Обзор It Takes Two — одна из лучших кооперативных игр последних лет
Статья

Обзор It Takes Two — одна из лучших кооперативных игр последних лет

14

26 марта состоялся релиз It Takes Two — новой кооперативной игры Юзефа Фареса, создателя A Way Out и Brothers: A Tale of Two Sons. Разработчик в характерной для себя манере еще с анонса громко заявил, что новый тайтл будет невероятным опытом для всех участников, а недовольным и вовсе пообещал лично выплатить по тысяче долларов. Удалось ли именитому разработчику исполнить обещание и удержать заданную предыдущими играми планку, обсудим в материале.

История игрушек

Lampochko: It Takes Two — игра исключительно кооперативная, и пройти её в одиночку попросту не выйдет. Происходит это из-за сюжета: семейная пара, Мэй и Коди, находится на грани развода. Их дочь Роуз тяжело переживает постоянную ругань родителей и мечтает, что однажды все станет как раньше. Найдя «Книгу любви» некоего доктора Хакима, девочка загадывает, чтобы у родителей вновь все стало хорошо, и случайно переселяет души Коди и Мэй в игрушки: мужчина попадает в глиняную фигурку, а женщина — в деревянную куклу. Ожившая и говорящая с сильным испанским акцентом книга сообщает, что вернуться герои смогут, только пройдя терапевтическое путешествие, в котором им предстоит действовать совместно, несмотря на всю неприязнь друг к другу.

Знакомьтесь с главными героями: доктор Хаким, Мэй и Коди
Знакомьтесь с главными героями: доктор Хаким, Мэй и Коди

Machinae: История новизной не блещет: некогда счастливая семейная пара после рождения первенца оказалась втянута в беспощадный водоворот «бытовухи». Теперь Мэй практически живёт на работе, вкалывая сверхурочно, чтобы обеспечить семью, а творческая единица этого союза Коди утратил страсть к жизни, забросил любимые хобби и понуро катится вперед по рельсам серых будней.

Такая перестановка традиционных гендерных ролей в семье протагонистов стала неожиданностью и для меня. Изначально я собирался играть за Мэй: все-таки из нас двоих именно я раньше писал о «повесточке», однако коллега успел взять её первым — и не прогадал, ему героиня подошла куда больше. Оказалось, что именно девушка в этой паре выступает классическим голосом разума: рассуждает о технической природе вещей, пытается сохранять спокойствие и искать логику даже в самых безумных обстоятельствах.

Мне же достался довольно близкий мне по духу Коди — такой хрестоматийный гуманитарий-романтик, который не способен починить пылесос, зато знает всё о магии, поскольку по вечерам зачитывается сказками с дочерью. Коди легко принимает правила игры и по-настоящему увлекается этим приключением, нередко забывая об опасностях, что поджидают героев. И пусть в мире кукол эти различия позволяют супругам дополнять друг друга и вместе преодолевать трудности, нетрудно догадаться, откуда взялись их разногласия в реальной жизни.

Одни из многочисленных гаджетов, которыми Коди и Мэй предстоит воспользоваться по ходу игры
Одни из многочисленных гаджетов, которыми Коди и Мэй предстоит воспользоваться по ходу игры

Lampochko: Геймплейно их неприязнь, впрочем, не ощущается: персонажи с радостью и шутками взаимодействуют друг с другом, решая все новые возникающие проблемы. В чем Фарес действительно не соврал, так это в подходе к разнообразию: геймплей меняется в среднем каждые 15 минут, кидая в игроков все новые механики. Основой всегда остается платформинг: в большинстве ситуаций герои умеют бегать, прыгать и уворачиваться, слегка ускоряясь в нужном направлении.

Поверх этого с завидной регулярностью наслаиваются другие механики, причем каждый раз у персонажей они не пересекаются: к примеру, на одном из уровней Коди получит пушку, стреляющую вязкой смолой, которая утяжеляет вещи и хорошо горит, а Мэй — устройство, стреляющее спичками, которые могут как поджигать смолу, так и толкать легкие предметы. На взаимодействии построены и головоломки, и боевая система этого эпизода: чтобы победить противников, приходится сначала покрыть их смолой, а после — поджечь.

В отдельных ситуациях, правда, навыки будут общими: к примеру, оба героя в ходе путешествия получат веревки, позволяющие притягиваться к определенным точкам, а позже смогут полетать на одинаковых механических птицах.

