Интервью

«Очень многое озвучивать было просто нельзя». Olsior о цензуре в Riot Games, переходе в «Доту» и Virtus.pro

На World Electronic Sports Games 2018 по Dota 2 комментатор Михаил Olsior Зверев рассказал нам о своих карьерных планах и объяснил, чем отличаются подходы Valve и Riot Games к контролю профессиональной сцены. Во второй части беседы с Cybersport.ru он также поделился мнением о выступлении Virtus.pro на MDL Macau 2019. Первая часть интервью доступна по ссылке.

Источник: инстаграм Olsior
Источник: инстаграм Olsior

— Когда ты уходил из LoL, то сказал, что хочешь попробовать что-то новое, выйти из зоны комфорта. А так ли сильно отличается то, что ты сейчас делаешь, от твоей работы в LoL? Это и есть то, к чему ты стремился, или ты хочешь двигаться дальше?

— Я планирую двигаться дальше. Но я не имею в виду, что я обязательно собираюсь менять тип карьеры. Сейчас мне нравится, что у меня есть какая-то свобода самовыражения, которой раньше быть не могло. Во-первых, потому, что у меня самого есть жесткая самоцензура. А во-вторых, Riot — это организация, которая очень серьезно относится к цензуре своих сотрудников и всех причастных. Очень многое озвучивать было просто нельзя.

Мое развитие необязательно должно выражаться в количестве тайтлов, которые я освещаю. Или что я обязательно должен стать владельцем студии — нет. Есть некоторые идеи проектов, которые мне интересно было бы делать. Просто это должно приходить со временем, потому что сейчас я езжу на турниры и разбираюсь, как тут все выглядит. Параллельно с этим я играю в Dota 2, и, по сути, это единственное, чем я занимаюсь дома.

Я не могу прыгнуть вперед, пока не решу насущные проблемы. По пирамиде Маслоу ты не можешь думать о том, какой стих тебе больше нравится, если тебе нечего пожрать. Дело не в том, что мне нечего пожрать, — просто сначала мне нужно решить проблемы первого порядка.

— Во время чунцинского мейджора ты писал, что впервые с 2011 года начал волноваться перед камерами. Теперь тебе стало комфортнее общаться с игроками?

— С игроками из СНГ суперкомфортно себя чувствую сейчас, даже если я с ними не знаком. Тут мы делали интервью с Iceberg и викторину с Алохой — мне было очень комфортно. Знаешь, я использовал несколько трюков, которые раньше мне почему-то не приходили в голову.

Источник: Maincast
Источник: Maincast

В LoL я всегда работал без подсказок. Я их писал, они у меня были, но я ими не пользовался. На мейджоре я почему-то стал на автомате смотреть в подсказки, залип в них, и диалог стал теряться. Это я пофиксил легко.

Не знаю, что будет с англоязычными игроками. У меня этот язык находится на таком уровне, что я его очень хорошо понимаю, но не очень уверен в своем произношении. Поэтому я стараюсь это фиксить. И когда я думаю над английским, над вопросом, который хочу задать…

Я думаю, ты сталкивался с такой проблемой, что ты хочешь сделать вью с Puppey, KuroKy и Miracle-, а получаешь вью с MinD_ContRoL, Nisha и кем-то еще. Дело не в том, что они хуже, а в том, что ты заранее готовишься к интервью, продумываешь структуру. Но потом выясняется, что твой решил не приезжать, а на его место посадили совсем другого.

Приходится просить пять минут, чтобы хотя бы немного придумать вопросы. А если чувак еще и с джетлагом приехал… Тогда интервью может совсем не клеиться. Вы просто переходите в режим «вопрос-ответ». Это не разговор, это ремесленное интервью. Отсюда и начинаются нервы. Что с этим делать? Сложно сказать.

— Такие трудности с организацией интервью для тебя в новинку? Подобного не было в твоей предыдущей дисциплине?

— В LoL вы заранее «букаете» игроков за три дня до медиадня. Кого-то забирают корейцы, кого-то — мы. Плюс СНГ эксклюзивно работает с нашей командой и делает все уже по договоренности с самими игроками. Буквально подходишь, спрашиваешь: «Ликкрит, пошли?».

Olsior во время работы в LoL. Источник: LCL
Olsior во время работы в LoL. Источник: LCL

Плюс есть обязаловка. Единственная причина, по которой они могут отказаться от обязаловки, — это болезнь или какие-то проблемы с лицом. Такое бывало. Больше у китайских и американских команд, потому что они чуть более… избалованы, что ли. С китайскими командами бывает безумно сложно договориться.

А так у игроков есть обязательства, они их отрабатывают. Для них это нормально. Там и культура интервью совсем другая. Она, может, чуть более искусственная, потому что все приходят и говорят: «Наши соперники лучше всех, отличный турнир». Никто не критикует в LoL ничего — это довольно радикальная нонсенс-фигня. Но, с другой стороны, они все приходят и отрабатывают. Нет такого: «Блин, медийка». Есть немножко нытья, но процентов на 30-40 от того, что есть в Dota 2.

