Почему Корее нет равных в League of Legends и как с этим бороться

Денис «Ethrealin» Матусовский

В Южной Корее начали играть в League of Legends позднее других регионов, но в кратчайшие сроки добились невероятных успехов. Прямо сейчас местные команды не знают равных в LoL. CyberSport.ru проследил путь корейцев к вершине и разобрался, смогут ли им навязать конкуренцию в сезоне 2017 года.

Краткая история успеха Кореи в LoL


Профессиональные соревнования по League of Legends в Южной Корее начались в 2012 году, спустя три года после релиза. Тогда в игре господствовали европейские коллективы, включая чемпиона мира  Fnatic. Европейцы соревновались преимущественно с американскими командами, которые отставали как по уровню игры, так и по инфраструктуре. Например,  Team SoloMid первой в регионе переехала в игровой дом — но произошло это лишь в октябре 2011 года. В Юго-Восточной Азии лидером была Flash eSports, которая заняла 5-8 места на World Cyber Games 2011 и IEM Season VI Guangzhou, но другие команды на международные турниры не ездили. Подобно чемпионатам по Dota 2, первые турниры по LoL в Южной Корее привлекли внимание западных команд возможностью заработать. Но план не удался. В первый год в Корею наведалось несколько западных команд, включая  Natus Vincere. Самой успешной оказалась  Counter Logic Gaming. В первом турнире, организованном OnGameNet, до финала дошел ее американский состав. В летнем турнире 2012 года до финала дошел европейский состав CLG; там он проиграл Azubu Frost, которая в итоге вышла на чемпионат мира и там добралась до финала. Уже тогда стало ясно, что корейцы способны на многое.


Azubu Frost


Через год  SK Telecom T1 с  Faker выиграла чемпионат мира, а  NaJin Black Sword остановилась на третьем месте. В 2014 году  Samsung Galaxy White установила рекорд и проиграла две карты, а в 2015-м был первый корейский финал в League of Legends — обновлённая SKT играла против  ROX Tigers. В шестом сезоне SKT снова не только первой в истории отобралась на чемпионат мира после победы на предыдущем, но и выиграла второй титул подряд. C 2012 года в финалах ЧМ играли десять составов, и лишь три из них не представляли Южную Корею.


Что помогло Корее так быстро стать лучшей в новой дисциплине?


Прежде всего, сказался корейский подход к киберспорту. Фактически Корея — единственная страна, где киберспорт воспринимают настолько серьезно. В стране-лидере электронной промышленности компьютерный спорт популярнее традиционного, и на момент появления League of Legends этой тенденции было уже десять лет. О том, как хороши корейцы в StarCraft, знают все. С момента релиза первой части игры в конце 90-х и до наших дней лишь двум иностранцам удавалось выиграть турнир в Южной Корее. Дело не только в преимуществе своего поля: корейцы редко кому уступали в StarCraft и за рубежом, а на прошедшем недавно Intel Extreme Masters по SC2 в Катовице захватили весь пьедестал. Во многом это связано со всенародной любовью к игре. Матчи по StarCraft показывали в прайм-тайм по национальному ТВ. Во время чемпионата мира по футболу 2002 года произошла необычная встреча фанатов с кумирами: к футболистам привели любимых игроков в StarCraft. Они не только дали автографы спортсменам, но и произнесли мотивационную речь перед очередным матчем ЧМ.


Финалисты первого сезона StarLeague 2010 добрались до сцены на самолёте


Расцвет пришелся на времена первой части: тогда ключевая корейская киберспортивная организация KeSPA не ограничивала зарплаты игроков, и самые успешные атлеты за сезон получали до $300 тыс. — и это не считая шестизначных призовых. Такие доходы привлекали очень многих, и они отдавались киберспорту, как никто. Как рассказывал бывший игрок в StarCraft II IdrA, если корейский профессионал не тренируется, то он либо ест, либо спит. Желающих не отпугивают даже самые ужасные истории. Речь не только о  Flash, который тренировками довёл себя до травмы, потребовавшей операцию на руке. Заметно менее известный игрок в League of Legends  Promise прыгнул с 12-этажного здания из-за того, что менеджер  AHQ Korea заставлял его проигрывать матчи ради ставок. Он выжил, но множественные переломы здоровья никому не добавляют.


