизвестно, по какому принципу определяется, хорошо ли вы сыграли на герое, и как считается вклад в победу. Иногда эта характеристика выглядит совсем нелогичной и бесполезной — подходит разве что для того, чтобы потешить самолюбие.

Зато раздел о фарме тут любопытный. В нем есть информация, как много крипов вы пропустили в первые 10 минут и почему это произошло — как часто вы просто не смогли их добить, сколько раз вас отвлекал оффлейнер, каких крипов забрала вышка. Понимать где вы потеряли золото на раннем этапе полезно, но само по себе это игру не улучшит. Стать сильнее можно только с практикой.

Раздел про фарм

К разделу стартовых предметов вопросов нет. Gosu.ai неплохо объясняет, какие вещи стоило приобрести в начале, а какие можно заменить. К пункту про мышь и хоткеи тоже нет претензий. Многие хоткеи действительно позволяют выиграть время, особенно на прокачке заклинаний в разгар сражения.

Если игрок купил Hand of Midas, у него появляется раздел про этот предмет. Он состоит из графика и нескольких показателей — сколько времени Midas лежал без дела, насколько больше можно было заработать, если бы предмет использовался эффективнее, и сколько GPM и XPM персонаж получил с его помощью. График непонятный — очевидно, что на нём отображается каждая активация Hand of Midas, но легенды нет. Почему некоторые части линии выделены другим цветом? Что значит пунктирная линия? Почему я купил предмет в один момент, а система считает, что в другой? Уровень, который отображён на картинке, совсем далёк от правды. Из-за таких ошибок приходится сомневаться во всём разделе.

Раздел про Hand of Midas

Работает сервис плохо. Первый реплей программа проанализировала за 20 минут, а второй смотрит уже больше четырёх суток. Предложить другой матч нельзя, бот отказывается его принимать, даже если удалить его из друзей и добавить заново. На другом аккаунте бот просто не ответил ни на одно сообщение с ID матча. Хотя тут как повезёт — у некоторых пользователей всё было в порядке.

Сейчас сервис бесполезен. Статистика любопытная, но слишком узкая, какой-то важной информации нет, и кардинально улучшить игру с помощью Gosu.ai невозможно. У большинства игроков поражения происходят совсем не из-за того, что они использовали мышку для покупки предметов и пропустили крипов под вышкой. Возможно, ситуация изменится, когда будут подключат аналитику по «механическим ошибкам» и «командной коммуникации». С учётом этого интересно выглядит заявление исполнительного директора компании от 15 сентября, что он за две недели с помощью программы поднял 600 MMR — с 3200 до 3850. Выходит, он выиграл примерно на 24 игры больше, чем проиграл. Но в его Dotabuff ни в августе, ни в сентябре такого результата не наблюдается.

Pvgna

Что: сайт с видеогайдами и сервис по анализу игроков и матчей
Стоимость: от $6 до $8 в месяц, в зависимости от того, на сколько месяцев подписываешься. Есть пробный период в три дня, сервис по анализу бесплатный
Запустился в конце 2015 года

Pvgna — ресурс с видеогайдами на английском языке. Контент разделён на ветки с общими темами: как увеличить MMR, как играть на керри, саппорте, оффлейнере и мидере, как побеждать в патче 7.06. Еще есть раздел о базовых механиках и концептах. Ветки состоят из гайдов на более конкретные темы — сначала идут основы, а потом более узкие руководства. Каждый гайд делится на небольшие видеоролики примерно по 15 минут. Некоторые видео не принадлежат ни к одной из основных тем.

Общие темы гайдов

Руководства на сайте создавали как профессионалы вроде  Расмуса «Chessie» Бломдина,  Эндрю «Jenkins» Дженкинса,  Никласа «Wagamama» Хогстрома и даже  Станислава «633» Глушана, так и обычные игроки с разным уровнем MMR. Авторы могут раскрыть одну и ту же тему по-разному. Один будет рассказывать о своём опыте и знаниях, другой обратится к тому, как играют профессионалы, третий расскажет о теории. Поэтому на одних персонажей можно найти по несколько гайдов. При поиске руководств можно уточнить, хотите ли вы найти гайд, обзор игры или разбор матча про-игрока.

У ресурса есть мобильное приложение. Оно устроено иначе, чем сайт — общих веток там нет. На главной странице расположены видео, которые Pvgna считает актуальными для конкретного пользователя, вроде гайда на героя, на котором ты недавно играл. Лучше всего мобильную версию использовать в дополнение к сайту — если, например, не успел досмотреть видео дома, можно закончить его в дороге. Но там не хватает синхронизации между сайтом и приложением, функции вроде «посмотреть позже на смартфоне» или хотя бы общей истории просмотра. Видео нельзя сохранять, так что нужен постоянный доступ к сети.

Сайту не хватает более чёткой структуры. Когда регистрируешься, тебя просят ввести MMR, любимых героев и персонажей, на которых ты бы хотел научиться играть. Но если нет чёткого понимания, над чем именно хотелось бы поработать, то глаза разбегаются. Сложно сразу понять, с какой стороны подступиться к такому объёму информации, какой именно гайд на персонажа выбрать, что стоит просмотра в первую очередь и как это всё запомнить. Но если есть чёткая цель, то Pvgna может оказаться весьма полезной.

