Обзор Marvel’s Spider-Man: Miles Morales — один из главных аргументов в пользу покупки PS5
Статья

Обзор Marvel’s Spider-Man: Miles Morales — один из главных аргументов в пользу покупки PS5

Выпускать продолжение одной из самых громких игр 2018 года — большая ответственность, а делать это на старте нового поколения еще труднее. Тем не менее Insomniac Games рискнула, на всякий случай добавив приписку о том, что новый «Человек-паук» — не сиквел, а небольшой спин-офф. Вроде и ожидания снизили, и новую игру в серии выпустили. Что из этого получилось — разберемся в материале.

Рождение героя

Майлз Моралес в комиксах
1/3
Майлз Моралес в комиксах
Он же в мультфильме «Человек-паук: Через вселенные»
2/3
Он же в мультфильме «Человек-паук: Через вселенные»
И в игре. Поначалу уникального костюма у парня нет
3/3
И в игре. Поначалу уникального костюма у парня нет

Для начала хотелось бы сказать пару слов о самом герое. Майлз Моралес появился на страницах комиксов почти десять лет назад, а идея создания героя возникла у авторов незадолго до вступления Барака Обамы на пост президента США. Новичок удачно встроился в сюжет после «смерти» Питера Паркера: героя «убили» в 2011 году в альтернативной вселенной Ultimate, и его место занял темнокожий подросток с похожими способностями.

Придумавший героя Брайан Майкл Бендис создал Моралеса как персонажа, с которым современные подростки могли бы себя ассоциировать. Таким в начале своего пути был и Паркер: создавший его Стэн Ли делал не типичного накачанного идеального человека, а парня, у которого в числе проблем были не только стычки со злодеями, но и попытки завести девушку, домашние задания и прыщи. За свою почти шестидесятилетнюю историю Паркер изменился: повзрослел, успел побыть ученым, обзавестись женой и собственной компанией и перестал быть тем самым героем-неудачником, которым начинал супергеройскую карьеру. Тем не менее подросткам все еще нужна была ролевая модель — и эту нишу занял Моралес.

Первые шаги

Скриншот из Marvel\'s Spider-Man: Miles Morales
1/2
Скриншот из Marvel\'s Spider-Man: Miles Morales
Один из главных противников Майлза — Умелец
2/2
Один из главных противников Майлза — Умелец

Майлз — новичок на пути супергеройства: свои силы он получил всего за год до событий игры и пока только осваивается в непривычном мире. Ему несколько проще, чем «оригинальному» Человеку-пауку, который был один на один с новыми силами и свалившимся грузом ответственности. Теперь уже профессионал Питер Паркер помогает юному Моралесу на его нелегком пути.

Но стоит Питеру отлучиться на пару недель, как с родным Нью-Йорком случается очередная беда: злодей по прозвищу Умелец начинает серию нападений на корпорацию Roxxon, в процессе которых нередко страдают невинные люди. На этот раз Майлзу предстоит самостоятельно разобраться с проблемой, по пути решая немало других задач — от раскрытия череды нападений на Гарлем до попытки восстановить отношения с другом детства.

Сюжет оригинальной Spider-Man во многом цеплял тем, что игрок с самого начала знал, к чему все придет: личность Октавиуса была известна сразу, и оставалось лишь гадать, как именно Питер столкнется с тем, кому верил всей душой. Miles Morales делает небольшой шаг в сторону: злодей в сюжете появляется быстро, а вот его личность раскрывается не сразу. Плот-твист считывается задолго до его официального раскрытия, но истории это не мешает. Зато вместо медленного развития динамики в стиле Отто — Питер новая игра довольно быстро перекидывает к уже сложившемуся противостоянию героя и злодея, которые знакомы ближе, чем кажется на первый взгляд.

По стопам старшего брата

Один из костюмов в сражении с Бродягой
1/2
Один из костюмов в сражении с Бродягой
Пример работы рейтрейсинга
2/2
Пример работы рейтрейсинга

Основные механики Spider-Man: Miles Morales претерпели мало изменений в сравнении с оригиналом. Новый Паук все так же перемещается по городу преимущественно с помощью полетов на паутине, и ощущаются они так же здорово, как и в оригинале. Владельцам PS5 повезло еще больше: адаптивные триггеры добавляют процессу дополнительных ощущений. В момент выпуска паутины триггер слегка вибрирует, а когда она прикрепляется к точке опоры, курок слегка откидывается назад. Это позволяет еще лучше прочувствовать полет, который и без того заслуживал похвалы.

С боевой системой похожая ситуация: у игрока все так же есть возможность наносить быстрые удары, использовать в бою паутину для притягивания противников или предметов, уворот и прыжок. Удачно комбинируя их, можно добиваться по-настоящему интересных и красивых связок. Не стоит забывать и о гаджетах: их у Моралеса поменьше, чем у Паркера, но все они по-своему полезны, и найти каждому применение не составляет труда.