Легенда корейского киберспорта Ли «Flash» Ён Хо


Конечно, дело не только в деньгах, но и в возможностях. Стать киберспортсменом в Корее не проще, чем на Западе, но там есть инфраструктура для этого. Тренеры и скауты постоянно ищут талантливых игроков в ладдере и даже в интернет-кафе по всей стране. Избранным предлагают переехать в игровой дом топовой организации. На базе этих домов устроены своего рода академии. В них новички под руководством тренеров работают над отдельными аспектами игры в ладдере и тренируются бок о бок с игроками основного состава, уже состоявшимися звездами. Самым лучшим выпадает шанс выступить в командной лиге и получать высокие зарплаты. Система, сделавшая корейцев лучшими игроками в StarCraft, теперь работает в League of Legends.

Вторая и менее очевидная причина — между «Дотой» и «Лигой легенд» Корея выбрала последнюю. Причин для такого выбора было достаточно, но далеко не все очевидны. Согласно одной из версий, все дело в игре как таковой — «Дота» чрезмерно вариативна по сравнению с LoL (да и со StarCraft, хотя это совсем другой жанр). Другим фактором могли стать компьютерные клубы, тесно вплетенные в местную культуру гейминга. WC3 была требовательнее к «железу», чем StarCraft, а в DotA Allstars не было возможности переподключиться к матчу. Эти причины могут показаться незначительными, но чтобы сыграть в DotA, приходилось арендовать более дорогой на тот момент компьютер, а если замешкаться и не оплатить игровое время, то после временного отключения в матч уже не вернуться. Таким образом, первая «Дота» не стала столь массовым увлечением, как StarCraft. Вторую часть в стране не особо ждали, а ее продвижением никто не занимался.

Свою роль в подъеме League of Legends сыграла и KeSPA. Эта ассоциация не просто управляет киберспортом по всей стране: ее решениям подчиняются все киберспортивные организации. Доподлинно неизвестно, почему DotA не заинтересовала регулятор, однако серьезных турниров по игре под ее патронажем не появилось, как и команд, которые могли бы в них участвовать. В случае c League of Legends все сложилось иначе: в 2013 году KeSPA обязала всех членов организации подписать пятёрки по игре Riot Games. Игра вписалась в незанятую нишу новой киберспортивной дисциплины, которая могла бы в перспективе стать заменой StarCraft II. Игроки с талантом к MOBA и с неудачным опытом в той же StarCraft быстро начали ее осваивать. Сейчас в Южной Корее с 50 млн жителей зарегистрировано 10 млн аккаунтов в LoL. С 2013 по 2016 год ежемесячная аудитория League of Legends выросла до 100 млн человек и продолжает расти.


Финал чемпионата мира 2014 года собрал полный Олимпийский стадион в Сеуле: 40 тыс. человек


В марте 2012 года LoL стала самой популярной игрой в корейских интернет-кафе. Сейчас она делит трон с Overwatch. Этот шутер, кстати, тоже получил признание KeSPA. Его главный козырь более очевиден — как еще в Корее могут встретить новую игру от Blizzard? Плюс ко всему Overwatch на момент выхода был не так требователен к железу, как Warcraft в свое время. Спустя девять месяцев после релиза корейские команды по Overwatch не оставляют шансов западным. Вывод очевиден: дай корейцам подходящую игру — и они вложат в нее весь свой опыт и знания, чтобы стать лучшими. Так было со StarCraft, так произошло с Overwatch и League of Legends.


Что нужно сделать, чтобы догнать корейцев?