— Как ты думаешь, мы к такому когда-нибудь придем?

— Может, и придем. Но тогда «Дота» перестанет быть такой, какая она есть и какой она всем нравится. Знаешь, в «Доте» есть мифы, что в LoL банят за неправильные сборки и так далее. Почему так происходит? Потому что все турниры от Riot. Riot может сказать игроку: «Иди и дай интервью. Это твоя обязанность».

Почему в Dota 2 все иначе? Потому что игрок скажет: «Не пойду», — ему пригрозят дисквалификацией, а он ответит: «Давайте, мне все равно. Что вы мне еще сделаете? Оштрафуете на призовые? Хорошо». Для них это просто по-другому работает.

Источник: Dota Blast
Источник: Dota Blast

Тут игрок может быстро получить очень много денег, и тогда у него пропадает финансовая мотивация. Они не боятся, что их забанят, потому что, реалистично говоря, турнирам игроки порой нужны больше, чем игрокам турниры. Потому что турниров больше, чем команд, которые готовы на них ехать. Последний пример с MDL Macau 2019 и ESL One Katowice 2019 тому подтверждение. А раньше, как я понял, было еще хуже — в месяц могло быть пять-шесть разных турниров, и тебе приходилось выбирать.

В итоге все договоренности здесь — они как будто бы джентльменские. «Парни, отработайте медийку» — «Ладно, а вы тогда сделайте не дерьмовый турнир». Если ты сделаешь плохой турнир, команды на него приедут, поплюются и уедут. Призовые получат — самое главное — и всё. <...> На турнирах от Valve таких проблем, как я понял, меньше. Но сама Valve не любит что-то делать самостоятельно, она больше делегирует другим ТО. Потому и такая ситуация.

С другой стороны, в LoL нет такой свободы, таких личностей. Посмотри на Рамзеса, посмотри на Солыча и посмотри на Денди — это три совершенно разных личности. На Ноутейла, на… Себа! Вот, Себ — очень позитивная личность. Есть абсолютно разные личности, которые не боятся говорить. Они знают, что им ничего за это не будет, и это круто. Но то, что они ничего не боятся, — это значит, что они не боятся отказаться и от каких-то активностей, которые на самом деле очень важны — это понимают все взрослые люди в индустрии. А командам нужно только играть и выигрывать призовые. Хотя это тоже по-своему правильно.

— Но, с другой стороны, если бы не было такой анархии, то, возможно, мы бы избежали ряда скандалов. Той же истории с Kuku, например. Мне кажется, в LoL такое было бы невозможно, потому что там все должны понимать, что за словами нужно следить даже в пабе.

Источник: Mineski.net
Источник: Mineski.net

— Да. Но про Kuku сложно что-то сказать. Там, по-моему, извини за выражение, обосрались все по очереди. И сам игрок, и его команда, и Valve… Я не уверен, что там на самом деле было, но это со всех сторон выглядело не очень круто. Ты не можешь сказать, что какая-то сторона поступила в этой ситуации правильно.

Поэтому да, в LoL такого бы не произошло, потому что в Riot такие истории обычно решают внутри. Но иногда из-за этого тоже выливаются скандалы, потому что не все внутренние решения понятны.

А что-то просто не рассказывают. Люди ведь остаются людьми. Говорят, что в «Доте» более токсичное комьюнити, но это неправда. И про-игроки тут не более токсичны. Просто в LoL показывается меньше и банится больше. В Dota 2 меньше банят за токсичность, тут есть более крутой инструмент — войсчат. В LoL только текстовый чат есть, его просто проще отследить.

А структура несет за собой плюсы и минусы, они тоже очевидны. Когда люди начинают спорить о том, что лучше — LoL или Dota, то получается так: «У нас есть помидоры!» — «А у нас — железо!». Но это же разные вещи. И тут, к сожалению, они противоположны друг другу. Нельзя получить и крутую структуру, и интересных, ярких — настолько ярких, как в «Доте», — личностей.

Источник: Valve
Источник: Valve

— И ты в этом споре выбираешь ярких личностей?

— Мне самому ближе это. Может быть, мне нужна была какая-то встряска после LoL. Наверное, если бы я был в Dota 2 все это время, то я бы все равно не был бы сильно другим. У меня все равно есть цензура, из-за которой я не могу себе позволить сказать, что делал что-то с родственниками игрока или назвать кого-то инвалидом. Этого я не могу себе позволить, где бы я ни работал. Но я определенно бы чувствовал себя более свободно.

Так что я не выбираю однозначное направление. Я, скорее, наблюдаю за всем. Потому что сейчас я не ограничен. Не то чтобы в СНГ LoL есть какая-то работа, на которой я мог бы пригодиться или на которую меня могли бы позвать. Кроме того, возможно, я сейчас говорю некоторые вещи, которые могут не коррелировать с тем, как Riot делает дела. Там я не нужен.

