Интервью

«Люди обладают талантом, но не желанием работать». Hooch о конфликте поколений в CS и проблемах сцены СНГ

Дмитрий hooch Богданов из UnderPressure рассказал, почему отказался от идеи собрать состав из молодых игроков. В интервью Cybersport.ru он также порассуждал о проблемах юных киберспортсменов из СНГ и отношениях между ростерами и организациями, а также возмутился, что команды нашего региона редко получают инвайты на LAN-турниры.

— Последние полтора года ты играл с молодыми талантами, которых находил сам. Сейчас выступаешь в миксе со starix и seized: как так вышло?

— С того момента, как наши пути с Gambit Esports разошлись, я играл всего в одной организации — Elements Pro Gaming. Сначала это был довольно опытный, по меркам СНГ, состав, но у меня были требования: я с ходу ждал хороших результатов. Поэтому я подумал, что у нас с этим составом ничего не получится, и решил найти молодых игроков. Хотел попытаться построить команду вокруг себя. [Но] все время мне не хватало опытного напарника, который бы мне помогал. Одному все-таки тяжело.

Долго я упирался в одну тему: молодые игроки решали уйти в более сильный коллектив или не хотели работать. Со временем я пришел к тому, что открывать молодые таланты хорошо, но гораздо выгоднее выступать с игроками, которые знают, как побеждать.

— Что можешь сказать об Elian, с которым ты долго играл?

— Когда я позвал Элиана на тест, мне сразу понравился этот парень. Причем я держал в голове, что его обвинял в читерстве Даниил Zeus Тесленко. Но я был уверен, что он не читер, потому что иначе он бы вряд ли ответил на тот звонок, вряд ли бы сидел и говорил, что не играет с читом. Даже в таком молодом возрасте, когда он был один на один с самым титулованным, главным капитаном СНГ, он не боялся ответить. Мне показалось, что он как минимум смелый парень и не врет.

Мне было приятно с ним играть. Он очень талантливый игрок, его ждет большое будущее, если он пофиксит свои маленькие косяки. Был такой момент, что мы должны были собрать состав. Но мне он не нравился, хотя у нас уже было готовое предложение от EPG, контракты. Я сказал, что хочу взять небольшую паузу, потому что сложные выдались полгода для меня в плане результатов. Я сказал Элиану, что не верю в этот состав, но верю в него. Я просил его подождать немного, но он решил двигаться дальше — Monolith Gaming сделала ему хорошее предложение. Конечно, мне было обидно, я бы и дальше хотел играть с Лёшей, но каждый сам волен распоряжаться своей судьбой. Я не стал его уговаривать. В этом не было смысла, у него было свое мнение, как мне кажется — ошибочное, на тот момент. В любом случае он сделал выбор, который ему подсказывало сердце. Я его за это не виню, а, наоборот, поддерживаю во всем. Я хочу, чтобы этот игрок пробился и выступал на самом высоком уровне.

— Ты бы хотел его видеть в UnderPressure?

— Был такой вариант. Я говорил: «Подожди немного, сейчас соберется команда». Мы на тот момент как раз рассматривали снайпера.

В некоторых моментах он очень рассудительный и взрослый, а в некоторых — импульсивный. Может быть, в итоге его решение и окажется правильным, я не знаю.

— Ваш состав уже устоялся, вы продолжите играть этой пятеркой?

— Я не знаю, почему нас до сих пор воспринимают как микс. Мы уже долго играем вместе, тренируемся. Мы команда со своими проблемами, победами и всем остальным.

— Можешь сравнить свою новую команду с молодым экс-составом EPG?

— В этом нет смысла. Я объясню. Есть несколько моделей выстраивания команды. Одна из них — когда есть один опытный игрок, собирающий вокруг себя молодые таланты. В таких командах одни проблемы, а в коллективах, где есть три опытных человека, — другие. Где-то нам в EPG не хватало опыта, а тут его чересчур много: нужно дозировать, чтобы прийти к общему пониманию.

