«Пятая раса», Deadman и застройка башнями: лучшие истории про Warcraft III

«Пятая раса», Deadman и застройка башнями: лучшие истории про Warcraft III

Tweet

В феврале Blizzard активизировалась на неожиданном фронте: сначала выпустила первый за долгое время патч для WarCraft III TFT, а затем провела в Калифорнии LAN-турнир среди ветеранов. Дальнейшие планы компании на игру неизвестны. Пока все ждут неизвестно чего (например, мечтают о ремастере), мы решили вспомнить игру, которая была важнейшей частью киберспорта нулевых.

«Король орков» против «Пятой расы»

Moon и Grubby на турнире Trans-Atlantic Showdown. 2006 год Esreality.com

Moon и Grubby вошли в историю как два самых выдающихся игрока в Warcraft III; их противостояние было одним из главных в киберспорте середины нулевых.

Кореец Moon очень быстро стал звездой на родине. Уже в 2003 году он побеждал в шоу-матчах на корейских телевизионных лигах и был чемпионом первых двух сезонов World eSports Games, где играли лучшие в мире варкрафтеры. Moon считался лучшим игроком за Ночных эльфов. За оригинальные стратегии и великолепное микро его даже прозвали «Пятой расой».

Grubby заявил о себе после победы на WCG 2004 и в следующие несколько лет не знал себе равных в Европе. При этом голландец играл за орков. Эта раса редко блистала на турнирах (Ночные эльфы Муна были намного успешнее) — но Grubby выступал за Орду при любой мете и был прозван «Королем орков».

Moon чаще побеждал голландца на небольших чемпионатах и кланварах, но на крупных турнирах Grubby был сильнее. В противостоянии игроков выделяются два матча, и в обоих выиграл Grubby.

Первый матч прошел на World eSports Games Masters 2006 в китайском городе Ханчжоу. Moon и Grubby играли в полуфинале до трех побед; фаворитом безоговорочно считался Moon — на тот момент он не проигрывал Орде 28 матчей подряд. Когда же голландец победил со счетом 3:1, толпа китайских зрителей прорвала ограждение и выбежала на сцену, чтобы его поздравить.

Затем в финале Grubby проиграл своему партнеру по команде — ToD, но в историю вошел именно полуфинал.

В 2008 году Moon и Grubby встретились в одной команде — Meet Your Makers. Несмотря на то что игроки стали тиммейтами и вместе играли кланвары, их соперничество на индивидуальных турнирах не потеряло принципиальности. В том же году Moon впервые играл в финале WCG. На пути к долгожданному титулу встал Grubby. Игроки тренировались вместе перед турниром и хорошо знали стратегии друг друга. Проиграв первую карту, Grubby взял две остальные и стал двукратным чемпионом WCG. Moon же так и не выиграл ни одного турнира WCG, зато поставил рекорд по призовым: с 2003 года он выиграл 476 тысяч долларов. Grubby в этом списке занимает третье место.

Дожить до тридцати: история Space

Space не одерживал в Warcraft III громких побед, не заключал дорогие спонсорские контракты, не снимался в рекламе и редко давал интервью. Тем не менее про этого игрока знают практически все, кто следил за дисциплиной.

В 7 лет у Space диагностировали мышечную дистрофию. К 2008 году, когда ему было 19, он весил чуть больше 30 килограмм при росте примерно в 160 сантиметров — точно измерить его не получалось, так как он не мог вытянуть ноги. Space был почти полностью парализован и передвигался в коляске; он мог шевелить пальцами на руках и с трудом держал голову. Все это не мешало ему быть профессиональным игроком в Warcraft.

Поначалу Space часто проигрывал, но в поражениях была своя прелесть — он говорил, что они заставляли его злиться, а в такие моменты ему казалось, что он снова может двигать мышцами, что жизнь в нем не угасает, а бьет ключом. Чтобы молодой человек мог сыграть в Warcraft, его помощник (зачастую это была его мама) приподнимал кресло и клал руку Спейса на мышку. Из-за болезни Space не мог использовать всю клавиатуру для контроля армии. Другие игроки могли «биндить» войска и здания на цифры от 1 до 0, а Space пользовался только группами от 1 до 4 — до остальных клавиш уже не дотягивался. Впрочем, это не помешало Space быстро подняться на вершину корейского ладдера.