Больше доверять рейтинговой очереди. Начать стоит с административной части. Например, изменить отношение к рейтинговой очереди, в которой могут скрываться талантливые игроки. SK Telecom T1 в 2013 году создала второй состав из лучших игроков ладдера, и в том же сезоне они стали чемпионами мира. Перед сезоном 2015 года китайские организации подписали более 20 корейцев. Обескровленные корейские коллективы, недолго думая, перевели в основу игроков из «молодежки». Как результат — SKT играет в финале чемпионата мира с ROX Tigers, а  EDward Gaming с двумя корейцами проигрывает Fnatic в четвертьфинале.


Bengi и Faker (второй и пятый слева) выиграли второй чемпионат мира с четырьмя новичками


Изменить подход к тренировкам, особенно к редким спаррингам с представителями других регионов. Пока корейцы пользуются возможностью проверить странные заготовки без ущерба результатам, западные команды играют в полную силу и раскрывают все карты до начала международных турниров. Например, стратегию с телепортом у двух чемпионов вместо одного  Origen сначала показала в тренировочных матчах.

Важен и переход из количества в качество. Командам нужно совмещать тренировки с мотивированными противниками, одиночные рейтинговые матчи и разборы записей. Игроки Team SoloMid готовились к чемпионату мира 2016 года без выходных более двух месяцев: звучит впечатляюще, если не знать, что TSM играла только с американскими командами, которые мало чего добились. После этого TSM приехала в Южную Корею и тренировалась с местными коллективами и уделяла ещё больше времени рейтинговым матчам. Практика в Корее оказалась не такой эффективной, поскольку игроки «перегорели» ещё до поездки, и команда не вышла из группы. TSM много играла в League of Legends, но мало училась играть в неё.


Team SoloMid покинула чемпионат мира 2016 года по разнице в личных встречах с Royal Never Give Up


Выработать собственный стиль. Западным коллективам следует не гнаться за метой корейского региона, а вырабатывать собственную. Так, в 2015 году участники EU LCS куда раньше корейцев осознали потенциал лейн свапов. Они начали оставлять топера в одиночестве почти в каждом матче, а саппорт и лесник отправлялись искать одиночные цели и убивали их. Корея разгадала стратегию лишь к чемпионату мира, а европейский регион провёл самый успешный сезон в истории: 3-4 место на 2015 Mid-Season Invitational и два полуфиналиста на чемпионате мира. Затем лидеры региона провели замены, в EU LCS стало больше корейцев, а команды повторяли пики и стратегии за корейцами. Как следствие, внятную игру на чемпионате мира 2016 года продемонстрировала лишь  H2k-Gaming. Большой контраст по сравнению с  Samsung Ozone, которая после провала на чемпионате мира 2013 года заменила лишь мидера, продолжила делать упор на макро и выиграла следующее первенство.

Больше верить в себя, чем в корейцев. Важно понять, что приглашать корейцев — это способ убежать от проблемы, но не решить её. Командам следует уделять больше внимания талантливым игрокам на местной сцене, а не звать игроков вроде  KiWiKiD и  Cris, которые неоднократно вылетали из LCS. Хороший пример —  Unicorns of Love, которые не стали менять новичков, когда попали в высший дивизион, и третий сезон держатся в топ-4 без раздутых зарплат и топовых корейцев. Team SoloMid пускай и переманивает лучших западных игроков вроде  Svenskeren и  Doublelift, вот уже второй сезон делает ставку на англоязычный состав. Благодаря этому в плей-офф TSM показывает сыгранность на уровне корейских команд.


Состав Fnatic 2013 года — самая успешная команда из пяти европейцев


Дать бой корейцам на чемпионате мира в этом году смогут две команды. Трудно назвать коллектив, который вписал корейца в англоязычный состав лучше, чем это сделала  Cloud9.  Impact закрывает проблемную позицию топера, а тренер Reaper практически с нуля научил макро игроков, которые прежде полагались на гениального капитана  Hai. Если смотреть на индивидуальное мастерство западных игроков, наибольшие шансы у Team SoloMid. Второй после Faker мидер в мире —  Bjergsen, универсальные Svenskeren и  Hauntzer — не хватает только стабильного керри, который не теряет голову на международных турнирах.