Я не знаю примеров команд, где один опытный [игрок] и четверо молодых добивались бы успеха. Побеждать нужно уметь, и для этого нужны люди, которые могут построить игру, создать атмосферу. Когда вокруг молодые, они, конечно, могут пропереться, но в долгосрочной перспективе команда с опытными игроками будет превалировать.

— Ты упоминал, что одного опытного человека недостаточно. Вторым может быть тренер? Вы эти обязанности совмещаете со Стариксом?

— У нас есть тренер. Это Вадим mice Зимин, с которым мы играли за Virtus.pro в Counter-Strike 1.6. В GO мы выступали вместе в миксе Nostalgie: в первом сезоне StarLadder обыграли Fnatic. Он был тренером сборной на последних двух WESG.

Он много вносит импакта в игровые моменты, но мне кажется, что его ключевая роль — создавать атмосферу, быть психологом. При том, что мы опытные игроки, у нас есть много вещей, на которые мы смотрим по-своему. У нас устоялась какая-то позиция. В коллективе, где каждый сам знает, что можно сделать, сложно не перетягивать одеяло на себя. Поэтому на тренера ложится очень важная роль в том, чтобы сглаживать углы и приходить к консенсусу.

— Ты упоминал, что с молодыми сложно. В чем главная проблема?

— Надо подумать, много вещей в голову приходит. В первую очередь это психология. Во-вторых, характера и понимания того, что такое команда, мне кажется, не хватает многим. Все тянут на себя одеяло, и это приводит к плохим последствиям. Ну и терпения, наверное [тоже не хватает].

— Ты успел поиграть с прибалтами в EPG, а теперь — в UnderPressure. Их менталитет близок к менталитету СНГ?

— Единственный классический прибалт, с которым я играл, это krii, а YEKINDAR был скорее русским парнем.

— В основном это были экспаты?

— Нет, просто я не чувствовал какой-то европейской нотки. В классическом понимании они не прибалты, по крайней мере для меня. Николай kalinka Рысаков такой же. Он, конечно, из Литвы, но по настроению он русский, скорее напоминает кавказцев. Мы смеемся над этим.

Есть какие-то мелочи, которые отличают друг от друга нации в киберспорте, но мне кажется, что все русские, украинцы, белорусы и казахи, когда играют в одной команде, [одинаковы], принципиальных различий у них нет.

— На майнорах СНГ долго побеждали миксы, в которых каждые несколько месяцев тасовались игроки. Теперь выигрывают стабильные коллективы вроде AVANGAR или Team Spirit. Так просто киберспорт развивается или что-то резко поменялось?

— AVANGAR и Team Spirit поняли фишку: нет смысла в постоянных изменениях состава. Они поработали над психологией, у них опытные тренеры, которые настроили команды на рабочий лад. У кого-то это заняло больше времени: та же Spirit уже вечность играет вместе. У кого-то, как у AVANGAR, меньше. В любом случае они гнут свои линии, у них есть свой стиль, они не бегают от замены к замене. Точечные замены присутствуют — каждая, кажется, поменяла по одному игроку.

Изменился подход, понимание. Они заняли свою нишу и подают пример другим командам.

— Есть стабильность в ростерах, но не в результатах. Почему?

— Мы ждем от команд результата, но нужно понимать, что AVANGAR — молодой коллектив, который не может выступать стабильно на высоком уровне. EPICENTER — это один турнир, IEM Chicago — другой. CS сейчас такой. Кроме Astralis, очень мало команд, которые стабильно выигрывают: в определенный день каждый может обыграть каждого.

