Статья

Киберспортивные державы. Страны — лидеры в киберспорте

Киберспорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах земного шара его развитие происходит равномерно и не все в одинаковой мере могут посвящать своё время играм. Это обусловлено разным уровнем развития экономических и технических факторов, а также уровнем жизни. Например, африканские страны только сейчас начинают активно подтягиваться в индустрию, а австралийцы уже на равных соперничают с европейскими и североамериканскими коллективами. В том же хоккее канадские, американские, шведские, финские, чешские и российские хоккеисты имеют превосходство в мастерстве над всеми остальными. В компьютерном спорте гораздо больше стран, где киберспорт развит достаточно хорошо и где есть именитые игроки и команды-лидеры.

1. Южная Корея

Зародился компьютерный спорт в Соединённых Штатах Америки, где в конце 90-х был проведён первый киберспортивный турнир, но большую популярность он приобрёл в Южной Корее благодаря World Cyber Games. Считается, что Корея — самая увлечённая компьютерным спортом страна в мире, где киберспортсменов обучают в университетах, а игроки имеют свои фан-клубы и являются настоящими звёздами шоу-бизнеса. Именно в Корее к профессиональным киберспортсменам относятся с уважением, и именно в Корее киберспорт признали олимпийской дисциплиной второго уровня.

Корейцы традиционно сильны в стратегических играх. Они доминировали в Wacrfaft III, они остаются сильнейшими в Starcraft II. Но и в MOBA-играх киберспортсмены из Южной Кореи уже давно не мальчики для битья. В Dota 2  MVP Phoenix на равных соперничают с топовыми коллективами, а в League of Legends  SK Telecom T1 выигрывают уже второй Чемпионат мира в своей истории. Для корейцев существует только одно место — первое, а остальные места не имеют для них значения. Чтобы получить признание корейских любителей киберспорта, игрокам нужно постоянно побеждать. Корейцы очень сильны, упорны и неуступчивы в борьбе.

В Южной Корее есть свой киберспортивный Месси —  Ли «Faker» Сан Хёк, самый высокооплачиваемый игрок в League of Legends и самый именитый корейский киберспортсмен. Любители киберспорта в Корее прекрасно осведомлены о том, кто такой Faker и что представляет из себя команда SK Telecom T1. А ещё в Корее популярны такие команды, как  Jin Air Green Wings,  MVP,  Samsung Galaxy и  CJ Entus. Именно в Корее была создана Международная киберспортивная федерация IeSF, которая проводит масштабные чемпионаты и фестивали, а также помогает нашей индустрии выйти на олимпийский уровень. В конце концов, Южная Корея — единственная киберспортивная держава, где существует ассоциация профессиональных игроков — KeSPA.

Если судить объективно, то в Корее самая развитая инфраструктура. Корейские игроки удачно выступают в League of Legends, Stacraft II, Dota 2 и Heroes of The Storm, являясь примером для подражания. Если и есть в мире страна, где компьютерный спорт находится на уровне национальной идеи, то это Южная Корея.

2. Соединённые Штаты Америки

Американцы — родоначальники киберспорта. Здесь был проведён первый турнир, здесь расположены штаб-квартиры разработчиков компьютерных игр и здесь проходит самый масштабный, успешный и узнаваемый киберспортивный чемпионат в истории индустрии — The International. Благодаря компьютерной игре Quake в США появилась первая лига — Cyberathlete Professional League, которая послужила толчком к развитию киберспорта в европейских и азиатских странах. Соединённые Штаты Америки — лидеры в индустрии по количеству профессиональных игроков. Однако наравне с традиционным киберспортом в Америке популярен и консольный киберспорт. Почти все турниры по Halo и Call of Duty проходят в США, но иногда их проводят и в Канаде. Чемпионаты на консолях в Европе и Азии не пользуются большой популярностью, но они не менее зрелищны, чем соревнования на компьютерах, а призовые столь же внушительны.

В Америке компьютерный спорт ещё не настолько популярен, как традиционный спорт. Но небольшие шаги к признанию киберспорта официальным видом спорта в этой стране всё же предпринимаются. Недавно правительство Соединённых Штатов Америки опубликовало заявление, в котором говорилось, что киберспортсмены смогут получать визы типа P-1 для выступления на соревнованиях. Это решение было принято не без участия самих игроков, но всё же теперь проблем с получением виз на тот же The International уже не будет, что, несомненно, радует.

За всю историю киберспорта американские игроки заработали наибольшее количество призовых денег — почти 38 миллионов долларов. Львиная доля из этих денег приходится на победителей The International 2015 Evil Geniuses. Но американцы сильны не только в одной игре. Они одинаково успешны как в MOBA, так и в шутерах. В Counter-Strike выступают как минимум два крепких американских коллектива —  Cloud 9 и  Team Liquid. В Dota 2 отметим  compLexity и Evil Geniuses. В League of Legends —  Team Solomid,  CLG и  Team Immortals. В Heroes of The Storm —  Team Naventic и  Cloud 9. Даже по Hearthstone имеются свои таланты —  Dog и  Chakki. Отдельного упоминания заслуживает и  Firebat, победивший на Hearthstone World Championship. Американцы не испытывают проблем с наличием хороших киберспортсменов, и при попадании киберспорта на Олимпийские игры могут всерьёз рассчитывать на медали высшего достоинства.