Space на турнире AWL Season 1. Сзади стоят Moon, SocceR и Soju
Space на турнире AWL Season 1. Сзади стоят Moon, SocceR и Soju

Space вообще не искал легких путей: его любимая раса — Нежить — в 2005 году не пользовалась популярностью. На тот момент он был одним из немногих, кто отбирался на большие турниры и играл там на равных с орками, самым неприятным соперником для андедов — за что и получил прозвище Last Undead. Непросто дались и поиски команды: многие не принимали игрока, который не может посещать LAN-турниры и встречи команды в офлайне. Тем не менее в 2007 году Space присоединился к клану Go, с которым выступил в первом и третьем сезонах Afreeca Warcraft3 League. Тогда он показал хорошую игру против Lyn — сильнейшего игрока за Орду в Южной Корее. Талант Space заметили менеджеры Fnatic, которые предложили ему присоединиться к команде. Вместе с другими корейскими варкрафтерами — FoCuS и Shy — Space стал выступать за организацию в профессиональных лигах.

Space
Space

В одном из интервью Space сказал, что хотел бы жить только до тридцати — из-за прогрессирующей болезни. «Когда я не смогу играть в игры, жизнь станет совсем тяжелой». Space умер в мае 2013 года, после семи лет киберспортивной карьеры. Ему было 23.

ReMinD — король онлайна

ReMinD
ReMinD

ReMinD начал карьеру в 2004 году. Он до сих пор выступает на профессиональном уровне. В 2010 году ему доводилось выигрывать World Cyber Games и BlizzCon, но самым необычным его достижением стал рекорд по количеству побед на еженедельных турнирах Zotac Cup.

Сначала Zotac Cup привлекал только киберспортсменов из Европы и СНГ — для топовых игроков это был хороший способ поддержать форму и заработать €100. Со временем для европейских топов появился еще один стимул — на Zotac стали играть корейские профи, у которых всегда было чему поучиться. В итоге по составу участников эти соревнования зачастую не уступали мировым чемпионатам. Несмотря на это, ReMinD играл на турнирах намного чаще других. Из 322 турниров он выиграл 51 и 18 раз играл в финале.

Свой первый Zotac корейский эльф выиграл в декабре 2008 года, последний — в феврале 2012-го. Всего он заработал на них чуть больше $7 тыс.

World Cyber Games как главный турнир сезона

Серия турниров World Cyber Games с самого начала была главным мерилом успеха в Warcraft III. Победа на WCG сравнима с победой на The International в Dota 2 или на World Championships в League of Legends. При этом в Warcraft III корейские игроки не так сильно доминировали, как в StarCraft, что делало ее одной из самых интересных дисциплин WCG.

Первым чемпионом WCG по Warcraft III стал Insomnia. В 2003 году на финале в Сеуле он обыграл ChinaHuman в зеркальном матчапе и заработал $20 тыс. В плей-офф Insomnia выбил Grubby — тогда еще совсем молодого игрока из Нидерландов. Из представителей СНГ в первом турнире WCG играли Adolf, Flash, Karma, Maloy, Chobo, Underground и SouL. Дальше всех по турнирной сетке дошел Maloy – до четвертьфинала.

За всю историю WCG по Warcraft III только двум игрокам удалось взять два титула — Grubby сделал это в 2004 и 2008 годах и еще один раз проиграл в финале. Китайский игрок Sky преуспел еще больше: он был чемпионом WCG два года подряд — и в 2005-м, и 2006-м, еще через год проиграл в своем третьем финале, а в 2011-м — в четвертом.

Лучший результат среди представителей СНГ на WCG показали HoT и Happy. Украинский игрок занял третье место на WCG 2006, а россиянин — на WCG 2008. В четверку сильнейших на разных турнирах также входили XyLigan, Nicker и HawK.

Интересна и статистика победителей по расам: игроки за людей побеждали на WCG пять раз, за орков — три, за эльфов — два, и только один раз WCG выиграл андед. Это был TeD в 2012 году, когда дисциплина была практически мертва.

Главным неудачником турниров считается Moon — будучи одним из лучших игроков в истории, он так ни разу и не выиграл WCG, хотя дважды доходил до финала.