***

К счастью, судьба StarCraft II не постигнет League of Legends, даже если корейцы продолжат доминировать и выиграют ещё несколько чемпионатов мира. Да, регионы окончательно могут потерять индивидуальность в отчаянной гонке за LCK, но будущие киберспортсмены на Западе не утратят интерес к дисциплине. Правила локальных лиг не дают корейцам вытеснить местных игроков, благодаря чему сцена League of Legends может самостоятельно развиваться и в Европе, и в США, наращивая огромные аудитории. Сейчас в западные команды вкладываются Рик Фокс и Шакил О’Нил. Благодаря их инвестициям командам в Европе или США пока не требуется выигрывать у корейцев, чтобы прокормить себя в League of Legends. Но, возможно, бывшие звезды традиционного спорта смогут мотивировать западных игроков на что-то большее, чем победы в своих регионах, и однажды корейской гегемонии в League of Legends придет конец.



К списку новостей

Комментарии

  • Vizvezdenec , godlike
    Отредактировано 16.03.2017 16:38:40
    Хз, ничего западной сцене не светит против корейцев, т.к. выход на их уровень предполагает слишком крупное изменение подхода к игре и жизни с ней, чего весьма трудно добиться с учётом западной культуры. Особенно в НА сцене, где даже лол про сцена имеет 90% легионеров, если считать легионерами натурализованных азиатов или европейцев. Ну и технически Easyhoon, Bang, Wolf и MaRin к тому моменту не были уже новичками, т.к. они были частью SKT T1 S, где ещё играл H0R0, он же Beelzehan. Тут уместнее привести в пример 3 сезон, т.к. вот там был относительно опытный чемпион NLB PoohMandu, бывший сапорт Xenics Storm, пересевший на топ, Impact + 3 человека без опыта про игр в прошлом, и они и выиграли ЧМ. Но вообще суть правильная, нигде не пользуют новичков так, как в лоле, и это единственная дисциплина, где команды используют полноценные замены (в основном SKT). В 5 сезоне Easyhoon сыграл немало матчей на ЧМ и в локальной лиге, в шестом Bengi, который месяца 3 не играл в основе, на чемпионате мира вышел и показал, что ещё может, сейчас в OGN всё время на замену выходят Blank и Profit и выступают весьма успешно. Это тоже ещё одна причина, по которой корейцы сильнее, настолько плотно сабов в ЕУ/НА никто не интегрирует. Вообще я считаю, что надо работать над улучшением своего уровня игры без оглядки на Корею.
     
    • AnothR , профи
      Vizvezdenec, Ну так в большинстве организаций в ЕУ/НА игроки>тренера по положению. Просто так не забенчишь никого без решения менеджмента, можно работу потерять. Ну а в остальных азиатских командах много кто замены использует, но СКТ традиционно чаще всех, особенно 2 одновременно.
       
  • Архидемиург , бывалый
    Пара фактических ошибок. Например, американский состав CLG ни разу не выходил в финал OGN, непонятно, почему так написано. Кроме того, странная фраза про то, что Фнатик выбили из турнира EDG, у которых было "2 корейца в составе", у Фнатик тоже было 2 корейца.
     
  • lettermelater , знающий
    Как рассказывал бывший игрок в StarCraft II IdrA, если корейский профессионал не тренируется, то он либо ест, либо спит По материалам киберспортивного портала CyberSport.ru Наверное, именно это основная причина доминирования корейцев. Хотя с основным посылом статьи согласен: нужно меньше оглядываться на корейцев, а искать свою, командную, мету.
     
