Гоночный киберспорт, часть первая. Gran Turismo как путь в реальный автоспорт
Статья

Гоночный киберспорт, часть первая. Gran Turismo как путь в реальный автоспорт

У фанатов киберспорта соревнования по автосимуляторам не пользуются особым спросом. Но за последние годы эта ниша значительно развилась благодаря привлечению фанатов реальных гонок. Gran Turismo — первый симулятор, который предоставил игрокам возможность сесть за руль настоящей гоночной машины. О нём мы и расскажем в первой части серии материалов про гоночный киберспорт.

Отец всех симуляторов

Gran Turismo — эксклюзивная серия автосимуляторов для консолей PlayStation, первая часть которой вышла в 1997 году. К тому моменту в мире видеоигр хватало различных гонок, но создатель Gran Turismo Кадзунори Ямаути задумал, казалось бы, невозможное — сделать такую игру, которая будет максимально близко соответствовать реальному вождению.

Технологии тех лет и производительность железа не позволяли сделать реалистичную физику и графику. Но именно Gran Turismo первой предложила игрокам хотя бы немного ощутить то, насколько сложно проходить повороты на гоночных треках и как важны траектория, скорость и правильная передача.

Гонка на четвёртом «Эволюшене» в Gran Turismo. Смотрится примитивно, но физика была намного реалистичнее, чем в других гоночных играх
Гонка на четвёртом «Эволюшене» в Gran Turismo. Смотрится примитивно, но физика была намного реалистичнее, чем в других гоночных играх

Кроме того, в GT было огромное количество лицензированных машин, о чём другие гоночные игры могли только мечтать. Дело в том, что Gran Turismo не ограничивалась Ferrari, Lamborghini, Aston Martin и другими машинами, которые в реальности доступны лишь избранным. Разработчики добавили в игру заряженные версии популярных и относительно дешёвых автомобилей вроде Subaru Impreza WRX STI, Mitsubishi Lancer Evolution, Honda Civic Type-R и другие.

Gran Turismo, по сути, стала мостом для поклонников компьютерных игр в мир гонок. Это оценили и фанаты жанра — спустя 12 лет она до сих пор держит первое место в рейтинге жанра на Metacritic. Дебютная часть стала самой продаваемой игрой для PlayStation — многие покупали приставку только для того, чтобы погонять в GT. Со временем серия развивалась — улучшалась графика, добавлялись трассы, модель повреждений, новые автомобили. Дошло до того, что шестая часть серии попала в Книгу рекордов Гиннеса с наибольшим количеством лицензионных машин — более 1,2 тыс. штук. К концу 2018 года Sony отчиталась о 80 млн проданных копий всех версий.

Из виртуальных гонок в реальные

Успех игры от Кадзунори Ямаути сделал его влиятельным человеком в автомобильной индустрии. Благодаря Gran Turismo многие марки машин, которые не пользовались спросом, становились всё популярнее и востребованнее на рынке. Новая эпоха в развитии симулятора началась в 2007 году после старта сотрудничества с Nissan. Кадзунори Ямаути и его студия Polyphony Digital помогли автоконцерну разработать программное обеспечение для бортового компьютера его новейшего на тот момент суперкара — Nissan GT-R R35. А спустя год уже совместно с издателем Gran Turismo — Sony — автоконцерн запустил программу GT Academy.

Интерфейс бортового компьютера Nissan GT-R R35, разработанный Polyphony. Водитель может выводить на экран массу параметров, начиная от давления и температуры масла и заканчивая боковыми перегрузками
Интерфейс бортового компьютера Nissan GT-R R35, разработанный Polyphony. Водитель может выводить на экран массу параметров, начиная от давления и температуры масла и заканчивая боковыми перегрузками

Автогонки — увлечение недешёвое. Сам автомобиль, постоянно изнашивающиеся агрегаты и узлы, шины, а также возможность выехать на трассу стоят нереальных денег. Другое дело — автосимулятор. Для того чтобы освоить его в совершенстве, достаточно копии игры, хорошего руля с педалями и коробкой передач, а также консоли. Гоняя по виртуальным трассам, игроки получают массу необходимых знаний для реальных гонок. И программа GT Academy как раз давала шанс виртуальным гонщикам проявить себя на настоящих трассах и автомобилях. Победителей приглашали в гоночную команду Nissan Motorsport, которая выступала в нескольких профессиональных сериях под эгидой Международной федерации автоспорта (FIA).

