Шедевры, о которых вы не слышали: Halfquake Trilogy — проверка ваших нервов на прочность
Статья

Шедевры, о которых вы не слышали: Halfquake Trilogy — проверка ваших нервов на прочность

Возвращаемся к интересным бесплатным играм, которые с легкостью могли пройти мимо вашего внимания — и совершенно зря. На очереди Halfquake Trilogy — сборник крайне странных игр, имеющих мало общего как с Half-Life, так и с Quake. Аналог вы вообще вряд ли найдете.

Пришло время умирать

Скриншот из Halfquake
1/3
Скриншот из Halfquake
Скриншот из Halfquake
2/3
Скриншот из Halfquake
Скриншот из Halfquake
3/3
Скриншот из Halfquake

Стоит отметить, что оригинальная Halfquake вышла 20 лет назад — в 2002 году. За работу отвечал Филипп Ленер, более известный как muddasheep. Как позже признавался разработчик, главным «источником вдохновения» был юношеский максимализм: мод он выпустил в 18 лет. Помимо этого, muddasheep вдохновлялся играми, вошедшими в название, а также American McGee’s Alice, System Shock и фильмом «Куб». Черты последнего, пожалуй, наиболее очевидны в серии.

Дело в том, что играть в Halfquake приходится за жертву, попавшую в распоряжение группы странных садистов. Известно, что жертва совершила какой-то чудовищный проступок (модель игрока — робот, что должно намекать на полную бесчеловечность героя), за что и попала в «институт садизма», где буквально все пытается ее убить. И потому умирать здесь придется много.

Важно подчеркнуть, что Halfquake — сложная игра с нелогичными загадками, большая часть которых почти наверняка смертельны. Помимо ловушек, игра с завидной регулярностью подкидывает противников вроде слегка измененных хедкрабов, перекрашенных вортигонтов и солдат в новой одежде.

Ленер создал что-то вроде чистилища, в котором персонаж игрока снова и снова вынужден повторять одинаковые действия: далеко не единожды здесь приходится проходить буквально те же уровни с небольшими изменениями. Причем чаще всего именно эти мелочи и будут приводить к смерти: кажется, что ты уже понял суть ловушки, но те способы, что помогали раньше, больше не эффективны (а то и вовсе приводят к смерти).

При этом оригинальная Halfquake не уходит далеко от привычной модификации Half-Life: те же враги, те же виды оружия, большая часть знакомых текстур. Главное отличие — это постоянные издевательства над игроком, которые стали одной из основных особенностей серии.

Многие геймеры, впервые запускающие Halfquake, сильно удивляются тому, насколько нечестной может быть игра. То и дело у персонажа отбирают оружие, натравливают на него десяток турелей, рушат под ногами землю или заставляют прыгать по крошечным островкам над лавой. В общем, пройти все это, мягко говоря, непросто.

В конце, к слову, поджидает полноценный боссфайт с Сомосом (SOMOS — Son of Masters of Sadism) — огромным существом, сражение с которым напоминает скорее головоломку. Наградой за победу над ним (а сделать это, как вы понимаете, не так-то просто) становится все та же смерть: институт садизма не намерен отпускать своих подопечных. Это можно понять в том числе по периодически попадающимся на уровнях трупам роботов — модель та же, что и у игрока.

Концепт превыше всего

Скриншот из Halfquake: Amen
1/4
Скриншот из Halfquake: Amen
Скриншот из Halfquake: Amen
2/4
Скриншот из Halfquake: Amen
Скриншот из Halfquake: Amen
3/4
Скриншот из Halfquake: Amen
Скриншот из HalfQuake: Amen
4/4
Скриншот из HalfQuake: Amen

В том же 2002-м вышла и Halfquake: Amen — продолжение истории об институте садизма. Точнее, институтах: Amen мало похожа на предыдущую игру визуально, к тому же вскоре после ее выхода muddasheep представил что-то вроде браузерной игры, где каждый желающий мог обустроить собственный институт. Сейчас она, увы, уже недоступна.

Завязка HQ: A максимально похожа на таковую у оригинала: играть вновь придется за жертву, однако на этот раз игрок будет путешествовать между различными мирами, каждый — с уникальным геймплеем. Так, например, уровень Sapience предлагает почти полноценную ролевую систему с основными и побочными квестами, сбором предметов и, как и всегда, решением головоломок. А Patience полностью соответствует своему названию: игроку придется на пустой платформе ждать прибытия поезда, который задерживается. Ждать — буквально полчаса реального времени.

Главной фишкой Amen, несомненно, стал ее визуальный стиль: пока Halfquake работала преимущественно с оригинальными текстурами из HL, лишь слегка их изменяя, Amen в большинстве случаев обходится контрастными черным и белым цветами, изредка добавляя к ним зеленый и красный — игрок все так же кровоточит от ран. Местный черный абсолютен настолько, что с непривычки можно не понять не то что куда идти, а даже где верх или низ. Редкие уровни при этом позволяют прогуляться под пепельно-серым небом и взглянуть на вещи с другой стороны, прежде чем вновь погрузиться в бесконечную тьму.

Кроме того, Amen немного проливает свет на глобальный сюжет: тут и там можно встретить записи еще одной жертвы, попавшей в институт садизма. В этих дневниках раскрывается персональный кошмар очередной жертвы, от первого дня в институте и до окончательного сумасшествия. Небольшие заметки старательно нагнетают страха перед происходящим.