От приключений всегда можно отдохнуть с помощью любимых игрушек Роуз
От приключений всегда можно отдохнуть с помощью любимых игрушек Роуз

Machinae: Я прошел игру уже дважды и оба раза в стартовых локациях испытывал одно и то же чувство странной неловкости. В них персонажи еще не отличаются набором способностей, а потому кто-то из них вынужденно должен играть роль своеобразного «саппорта» — нажимать кнопки и перенаправлять трубы, пока второй весело пролетает через них и скачет по стенам. Проблема здесь в том, что, играя в кооперативный экшен, конечно, забываешь о соревновательных привычках и стремишься поровну делить «удовольствие» с тиммейтом. К чести It Takes Two, уже через 15 минут после старта она наделяет Мэй и Коди совершенно разными гаджетами, которые естественным образом разделяют ваши обязанности по мере прохождения.

Сделано это правда здорово: все уровни сбалансированы в том плане, что ни один из игроков не будет чувствовать себя бесполезным участником группы поддержки. Не сомневайтесь — даже если в один момент весь увлекательный платформинг достался Мэй, значит, уже очень скоро Коди получит свою минуту славы. Возможностей подпортить друг другу жизнь тоже хватает, что очень скрашивает прохождение — однажды я случайно забил партнера молотком в землю. Стоит ли говорить, что после этого другие возможности игры в моих глазах надолго померкли?

В четыре руки

Lampochko: В разнообразии механик кроется главная особенность игры. Постоянные изменения приводят к тому, что она попросту не успевает надоесть: только что ты играл в подобие шутера, а следом бегаешь по уровню с меняющейся гравитацией или вовсе сражаешься в странном изометрическом приключении на манер экшен-RPG. У ситуации есть и обратная сторона — зачастую механику не успеваешь толком прочувствовать: едва ты освоился с чем-то новым, как игра уже подсовывает что-то еще.

Традиционные для игр Фареса трюки с необычными ракурсами камеры никуда не делись, но стали встречаться реже
Традиционные для игр Фареса трюки с необычными ракурсами камеры никуда не делись, но стали встречаться реже

Machinae: Такой калейдоскоп механик и уровней (Коди и Мэй посетят совершенно фантасмагорические локации, которые порой довольно отдаленно будут соотноситься с реальным миром), а также сама жанровая принадлежность It Takes Two неожиданно дарят приятный флешбэк в детство. Тогда, еще не испорченный десятками и сотнями разных игр, я с упоением проводил время в Crash Bandicoot и Spyro, искренне радуясь каждой новой локации. Это сейчас я могу понудить, что смена текстур еще не обязательно ведет к геймплейному разнообразию. Тогда же переходы из фэнтезийного замка в пустынный оазис, а оттуда — в подводное царство меня завораживали.

Какие-то отголоски этого чувства в душе пробуждает и It Takes Two. Сравнение с магазином игрушек кажется очень избитым, но именно оно сюда лучше всего подходит: как в детстве, вы бегаете между полок, хватаете все подряд, а затем, не успев толком наиграться, переключаетесь на что-то совершенно новое. При этом разработчики умело жонглируют не только механиками, но и подачей, настроением, чтобы на выходе действительно получилось разноплановое приключение — нарочито нелепые экшен-сцены сменяются очень уютными диалогами о семейной жизни, которая еще недавно казалась такой счастливой.

Lampochko: Из-за разнообразия предлагаемых механик игру хочется пройти дважды: Коди и Мэй сильно отличаются применяемыми навыками и дают совершенно разный опыт. К примеру, на одном из уровней Коди способен превращаться в различные растения, каждое из которых дает новый опыт (кактус становится мини-турелью, мягкая трава заглушает шаги Мэй в стелс-секции, а картофелина способна разбивать твердую кору вредных растений), а вот Мэй в это время вооружена серпом для прополки сорняков и миниатюрной дальнобойной лейкой. На другом уровне герои получают возможность управлять временем: Мэй способна создавать своих статичных клонов, а Коди — буквально отматывать время. Каждый полученный девайс обычно имеет больше одного способа применения, что делает игру еще интереснее.

