Статья

Кому в Counter-Strike жить хорошо: почему в игре постоянно меняются чемпионы

Пять последних крупных турниров по CS:GO выиграли пять команд из трех регионов — пару лет назад представить такое было невозможно. Cybersport.ru объясняет, почему на про-сцене уже давно нет одного фаворита, как на это влияет система «мейджоров» и за счет чего американские команды перестали быть объектом для шуток.

Расстановка сил на заре профессионального CS:GO

Counter-Strike: Global Offensive вышла в 2012 году, но не все профессиональные команды сразу бросили Source и 1.6 в пользу сырой игры. И пока они плевались,  Ninjas in Pyjamas поняли, что за новой версией будущее и первыми сменили дисциплину. Благодаря этому команда безоговорочно доминировала на про-сцене до весны 2013 года — хоть  VeryGames и постоянно пыталась этому помешать. Коллектив установил рекорд по количеству выигранных карт подряд — 87. Сейчас побить его невозможно.

Кульминация «эпохи NiP» — победа на ESL One Cologne 2014 | Фото: HLTV

С ростом конкуренции и плавным транзитом остальных топовых коллективов в CS:GO лидерство NiP перестало быть безоговорочным, хотя команда продолжала выигрывать. К середине 2014 года в полную силу заиграла  Fnatic, которая потеснила шведских коллег с пьедестала и начала соревноваться с Team LDLC. Победная серия для нее продолжилась в 2015 году, хотя к серьезным конкурентам присоединились и датчане из  Team Dignitas ( Team SoloMid).

Таким образом, в 2012-2015 годах на сцене было совсем немного сильных команд, которые в ранних стадиях турниров выносили всех лишних, а начиная с полуфиналов соревновались между собой. Но на короткой дистанции фавориты были очевидны, поэтому угадать, например, победителя ESL One Cologne 2015 было просто еще до начала турнира.

Предсказуемо и скучно, не так ли? Но все поменялось в 2016 году…

 

Еще один день в офисе — выиграв ESL One Cologne 2015, Fnatic стала трехкратным чемпионом мира | Фото: HLTV

Что происходит в последние годы

Если проследить современную историю  SK Gaming, станет ясно, что ее феноменальная игра в первой половине 2016 года — результат постоянного прогресса. Команда  Габриэля «FalleN» Толедо с 2015 года была постоянным участником плей-офф «мейджоров» и закрепилась в статусе одного из сильнейших коллективов Северной Америки, а чуть позже стала выходить в финалы крупных международных соревнований от сторонних организаторов.

На MLG Major Championship: Columbus она стала чемпионом мира, а затем повторила успех в Кёльне. Но 2016 год нельзя окрестить «эпохой SK Gaming». А все потому что на остальных ивентах она часто не добиралась даже до финалов. Ее обыгрывали  Cloud9,  G2 Esports,  OpTic Gaming,  Virtus.pro G2A, Ninjas in Pyjamas.

В 2017 году эта тенденция стала закономерностью. Весной-летом SK Gaming и  FaZe Clan были безоговорочно лучшими, но настал чемпионат мира — и одна остановилась в первом раунде плей-офф, а другая вообще не вышла из группы, уступив во всех матчах. Ну а в финале боролись  Gambit Esports и  Immortals, которых за фаворитов вообще никто не считал, кроме, разве что,  Алексея «yxo» Малецкого.

Временной отрезок «доминации» сократился до нескольких месяцев, ни о каких «эрах» речь сейчас не идет. Соревнования выигрывают разные команды, которые уже через неделю могут уступить номинальному аутсайдеру. Сейчас очертить пул фаворитов — проблема, поскольку есть Astralis, есть SK Gaming и есть FaZe Clan, но в то же время рядом притаились  North, G2 Esports, Gambit Esports, NiP и Immortals. Угадать, кто из них станет чемпионом следующего крупного турнира, почти невозможно, а в рейтинге HLTV они меняются местами чаще, чем  Natus Vincere G2A выпускают видео с буткемпов.

Почему все так поменялось?

OpTic Gaming неожиданно для всех выиграла ELEAGUE Season 2 | Фото: HLTV

Рост регионов, команд и игроков

На ситуацию сильно повлияло то, что киберспорт в целом изменился. Его больше не считают маргинальным развлечением, во многих частях мира теперь есть дешевый доступ в интернет, повсюду появились универсальные площадки, где соревнуются пользователи всех регионов. Игроки и команды быстрее сокращают разрыв между любительским и про-уровнем, чем это было еще несколько лет назад. История  Робина «ropz» Кула не нова, но очень показательна — вчерашний эстонский школьник еще и полугода не поиграл на высочайшем уровне, а уже победил на ESG Tour Mykonos 2017.

Новые команды и игроки не развиваются в вакууме. Пару лет назад коллективы из Северной Америки били рекорды по спаму «NA LCS LUL» в минуту в чатах Twitch, а теперь Cloud9 и  Team Liquid часто пробиваются в финалы. Если в 2014 году об уровне региона переживал  Спенсер «Hiko» Мартин, то теперь команды многому научились у SK Gaming и оппонентов из Европы в плане построения сильного коллектива. Ну а метко стрелять американцы умели всегда.

