Обзор Lost in Random — внебрачный ребёнок Тима Бёртона и Монополии
Статья

Обзор Lost in Random — внебрачный ребёнок Тима Бёртона и Монополии

Хотите, я расскажу вам сказку? Но сразу предупрежу, она будет очень страшная. Такая жуткая и пугающая, что живот со смеху можно надорвать. В ней я вам поведаю о мире настолько мрачном и ужасном, что вы непременно влюбитесь в него. А главной героиней будет крошечная малявка, ведь лишь ей под силу совершить что-то по-настоящему грандиозное. Ну, не передумали? Тогда добро пожаловать в Lost in Random.

В некотором царстве...

... случайном государстве жила-была девочка Ивен. Она была маленькой единичницей, обитательницей позабытого всеми городка Однокрафта. Никто ничего не ждал от Ивен и не строил на её счёт никаких планов, ведь она была такой крошечной и неважной. Но знаете что? Её это ничуть не волновало — она могла сколько угодно играть с друзьями и радоваться жизни вместе с сестрёнкой Одд.

И всё бы было замечательно в маленькой и непримечательной жизни Ивен, если бы это была не сказка. В сказках «долго и счастливо» нужно заслужить, а в страшных сказках — ещё и дожить до конца, но не будем забегать вперёд.

Наступил 12-й день рождения Одд, самый главный в её жизни. Именно по достижении этого возраста каждый ребёнок в стране Случайности решает свою судьбу, бросив королевский кубик. Выпадет единица — и ты всю оставшуюся жизнь проведёшь в Однокрафте, куда сбрасывают мусор все остальные города. Но если тебе повезёт выбросить шестёрку, ты переедешь жить в Шестьтопию, где будешь окружён роскошью, шоколадом и мармеладом. Одд повезло. 

Ивен и Одд
Ивен и Одд

Ивен была так рада за сестрёнку. Вернее, должна была быть — это же мечта, ставшая явью. Но почему же тогда на душе скребли кошки? Наверное, она просто заскучала по лучшей подруге. Или же виной тому кошмары, в которых Одд приходилось ой как несладко. Да и призрак, зовущий Ивен сбежать из дома, скорее всего, тоже был в этом как-то замешан. 

Но мы сойдёмся на том, что Ивен весьма неглупая девочка. Она наверняка сообразила, что похищение гигантским роботом и жизнь при дворе держащей в страхе весь мир Королевы не сулят Одд ничего хорошего. И поскольку Ивен не только неглупая, но и очень смелая девочка, она отправилась на помощь сестре, хоть и не знала, куда идти и как, собственно, помогать.

Няня Фортуна и Королева
Няня Фортуна и Королева

С последним, впрочем, всё определилось довольно скоро. Едва начав путешествие, Ивен попала в бурю, которая принесла её в заброшенные руины некогда величественного места. Именно там она встретила нового друга — Кубика. Когда-то в Случайности было много волшебных игральных кубиков, которые позволяли людям решать свою судьбу. Но Королева уничтожила их все (ну или почти все), и теперь вся власть случайности (ну или почти вся) находится в её руках.

Так Ивен стала Хранительницей кубика, могучей воительницей, способной искажать саму реальность силой случайности. Теперь уже ничто не могло остановить героиню на пути к спасению похищенной сестры от злой Королевы. Но вот только нуждается ли Одд в спасении? Ведь к тому моменту, как Ивен доберётся до Шестьтопии (а она обязательно доберётся), пройдёт немало времени. Будет ли это та же Одд, что и раньше? Ответ на этот вопрос узнают лишь самые отважные герои, которые не побоятся отправиться за приключениями вместе с Ивен.

Обитатели Однокрафта живут в чайниках и спят в спичечных коробках
Обитатели Однокрафта живут в чайниках и спят в спичечных коробках

А теперь серьёзно, ну или почти

Иногда детские произведения грешат тем, что делают главных героев слишком послушными, слишком добрыми, слишком идеальными. А бывает ещё хуже — протагонисты оказываются почти безликими, лишёнными всякой индивидуальности, чтобы с ними могла себя ассоциировать максимально широкая аудитория.

