Новость

«Будущее уже здесь». История баскетболиста в киберспорте

Пару лет назад я наблюдал кое-что, что сильно меня впечатлило.

Скорее даже не наблюдал, а ощущал.

Я стоял в переполненном «Мэдисон-сквер-гардене» и ощущал, как вся арена сотрясается. За свою спортивную карьеру я такое испытывал часто, однако в этот раз все было по-другому: меня окружали не баскетбольные фанаты, я находился среди десятков тысяч геймеров.

Сходить на североамериканский чемпионат по League of Legends 2015 года я решил для того, чтобы стать ближе к моему сыну Кайлу: он начинающий разработчик компьютерных игр. С тех самых пор, как он научился маневрировать мышью, увлеченное геймерство нам помогало найти общий язык. Оттого я и рассматривал крупные игровые мероприятия без острого скепсиса, свойственного здесь некоторым людям моего поколения (а то и большинству из них). Я всегда отдавал должное играм за их способность объединять людей. И все же меня поразило то, что я увидел на том чемпионате.

Дело было не в том, что болельщики на трибунах разительно отличались от тех, к кому я привык. Ровно наоборот. Когда я играл в студенческой команде университета Северной Каролины, у нас бывали напряженные матчи с соперниками из Дюка. В составе «Лейкерс» я выиграл три чемпионата НБА. Мне посчастливилось выступать на известнейших стадионах перед самыми страстными фанатами в мире.

В день, когда в «Мэдисон-сквер-гардене» играли в League of Legends, все эти воспоминания разом захлестнули меня.

Я всегда стараюсь быть в гармонии со своим телом и своими эмоциями, и пережитое на том мероприятии меня впечатлило. Такого накала страстей, такого энтузиазма я не помнил со времен, когда сам был игроком. Попросту говоря, я однозначно понял, что все это всерьез.

В «Мэдисон-сквер-гарден» я пришел без какой-либо предвзятости в пользу профессионального гейминга или против него, а спустя 48 часов я осознал: вот он, шанс, выпадающий раз за всю жизнь. Там и тогда я и решил заняться киберспортивным бизнесом.

Я нашел это разумным с нескольких сторон. У меня была бы возможность заниматься тем, что увлекает и меня, и сына. Я смог бы стать частью команды, выступающей на соревнованиях высшего уровня. А еще это была бы очень ранняя инвестиция в индустрию, растущую взрывными темпами.

Но в этот раз все было не так, как с университетской командой — «Селтикс» или «Лейкерс», — где мой круг общения был выстроен за меня. Тут не было никакой организации, куда я мог бы вступить. И никакого наставника вроде Ларри Бёрда, что давал бы мудрые советы в раздевалке. Впервые за всю мою жизнь в профессиональном спорте у меня не было тренера. Команду, которая поддерживала бы меня, предстояло создать самому.

Вот почему я обратился к Амиту Раизаде, который уже бывал моим партнером в успешных деловых начинаниях.

В Амите меня больше всего восхищают дальновидность, честность и открытость, а также понимание того, как правильно выстраивать сделки, и уверенность в собственных силах. Для спортсмена важно верить в свои способности, и в бизнесе это тоже крайне важный фактор. Амит проделал невероятно много закулисной работы, и часто жертвовал личной жизнью ради бизнеса. И что самое важное, он готов был выделить время на то, чтобы объяснять мне разные аспекты выстраивания прочного делового фундамента.

Сперва мне пришлось его убеждать, но затем Амир изучил тему и увидел в ней перспективы. Он принял участие в создании франчайзинговой концепции. В 2015 году мы совместно учредили Echo Fox, ставя перед собой цель выстроить ведущую в мире киберспортивную организацию.

Амит помог мне набрать в главный офис опытных коммерческих администраторов, а также экспертов в финансовой, юридической и нормативно-правовой области. Он убедил Страттона Склавоса, бывшего генерального директора Verisign и совладельца «Сан-Хосе Шаркс», стать нашим совладельцем и председателем правления. Вместе мы наняли генеральным директором Джейса Холла, легенду игровой индустрии.

Правильный менеджмент был необходимым элементом, однако без игроков франчайз — ничто. И пожалуй, одной из самых приятных частей нашего пути стал поиск талантов, подходящих нашей команде.

Я вспоминаю, как познакомился с Froggen’ом, датским игроком в League of Legends.

Меня поразило, сколько у общего с великолепными игроками, которых я повстречал за свою карьеру в НБА. Это был человек, который был сосредоточен на одном деле по 16 часов в день, потому что стремился стать лучшим. От таких ребят как Коби Брайант и Ларри Бёрд он отличался лишь узнаваемостью своего имени. Как спортсмен, участник состязания, он походил на них, и это было для меня очевидно — а я знавал выдающихся спортсменов. Конечно, киберспорт до сих пор окружают застарелые предрассудки людей, которые даже не удосужились в нем разобраться, однако я всегда понимал, что если кто-то вроде Froggen’а непонятен для старшего поколения, то это нисколько не убавляет смысла тому, чем он занимается.