Необычные стратегии и гармония в дисбалансе

Tak3r. Заработанные в киберспорте деньги игрок потратил на путешествия
Tak3r. Заработанные в киберспорте деньги игрок потратил на путешествия

Blizzard так и не смогла построить в Warcraft III такой же хороший баланс, как в StarCraft. У каждой из четырех рас были свои откровенно сильные и слабые матчапы, которые часто зависели от типа карты и даже ландшафта. С этими проблемами боролись необычными стратегиями.

Самой известной нестандартной стратегией стала застройка башнями. Благодаря ей на заре Warcraft III сделал себя имя орк Tak3r. Немецкий игрок застраивал оппонента в каждом матче, даже когда тот был в курсе его планов. Стоило невнимательно провести разведку или зазеваться, как из тумана войны по базе начинали бить башни орков. Отбиться от такой осады было чрезвычайно сложно, так как Tak3r ставил башни в труднодоступных местах, вырубая лес около базы оппонента.

Более радикальным методом была смена расы. Профессиональные игроки в Warcraft III часто прибегали к нему, если им предстоял матч против неудобного соперника или на неудобной карте. Например, игрокам за Нежить было неприятно играть против орков на Lost Temple, и они легко соглашались на зеркальный матчап. Если Ночным эльфам предстоял матч против Нежити на картах без таверны, они также отказывались от привычной расы в пользу орков. В то же время некоторым игрокам за Орду было настолько тяжело сражаться с Ночными эльфами, что они предпочитали брать эту же расу.

Американец Axslav вывел смену расы на принципиально новый уровень — зачастую он не выбирал ее вообще. В Warcraft III от выбора соперника зависит план на игру и такой важный момент, как первый герой. В случае с Axslav соперникам приходилось либо играть вслепую, либо делать раннюю разведку в ущерб экономике. Сам Axslav хорошо играл за каждую из четырех рас, но не настолько, чтобы обыгрывать всех на профессиональном уровне. Axslav также известен как 50lvlnohero — под этим аккаунтом он пытался играть в ладдере без героев, и даже кого-то обыгрывать.

Не преуспел в профессиональном Warcraft и Angry Korea Man — но даже без турнирных достижений у него было масса фанатов и подражателей. AKM играл за Альянс и почти в каждом матче брал Blood Mage в качестве основного героя. Выбор был экзотический — большинство игроков за людей предпочитали брать Archmage. Любимым стилем AKM был постоянный прессинг и убийство рабочих оппонента с выходом в макро и тяжелую артиллерию. Он ставил несколько баз, защищал их десятком укрепленных башен и издевался над соперником долгой осадой. Далеко не у всех хватало нервов, чтобы ему противостоять, и иногда оппоненты просто сдавались, не желая тратить время.

GameX: СНГ против Южной Кореи

GameX 2007. Miker (крайний справа) берет интервью у корейских игроков. Слева направо: Shy, FoCuS, Sweet, Moon, ReMinD, FoV
GameX 2007. Miker (крайний справа) берет интервью у корейских игроков. Слева направо: Shy, FoCuS, Sweet, Moon, ReMinD, FoV

Впервые зарубежные игроки в Warcraft III посетили Россию в 2003 году: на турнир ASUS Open приехали болгары DIDI8 и Insomnia. Спустя четыре года в Москве прошел первый полноценный международный турнир по WCIII в СНГ. Европейских игроков там не оказалось, но все компенсировала целая делегация корейцев во главе с Moon — FoCuS, Shy, ReMinD, Sweet и FoV. До этого российский фанат киберспорта мог представить такое только во сне.

Призовой фонд составил 1,5 млн рублей или $57,2 тыс. в пересчете по курсу того времени. Больше в том году нигде не разыгрывали. Для сравнения, на турнире по WCIII в рамках WCG 2007 на кону стояло всего $33 000, на Blizzcon 2007 — $17 500.

Помимо корейских звезд в турнире участвовали лучшие игроки СНГ, но до финишной прямой дошли только россияне Rob и Deadman, а также украинец HoT. В полуфинале осталось три корейца и один русский — Deadman, который играл за выход в финал с Муном. Противостояние лучших эльфов России и Южной Кореи закончилось без сюрпризов — легендарный гость добыл сухую победу и вышел в финал. Deadman затем победил в матче за третье место корейца Sweet, а в финале Moon и FoV сыграли потрясающую по накалу серию из пяти карт. Победителем стал Moon, который заработал на московском турнире миллион рублей — чуть более $38 тыс.