Ивен, разумеется, обладает большинством клишированных достоинств: храбростью, добротой, смекалкой и т. п. Но всё же она выделяется из серой массы типичных героев. К примеру, её избранность стала результатом действий Королевы, случайности и собственного выбора Ивен. То есть никаких пророчеств. К тому же очень забавно наблюдать за её прямолинейным и даже наглым общением с другими персонажами. Она не лезет за словом в карман и не будет уважительно общаться со взрослыми, которые этого не заслуживают: глупцы услышат всю правду о своём дурацком поведении, а лжецы получат тонну колкостей за враньё. Что уж говорить о врагах — никаким страхом или хотя бы осторожностью здесь и не пахнет.

Ивен, Кубик и девочка в маске
Ивен, Кубик и девочка в маске

В ходе приключений Ивен посетит поочерёдно шесть миров королевства Случайности. Однокрафт — самый бедный город в королевстве, куда другие сбрасывают свой мусор. По соседству с ним стоит Два-город, в нём у каждого жителя сразу по две личности, которые Королева каждый день переключает броском кубика. В Трибоде идёт непрекращающаяся гражданская война между тройняшками погибшего правителя. Четыребург — цитадель азарта, Королева пыталась его уничтожить, но он вновь вырос на том же самом месте. Пятитрополис был когда-то центром науки и искусств, а теперь стал просто большой фабрикой роботов. Шестьтопия же — столица королевства, место жизни самых удачливых.

Каждый из них представляет собой просторный уровень, где можно найти второстепенные квесты, тайники с монетами и головоломки. Зачем нужны были последние, откровенно непонятно. Решаются они в большинстве своём до безобразия легко и очевидно.

С позиции же кор-механики Lost in Random представляет собой линейный экшен от третьего лица. При первом взгляде на игру может показаться, что это ещё и трёхмерный платформер, но нет, Ивен даже прыгать не умеет. Геймплей делится на две части. Первую составляют бои, о которых мы поговорим позже, а вторую — изучение локаций и общение с NPC. И вот так сразу и не скажешь, что из этого интереснее.

Немного дельных советов от Смерти
Немного дельных советов от Смерти

Удивительные существа и ещё более удивительные места, где они обитают

Каждый мир в Lost in Random обладает уникальным характером, который в первую очередь передаётся через населяющих его существ. Да, здесь живут не только люди, но и монстры разной степени ужасности. У мэра Два-города из шляпы растёт его злой двойник. В Трибоде вместо улиц — траншеи, над которыми высятся три огромных сражающихся друг с другом робота. А в Четыребурге каждый готов биться об заклад, чтобы всё поставить на кон.

Легко догадаться, что и персонажи, встречающиеся на пути Ивен, будут под стать своему окружению. Мой любимец — Берни, запредельно наивный парнишка, которого однажды нужно будет выручать из передряги, проходя что-то вроде текстового квеста. А ещё есть Герцог, для выполнения миссии которого придётся выучить придворный этикет. И как же можно забыть ужасного Рэма, которого можно победить в бою либо острым мечом, либо не менее острой рифмой. Это я всё к тому, что геймплей Lost in Random не зациклен на боях.

Ивен против армии роботов
Ивен против армии роботов

Единственное, что смущает, — это визуальный стиль. Спору нет, он очаровательно жуткий — авторы явно вдохновлялись творчеством Тима Бёртона. К слову, это не какой-то искусствоведческий анализ, об этом прямо было написано в сопроводительном письме издателя. Всё окружение здесь гротескно кривое и непропорциональное, а монстры (да и люди тоже) пугающе безумные, но при этом зачастую очень милые. Вспоминаются слова дочери героя из «Человека-муравья»: «Он такой уродливый! Обожаю его!».

Однако в итоге подобное художественное решение привело к тем же проблемам, за которые иногда критикуют и самого Бёртона. Несмотря на то что каждый мир в Lost in Random по-своему уникален, выглядят они все почти одинаково. Глазу практически не удаётся зацепиться за какие-то визуальные особенности. Хм, звучит противоречиво, не так ли? Представьте себе близнецов: внешне они идентичны, а характеры у них совершенно разные. Один может быть взбалмошным непоседой, а другой — тихим заучкой. Они одинаковые только на первый взгляд, а познакомишься с ними поближе — поймёшь, что у ребят нет почти ничего общего. Вот так же и с городами в Lost in Random.