  • AnothR , профи
    Отредактировано 16.03.2017 17:24:41
    Писать про 2012 и ни слова про WE и TPA. Это шутка такая? Ну и MSI 2015/IEM9/рандомные ректы от M5(Gambit) never forget, корейское коммьюнити знатно горело.
     
  • KerchIK , новичок
    Побольше бы таких статей
     
  • Feichi , профи
    Если вы подписываете людей на фото то делайте это правильно хотяб,на фото со SKT с победой на 2м для них ЧМ bengi 2й слева,а Faker за кубков то есть 5.Если считать как автор справа то 4 и 7,это если считать Кому конечно
     
  • Ramza , профи
    То что у корейцев определенный серьезный подход к игре и тренировкам это неоспоримо, в этом стоит брать с них пример ибо это довольно сильно влияет на микроскилл. Однако если в этом критерии западные команды проигрывают, то никто не запрещает выигрывать в других. К примеру можно использовать собственные стратегии и наработки, улучшать макро игру. Если вражеская команда играет агрессивно и уничтожает вас в 20 минут, это еще не значит что она сильнее вас и вам нужно играть также. Это значит что вы не умеете защищаться и вам нужно улучшить свою игру в этом направлении чтобы каждый вражеский дайв под вышку жестоко наказывался. Корейцы используют какой-то особый стиль игры? Просто контрите его и проблема решится. Не знаю как в лоле но в доте одна и та же страта не может существовать и побеждать долго, очень быстро находится противодействие. Неудивительно что дота корейцам не по нутру, в ней слишком много сложных механик которые невозможно просчитать что делает игру слишком разнообразной. В лоле же геймплей загнан в рамки, от которых сложно отступить(да и не дадут тебе Kappa) что делает игру стратегически более простой понятной и читаемой. Если я не ошибаюсь то и сами разработчики(Риоты) всячески потакают корейцам, подстраивая свою игру под их стиль, неудивительно что они чувствуют себя в ней как рыба в воде.
     
    • Vizvezdenec , godlike
      Отредактировано 16.03.2017 18:53:45
      Ramza, Ошибаешься, причём в каждом аспекте. Как раз в микроскилле всё более-менее ровно, топы еу сцены легко в ранкедах доходили до топа челленжера корейского, да и лайны не сливают. А вот в макро совсем другое дело, корейцы просто гораздо лучше двигаются по карте и контролируют её и гораздо лучше взаимодействуют друг с другом. Простой пример-уехали 20 топовых корейцев в Китай, так Китай только хуже выступил на ворлдах в то время как там был корейский финал. Корейцы умеют именно КОМАНДЫ строить, а не давить микроскиллом. Ну а последний абзац - просто полная чушь, уж извини. Да и предпоследний тоже.
       
      • Ramza , профи
        Отредактировано 16.03.2017 19:02:31
        Vizvezdenec, Ты меня тоже извини но ты не привел ни одного аргумента. "ты не прав" , "корейцы сильны в макро" , "все что ты написал чушь" - я думал мы не в детском саду. Нельзя ли поподробнее пожалуйста или твое мнение не подкреплено ничем? Я тоже могу сказать что все что ты написал - ложь, только какой в этом смысл.
         
        • Vizvezdenec , godlike
          Отредактировано 16.03.2017 19:10:58
          Ramza, Я тебе привёл тривиальный аргумент-европейские команды не проигрывают первые 10-15 минут игры топовым корейским коллективам (в большинстве случаев), а иногда и выходят вперёд (даже фейкера тот же Фебивен дважды на миде убивал зедом, только карту ту он всё равно проиграл). Только они 1) не умеют своё небольшое преимущество превращать в большое; 2) не могут в трейдоффы, когда вы специально отдаёте что-то противнику, зная, что не можете всё равно ничего сделать, но сами при этом забираете что-то на другом участке карты и затягиваете игру; 3) у них проблемы с драками за вижн; 4) игроки по одному начинают ошибаться именно в принятии решений. То есть если они впереди-они не могут это засноуболлить, если позади-не могут прекратить сноуболл. Всё это приводит к тому, что стандартная игра топов из еу против корейцев выглядит так - на 20 минуте +/- 500 голды, потом кого-то где-то поймают/примут неудачный файт/сыграют несоответственно своей тимкомпозиции - корейцы получают +2к голды сразу, растягивают противника по карте, полностью сносят внешние вышки, забирают нашора, забирают ингибиторы, +10 к голды, ломают трон на 30. Основная сила корейцев-именно в очень сильном макро и прекрасной игре от обороны, они всегда знают, что они могут отдать, в чём сила их пика и когда и что делать, если посмотреть первую игру SKT vs ROX на прошлом чемпионате мира - станет понятно, что европейцы просто неспособны вот так вот по карте стягиваться и работать.
           
