advertisement banner
i
C

Больше 30 лет назад игроки впервые оказались в шкурах рейнджеров, пытающихся сохранять покой в постапокалиптических американских пустошах. За странный и чарующий мир, где навык стрельбы не менее полезен, чем умение чинить тостеры, отвечал Брайан Фарго — легенда игровой индустрии, создатель The Bard’s Tale, Another World, Fallout и, конечно же, Wasteland, о третьей части которой и пойдет речь. 

Дивный новый мир

Отряд рейнджеров «Ноябрь» отправлен в Колорадо по просьбе местного правителя, Патриарха: взамен на решение «семейных проблем» он готов предоставить посильную помощь нуждающимся рейнджерам Техаса и Аризоны. С самого начала все идет не по плану: на конвой нападают местные бандиты, убивая почти весь отряд. В живых остается пара человек, которым придется с нуля восстанавливать боевое подразделение, балансируя между интересами множества фракций Колорадо.

Завязка в достаточной мере дает игроку мотивацию для исследования нового морозного региона, сменившего классические выжженные пустыни: оставшиеся в Аризоне законники переживают не лучшие времена после уничтожения базы в финале Wasteland 2. На плечи горстки выживших рейнджеров ложится задача по обеспечению оставшихся на родине коллег всем необходимым. К острой нужде в провизии и ресурсах добавляется месть: кто именно убил боевых товарищей, известно с самого начала, и все, что остается, — подкачаться и навалять гадам по самое не горюй.

С первых минут игрок оказывается в гуще событий
С первых минут игрок оказывается в гуще событий

Первой задачей для рейнджеров станет обустройство базы: Патриарх любезно предоставил выжившим старинный бункер и свежих новобранцев, а уже набором персонала вроде медиков и инженеров предстоит заниматься игроку. С каждым из секторов, который нужно укомплектовать персоналом, связаны свои квесты, зачастую многоступенчатые и со множеством подходов: к примеру, чтобы подобрать людей для арсенала, придется найти по заданию местного шерифа одного из его помощников. В процессе выяснится, что представитель закона попал в лапы местного криминального авторитета, а тот уже, в свою очередь, попросит сделать работенку для себя, после чего с радостью отпустит заложника, да еще и поделится своими людьми и оружием. Законники таким поворотом, конечно, недовольны, и здесь уже придется выбирать, чью сторону (и, соответственно, помощь) лучше принять в конфликте интересов.

Угодить всем не получится, а искать баланс придется: отношения с фракциями традиционно влияют на диалоги, цены и множество других параметров. Интересно, что квесты нередко имеют больше двух вариантов развязки, а решений у задач может оказаться до неприличного много. К примеру, один из квестов предполагает проникновение на новую территорию. Для этого можно попытаться помочь одному из персонажей и получить пропуск, подкупить стражника на воротах или найти секретный лаз — тут, правда, без боя не обойтись. При этом игра подсказывает, что есть и другие способы добиться цели.

Так, к примеру, выглядит местная радиостанция
Так, к примеру, выглядит местная радиостанция

Я тебя породил

Система развития персонажей не претерпела существенных изменений в сравнении со второй частью, но в угоду современным трендам ее несколько упростили: к примеру, дробящее и холодное оружие объединили в общий навык «Ближний бой», а обращение с дробовиками и пистолетами — в «Стрелковое оружие». Снизилось и количество социальных навыков: вместо трех («Жополиз», «Задира» и «Хитрожопый») осталось два — разработчики почему-то убрали манипуляцию. Примечательно, что, несмотря на подобное объединение, ремонт тостеров все же остался отдельным умением — мелочь, а приятно.

В число новых навыков затесалась «Странная наука», позволяющая пользоваться необычным и нелепым высокотехнологичным вооружением: к примеру, в одном из первых квестов можно найти пушку, стреляющую… замороженными хорьками.

Тот самый ствол, стреляющий хорьками
Тот самый ствол, стреляющий хорьками

Собрать полностью универсальную команду все равно вряд ли выйдет: удачно распределить 23 навыка между шестью персонажами не так просто, к тому же у многих сюжетных героев есть свои предустановки и предпочтения. Но для прохождения это и не нужно: большинство задач можно решить, игнорируя дополнительные активности или альтернативные пути.