При этом оба аспекта изменены из-за туза в рукаве Моралеса — речь о его биоэлектрических способностях. Почти в самом начале игры Майлз обнаруживает, что может самостоятельно генерировать электричество и использовать его в бою. Постепенно арсенал растет: к мощному удару кулаком добавляется возможность подбрасывать противников в воздух, совершать быстрый рывок, сбивая всех на своем пути, или же с силой бить по земле, оглушая разом до пяти противников. С учетом того, что Моралес регулярно сталкивается с большим количеством врагов, чем доводилось Паркеру, это сильно помогает.

Майлз впервые открывает в себе новые способности
Майлз впервые открывает в себе новые способности

Кроме того, биоспособности можно использовать и в полете — совершать рывок или резко набирать высоту за счет выпуска энергии в нужном направлении. Звучит сложнее, чем работает: максимум через час игрок без труда будет достигать огромных скоростей и маневрировать между зданиями как заправский супергерой.

Помимо биоэлектричества, у Моралеса есть и способность становиться невидимым на непродолжительное время. Это помогает в стелс-сценах: в отличие от первой Spider-Man, теперь сцены без открытой конфронтации можно пройти полностью незамеченным, а если вас все же обнаружили — достаточно включить невидимость и убежать подальше, чтобы противники потеряли вас из виду. Это сильно упрощает многие сражения, которые стали куда сложнее.

Новые эмоции

Небольшой отрывок кат-сцены. Внимание на количество деталей
Небольшой отрывок кат-сцены. Внимание на количество деталей

Что действительно сильно изменилось, так это графика. Добавление трассировки лучей пошло игре на пользу: в режиме качества она выдает по-настоящему красивую картинку с отменной детализацией. Во время снегопада на закате пролетать между стеклянными небоскребами — одно удовольствие: яркий свет бросает красивые блики в отражениях, частицы проработаны на совершенно новом уровне, а анимации Майлза очень гладко перетекают из одной в другую. В помещениях ситуация не хуже: игра не перебарщивает с отражениями, как бывает во многих тайтлах, и показывает реалистичную картинку.

Miles Morales использует все возможности нового железа: быстрое перемещение занимает буквально пару секунд, курки срабатывают в полете и в бою (пусть и не так часто они нужны), а вибрация воспроизводит ощущения от ударов, проезжающих мимо автомобилей и даже свистящего вокруг ветра — во многом благодаря использованию встроенного динамика. До уровня Astro’s Playroom, конечно, недотягивает, но ощущается все равно куда интереснее, чем на PS4.

То же самое касается и звука: при воспроизведении даже через обычные наушники (в моем случае это MyST Nail 2), а не фирменную гарнитуру, чувствуется сильный прирост в качестве в сравнении с колонками ТВ. И речь не только про детализацию: Sony не врала, говоря о новой системе объемного звучания. Как именно разработчики добиваются того, чтобы звуки за стеной действительно звучали как звуки за стеной, не совсем понятно, но эффект присутствия потрясающий.

Каждому свой Паук

Костюм с котиком
1/2
Костюм с котиком
И классический костюм Моралеса из комиксов
2/2
И классический костюм Моралеса из комиксов

Говоря о Spider-Man: Miles Morales, нельзя обойти стороной то, что это короткая игра. Полное прохождение со всеми сайд-квестами едва ли займет больше десяти часов. Скрасить это предлагают за счет режима «Новая игра+», в котором весь накопленный опыт переносится, а приемы и костюмы открыты с самого начала. При этом все гаджеты и приемы нельзя прокачать на максимум в обычной игре, а два костюма становятся доступны только после полного прохождения сюжета. Для стимулирования игрока открывается новый уровень сложности, на котором противники действуют агрессивнее, бьют больнее и так далее. Даже полностью прокачанный Моралес из оригинала здесь умирает с пары тычков, что толкает к тому самому «Git Gud» и требует от игрока потратить время на детальный разбор всего мувсета героя.

Костюмы, как и раньше, не только визуально меняют героя, но и дают ему определенные способности в диапазоне от анимаций, стилизованных под оскароносный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», до восстановления здоровья при избиении противников, пораженных биоэлектричеством.

Самый классный костюм при первом прохождении, увы, не получить: в одном из ранних побочных квестов Моралес находит украденного рыжего кота по кличке Человек-паук, а после спасения Гарлема от всех угроз может взять его с собой в качестве напарника — костюм включает в себя толстовку и рюкзак со Спайди-младшим. Помимо особых анимаций добивания, где рыжий Паучок бьет супостатов по мордам со всех четырех лап, он еще и делает игру куда приятнее. Например, в одной из первых напряженных кат-сцен перед битвой с Носорогом Майлз предельно сосредоточен и серьезен. Но если у вас будет экипирован нужный костюм, в этот момент из рюкзака за спиной вылезет кот и начнет пытаться ловить снежинки лапами, громко при этом мяукая. Милота.