Но знаете что? Halfquake, несмотря на свою извращённую жестокость и странную внутреннюю логику, а то и именно благодаря им, довольно веселая игра. Стоит окончательно принять правила новой реальности, в которую закинули игрока, как становится ясно: Halfquake — никакой не хоррор в духе «Куба», а, скорее, своего рода погружение в мир, состоящий из странных гэгов, нелепых персонажей и абсурда. И именно этим он и цепляет.

С какого-то момента приходит понимание авторской задумки, и игрок поневоле начинает втягиваться в происходящее безумие, обильно сдобренное черным юмором. Amen в этом плане работает куда лучше, чем оригинальная Halfquake: если в первой части трилогии количество диалогов было сведено к необходимому минимуму, то в сиквеле разговоров стало в разы больше. А с ними увеличилось и количество шуток: серьезно, стоит раз увидеть рекламу «Садизм-экспресса» («Неудобный, небезопасный и черно-белый!»), чтобы с большой вероятностью полюбить местный абсурд. Чего уж там, даже измененные хедкрабы теперь говорят при атаке (и называют себя драконами). Когда приходит понимание, как-то поневоле перестаешь жаловаться на постоянные смерти — это тоже, знаете ли, часть опыта.

Пробравшись через все садистские ловушки и безумные задачки (как насчет изгнания духа Рождества из проклятой елки, для которой никогда не заканчивается рождественский сезон?), игрок, как и в первой части, сталкивается с Сомосом, а точнее со второй его инкарнацией. Бой похож на предыдущий, но не обошлось без интересных особенностей, которые воскрешают в уме оригинальную Halfquake: там снова и снова нужно было пробегать уровни во все новых условиях, здесь же нужно повторить оригинальный бой с финальным боссом. Только его тактики из прошлой игры то и дело меняются, заставляя искать новые подходы.

В этот раз, к слову, награда за победу уже поинтереснее. Если в Halfquake жертву попросту убивали, то в Amen можно самостоятельно выбрать один из двух десятков вариантов разнообразных смертей в диапазоне от банального утопления до шанса быть раздавленным огромной рукой.

Сдержанный садизм

Скриншот из HalfQuake: Sunrise
1/4
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
2/4
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
3/4
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
Скриншот из HalfQuake: Sunrise
4/4
Скриншот из HalfQuake: Sunrise

Что интересно, завершающая часть, Halfquake: Sunrise, вышла спустя восемь лет, в 2010-м. Третья часть стала своего рода финалом: она заткнула многие пробелы первых двух игр и поставила пусть и странную, но точку в истории института садизма.

Суть остается неизменной: играем за жертву, которой предстоит попытаться найти спасение в мире, полном головоломок и опасностей. Главным отличием от предыдущих двух игр стало полное отсутствие противников: никаких больше драконов и странных вортигонтов, только честные загадки и попытки внести разнообразие непривычными способами.

Эпитет «честный» здесь, пожалуй, впервые применим. У большинства загадок, в отличие от предшественников, есть вполне логичные решения, которые, впрочем, еще нужно найти. Ну и, само собой, даже зная решения, вы вряд ли сможете с первого раза пройти все ловушки: некоторые из них требуют точного платформинга или странного контроля над происходящим.

К слову, Sunrise при этом оказалась, пожалуй, самой разнообразной. Возможно, дело в том, что Ленер стал попросту старше и уже не так горел желанием показать всему миру свое к нему отношение. Визуал стал более сдержанным: вместо попыток изменить стандартные текстуры или превратить окружение в черно-белые контрастные конструкции в третьей части muddasheep использовал преимущественно серые тона с вкраплениями голубого. В сумме с приглушенными шагами и редким использованием музыки игра создает несколько давящую атмосферу. Которая, как и прежде, отлично разряжается с помощью черного юмора: например, здесь есть машина для выдачи печенья, которая отказывается работать для игрока. Если ее достаточно выбесить (для чего потребуется много раз ее «использовать»), игрок умрет от взрыва. И получит-таки заветную печеньку уже посмертно.

Странные лабиринты, своя версия Tower Defence, не менее странные шахматы, путешествие на огромном вращающемся столбе и музыкальная головоломка — лишь немногие из смертельных задачек, с которыми сталкиваются игроки в Sunrise. А в финале по традиции предстоит сразиться с Сомосом, уже третьей версией босса.

На этот раз игроку предстоит пронестись через множество уровней — оружия-то нет. Что примечательно, локации, встречающиеся во время этого сражения, относятся не только к Sunrise, но и к предыдущим двум Halfquake. А после победы в кои-то веки игрок не погибает — что поначалу кажется странным.

Считается, что своими действиями игроку удается разрушить институт садизма и предотвратить издевательства над новыми жертвами. Так это или нет, впрочем, вопрос открытый. В том числе и для персонажа, который остается живым в обломках института без возможности оттуда выбраться.

Вместо послесловия

Halfquake, пожалуй, одна из самых странных игр на движке GoldSrc. Найти что-то похожее практически невозможно, и это по-своему хорошо. Есть большие сомнения, что что-то подобное смогло бы прижиться в мейнстриме, но как самостоятельный странный, безумный проект разработчика-одиночки, который сумел найти свою аудиторию, Halfquake работает просто отлично.

Выпущенная в Steam в 2018 году версия немного отличается от старых модов: Ленер убрал аудиотреки, на которые у него нет прав, и изменил некоторые графические элементы. Но в целом это та же Halfquake, что и 20 лет назад: злой, необычный, жестокий и безумно смешной эксперимент. Проще игра не стала, что, в общем-то, отдельный плюс: без высокой сложности Halfquake растеряла бы половину своего уникального шарма. Благодаря Steam с игрой стало куда проще ознакомиться, за что muddasheep огромное спасибо. 

Комментарии