          • Ramza , профи
            Vizvezdenec, Спасибо за ответ. Это выглядит мягко говоря странновато, поскольку не нужно быть семи пядей во лбу чтобы расставлять командные приоритеты и оценивать ситуацию хотя бы приблизительно. Больше похоже на банальную сыгранность которая судя по твоему описанию у западных команд отсутствует напрочь. А загулы по 1 вдали от команды и драки в меньшинстве/плохой позиции - это настолько очевидные вещи что по идее этого не должно быть даже у тир-3 команд, грустно если так оно и есть. Конечно, если делать такие ошибки то там не только корейцам а всем подряд будешь проигрывать. p.s. Мне стоит посмотреть больше матчей топовых команд. Возможно я в чем то и прав, но просто из-за недостатка информации не могу четко сформулировать тезисы.
             
      • AnothR , профи
        Отредактировано 16.03.2017 19:12:32
        Vizvezdenec, Пример с Ворлдсами неудачный, так как 2 финала Роялов это результат сетки, поскольку они не разу не встречались с Кореей в п/о до финала. А провал на Worlds 2015 обусловлен "своевременной" сменой патча. У LGD и EDG с макро все великолепно было. Вообще наибольший импакт произвели не игроки, а корейские тренеры. Особенно Reapered и ManDu.
         
      • rendrom , знающий
        Отредактировано 21.03.2017 18:52:01
        Vizvezdenec, одно из самых бредовых утверждений о то, что "корейцы сильны в макро". Если говорить конкретно про игры с сильным упором в макро, вроде SC2 или Dota, то корейцы там далеко не так хороши, как в SC:BW или LoL. Звучит забавно, но именно упор на макро позволил почти 15 лет назад тому же ВайтРа выступать хоть сколько хорошо на про сцене. -+----------------------------------------- Еще раз, я не говорю что корейцы плохи в макро, я говорю что в нем они далеко не так сильны. Их движения и решения часто похожи на этажерку из ИКЕА — винт туда, полку сюда и все по шаблону. Просто это все подкрепляется отличным микро и безумной сыгранностью, которая достигается "если корейский профессионал не тренируется, то он либо ест, либо спит"
         
  • LLL , знающий
    Последнее фото...
     
  • VanDarkholm , профи
    Про гамбитов ( М5) забыли: даже корейцы отмечали парней, как и фнатиков. До сих пор ИЕМ помню с бо3 зарубой этих 2 гигантов еу сцены.И чет с ТСМ проиграл, пока обезьян Региналд там сидит- им ниче не светит, потому что хз откуда деньги берутся у этой тимы, если они всегда почти челемякают ( даже отлетают как тряпки в своей регионе) , Единственная надежда Пиндостана- так это клауда9 с приходом Импакта, ну мож еще че нить замошнят ЦЛГ и Энви. А ЕУ вперде щас, просто всегда с лучшей команды Оселота ( при всем уважени к нему) ору с Г2
     
  • Gavgav , новичок
    Зарегистрировался, чтобы поставить лойс. Хорошая статья и посыл понятен.
     
  • bott , знающий
    Побольше бы таких макро-статей для разминки ума
     
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.