Картинка в игре тоже приятная — по крайней мере, если вы любите «мультяшную» стилистику
Картинка в игре тоже приятная — по крайней мере, если вы любите «мультяшную» стилистику

Бонусом для тех, кому не хватает нотки соревновательности, идет сборник мини-игр, раскиданных по уровням, в которых Коди и Мэй ненадолго могут стать соперниками. Механики и здесь не перестают удивлять: ритм-игры сменяются полноценными шахматами, а гонки на улитках — стрельбой в тире. Как соревновательные игры вяжутся с историей о достижении взаимопонимания — вопрос уже другой.

Machinae: Если разложить игру на отдельные элементы, станет понятно, насколько она проста в своей сути. Чаще всего это стандартный платформер, в котором в основу каждого нового уровня ложатся какие-то две незамысловатые механики (по одной на каждого из героев). Упомянутые моим коллегой выше мини-игры — единственное дополнительное развлечение в It Takes Two, здесь нет даже коллектиблов и записок!

И все-таки за счет очень быстрого темпа смены декораций это почему-то работает: мир совершенно не кажется искусственной полосой препятствий, созданной для того, чтобы растянуть игру. Напротив, его интересно изучать, даже зная, что интерактивные элементы в нём редкость. И потому, когда за углом наконец оказывается не тупик, а скрытая мини-игра, это вызывает самую искреннюю радость: «Ура, сейчас развалю этого Lampochko!».

Но за пределами этих игр мы очень дружелюбно сотрудничали
Но за пределами этих игр мы очень дружелюбно сотрудничали

Лудонарративный диссонанс

Lampochko: Главным недостатком игры можно считать несколько странную проработку истории. Центральная сюжетная линия вполне понятна и логична: распадающийся брак спасают традиционными советами и нетрадиционными методами. Доктор Хаким, волшебная книга, говорящая исключительно под сопровождение мексиканской гитары, предлагает героям последовать трем простым советам: уделять друг другу достаточно времени, найти утерянную страсть (причем не в отношениях, а вовне) и вновь вспомнить, что же их влекло друг к другу. Три совета разбиты на четыре крупные главы (страсть придется искать дважды — для каждого из героев), которые… по какой-то причине начинаются во второй половине игры.

В первой же части Мэй и Коди будут пытаться расколдоваться самостоятельно, демонстрируя свою полную несостоятельность в этом вопросе. Понимая, что в тела игрушек их перенесли слезы дочери, разводящиеся родители приходят к единственно верному решению — расколдовать их могут тоже слезы девочки. И только совершив чудовищный поступок, который у меня вызвал флешбэки из Spec Ops: The Line («Ты все еще чувствуешь себя героем?»), они наконец приступают к терапии.

Machinae: К последней, кстати, есть вопросики. Сам по себе концепт терапевтического приключения, в рамках которого герои заново учатся уживаться друг с другом, вполне неплох — я могу принять, что это рабочая схема, которая способна вернуть потухшую искру в брак главных героев. Однако, как резонно пишет доктор Хаким в своей книге, отношения — это трудоемкий процесс, в котором должны участвовать оба партнера. Коди и Мэй, в принципе, трудятся вместе, чтобы выбраться из тел кукол, а сам процесс их внутреннего примирения как будто остается за кадром. Вот только никаких «закадровых» сцен в It Takes Two нет, а потому в историю чудесного спасения брака довольно сложно поверить, особенно с учетом того, что книга-терапевт в игре демонстративно дает самые клишированные советы: «Вы так сосредоточились на закрытой двери, что не замечаете, что где-то открылась другая». Это, кстати, почти прямая цитата.

Иногда игра перестает даже пытаться поддерживать стилистическую связь с реальным миром
Иногда игра перестает даже пытаться поддерживать стилистическую связь с реальным миром

Lampochko: Геймплей нередко слабо вяжется с сюжетом: в роликах герои могут ругаться, но в начале игрового сегмента сразу будут с радостью взаимодействовать, совместно решая загадки. Видео может демонстрировать грусть на лицах персонажей — и в следующую минуту они с веселым смехом отправятся прыгать по упругим грибам, работающим как трамплины. Про то, что отдельные ситуации демонстрируются как важные, но напрочь забываются всеми персонажами, лучше вообще промолчать.

Не менее странно смотрится и тот факт, что на протяжении своего путешествия герои почти не вспоминают о дочери, которая только и делает, что на пару мгновений всплывает в коротких видеовставках. Здесь же, правда, кроется и плюс: в кои-то веки история о восстановлении рушащегося брака не ведется через призму «ради детей» — довольно вредную по своей сути. Коди и Мэй именно восстанавливают отношения, решая внутренние проблемы и устраивая себе терапевтическое путешествие, пусть и не добровольно.