Oracle

Шестиугольник скилла от Oracle

В начале лета на сайте запустили Oracle, бесплатный сервис по анализу игроков и матчей, — или, как называют его сами создатели, «тренер Dota 2 с искусственным интеллектом». Программа оценивает игрока по шести пунктам — мобильность, фарм, тимфайты, выживаемость, объекты и обзор — и сравнивает результаты со средними показателями на его уровне MMR. Каждый пункт раскрывается на подпункты, везде красивые графики и пояснения, насколько это важно и почему, а также насколько лучше с этим пунктом работают на более высоком уровне MMR. К примеру, параметр выживаемости составляется из того, сколько раз в минуту в среднем игрок использует Magic Wand, сколько раз за матч умирает, сколько времени проводит мёртвым, как часто переживает тимфайты и сколько процентов золота теряет за матч из-за смертей. Можно также уточнить игровую роль, тогда характеристики в пунктах изменятся — программа измеряет керри и саппортов по разным показателям.

Матчи Oracle оценивает менее подробно. Он сравнивает то, насколько хорошо обе команды показали себя в тех шести параметрах, и оценивает то, как каждый игрок исполнил на своей роли. С параметрами всё понятно по прошлому пункту, а вот оценке ролей не хватает объяснений — почему именно так и что можно было сделать лучше.

Сравнение команд в матче

Вне зависимости от того, на какой роли вы обычно играете, Oracle может оценить вас достаточно объективно — часть параметров в профиле оценивается по результатам команды, а не по личным показателям, а при выборе роли критерии меняются. По этой информации можно сделать выводы о слабых местах и придумать, как их улучшить. Главное не увлекаться статистикой и применять здравый смысл — иногда лучше рискнуть, пусть это и подпортит вам показатель выживаемости.

GameLeap

Что: сайт с видеогайдами
Стоимость: от $5 до $8 в месяц, в зависимости от того, на сколько месяцев подписываешься
Запустился летом 2015 года

Страница с гайдами на героев

GameLeap — ещё один англоязычный сборник видеогайдов. Уровень авторов здесь повыше: это либо игроки с 6-7+ тыс. MMR, либо профессионалы. У ресурса более чёткая структура. Контент разделён на две части — общие гайды и руководства для героев. В первом разделе можно встретить рассказы о механике, ролях, психологии «Доты», посмотреть на то, как игроки высокого уровня анализируют реплеи. В разделе про героев представлены 101 руководство, в среднем они длятся по полтора-два часа. Самый долгий — гайд на Arc Warden, почти 6 часов. В отличие от Pvgna, гайды не повторяются, обычно один персонаж — одно руководство, но для некоторых героев записаны видео под разные роли.

Каждый гайд разбит на тематические отрывки. Темы, которые представлены в руководстве, выбирает автор, а планы у всех разные. Поэтому качество и польза от гайда к гайду может разниться. Один автор может особое внимание уделять ранней стадии игры, другой — подробно объяснять, как принимать правильные решения на герое, третий — полчаса рассказывать о том, когда надо пикать персонажа. Некоторые гайды и вовсе не завершены и состоят только из введения и пары пунктов. Интерфейс неудобный: не хватает, например, возможности посмотреть на все гайды сразу таблицей — «карточки» героев, конечно, красиво выглядят, но информацию передают скверно.

Как выглядит гайд

Даже при поверхностном знакомстве с контентом понятно, что у авторов разный подход к одним задачам. Но могу сказать, что некоторые создатели слишком увлекаются теорией без конкретных иллюстраций. Среди авторов выгодно выделяется  Брайан «BananaSlamJamma» Кэнэвэн. Вероятно, его опыт как индивидуального тренера помог понять, какие вопросы и проблемы могут возникать у игроков, поэтому обычно он четко доносит свою точку зрения. Особенно хорош его контент для керри — как руководства по общим концептам, так и по конкретным героям.

GameLeap полезнее всего тем, кто учится играть на новых героях. Откровенной халтуры на сайте мне не попадалось, но в целом непонятно, хороший ли гайд перед тобой. Но для игроков высокого уровня контента там мало. Например, основатель сайта считает, что прежде всего ресурс полезен для игроков с MMR ниже 5 тыс.

GameLeap и Pvgna объединяет одно — часть их контента можно найти самостоятельно. Можно смотреть за стримами профессионалов, разбирать реплеи, искать подходящие видео на YouTube. Но люди платят деньги, чтобы не тратить время на сбор информации, а сразу получить нужные данные. Вот только всегда нужно чётко понимать, чего ты хочешь, только тогда эти сайты можно будет использовать с максимальной выгодой. Особенно это заметно на Pvgna. Контента там больше, и местами он более «глубокий», но ресурсу не хватает структуры, и поэтому пользователь может легко утонуть в информации.

***

Как и в любом другом деле, чтобы стать лучше в «Доте», придётся потрудиться. Лёгкого MMR не бывает, и все рассказы про сотни очков рейтинга за несколько недель обычно далеки от реальности. Игрок, который не желает учиться и смотрит с позиции «я делаю всё идеально, мне просто попадается плохая команда», не достигнет результата с любыми сайтами и ресурсами. Мотивированный же игрок может научиться многим вещам сам — по анализу реплеев, разбору ошибок, по стримам. Но иногда ты просто не знаешь, на что смотреть, где искать ошибки. И в такой ситуации подобные ресурсы могут быть полезны — новая информация позволяет взглянуть на вещи с другой стороны. Правда, пока сайты с новыми подходами к обучению проигрывают гайдам либо по качеству, либо по цене. Единственным сильным их преимуществом может стать язык — хороших аналогов Pvgna или GameLeap на русском нет.

Комментарии