Загадочные руины
Загадочные руины

Лучшая часть игры

Не кривя душой могу со всей ответственностью заявить, лучшее в Lost in Random — это её Рассказчик. Да, именно так. Простой голос на фоне, который описывает происходящее, — безусловно самый замечательный элемент игры. Если вам кажется это странным, задумайтесь, разве не рассказчик — ключевое звено каждой сказки, разве не он — неотъемлемая часть любого приключения?

Сперва Рассказчик просто констатирует происходящее, он же отвечает за повествование через окружение. При этом делает это очень неплохо, сдабривая монологи изрядной долей юмора. Например, если щёлкнуть по портрету в доме Ивен, Рассказчик поведает о её тётушке, которая умела играть на всех музыкальных инструментах, но на всех — одинаково плохо.

Ивен против огромного робота
Ивен против огромного робота

Спустя какое-то время вы заметите, что Рассказчик вовсе не беспристрастный отстранённый сказитель. Он такой же участник приключения, как Ивен и Кубик. Он переживает за героев и высказывает собственное мнение о происходящем. Ближе к концу его даже похищают и заменяют другим. И Ивен это чувствует, хотя даже не подозревает о существовании своего бесплотного товарища.

Вплетение безликого рассказчика непосредственно в нить повествования, превращение его из чисто утилитарного источника информации об истории в её героя — очень интересный приём. Он разбивает знакомые тропы жанра сказок, тем самым освежая его и придавая ему новые грани.

Мэнни Декс, который то ли живёт в магазине, то ли он сам магазин
Мэнни Декс, который то ли живёт в магазине, то ли он сам магазин

Карты, кубик, две рогатки

Как мы помним из начала обзора, Ивен — просто маленькая, хоть и очень храбрая, девочка. Поэтому большая часть её сил сосредоточена в Кубике. Он может наделять героиню сверхъестественными способностями, вручать ей могущественное оружие и призывать на поле боя различных опасных существ. Однако повторюсь: это большая часть сил Ивен, но не вся.

Любой бой в Lost in Random героиня начинает с пустыми руками, практически неспособная атаковать врагов. От Кубика в этот момент тоже проку нет — для его магических фокусов нужна энергия. Её можно добыть с противников, разбивая выстрелами из рогатки кристаллы на их телах. Второй способ — проходить через врагов в призрачном режиме, для чего нужно уклоняться от их атак в самый последний момент.

По ходу выбивания кристаллов Ивен вытаскивает из колоды карты способностей — их она может находить во время приключений или покупать у бродячего торговца. Когда наберётся достаточно энергии, героиня может бросить кубик и получить столько очков действия, сколько выпадет на игральной кости. И вот на эти ОД можно будет применять карты разного номинала. К примеру, за одно очко вы получите простенький меч, а за три — огромную булаву. Есть ещё разные усиления, ослабления, бомбы, читерские приёмы и т. п.

Бах...
1/2
Бах...
...ба-бах!
2/2
...ба-бах!

На словах звучит немного запутанно, но на деле всё очень просто. Сначала бегаем по арене и стреляем в роботов. В подходящий момент бросаем кубик, призываем оружие, лечимся или используем другую способность. Повторяем до победного конца.

Главная претензия к боевой системе в Lost in Random — её простота. Возможно, сложность игры будет в самый раз для детей или для тех, кто не очень часто играет, но остальным она может показаться слишком щадящей. Если уж игрожур, у которого по определению руки-крюки, ни разу погиб за всё прохождение, то это уже звоночек.

При этом нельзя сказать, что геймдизайнеры оказались ленивыми. В игре несколько видов врагов с разными стилями боя и даже защитными тактиками. И количества их (с точки зрения разнообразия) зачастую хватает. Просто они довольно медлительные, а на идеальное уклонение отведено слишком много времени. Плюс оно даёт возможность проходить сквозь почти всех врагов, а при наличии определённых способностей — ещё и наносить им в этот момент урон. При таком раскладе противников можно лениво закликивать одной кнопкой.