На ESL One New York Team Liquid была хороша, но остановить FaZe Clan ей было не под силу | Фото: HLTV

История успеха команды FalleN мотивирует не только бразильских, но вообще всех игроков в CS:GO. Кого сейчас можно причислить к самым сильным мастерам?  Никола «NiKo» Ковач,  Александр «s1mple» Костылев,  Марсело «coldzera» Давид,  Николай «device» Ридтц — сплошь юные самородки. А сколько еще появится дарований, которые будут вдохновляться демками SK Gaming с «мейджоров» 2016 года?

По совокупности всех этих факторов отстающие команды постепенно догоняют, а то и обходят лидеров мирового Counter-Strike.

Очень много турниров

Еще недавно пересчитать крупные турниры по Counter-Strike можно было по пальцам, но сейчас количество ивентов выросло резко и в разы. Если в 2013-2015 гг. призовой фонд в $250 тыс. считался большим, то теперь он стал просто «нормальным», а самые сильные команды вовсе перестали размениваться на турниры DreamHack Open с их жалкими $100 тыс.

Чемпионаты, не уступающие «мейджорам» ни в чем, кроме статуса, проходят чуть ли не каждую неделю. Это связано с появлением новых игроков на рынке турнирных операторов — ELEAGUE, EPICENTER, ESG. У тир-2 команд теперь больше шансов проявить себя, ведь лидеры не могут поддерживать такой темп. Та же  Astralis пропустила ESL One Cologne 2017, чтобы получше подготовиться к «мейджору» в Кракове. А на ESL Pro League Season 5 она и вовсе не квалифицировалась.

Astralis усиленно готовилась к PGL Major, но в полуфинале ее остановила Gambit Esports | Фото: HLTV

Критерием успешности сейчас стали не постоянные победы на турнирах, а то, может ли команда стабильно входить на них хотя бы в топ-4. SK Gaming удерживает лидерство в рейтинге HLTV не потому, что из раза в раз становится чемпионом, а потому что приспособилась к новым условиям.

Best-of-1 как фактор случайности

Best-of-1 — рулетка, и не только в «Доте», но и в современном Counter-Strike. На большинстве турниров до сих пор используют этот формат в групповых этапах, поэтому до плей-офф отсеиваются не только слабые команды, но и фавориты. Особенно заметно это было по системе GSL, где для выхода из группы достаточно выиграть две карты. Это не нравилось всем — игрокам, аналитикам, болельщикам. Исправить ситуацию должен был переход на швейцарскую систему, но оказалось, что она тоже дает сбой, если изначальный посев команд не проводился должным образом. В матчах до одной победы равные по силам коллективы не могут выявить лучшего в паре из-за «случайности» противостояния. Из-за этого часто случаются казусы, которых можно было бы избежать, применяй организаторы в группах best-of-3.

Valve не спешит менять систему «мейджоров»

Отдельно надо отметить систему «мейджоров» от Valve. Эти турниры — самые статусные, самые вожделенные для команд. Но их формат и система отборов не выдерживают критики.

Хорошая форма команд в CS:GO очень скоротечна, а «мейджоры» проходят всего дважды в году. А инвайты на них получают те коллективы, что вышли в плей-офф на прошлом чемпионате. За время между турнирами коллективы теряют форму и их участие в чемпионате мира вызывает вопросы. Почему же Valve не вознаграждает команды за стабильно успешное выступление в течение сезона?

Похожее правило работает и на отборочных — в них напрямую попадают участники прошлого major-турнира, которые не смогли выйти из группы. Из-за этого на сцене есть команды-иждивенцы вроде  FlipSid3 Tactics, у которой на сезон есть только одна главная цель — попасть на «мейджор». А сделать это не так и сложно, когда у команды есть уйма времени для подготовки к отборочным, где достаточно выиграть три матча best-of-1.

 Splyce — яркий пример «пассажира» на «мейджорах» | Фото: HLTV

Система «майноров» тоже очень спорная — регионы различаются по уровню игры, но для СНГ, Азии-Океании, Европы и Америки выделяется ровно по два слота. И если сравнивать общий уровень команд — участниц «майноров», становится ясно, что европейский регион куда сильнее остальных, но дополнительных преференций он не получает.

Нерепрезентативная выборка команд вкупе со швейцарской системой и матчами bo1 привела к тому, что на PGL Major в первом же раунде плей-офф встретились два главных фаворита — SK Gaming и Astralis, а в другой части сетки играли  BIG и Immortals. Кто-то скажет, что правила для всех едины, а случайности будут происходить всегда, и будет по-своему прав. Но команды, которые не только выживают, но и показывают превосходные результаты на сцене, живущей в режиме мясорубки, заслуживают поощрения, особенно если речь идет о чемпионатах мира.

Что дальше?

Следить за сценой CS:GO стало интересней: команды играют почти без перерывов; система турниров не позволяет расслабиться даже сильнейшим — за малейшее расхолаживание сразу наказывают; растут регионы, появляются новые команды и игроки.

Но в то же время рядовые зрители не понимают, за кого болеть, если победители меняются по нескольку раз в месяц. Неясно и то, какой турнир важнее: ESL One Cologne или DreamHack Masters? Самыми статусными вроде должны быть «мейджоры», но их статус чемпионата мира эфемерен, — по факту они мало чем отличаются от крупных ивентов ELEAGUE или ESL.

Сейчас про-сцена напоминает один большой котел, где нет главных турниров и команд. Ее можно сравнить с литературным произведением без кульминации — все играют, где-то что-то выигрывают, но для чего? Где кончается один сезон и начинается другой? Как выявить по-настоящему сильнейшего? Возможно, сцене помог бы аналог The International, а пока конца этой бойне не видно.

Комментарии