А тут я могу и в StarCraft пойти, что-то с Алексом [Alex007] покомментить. Возможно, если бы студии больше дружили, я бы и на других ивентах работал.

— Недавно была история с ArsZeeqq и аналитиками, которые поспорили о том, могут ли вообще кастеры критиковать игроков. Что ты об этом думаешь? Могут ли?

— Да. Но при условии. Просто сидеть и говорить: «Команда сделала плохо», — нет. Это же работа, это журналистика… Работа аналитика — она бесконечно глубока в плане того, с кем ты можешь обсудить игру. Ты можешь написать знакомым про-игрокам, можешь написать коучу, спросить, что пошло не так.

Источник: Игорь Безбородов, StarLadder
Источник: Игорь Безбородов, StarLadder

При этом тебе могут ответить: «Да мы вообще в джетлаге». Или как Arszeeqq сказал: «Да нам вообще пофиг на этот турнир». Для зрителя это может быть обидно. А для аналитика — абсолютно нормально. Потому что аналитик должен понимать, что реально бывают турниры, на которые командам по фигу. Они приехали на них выставочные матчи поиграть. Как ты можешь после этого команду осуждать? Только эмоционально, как зритель.

Поэтому, как всегда, всегда со всех сторон хочется немного больше профессионализма. Не в плане, что все должны носить галстучки и говорить только положительные вещи. Но мозгами больше работать. Мне кажется, если бы аналитики чуть больше разобрались, поговорили, обсудили, написали и так далее… Даже у меня есть выходы на некоторых игроков и тренеров. Могу сказать, что у меня бы не было особых проблем с ними что-то обсудить.

В VP я не писал, но я разговаривал в свое время с «Пангольерами», когда они только образовывались. Это немного информации, но ты начинаешь хотя бы немного понимать, что происходит в команде. Ты хотя бы не скажешь потом: «Нафига им этот гребаный Ceyler, у которого плохой KDA и крипскор». Чуваки же взяли его, играли с ним три месяца. Наверное, были у того причины? Не совсем же чувак уровня Олсиора у них играет!

Источник: The Pango
Источник: The Pango

В общем, возможностей много. Есть те, кто делает много работы, а есть те, кто делает меньше. Вот последние не должны осуждать команды. Плюс всегда можно сказать просто: «Свиньи, регион позорите!». Так тоже нужно делать, если очень хочется. Но мне кажется, что для этого нужно немного больше поводов, чем плохое выступление в группах на MDL Macau.

— Ты сейчас провел вот эту градацию важных и не очень важных турниров. Но разве она имеет право на жизнь?

— Ну она же правда есть у каждой команды. Знаешь, к отборам на мейджор всегда нужно готовиться немного больше, чем к онлайн-турниру. Мы с тобой уже обсуждали количество турниров, которые проходят. То есть игроки должны реально взвешивать свои силы. Хорошее понимание своих возможностей — это то, что делает сильные команды очень сильными.

Если ты VP, то твоя задача — как можно лучше выступить на TI. Потому что если они выиграют хоть пять мейджоров, но на «Инте» обосрутся, то это будет плохой итог. После этого можно будет сколько угодно говорить, что они выиграли много трофеев, но их главная цель — выиграть Аегис.

Для этого нужно дать им возможность делать то, что они считают правильным. Если они считают, что к некоторым турнирам можно относиться… ну, не наплевательски — они же все равно взяли третье место. Это неплохо. Если бы они на интервью говорили, что они стараются и все круто, то никто бы даже не знал, что происходит.

White-off на церемонии награждения WESG 2018
White-off на церемонии награждения WESG 2018

Но они довольно искренне подошли ко всему, что не может не радовать. Они выиграли первый мейджор и уже едут на TI. Получается, что сейчас для Солыча любой другой турнир в этом году — это рофлотурик. Потому что он прошел на «Инт». Теперь единственная причина вообще куда-то ездить — это поддержание формы. Зачем ему что-то еще доказывать?

Сейчас, в моменте, это важно. Но через месяц про эти Apex Legends и MDL Macau никто не вспомнит. Им припомнят все, если они «Инт» проиграют. Ну или если WESG [интервью состоялось во время полуфинала WESG 2018 — прим.ред.]. Думаю, будет уже у людей перед мейджором слегка паническое настроение.

— Ну, тут-то команда не в полном составе...

— Это понятно. Но это уже второй рофлотурик подряд. На мейджорах так-то один выиграли, на втором вышли в финал… На мой взгляд, если на третьем они выйдут в топ-4 — это все равно успех, потому что нельзя так долго и так стабильно выступать. Но у других людей какое ощущение будет?

Первый выиграли, второй — чуть хуже, потом рофлотурик, еще рофлотурик, третий мейджор — совсем плохо… Что дальше? Всё, дисбанд!

Комментарии