Статья

«По-моему, никакой меты нет». Интервью с 7ckngMad


OG на EPICENTER: Moscow 2017 | Фото: media.epicenter.gg

— После групповой стадии вы оказались в нижней сетке, что для большинства — разочарование. Как вы справляетесь с тем, сколько от вас ожидается? Ведь «игры разума» в «Доте» очень важны. Вам предстоит играть с  Infamous — командой, которой нечего терять, а победа означает для нее все, чем этот коллектив и опасен. Как вы готовитесь к такой команде, от которой можно ждать и «чиза» в best-of-1? У игроков должен быть какой-то особый настрой, не такой, как с другими противниками?

— Хороший вопрос. От меня требуется, чтобы команда поняла: против нас играют люди, которым терять нечего. И если мы во время матча будем бояться и думать, что нам есть, что терять, они нас порвут. Так как у нас было в прошлогодней игре с  TNC Pro Team. Я считаю, что в жизни не бывает совпадений — случается то, что должно случиться, и нас не просто так в прошлом году выбила из турнира именно та команда. Ей тоже нечего было терять, а мы были перепуганы — мысль о том, что мы,  OG, можем так рано вылететь с TI, внушала ужас. И они нас попросту задавили. Даже когда у нас было преимущество в 15к, не было ощущения, что мы выиграем. 

Я понял, ради чего они тогда играли и как такое произошло. Мы это часто обсуждали, и мне кажется неслучайным, что мы снова в ситуации, где отступать некуда. Это испытание, которое позволит выяснить, извлекли ли мы уроки из своих ошибок, понимаем ли, что случилось в прошлом году — и показать на деле, как мы все усвоили. По-моему, нам с этим матчем повезло: если мы докажем, что прошлый год нас чему-то научил, то наберем обороты, а это-то нам и нужно. Нам понятно, что мы можем выиграть TI. Но мы знаем и то, что можем оказаться и худшей командой на турнире. 

Важно с правильным настроем подойти как к Infamous, так и к другим командам, с которыми предстоит встретиться — каждая из них заслуживает уважения. Мы не считаем себя в этом матче фаворитами, однако нам и не страшно.

— Infamous из тех команд, что не побоятся взять Huskar и пойти в лобовую атаку.

— Вот именно, мы сейчас уже готовы ко всему. И многое нужно еще понять о самих себе, учитывая, как прошла групповая стадия. Нужно стать настолько скромными, чтобы, если понадобится, отказаться от любых своих представлений о том, как играть правильно, сколько бы мы уже ни практиковались исходя из них. Трудно отказаться от опыта своих тренировок, это ведь естественное желание — использовать то, что наработали перед турниром.

— В Киеве вы показали стиль игры, во многом построенный на иллюзиях: герои создавали сами себе пространство и пропушивали вышки, но затем Icefrog прошелся по игре нерфовым молотом. Из-за этого вы стали брать героев вроде Visage, который тоже пропушивает линии и немного похож на персонажей с иллюзиями: ваш основной герой по-прежнему может заниматься чем угодно, при этом создавая себе пространство и выманивая противников на свет. И все-таки это уже не тот тонко настроенный механизм, что был в Киеве. Нужна ли, по-твоему, еще какая-то маленькая деталь, чтобы все заработало как полагается?

— Я вижу это так: мы много проигрывали и после того, как стали хорошо разбираться в игре, мы по-прежнему чего-то не замечаем. Подробнее не могу, я слишком много выдам. Скажу так: мы сейчас присматриваемся к вещам, к которым раньше не присматривались или не считали их существенными. 

Некоторые команды открыли нам глаза. Серьезнее всего пришлось подстраиваться перед второй картой против  LGD.Forever Young, когда мы полностью сменили подход к драфту и игре. И не знаю, случайно так вышло или нет, но это была, наверное, лучшая наша игра на этом турнире. Нам удалось на второй карте уверенно их переиграть. Сегодня [воскресенье, 6 августа] у нас впереди скримы, и у нас много идей, которые хочется испытать в деле. 

Когда чего-то не улавливаешь, когда на TI складывается такая непостижимая мета, начинаешь думать: «а почему такая-то команда делает то-то?», и внезапно кое-что замечаешь. Все становится на свои места. Кажется, я выяснил, в чем дело, и я пытаюсь добиться, чтобы команда видела все то, что вижу я. Не могу сказать, что это случится завтра, но от того, как пойдет дело, зависит то, как хорошо мы выступим на турнире.



OG после победы на The Kiev Major 2017 | Фото: joinDOTA

— В такие моменты будто лампочка над головой загорается, да? Все сразу щелкает.

— У меня такое было вчера, и, надеюсь, это иллюзия.

— У вас очень сильная команда из опытных игроков. Вы нервничаете, когда за день до матча на выбывание понимаете, что надо применить новый подход? Или вы считаете, что можете сыграть как угодно?