К участию допускались игроки возрастом от 18 лет с правами категории B. После отбора в онлайне, который длился два месяца, выбирались 24 лучших гонщика из каждой страны-участницы. Они приезжали на LAN-финал, где отсеивалась ещё часть претендентов. Затем лучших из лучших привозили на гоночный трек Сильверстоун в Великобритании, где они проходили различные тесты, причём не только гоночные, но и на физподготовку. Nissan отбирала победителя, который получал контракт с гоночной командой, проходил дополнительное обучение, а после получения гоночной лицензии заявлялся на официальные соревнования FIA.

Первый сезон прошёл в 2008 году. Победителем стал испанец Лукас Ордоньез. Впоследствии он провёл в Nissan Motorsport десять лет — его контракт закончился в декабре 2018-го. За это время он выиграл множество наград, в числе которых два подиума на легендарной «24 часа Ле-Мана» в классе LMP2.

С 2011 года в программу добавили США, а в 2012 и 2013 годах отборочные GT Academy проходили и в России. В первом российском национальном финале выбрали 13 игроков, которых пригласили на тесты на Сильверстоуне. Лучше всех себя показал Марк Шульжицкий. По правде говоря, у него был гоночный опыт до GT Academy — до 20 лет он занимался картингом. Этот опыт помог Шульжицкому опередить всех конкурентов по национальному финалу и получить приглашение в Nissan Motorsport. В первой же гонке «24 часа Дубая» его команда (победители GT Academy других регионов и профессиональный гонщик Роман Русинов) финишировала второй в своём классе.

Команда GT Academy на гонке «24 часа Дубая 2013»: победитель конкурса в Европе Вольфганг Райп, первый чемпион проекта Лукас Ордоньез, профессиональный гонщик Роман Русинов и Марк Шульжицкий, который выиграл российскую серию GT Academy
Команда GT Academy на гонке «24 часа Дубая 2013»: победитель конкурса в Европе Вольфганг Райп, первый чемпион проекта Лукас Ордоньез, профессиональный гонщик Роман Русинов и Марк Шульжицкий, который выиграл российскую серию GT Academy

В 2013 году лучшим из россиян в GT Academy стал Станислав Аксёнов. На тот момент он был студентом и работал перегонщиком автомобилей у одного из автодилеров. После победы он признался, что купил приставку и начал играть в Gran Turismo только для того, чтобы поучаствовать в проекте и пробиться в автоспорт. В первой официальной гонке «24 часа Дубая 2014» Аксёнов одержал победу в классе SP2. Сейчас он работает инструктором в московском центре вождения Porsche.

После этого Nissan провела ещё четыре сезона GT Academy, только уже без российских отборочных. С каждым годом программа сокращалась, и после 2016-го её закрыли. За это время через GT Academy прошли 22 пилота с разных уголков мира. Своих легендарных гонщиков вроде Михаэля Шумахера она так не вырастила. Но некоторые получили контракты с профессиональными гоночными командами различных серий, в том числе NASCAR, Blancpain Endurance Series и European Le Mans Series.

Настоящая спортивная Gran Turismo

В 2015 году на Paris Games Week анонсировали новую часть автосимулятора — Gran Turismo: Sport. Разработчики намеренно не назвали игру GT7, так как хотели подчеркнуть, что это не продолжение серии, а абсолютно новый продукт. Они отказались от режима карьеры, сократили количество машин, оставив лишь то, что нужно для киберспортивной платформы.