Как бы то ни было, у Froggen’а с его талантом аудитория не гипотетическая — она вездесуща; зрители и следят за его выступлениями в онлайне, и заполняют стадионы по всему миру. В Froggen’е я увидел обычного соревнующегося спортсмена, который стремится достичь в чем-то мастерства и выделяется на фоне всего остального мира. Подобно основным спортивным дисциплинам в США, [League of Legends] это игра, в которую играют миллионы людей, а он пришел в ней к высшему уровню мастерства. Зачем тут выражать скепсис? Просто оцените.

Из игроков, подобных Froggen’у, мы стали создавать команды, которые теперь состязаются практически в каждой популярной игре на всех платформах. Сейчас нам принадлежит восемь команд, контракты подписаны с 35 игроками, есть ключевые партнерские соглашения с Asus Computers и Facebook, а также договор о реалити-шоу, посвященном наши игрокам.

К игрокам мы относимся так же, как относились бы к профессиональным спортсменам — ведь они и есть спортсмены. Мы наблюдаем за всеми аспектами их тренировок и подготовки вплоть до питания, физической формы и сна. Мы предоставляем им лучших тренеров в индустрии и самые современные площадки для тренировок. Мы делаем все это просто потому, что это необходимо для участия в чемпионатах.

Я сразу нашел общий язык с нашими игроками, но чуть дольше мне пришлось разбираться в тонкостях индустрии. Киберспорт говорит на спортивном языке, но у него другой диалект. Нужно некоторое время, чтобы его выучить. Язык футболистов в общих чертах тот же, что язык баскетбола, но есть нюансы, отличающие одну игру от другой — тонкие различия в том, как игроки обсуждают стратегии и соревнования. С играми то же самое. Как спортсменов я своих игроков всегда понимал, но не сразу приспособился к геймерскому наречию. Я до сих пор ежедневно чему-то учусь. По несколько часов в день играю в H1Z1 или LoL, чтобы поближе узнать эти игры и субкультуру, которая их окружает.

Скажу откровенно, все это масса удовольствия, и я горжусь достижениями нашего франчайза. Партнерства, которые собрала наша команда, великолепны, а коммерческие возможности ограничены лишь фантазией. Управление командой Echo Fox, несомненно, одна из лучших вещей в моей жизни.

Разумеется, для того, чтобы вести бизнес, нужны иные навыки, чем для того, чтобы быть капитаном баскетбольной команды, которым я был в университете Северной Каролины, а затем в «Селтикс» и «Лейкерс». Но есть и общее. С Амитом мы сходимся в одном: люди важны. Как писал Редьярд Киплинг в «Книге джунглей», «стая сильна лишь волком, а волк лишь стаей силен».

Чтобы команда стала успешной, нужны неэгоистичные игроки, готовые работать вместе ради общей цели — победы. То же касается и бизнеса.

При этом, однако, бизнес многим отличается от профессионального спорта. В раздевалке один этикет, а в бизнесе — совершенно другой. Я многому научился, когда из игрока превратился в бизнесмена. Не обошлось без ошибок. Но я старался извлекать из них уроки — точно так же, как извлекал уроки из своих ошибок на баскетбольной площадке и в личной жизни.

Вот что я посоветовал бы тем, кто переходит из спорта в бизнес: инвестируйте в то, чем увлечены. Чтобы добиться успеха, вам понадобится трудиться не меньше, чем в пору, когда вы были спортсменом. Это значит, что бизнесу придется уделять по 14-16 часов в день — и так день за днем. Но это легко, если то, что вы делаете, приносит вам удовольствие.

Для спортсмена важна обучаемость. Она не менее важна в бизнесе.

Если вы пытаетесь чем-либо заниматься, не имея в этом квалификации, вы обрекаете себя на поражение. Невозможно сделать все сразу: справиться с каждым броском, каждой передачей, каждым подбором. Так что не бойтесь обращаться за помощью. Только убедитесь, что доверяете тому, к кому обратились — и что этот человек эксперт в той области, куда вы вступаете.

За последние несколько лет меня не раз спрашивали, что в этой индустрии главное. Я всегда объясняю, что киберспорт — попросту новая ступень эволюции спортивных состязаний; он выходит далеко за рамки любых предрассудков об играх, которым вы могли быть подвержены в прошлом.

Я говорю им то, что уже известно миллионам: киберспорт — не заря чего-то будущего. Будущее уже здесь.

Комментарии