— Не думаю, что мы нервничаем, когда нужно пробовать что-то новое. Естественно, некий внутренний голос говорит, что это еще не натренировано на 100%, но мы спокойно делаем рискованные вещи и не будем от чего-то отказываться лишь потому, что раньше так никогда не играли. Хорошо, когда можно отыгрывать то, что тебе подходит, но в то же время нам нужны пики, которые принесут победу. Мы обсуждали пики, которые делаются для собственного успокоения, и сошлись на том, что с ними этот турнир не выиграть — нужно выйти за пределы зоны комфорта.

— Потому и важно играть много пабов — ведь понадобится сыграть множеством героев, кое-где имея мало времени на подготовку, и того или иного героя вы, возможно, брали в пабах, но не на скримах.

— Да, мы устраиваем сейчас тренировочные игры, чтобы убедиться, правильно ли понимаем «Доту» — иначе и тренироваться незачем.

— Вы хотите быть кем-то вроде  Wings Gaming — командой, которая может сыграть любым героем, неважно, в мете он или нет? По-моему, есть много хороших героев, о которых попросту забыли.

— Не думаю, что мы как команда к такому стремимся, но за себя могу сказать, что будь я капитаном, то именно таким. Я бы хотел строить драфт в стиле Wings, потому что я люблю всех героев в игре. Когда я смотрю на них, я начинаю что-то придумывать. Я никогда не верил в какую-то там мету, само слово «мета» — фигня. По-моему, никакой меты нет и никогда не было. Есть просто команды, перенимающие что-то у других команд, а остальные ищут, как это законтрить. Разумеется, бывают патчи, где некоторые герои становятся очень сильными, и это нужно иметь в виду; некоторых нужно банить в первой фазе. Dota раньше была несбалансированной — например, когда вышел Wisp, он так нарушал баланс, что его волей-неволей приходилось банить. Однако в нынешней «Доте» с балансом все хорошо. 

Если завтра одна команда возьмет какого-нибудь героя и будет с ним побеждать, а затем того же героя начнут брать другие, это не будет означать, что он стал лучше. Здесь есть цикл: если герой хорош, то хороши и герои, которые его контрят, а также те, что хороши с ним в связке, и, в свою очередь, те, что контрят уже их. Все движется по кругу.

Я никогда не верил в мету. И я говорил об этом каждой команде, в которую приходил. Но кроме меня так почти никто не думает.



 Себастьян «7ckngMad» Дебс в аналитике ESL One Frankfurt 2015 | Фото: ESL

— Scant, если знаешь такого, считает, что профессиональные игроки начинают понимать, почему что-то хорошо работает, только в результате практики. Когда они только начинают что-то применять, то говорят, что им это «нравится». А нормально объяснить это они могут далеко не сразу. Но мне кажется важным, чтобы игрок мог сразу обосновать свой выбор: «я считаю, что этот герой хорош, и вот почему — во-первых, во-вторых, в-третьих». Это лучше, чем брать героя просто так.

— Да, я его знаю, и мне кажется, ты прав. Важно понимать, каковы особенности героя, что он делает. В OG мы часто этим занимаемся. И в то же время нужно считаться с тем, что существует мета, есть герои, которых команды предпочитают. Если полностью отрицать мету, не считаться с ней вовсе, то ты проиграешь. Суть в том, чтобы найти баланс.

— В самом деле, нельзя просто прийти на матч и сказать: «думаю, что Puck никто не возьмет», потому что его еще как возьмут, все его будут брать.

— Да, с этим надо считаться, и мы так и поступаем. Я очень уважаю Wings за понимание игры, стратегий и героев. Они разобрались в «Доте», разобрались, что к чему и что чем контрится. Я иногда пересматриваю их игры, когда размышляю о каком-то герое. Я вижу, что люди делают, и должен выдумать стратегию против этого. Потом об этом задумаются и все остальные, а я хочу их опередить. 

Я всегда так поступал, когда был капитаном: если хочешь играть каким-то героем — играй им. Вот то мышление, которого я хочу добиться, вот как лично я думаю об игре, но в OG все несколько иначе.

— Лично мне перед нынешним турниром очень нравился Treant, потому что я смотрел североамериканские отборочные, где то и дело устраивали «чиз» с двойной линией. Мне думалось: «э, да я же могу взять этого героя, нажать E и всех выручить», ведь столько было неспешных ганков, от которых Treant легко спасал. Меня огорчило, что я до сих пор его не увидел.

— Да, Treant Protector по-прежнему может испортить жизнь на линии, но тут должно сойтись много вещей. Очень трудно заранее предугадать, что будет делать команда, а ваше поведение в конечном счете зависит от поведения противника. Даже если оно не кажется вам верным, даже если вы не понимаете, зачем они так делают, все равно нужно играть против этого, вырабатывать стратегию, а не то проиграете. 

Если часто появляется Lich, а у вас готова стратегия, которая против него не годится, нужно отказаться от этой стратегии до тех пор, пока Лича не перестанут брать. И может быть, Lich как раз потому и стал популярен, что хорош против вашей стратегии. Все очень циклично.

Комментарии