Я тебя и убью

Как и прежде, львиная доля геймплея отведена боевке — Wasteland 3 старательно оправдывает слово «тактический» в описании жанра. Карта вновь расчерчена на квадраты, а в бою отряд рейнджеров и противники расходуют имеющиеся у них очки действия. В битве важно учитывать расположение команды относительно врагов и укрытий, правильно оценивать расстояние и пользоваться различными навыками и гаджетами — от них сильно зависит выживание на более высоких уровнях сложности.

Периодически, правда, игра выкидывает странные коленца: попытка мирного урегулирования диалогом может закончиться тем, что начнется бой. И все бы ничего, если бы при этом противники полностью не меняли свое расположение, что может свести на нет тщательно спланированную расстановку союзников.

Пример стычки, в которой у игрока нет нормальной возможности расположить отряд
Пример стычки, в которой у игрока нет нормальной возможности расположить отряд

То же самое касается и отдельных попыток превентивного нападения: нередко игра заранее телеграфирует, что стычки не избежать, но буквально заставляет переживать диалоги. Можно попытаться атаковать заранее, но игра насильно заставит разговаривать с противником вместо удачного выстрела. Спасают разве что элементы окружения: взрыв бочки, к примеру, может запустить бой с выигрышем по инициативе, и тщательная расстановка рейнджеров не пропадет впустую.

Игра регулярно подсовывает все новые и новые особенности, которые приходится учитывать: полем боя может стать пустой склад, офис в ночном клубе, заснеженный перелесок или вовсе коридор в многоквартирном доме, в котором особо негде укрыться. Разные ситуации толкают на эксперименты — никогда не знаешь заранее, какая тактика будет наиболее эффективной на этот раз.

При всей широте подходов к решению задач игра не лишена ряда крупных проблем, которые трудно списать на баги — это скорее прямые недоработки. Одна из стычек с противником завершилась смертью блюстителей закона просто потому, что каким-то образом враги забросали отряд гранатами через монолитную стену без возможности ответить. А вот рейнджерам игнорировать законы физики, видимо, не позволяет моральный кодекс.

Среди противников можно встретить свиней, обвешанных взрывчаткой
Среди противников можно встретить свиней, обвешанных взрывчаткой

Большие проблемы в маленьком Колорадо

Wasteland 3 не лишена багов. Застревающие в обстановке локаций персонажи, дерганые анимации, исчезающие предметы и продажа вещей в убыток себе — это лишь малая часть того, с чем может столкнуться игрок на релизе. Самыми обидными проблемами, пожалуй, являются исчезающие в никуда патроны и пропадающие очки действия при попытках стрелять — подобные баги с легкостью оборачивают удачный сетап в катастрофу и вынуждают игрока в очередной раз перезагружать сражение. Спасают только быстрые сохранение и загрузка.

Иногда местные персонажи отличаются особым колоритом — этот, к примеру, косплеит Дракулу
Иногда местные персонажи отличаются особым колоритом — этот, к примеру, косплеит Дракулу

Но главная проблема игры даже не в недоработках или багах. Куда более странным выглядит сам тон повествования, скачущий между серьезной драмой и шутками уровня «Кривого зеркала». Конечно, Wasteland никогда не стеснялась низкосортного юмора, но делала это в меру. Здесь же в рамках одного пятнадцатиминутного квеста можно встретить какую-то запредельную концентрацию сомнительного юмора: от вышеупомянутого хорькострела и куриц-киборгов до метательных желтых снежков и фразочек вида «...Мы даже не можем выразить, как жестоко робот вас вздрючит, если напасть прямо сейчас». Бонусом идут персонажи с именами вроде «Теория G-стрингов».

Шутки мало того, что в большинстве своем несмешные, так еще и до безобразия нарочитые. Местами это напоминает South Park: The Stick of Truth с той лишь разницей, что ролевка по «Южному Парку» была полностью пронизана специфическим юмором, а Wasteland создает определенный мир и пытается наделить его иной, не пародийной атмосферой. Шутки смотрятся чужеродно и не вписываются в сеттинг.


Смотреть

На каждый плюс Wasteland 3 тут же находится минус. Большие и проработанные локации начинены сомнительным юмором. Интересная боевка перекрывается странными сценарными решениями и недоработками. И без того простая социальная часть, вроде бы отвечающая за отыгрыш, чаще всего не работает. Возможно, игра по-настоящему раскрывается в дальнейшем: первые десять часов уходят на изучение азов и стартовые квесты, в то время как требуемый для сюжетных заданий уровень будет достигнут явно не скоро.

Комментарии