Ещё в процессе разработки Polyphony Digital заключила партнёрское соглашение с FIА. В июне 2016 года, когда игра ещё не вышла, Ямаути объявил, что лучшие пилоты в GT: Sport смогут получить настоящую гоночную лицензию! В тот момент главный разработчик рассказал о 22 странах, которые её признают, и пообещал, что подробную информацию о процессе её оформления расскажут позже. Игру выпустили 19 октября 2017 года, но эту программу до сих пор не внедрили. В последний раз про неё вспоминали в начале 2018-го в интервью с Кадзунори Ямаути. Он заявил, что всё ещё в силе, но процесс утверждения программы займёт некоторое время.

Но и без этого сотрудничество с FIA уже дало свои плоды. Под эгидой федерации в 2018 году прошли два киберспортивных соревнования по Gran Turismo: Sport — FIA GT Championship Nations Cup и FIA GT Championship Manufacturer Series. В первом игроки представляли свои страны, а во втором — автопроизводителей на их собственный выбор. Сезон начался с предварительного LAN-турнира на автодроме Нюрбургринг в Германии, затем через несколько онлайн-этапов определились региональные финалисты. Лучшие из них посетили мировой финал в Монако, который прошёл с 16 по 18 ноября.

Чемпион FIA GT Championship Nations Cup Игор Фрага
Чемпион FIA GT Championship Nations Cup Игор Фрага

Чемпионом Nations Cup стал 20-летний бразилец Игор Фрага, а второе и третье места достались немцу Михаилу Хицалу и австралийцу Коди Николе Латковскому. В Manufacturer Series победу праздновала команда Lexus, за которую выступали американец Тайрел Мидоус, француз Винсен Рего и японец Каната Каваками. Мидоус, кстати, был финалистом американской GT Academy 2013. Второе и третье места заняли Toyota и Aston Martin.

Четыре чемпиона получили кое-что покруче, чем просто кубок FIA GT Championship, — ежегодную награду FIA, церемония вручения которой прошла в академической Филармонии им. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Впервые виртуальные гонщики оказались наравне со звёздами «Формулы-1» Льюисом Хэмилтоном, Кими Райкконеном и Себастьяном Феттелем. И это событие — реальный показатель того, что гоночный киберспорт, особенно в Gran Turismo, не просто существует, а признан на самом высоком уровне.

Чемпионы FIA GT Championship 2018 на церемонии награждения FIA с президентом федерации Жаном Тодтом
Чемпионы FIA GT Championship 2018 на церемонии награждения FIA с президентом федерации Жаном Тодтом

При этом и Nissan после годового перерыва запустила новую программу поддержки лучших гонщиков Gran Turismo: Sport. В середине лета NISMO (гоночное подразделение Nissan) анонсировала чемпионат Nissan GT Sport Cup. В нем участвовали игроки из Европы, выбравшие эту марку для FIA GT Championship Manufacturer Series. По итогам онлайн-гонок с июля по август руководство команды выбрало 12 лучших пилотов, которые выступили на LAN-финале в Барселоне во время этапа гоночной серии Blancpain GT Series Endurance Cup. Всех их также пригласили в тренировочный лагерь Nissan на Сильверстоуне, где каждый получил возможность прокатиться на настоящем автомобиле по гоночной трассе. Кроме того, победитель турнира в Барселоне посетил мероприятие NISMO Festival 2018 на японском автодроме Фудзи.

Сама же игра продолжает развиваться — с каждым обновлением появляется всё больше трасс, автомобилей и онлайн-лиг. Подробности нового сезона FIA GT Championship (расписание и места проведения локальных турниров) пока не анонсировали, но в онлайне уже проходят предварительные заезды. А в следующей части мы расскажем про то, как обстоят дела в соревнованиях по Formula-1 и как лучший гонщик в этом симуляторе впервые сел за руль в реальной жизни — не в папину машину или в автошколе, а на ежегодном шоу-турнире лучших пилотов мира — Race of Champions.

Комментарии