Deadman

Deadman c фанаткой. KODE5 2006
Deadman c фанаткой. KODE5 2006

В СНГ всегда хватало хороших игроков в Warcraft, но самым ярким был Андрей Соболев, более известный как Deadman. Соболев начал играть в 2003 году, во времена Reign of Chaos: он выступал под ником apm70 и был известным мапхакером. Deadman пользовался читами вплоть до выхода дополнения The Frozen Throne, в котором разработчики наконец-то добились приемлемого баланса между игровыми расами. В ладдере Deadman прогрессировал лучше других представителей СНГ и не только — он стал первым в мире игроком, который взял 50 уровень в Battle.net.

В 16 лет Соболев стал лучшим игроком России. Он выиграл десятки локальных и международных турниров и соперничал на равных с игроками из Южной Кореи. Тогда же последовало и мировое признание — Deadman был приглашен в SK Gaming.

Но Deadman был известен не только как хороший игрок — многие отмечали его сложный характер, который нередко становился причиной конфликтов. Два эпизода с его участием вспоминают до сих пор. Первый произошел на World eSports Games 2005: тогда россиянин подрался с французом 4K.ToD, как говорят — во многом из-за того, что плохо знал английский и не разобрался в сути конфликта. Особых последствий у этой стычки не было, чего не скажешь о втором инциденте, который стоил россиянину места в SK Gaming.

В июне 2007 года Deadman приехал на буткемп в Германию, чтобы тренироваться с SK перед финалами престижной командой лиги WC3L. По словам тиммейтов, уже тогда Deadman вел себя неадекватно, постоянно ругался с менеджером и обзывал игроков. После конфликта Deadman и члены SK Gaming описали свое видение ситуации. В своем блоге на сайте SK Михаил Hot Новопашин писал, что манера игрока курить в помещении всем не нравилась. Первые замечания Deadman получил еще на буткемпе, а потом закурил в машине по пути на турнир, из-за чего чуть не подрался с менеджером команды. Тогда игроку было объявлено, что он может лететь домой.

«Мы все знали, что он перешел черту безвозвратно, ударив члена команды без причины, — рассказывал Hot. — По приезде в отель Deadman устроил скандал на ресепшене. Тогда ownitsch сказал ему, что он теперь не член команды и должен перестать создавать проблемы, потому что отель — общественное место. После ссоры, в которой Deadman уже вел себя агрессивно, мы решили не пускать его в наши комнаты, так как хотели избежать драки».

Но драка случилась. В тот вечер Deadman добился еще одной встречи с менеджером, и после короткого разговора ударил его по лицу. На сторону менеджера встал Insomnia, и в итоге троицу растаскивала охрана. «На следующий день ownitsch сказал мне, что я улетаю назад, позвонил в полицию, и они выгнали меня из отеля», —  рассказал сам Соболев.

SK исключила Соболева из активного состава, запретив выступать за другие организации, а в случае нарушения пригрозила лишить его призовых с KODE5 2006 — их обещали выплатить после окончания контракта. Deadman решил не ждать и разорвал контракт сам.

С уходом из SK Gaming карьера игрока пошла на спад. После очередного неудачного сезона в 2009 году он перестал играть и как будто исчез. Куда пропал игрок и чем он занимается, гадали несколько лет — в теориях фигурировали и наркотики, и психические заболевания. В 2014 году на GoodGame было опубликовано письмо, якобы написанное матерью Соболева. В нем говорилось, что в сентябре 2009 года Deadman умер «от падения с высоты» при невыясненных обстоятельствах.

Happy: чемпион-домосед

Happy
Happy

Незадолго до заката карьеры Дедмана в России появился новый талант — Happy. Его карьера в Warcraft III началась, когда ему было 14 лет — в 2005 году он присоединился к организации mousesports. Несколько лет он играл только на онлайн-турнирах и небольших локальных чемпионатах: из-за возраста его не допускали на региональные отборочные WCG и ESWC. Когда проблема возраста решилась сама собой, Happy окончательно раскрылся. Он три раза подряд становился чемпионом российских отборочных WCG и выиграл бронзу на мировом финале в 2008 году. В том же году он победил на европейском BlizzCon 2008 и занял третье место на финальном турнире в Анахайме. С 2008 по 2010 год Happy был одним из лучших игроков России и лучшим игроком за Нежить в Европе.