Ивен и Братья-из-мешка
Ивен и Братья-из-мешка

Плюс ко всему не идёт на пользу игре (у которой попросту отсутствует сложный уровень в настройках) и тактическая пауза. В момент броска костей и выбора карт время останавливается. Благодаря этому Ивен запросто может выйти из окружения и зайти врагам в тыл.

Но нет худа без добра. Тактическая пауза довольно быстро убеждает игрока в том, что во время её действия он в полной безопасности, а враги — наоборот. Поэтому, когда появляется босс, способный игнорировать эти правила, может случиться настоящий разрыв шаблона. 

Отдельный вид боёв — настольные игры. В основном это те же самые сражения, но дополненные ещё одним условием. Например, нужно будет провести по полю фигурку, определяя количество шагов броском кубика. Соответственно может измениться и тактика. Вместо того чтобы ждать полного заполнения энергии для открытия всех карт, полезнее будет чаще бросать кости. Или же нужно будет сосредоточиться на каком-то конкретном противнике, который мешает продвижению фишки.

Цель этой настольной игры в уничтожении вражеской башни, для этого фишку нужно ставить на определённые клетки
Цель этой настольной игры в уничтожении вражеской башни, для этого фишку нужно ставить на определённые клетки

Пятна на солнце

Lost in Random — во всех смыслах замечательная игра, но и поругать её есть за что. Прежде всего очень обидно, что её не перевели на русский язык. В ней много юмора и забавных ситуаций, которые составляют львиную долю очарования тайтла. Можно оправдаться тем, что лексика в игре довольно простая и даже школьной программы для её понимания должно хватить. Но всё же ситуация неприятная.

Здесь же стоит отметить, что цена ПК-версии в России практически не отличается от консольной — ₽2 тыс. Таковы уж реалии игр, издаваемых Electronic Arts. Для галочки также повторюсь про однообразный визуальный дизайн и лёгкие бои, на которые уже успел пожаловаться.

Ещё есть небольшие претензии к финалу. В самом конце разработчики постарались сделать Королеву чуть более сложным и человечным персонажем. Задумка, бесспорно, похвальная, но реализация подкачала. Раскрывать её неоднозначность следовало в течение всей истории, а не в двух строчках перед титрами. Возможно, авторы надеялись на эффект внезапности, но на деле смогли вызвать лишь недоумение. Ну, вот как если бы Саурон в конце «Властелина колец» вдруг признался, что его в школе дразнили.

И всё же ни один из этих минусов не способен перечеркнуть даже малую часть заслуг Lost in Random. На перевод студии могло банально не хватить бюджета. Цена вообще от разработчиков не зависит. После релиза всегда можно добавить новый, более сложный режим, в котором боевые механики перебалансированы. А что касается личности Королевы и визуала, эти мелочи почти не влияют на восприятие игры.

  • Ивен идеально вписывается в линейку лучших героев детских произведений
  • рассказчик, превращающийся из простого повествователя в полноценного персонажа, очень радует
  • история увлекательна и полна интересных персонажей
  • жуткий готический визуальный стиль игры в духе страшных сказок
  • миры игры обладают уникальными и ярко выраженными характерами
  • боевая система в меру интересная и разнообразная
  • геймплей не ограничивается боями, есть головоломки, стихотворные поединки и даже что-то вроде текстового квеста
  • много лёгкого и непринуждённого юмора

  • общий визуальный стиль делает все миры довольно похожими
  • боевой системе не хватает сложности и глубины
  • нет русского языка и региональной цены в Steam
  • личность Королевы попытались раскрыть слишком поздно и быстро, поэтому получилось не очень
9

Лучшая сказка года

Lost in Random — очаровательная, смешная и увлекательная игра, которую легко можно рекомендовать и детям, и взрослым. Главная героиня почти сразу же покоряет бесстрашием и запредельной наглостью даже перед лицом смертельной опасности. То же можно сказать о мире игры — мрачном, абсурдном и даже безумном, но очень милом. Каждый город в Lost in Random отличается запоминающимся характером, пусть даже внешне они довольно похожи. Боевая система вряд ли способна бросить вызов опытным геймерам, но всё же она довольно интересна и разнообразна, а порой может очень сильно удивлять.

Комментарии