Шведский стол

Чего у игры при этом не отнять, так это неплохой терапевтической метафоры. Если в начале путешествия герои только и делают, что ломают все, что подвернется под руку, то во второй половине они все больше чинят и налаживают ранее сломанные вещи. Персонажи начинают исправлять сломанные отношения только благодаря советам книги, и во второй половине это буквально видно на конкретных примерах, говорить о которых, впрочем, будет спойлером. Доведя дочь до слез в начале игры, позже Коди и Мэй встают на путь истинный и исправляют ситуацию доступными средствами, попутно ожидаемо спасая брак — это спойлером не назвать, так как другого исхода никто и не ждал.

Шмель разговаривает с героями, однако, например, муравьи остаются молчаливыми и никак по-новому себя не проявляют
Шмель разговаривает с героями, однако, например, муравьи остаются молчаливыми и никак по-новому себя не проявляют

Удивительным образом это ожидание конкретного исхода срабатывает так, что от достижения финала не испытываешь никаких эмоций. Это в целом относится ко всей истории: в сюжетном плане It Takes Two попросту нечего предложить, так как фокус в ней сделан на геймплей. Но и с ним выходит странно: за десять часов игроки успевают перепробовать десятки разных механик, половина из которых тут же выветривается из головы. В итоге остается ощущение, сходное с получением коробки с пробниками: вроде и пощупал много всего, но прочувствовать полноценно не удалось.

Многие издания с ходу назвали It Takes Two лучшим кооперативным опытом за последние годы, и с этим трудно спорить. Причина «лучшести», правда, совсем не в том, что это идеальная игра — у нее просто нет крупных конкурентов. А гордиться победой при отсутствии противников — так себе достижение.

Machinae: По опыту игры в A Way Out я до последнего верил, что в конце меня будет ждать некий твист, который перевернет игру с ног на голову и превратит It Takes Two из забавного аттракциона для парного прохождения в комплексную сюжетную игру с глубоким посылом. Но ожидания мои были тщетны. На деле нас ждал скорее эдакий сборник мини-игр, который, если бы не заявленная «взрослая» тема трудностей в браке, можно было бы легко советовать для прохождения, например, в кооперативе с детьми.

Дизайн локаций порой действительно радует — похоже, даже самого Фареса, который в такие моменты отказывается от сплитскрина
Дизайн локаций порой действительно радует — похоже, даже самого Фареса, который в такие моменты отказывается от сплитскрина

Сюжетная составляющая как будто нивелирует это качество: едва ли кто-то захочет посвящать ребенка в страшную тайну, что семейная жизнь — это тяжкий труд. Но для взрослого, вдумчивого прохождения It Takes Two, напротив, оказывается слишком поверхностной: семейная история Коди и Мэй — не трогательная драма, за которой хочется следить, промокая глаза платочком. Это совершенно шаблонная история, через которую проходят тысячи тысяч пар (с точки зрения отношений, не кукольного мира, конечно), и никаких откровений в борьбе со всепожирающей рутиной вы в ней не найдете. Уделяйте время партнеру, не забывайте о своих хобби — точно такие же советы по спасению брака вам за минуту напишет очередной «сверхразум» с «Ответов Mail.ru».

При этом It Takes Two остается отличным, если не сказать эталонным, аттракционом на пару-тройку вечеров для всех любителей кооперативных игр. За десять часов, что длится игра, я совершенно не устал от неё и сразу же отправился на второй круг, уже взяв в управление Мэй — и первые уровни уже заиграли совершенно новыми красками.

Авторы: Сергей Lampochko Сергиенко; Владислав Machinae Животнёв.

  • разнообразие геймплейных механик
  • высокий темп повествования — заскучать не удастся
  • местами удачный юмор и отсылки к поп-культуре

  • слабый сюжет
  • одна из сцен травмировала Lampochko
  • местами юмор все-таки делает больно
8

Две головы лучше

It Takes Two будет нечем удивить вас в сюжетном плане, но если вы соскучились по добротным «геймплейным» играм, в которых прыжки по платформам и незамысловатые драки с врагами — не средство, а сама цель, то новое творение Юзефа Фареса легко сможет подарить вам совершенно детское, но от того лишь более искреннее чувство праздника. И вашему партнеру тоже!

Комментарии