Несмотря на это, Happy так и не выиграл ни одного крупного международного турнира и в 2010 году объявил о переходе на StarCraft II. За шесть лет в игре Happy тоже не одержал крупных побед и сначала ограничился онлайн-турнирами, а в 2016 году вернулся в Warcraft III.

Будучи одним из сильнейших игроков в Warcraft III прямо сейчас, о киберспортивной карьере Happy нисколько не беспокоится. За два года он выиграл 41 турнир серии Gera Cup, заработав в общей сложности более $7 тыс. При этом он неоднократно заявлял, что стриминг для него является основной работой, а в одном из интервью заявил следующее: «Я играю на турнирах и стримлю их только потому, что этого хочет моя аудитория. У меня самого желания играть на турнирах нет». Happy несколько раз отказывался от приглашений на студийные лиги в Китай, где лучшие игроки мира продолжали выступать в LAN-формате. Несмотря на хорошие призовые, Happy предпочитал оставаться дома и побеждать в онлайне. Впоследствии из-за такой позиции у Happy появилось много хейтеров. Нежелание лучшего игрока СНГ выступать на мировой сцене даже вынудило организаторов Gera Cup прекратить свою деятельность. Другие же забанили его на своих турнирах из принципа.

Warcraft III в наши дни

Участники WarCraft 3 Golden Championship Series 2017. В первом ряду справа три игрока из СНГ — украинец Foggy, россиянин HawK и белорус OrcWorker
Участники WarCraft 3 Golden Championship Series 2017. В первом ряду справа три игрока из СНГ — украинец Foggy, россиянин HawK и белорус OrcWorker

Профессиональная сцена Warcraft III сильно поредела после релиза StarCraft II в 2010 году. В 2014 году WCIII пропал из списка дисциплин WCG. Единственная страна, где игра еще остается на плаву, — Китай, где фанатов хватает до сих пор.

Именно из-за них организаторы турниров в Китае выпустили неофициальный патч 1.29 и открыли сервер NetEase с собственным ладдером. Крупнейшими соревнованиями по Warcraft III стали серии G-League и World Cyber Arena, призовые фонды которых иногда достигали даже $100 тыс. Сейчас в Китае ежегодно проходит около пяти студийных LAN-турниров с призовыми от $15 до $30 тыс. Местные стриминговые платформы проводят столько же турниров в онлайне, где игроки из Южной Кореи и Китая разыгрывают от $3 тыс. до $10 тыс.

Окончательно умереть любимой дисциплине не позволили и в СНГ. На портале goodgame.ru до сих пор регулярно проводятся турниры со скромными призовыми, на которые скидываются посетители сайта. Так, с 2015 по 2018 год было проведено 142 чемпионата серии Gera Cup, на которых разыграли в общей сложности более $21 тыс. Выступали там не только представители СНГ, но и профессионалы из Европы и Южной Кореи.

Командные лиги Warcraft III тоже продолжают существовать, хотя призовые фонды там либо символические, либо отсутствуют вовсе. В конце 2014 появилась New WarCraft 3 League, в которой выступают команды из СНГ и Европы. За три года было сыграно девять сезонов, включая два индивидуальных и парный турниры.

Сейчас наиболее объективным рейтингом игроков в Warcraft III является Back2Warcraft's Elo Rating. Как и прежде, большинство позиций в топе занимают представители Южной Кореи и Китая, однако возглавляет рейтинг россиянин Happy. Многие звездные игроки прошлых лет и сейчас продолжают активно выступать на турнирах по Warcraft III. Среди них — Moon, Lyn, FoCuS, ReMinD, TH000, Infi и другие. Чемпионы WCG, ESWC и BlizzCon до сих пор соревнуются друг с другом, хотя уже и на менее престижных площадках. Самую активную конкуренцию азиатским прогеймерам составляют представители СНГ. Вместе с Happy в рейтинге B2W фигурируют Foggy, Cash, HawK, Sonik, XeLSinG и другие игроки региона.

Все эти разборки далеки от большого киберспорта, но по сравнению со многими другими дисциплинами прошлого, Warcraft III скорее жив, чем мертв.

Tweet

Ссылки по теме

Читайте также

Комментарии (0)

    C
Что вы об этом думаете?