Статья

«Через 10 лет киберспорт станет популярнее обычного?». На НТВ обсудили компьютерный спорт

56

В программе «Мы и наука. Наука и мы» на телеканале НТВ обсудили киберспорт. «Оптимисты», «скептики», а также эксперт передачи высказали мнения о том, может ли компьютерный спорт стать популярнее обычного через десять лет.

О сходствах и различиях традиционного и компьютерного спорта

Алексей Капустин, доктор химических наук, профессор, эксперт программы: «Чем киберспорт и обычный спорт похожи и чем отличаются? Спорт — это человеческая активность, заключающаяся в сравнении физических способностей. Киберспорт — это человеческая активность, заключающаяся в сравнении способностей играть в видеоигры.

Основной критерий спорта — это преобладание мастерства над везением. Случай не должен определять исход, только персональные и командные навыки. И это полностью соответствует и киберспорту.

Спортивные передачи смотрят миллионы людей, а топовые — например, чемпионат мира по футболу, — миллиарды. Компьютерный спорт пока не может похвастаться такими числами, но миллионная аудитория уже не редкость. В спорте предусмотрены соревнования для людей с ограниченными возможностями, в киберспорте таких возможностей еще больше».

О будущем киберспорта

Алексей Капустин: «И сам спорт, и подготовка к соревнованиям есть не что иное, как самосовершенствование человека. А также спорт и физкультура — это получение физического и не только физического удовольствия.

Я тоже увлекаюсь киберспортом: предпочитаю защищать свои растения от зомби и строить свою собственную цивилизацию. Но для меня очевидно, что киберспорт никогда не станет настоящим спортом.

Более 30 лет по утрам я плавал в море или в озере, 30 лет занимаюсь альпинизмом, более 10 лет — подводным плаванием. И я никогда не поверю, что можно создать какую-то компьютерную игрушку, которая заменит все эти удовольствия».

О путях развития киберспорта

Президент ФКС России Дмитрий Смит: «Здесь я бы разделил все на два потенциально возможных пути. Первый — это путь аватара, когда человек будет надевать некий виртуальный костюм, и его игровой аватар будет повторять все его действия. То есть он будет физически взаимодействовать с пустотой в окружающем мире, а костюм будет создавать ему нагрузки, и его действия будут передаваться.

В принципе, уже сейчас можно поиграть таким образом в гольф, немножечко в футбол, немножечко пострелять в виртуальной реальности. Но мне это кажется все-таки менее вероятным стечением обстоятельств, нежели второй путь.

Второй путь — это появление некого нового манипулятора. Сейчас большинство молодых людей уже не представляют себе то время, когда у компьютера не было мышки. А ведь когда-то была только клавиатура, а мышки не было. Я помню прекрасно свое состояние, когда я в первый раз взял в руки мышку. Какие передо мной открылись возможности! Насколько я почувствовал, как у меня крылья выросли!

Сейчас я ожидаю, что появится нечто подобное. Может быть, появятся какие-то перчатки — когда каждой фалангой пальца можно будет передавать необходимые команды. Скорее всего, появится какой-то новый способ управления, который не привнесет физической дополнительной нагрузки, но позволит значительно больше возможностей для контроля».

О популярности киберспорта

Александр Тхостов, клинический психолог, психоаналитик: «Мне кажется, что нет, никогда [киберспорт не станет зрелищнее и популярнее спорта]. Если спорт люди смотрят как шоу, они не играют сами, безусловно, но вы же видите, какие страсти у футбольных фанатов — идентичность у них, ужас какой-то! Это возможность лежа на диване с пивом соучаствовать в этом с живыми людьми.

Это очень важный момент, что психологически сопереживание все-таки будет с живыми людьми. Даже когда речь идет о гонках на автомобиле, мы не за машиной следим, мы следим за пилотом, за его чувствами. Поэтому мне кажется, что нет.

Но я боюсь, что соблазн киберспорта настолько велик, что он втянет в себя многих людей и отвлечет их от нормального вида спорта. И это, на мой взгляд, больше похоже на наркотик, а не на спорт».

О здоровье в традиционном и компьютерном спорте

Юрий Алашев, предприниматель: «Профессиональный спорт вредит здоровью, потому что перегрузки, конечно, вредят. Но, по крайней мере, физкультура помогает здоровью. А киберспорт при перегрузках может вызывать даже какую-то зависимость; какие-то случаи рассказывают, как киберспортсмены убивают родителей, я слышал... А в своей физкультурной форме он просто развлечение.

Не всякую игру можно называть спортом. Люди соревнуются в самых разнообразных вещах — в поедании сосисок на скорость, например. Не надо все подряд называть спортом. Разные есть игры, которые что-то там развивают: люди играли раньше в преферанс, много очень в карты играли; в какие-то другие игры. Сейчас их естественным образом вытесняют киберигры.

Но светлое имя спорта, который все-таки связан с физкультурой — в своих крайних проявлениях он вредит, как любая крайность, но в разумных [пределах] — это очень важная часть. А киберспорт в разумных [пределах] как любая игра настольная в лото: она укрепляет семейные связи, имеет пользу, но спорт мы все-таки ассоциируем с физическим движением, и я против того, чтобы от этого уходить. Потому что в мире, когда мы и так виртуализируемся больше и больше, еще и спортом называть, когда двигается три пальца... Лучше оставить спортом, когда двигается все тело».

Киберспорт повторно признали в России в июне 2016 года. Его включили в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта. 13 апреля 2017 года его переместили во второй раздел, к которому относятся футбол, хоккей и баскетбол. 6 июля 2018 года Федерация компьютерного спорта России получила статус общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт» на 4 года.

Комментарии