Паркер пытается учить Моралеса, в то время как третий Паук в сцене находит более интересные занятия
Паркер пытается учить Моралеса, в то время как третий Паук в сцене находит более интересные занятия

Сайд-квесты изменились в лучшую сторону: в оригинале приходилось снова и снова выполнять однотипные задания, зачищая десятки точек от врагов и собирая сотни предметов, раскиданных по всей округе. Здесь большая часть побочных квестов объединена в одну сюжетную линию: кто-то нападает на жителей Гарлема, пытаясь выжить их из города, и Моралесу предстоит разобраться не только с самими исполнителями, но и добраться до заказчика. Побочная линейка уступает в качестве основному сюжету, но это шаг в правильном направлении.

Конечно, полностью от зачистки однотипных зданий разработчики не отказались, но свели их к минимуму: секретных баз Подпольщиков, подчиненных Умельца, наберется около трех, а зданий Roxxon, в которые также предстоит проникать, не больше пяти. В обоих случаях есть дополнительная активность в виде поиска коробок Умельца с деталями, которые позволяют улучшать гаджеты и приобретать новые костюмы. Пустячок, а приятно.

Собирательство тоже на месте, но количество типов предметов резко сократилось: памятные вещицы, все те же коробки с деталями, семплы для трека, который пишет Майлз, да открытки, доступ к которым открывается после прохождения сюжета. Последние два отличаются от формулы «пришел, забрал» и требуют поиска на местности, который действительно интересно реализован.

Каждый и есть Паук

То самое граффити и костюм, который подарило сообщество Гарлема новому защитнику спокойствия
1/2
То самое граффити и костюм, который подарило сообщество Гарлема новому защитнику спокойствия
Моралес без колебаний идет на жертвы, даже зная, что может погибнуть
2/2
Моралес без колебаний идет на жертвы, даже зная, что может погибнуть

И немного о серьезном. Моралес — сын афроамериканца и латиноамериканки, что не могло не найти отражения в сюжете. Сразу хочется оговориться, что речь не идет о «насаждении повесточки» или чем-то подобном: в сюжете нет ни слова о меньшинствах, если не считать одного-единственного крупного граффити Black Lives Matter, к которому Моралес приходит в одном из побочных квестов.

При этом тут и там разбросаны персонажи, отражающие разнообразие мира: Майлз дружит со знакомым всем Паркером и Ганке, американцем корейского происхождения. В побочных квестах он то и дело сталкивается с темнокожей глухонемой девочкой, на чем не делается какого-то акцента. Майлз знает язык жестов и без проблем общается с ней на равных, не придавая никакого значения ее особенностям. А в компании «П.И.Р.», куда Моралеса устроил Паркер на подработку, заведует знакомая юного Паука, недавно пригласившая помогать и свою девушку. В русском переводе углы срезаны, и они стали просто подругами.

Важнее не эти детали, а те выводы, к которым подталкивает игра уже в самом финале. Разумеется, Моралес побеждает (кто-то сомневался?), а жители Гарлема, простые, в общем-то, ребята, говорят, что теперь у них есть «свой Человек-паук». Да, в игре речь о том, что у района есть свой защитник, но смысл вложен поглубже. Напрямую он сказан в финальных титрах. «Будь героем. Будь собой».

«Будь собой»
«Будь собой»

Похожие идеи нес и мультфильм о Моралесе 2018 года: там, правда, всё проговаривалось даже ярче. Суть сводится к тому, что, чтобы быть героем, не нужно обладать какими-то особыми силами. Супергерой — всегда большая метафора, миф, который может помочь в трудной ситуации. И если раньше герои были преимущественно белыми парнями, то в современном мире с каждым днем появляется все больше новых персонажей со сверхспособностями — а значит, найти ролевую модель по себе сможет каждый. И это на самом деле круто: никто не отнимает у героев прошлого их прав на существование. Майлз напрямую полагается на Питера, но приходит к принятию собственной ответственности и находит свой уникальный путь.

На эту же идею работают и другие показанные в игре детали, вплоть до той самой глухонемой девочки, которая стремится делать мир лучше доступными ей средствами. Для этого вовсе не нужно, чтобы вас кусал радиоактивный паук.

  • отточенный геймплей
  • усовершенствованная боевая система
  • компактный и интересный сюжет
  • проработанные побочные задания
  • удачное использование функционала новой консоли
  • простой, но важный месседж

  • короткая продолжительность
  • один раз за прохождение игра повисла после ролика
8,5

Герой нашего времени

Marvel’s Spider-Man: Miles Morales отлично справляется со всеми поставленными задачами: она улучшает формулу оригинальной игры, показывает новые функции и рассказывает простую и понятную историю, не лишенную более глубокого смысла. Расстраивает только тот факт, что стоит игра как полноценный релиз, по сути им не являясь. Зато в полном издании бонусом идет ремастер оригинала, в котором Паучок может похвастаться обновленным освещением, трассировкой лучей, функционалом DualSense и другими улучшениями, пришедшими на смену пастгену. И это, пожалуй, лучший способ прикоснуться к одной из главных супергеройских игр современности.

Комментарии