— В краткосрочной перспективе результаты действительно меняются, чемпионы меняются. А в долгосрочной? В той же Америке появилась NRG Esports, Team Liquid серьезно выстрелила с новым составом. Cloud9 потряхивает, но…

— Реально новая команда — это NRG. Liquid уже долго играет вместе, я бы не стал их ставить в один ряд. Объясняю: NRG собрали себе очень талантливых чуваков, не нужно быть «Капитаном Очевидность», чтобы об этом заявлять. Что Ethan, который хорошо выступал за Counter Logic Gaming, что Brehze, который до этого выступал за коллективы типа Selfless и т. д., что болгарин CeRq — это реально будущие звезды. Это одни из самых талантливых игроков: если бы был рейтинг 20 молодых игроков, они бы туда попали. Плюс daps — достаточно опытный капитан, который играл в Liquid, OpTic Gaming. FugLy такой же. И то — та же NRG может нереально сильно выступить на каком-то турнире, а потом не пройти американский майнор.

Это опять же не говорит о том, что современный CS нестабильный или в нем есть доля рандома. Просто сейчас очень высокая конкуренция и много факторов, влияющих на твое выступление. Если ты в какой-то момент подрастерялся, это может стоить тебе места на крупном турнире.

— А какие проблемы есть у нас, которых нет у других? Что мешает другим командам нашего региона приблизиться к тем же Natus Vincere?

— NaVi — топ-2 мира, они на другом вообще уровне находятся. Что мешает региону? Ну не знаю. Нашим командам почти не дают инвайты никакие. Часто общаюсь с командами и слышу о том, что организаторы приглашают на турниры команды ниже уровнем. Наш регион не особо уважают, как мне кажется. Или не хотят просто париться по визам и т. д.

Я не знаю, какие причины. Мне кажется, если команды вроде AVANGAR, Vega Squadron или Spirit чаще выступали бы на европейских ланах, то и уровень бы их повысился. У нас 4 команды в топ-20 — это хороший показатель в любом случае. <...>

Пройти отборочные — целая эпопея. Там не то чтобы читеры, а просто такой уровень, что ты можешь отлететь от любых чуваков. Когда есть инвайты, гораздо проще выступать. Есть команды, которые вообще не заслуживают инвайтов, а их приглашают. Пользуются старыми регалиями. Та же Virtus.pro. На американский DreamHack приглашают Team Envy. Я понимаю, рынок, все дела. Но почему бы не пригласить одну команду из СНГ? <...>

Сейчас [наибольшие шансы приблизиться к NaVi] есть у AVANGAR и Vega. Но опять же — огромный путь предстоит. Сложно сравнивать: в NaVi играют s1mple и electronic, которых в любую команду засунь — они будут играть в топе.

— Но s1mple и electroNic не из ниоткуда появились.

— Я еще два года назад говорил, что electronic будет крутым игроком. Симпл выступает на высочайшем уровне уже столько времени. А игроки из Веги или AVANGAR тоже супермолодцы, но если брать уровень, то [в NaVi] он, конечно, выше. Нужно время, опыт и желание становиться лучше.

HellRaisers уже довольно давно отказались от русскоязычного состава. Как ты оцениваешь эту практику? Проще ли сформировать сильную команду из европейцев, чем из игроков нашего региона?

— Нет такого, что нужно собирать европейских игроков или нужно собирать игроков из СНГ. Они коллегиально решили, что будут идти в сторону Европы. Там тренер многое определяет, ему, как мне кажется, комфортнее работать с европейскими игроками. Это выбор команды. У многих был скепсис по поводу игроков, которых они изначально взяли. А у меня не возникало сомнений, что они будут хорошо играть.

Каждая команда выбирает свой путь. В долгосрочной перспективе посмотрим, но HR будет сложно стать тир-1 командой даже с приходом такого игрока, как HObbit. Я не считаю, что что-то принципиально поменяется. Не знаю почему. HObbit — очень талантливый игрок, чемпион мейджора. Но ты спрашиваешь мнение, вот я его высказал.

— То есть это скорее чувство?