3. Китай

Корейцы и китайцы в чём-то похожи. Говорить об особенностях азиатского менталитета можно долго, но известно одно — азиатские киберспортсмены отличаются от всех остальных удивительным отношением к делу. В Китае проживает порядка 1,4 миллиарда человек, и, согласно многочисленным отчётам, свыше 60 миллионов из них являются активными пользователями сети Интернет. В такой стране созданы все условия для нормального тренировочного процесса и прогресса. Пекинский Комитет по делам спорта признал киберспорт в Китае официальным видом спорта, что, несомненно, сказалось на местных игроках и про-сцене в целом.

В Китае есть целая государственная программа по развитию киберспорта и поддержке игроков. Китайские организации стремятся выращивать молодых игроков в собственных молодёжных составах. Сформировалась строгая иерархическая пирамида продвижения про-геймеров из вторых составов в первые, хотя и существует она на неформальной основе. Очень часто вторые составы китайских организаций оказываются ничем не слабее первых. Китайские киберспортсмены традиционно сильны в MOBA-играх: в Dota 2 и League of Legends они в лидирующей когорте. Пока лишь Counter-Strike остаётся для них основным препятствием на пути к полнейшей доминации, но даже в нынешнем состоянии китайские игроки были бы основными претендентами на медали.

4. Швеция

Швеция — пятая по величине территории страна Западной Европы. Страна викингов, шведского стола, группы ABBA и Нобелевской премии. А ещё Швеция — это столица европейского киберспорта, где ежегодно проходят чемпионаты DreamHack. Если корейские игроки сильны в стратегических играх, а китайцы — в MOBA, то шведский киберспорт издавна славится своими «ксерами». Counter-Strike — популярная в этой стране игра, и до недавних пор шведы не встречали серьёзной конкуренции. После того как Counter-Strike: Global Offensive заменил Counter-Strike 1.6, на профессиональной сцене воцарилась эпоха  Ninjas in Pyjamas. Через несколько лет последних сменили  fnatic, и только в этом сезоне шведские игроки потеряли лидерство и позволили бразильцам себя перегнать.

Тем не менее, шведский Counter-Strike остаётся одним из сильнейших в мире. В мировом рейтинге лучших коллективов мира fnatic занимают второе место, а NiP — шестое. А если брать во внимание все скандинавские страны, то можно вспомнить и про  Astralis. В остальных дисциплинах дела у шведского киберспорта обстоят немного похуже. В Dota 2 мы можем отметить лишь часть игроков compLexity —  Limmp`а,  Handsken`а и  Chessie, а также весь состав  The Alliance. В Hearthstone  Ostkaka выиграл последний Чемпионат мира, а на CN vs EU Championship 2016 остановился в двух шагах от титула.

Так или иначе, шведский киберспорт стремительно набирает обороты. В некоторых колледжах в Карлштадте, Стокгольме и Ованакере обучают молодых игроков, и мы можем с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем всё это положительно скажется на местной про-сцене. В Швеции появятся новые таланты, которые заменят нынешних «форестов», «гетрайтов» и «олофмейстеров».

5. Украина

Если Швеция является центром европейского киберспорта, то Украина — это место, где рождаются СНГ-звёзды, такие как  Dendi,  s1mple,  Zeus и другие. В Киеве находится Киев Киберспорт Арена, некогда основная площадка для проведения киберспортивных чемпионатов, и именно здесь были организованы соревнования как под эгидой StarLadder, так и под эгидой ESL.

В футболе существуют такие знаменитые клубы, как «Барселона» и «Реал». Они имеют многочисленную армию поклонников, а популярных игроков этих клубов — в частности, Роналду и Месси — узнают даже те, кто не особо интересуется футболом. В компьютерном спорте такие команды тоже есть, и одна из них — это  Natus Vincere. На каком бы киберспортивном чемпионате вам не пришлось побывать, вы обязательно встретите хотя бы одного фаната украинской организации. При просмотре киберспортивного чемпионата вы непременно услышите, как несколько тысяч человек в едином порыве кричат: «Na`Vi! Na`Vi!». Украинская команда имеет более 50 миллионов поклонников. Население Украины и то меньше — 42 миллиона человек.

В СНГ-командах нет разделения на страны, политика никак не влияет на самих игроков. Украинцы выступают с российскими киберспортсменами в одних командах. Конечно, многие титулованные игроки Украины состоят в Natus Vincere, но некоторые из них играют в российских и даже зарубежных коллективах. s1mple защищает цвета  Team Liquid, а  Resolut1on успешно выступает в Америке за  Digital Chaos. Украина всегда была богата на таланты при небольшом количестве профессиональных игроков и организаций, и на Олимпийских играх входила бы в список стран, претендующих на медали.

Победа на национальных соревнованиях — это престиж, гордость и слава. Киберспортсмены старой закалки могут помнить, как во времена существования World Cyber Games они поднимались на пьедестал с флагами родной страны и награждались медалями. Со временем всё это было утрачено, и если компьютерный спорт вновь обретёт свои Олимпийские игры и национальные первенства, то именно названные выше страны могут стать основными охотниками за призовыми местами.

Комментарии