— Это не чувство. Я давно слежу за этой командой, и мне кажется, что сейчас там будет очень высокий уровень личного эго и люди могут начать тянуть одеяло на себя. Тренеру, аналитику и капитану может быть очень сложно с этим справиться. В этой команде выступает мой хороший товарищ, в ней работают мои бывшие тиммейты и друзья. У меня нет никакой неприязни к организации, просто в CS важен баланс, а он у них по-моему будет нарушен.

— Ты выступал за Gambit и Elements Pro Gaming: как устроены эти организации изнутри? Организации из СНГ в целом?

— Сложно сравнивать. Не потому, что они находятся на разном уровне, просто у них разные подходы, возможности. Скажу за себя: в EPG мне было гораздо комфортнее работать. Я благодарен людям, у меня не возникало никаких проблем. Мне очень обидно, что хороших результатов мы не достигли.

— Ты имеешь в виду менеджмент?

— Это бизнес. Наивно полагать, что к тебе должны относиться хорошо или плохо. Ко всему надо относиться профессионально. Просто в EPG мне больше понравилось.

— Просто интересно, как влияют завышенные ожидания у клуба…

— Ты в постоянном напряжении находишься от того, как тебе говорят, что ты плохо выступаешь, а надо лучше и лучше. С одной стороны, команда понимает, что ей нужно стремиться к большему, и это правильно. Другое дело — когда над тобой висит этот момент.

— Организациям стоит изменить подход?

— В Gambit у меня были споры с руководством: они говорили о том, что мы ничего не показываем, а мне казалось, что мы начали с нуля и выдали хорошие результаты, прошли на мейджор.

Не могу сказать, что было давление, но и сказать, что было суперкомфортно работать, я тоже не могу.

— В связи с этим возник вопрос: плюсы от того, что молодая команда находит организацию, очевидны. А минусы на поверхности не лежат.

— Все должны выполнять свою работу и создавать такую атмосферу, в которой люди должны достигать высоких результатов. Может быть, проблема в том, что я в Gambit медленно все планировал. Мне казалось, что все идет планомерно и нормально, а руководству казалось иначе. Может, я здесь неправ. Я не знаю. Комфорт — не единственная вещь, которая важна. Самое важное — это результат. Ребята выиграли мейджор, значит, они в чем-то правы.

— Еще немного про молодых и про опытных. За тобой закрепилось прозвище «Дядя Митя». Как вообще выстраиваются отношения Дяди Мити с условным молодым игроком? Какие сложности, скорее всего, возникнут, или все слишком индивидуально?

— Чаще всего проблема одна и та же: люди обладают талантом, но не желанием работать. Они живут по принципу «я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь». Они играют миксы, пикают где хотят, а потом начинают играть в команде, где перед тобой стоят задачи, у тебя есть роли. Всегда упираемся в одно и то же. Люди говорят: «Я так не хочу играть».

Того, что я озвучил в самом начале, и не хватает — психология, терпение. Это присуще молодежи даже в спорте. Все мы знаем примеры из большого футбола, когда парня 18-19 лет считают будущей легендой русского футбола, а он становится никем. В киберспорте то же самое. Можно просто изучить нашу сцену и понять, что таких примеров много: молодые игроки чего-то достигают, а потом им нужно перестроиться, стать сильнее, провести работу над собой. А они выше всего ставили свое эго, которое в итоге вставало им боком. Кто-то возвращался, кто-то до сих пор сидит на дне.

Если мозги правильно работают, то люди не совершают таких ошибок. А если человеку попадаются всякие соблазны, особенно если он недалекий, ему очень тяжело будет вернуться в топ.

— Почему у нас не появляются молодые капитаны? Все, кто сейчас что-то показывает, — опытные, возрастные ребята.

— Потому что это достаточно неблагодарная роль, которая в первую очередь подразумевает жертвы. Все хотят просто играть, бегать на точки, кидать гранаты и убивать чуваков. А проводить работу никто не хочет, таких людей очень мало. Это общая тенденция CS.

Комментарии