advertisement banner
i
C

Известные компании редко радуют игроков крупнобюджетными хоррорами. Стабильнее всего на этой ниве трудится Capcom, регулярно выпускающая новые части Resident Evil, в то время как другие культовые в прошлом серии все чаще остаются на свалке истории. На этом фоне неожиданностью стал анонс ремастера Fatal Frame: Maiden of Black Water — пятой части франшизы, ранее выходившей только на Wii U. Релиз игры на актуальных платформах для многих станет первой возможностью прикоснуться к некогда великой серии. Стоит ли игра свеч — можно узнать в обзоре Cybersport.ru.

Начало трагедии

1/3 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

В далеком прошлом гора Хиками считалась священным местом: сюда десятками сходились паломники, а местные жители чтили стоящий на горе храм и его прислужников. Однако позже в нем случилось нечто страшное, и место стало проклятым. В наши дни оно притягивает только самоубийц, из-за чего и без того дурная слава обрела совсем мрачные тона.

Трое разных героев — Юри Кодзуката, Мия Хинасаки и Рэн Ходзё — оказываются вовлечены в события, связанные с Хиками. У каждого из героев своя мотивация, но их истории тесно переплетены между собой. И не все из них сумеют вернуться домой прежними. Если вообще вернутся.

ДНК страха

1/3 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

По традиции японских серий Fatal Frame слабо связана сквозным сюжетом и не ставит палки в колеса тем, кто начинает знакомство с франшизой с пятой части. Да, тут и там будут важные кивки в сторону предыдущих игр, а игравшие в самую первую часть с ходу признают фамилию Хинасаки, но это никак не влияет на основной сюжет.

При этом все основные фишки, за которые геймеры некогда полюбили франшизу, на месте. В отличие от других игр в жанре survival horror, Fatal Frame полагается не на оружие, с которым на призраков идти попросту бесполезно, а на камеру-обскуру — особое устройство, способное запечатлевать фрагменты души, что помогает в борьбе с неупокоенными. Кроме того, камера позволяет «увидеть невидимое»: нередко ее придется применять для решения загадок, а не только в сражениях.

Ну и, конечно, густой саспенс против ставших привычными сегодня скримеров: призраки редко появляются неожиданно, а страх все чаще находится где-то на периферии зрения, заставляя нервно озираться в поисках источника угрозы.

Курсы фотомастерства

1/3 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

Раз уж зашла речь об опасности и камере, стоит немного оговориться, как именно здесь все устроено. В игре несколько десятков разных призраков, каждый из которых обладает какими-то уникальными особенностями — начиная от внешнего вида и заканчивая паттерном атак. И, как уже говорилось выше, противопоставить им можно только камеру-обскуру: наводим прицел на подсвеченную точку, нажимаем спуск — и призрак теряет часть духовной энергии. Снизили до минимума — победа в кармане.

Вот только бездумно щелкать затвором — идея крайне плохая. Дело в том, что камера-обскура совсем не похожа на современные фотоаппараты, и для зарядки нового кадра ей требуется немало времени, поэтому всегда есть шанс остаться беззащитным перед лицом опасности.

Здесь-то на помощь и приходят особые атаки, сильно упрощающие жизнь. Вместо того чтобы наносить крошечный урон простыми атаками, можно пытаться поймать в визор сразу несколько точек интереса, что многократно усиливает атаку. Точек, к слову, становится все больше с каждой атакой по призраку, плюс можно ловить сразу нескольких духов или напарника, если таковой имеется, — он урона не получит, а вот дополнительной точкой интереса в общем зачете станет. И да, визор можно крутить для удобства поимки сразу нескольких целей. Ну и, конечно же, есть те самые смертельные кадры из названия игры: если сфотографировать призрака в момент атаки, он получает чуть ли не пятикратный урон.

На вышеописанное накладывается возможность модификации камеры за счет заработанных фотографированием очков и установки различных линз на объектив. Одни увеличивают урон, другие временно обездвиживают призраков, а третьи и вовсе восстанавливают здоровье персонажей. Это, правда, касается только камеры Мии и Юри, в то время как у Рэна свой аппарат. Его особенность — возможность серийной съемки, позволяющей сделать четыре кадра подряд.

Ну и, само собой, есть различные типы пленки. Базовая бесконечна, но наносит крохотный урон, а более продвинутые либо быстрее перезаряжаются, либо больнее бьют духов. Есть и уникальная 00-пленка, которая и заряжается быстрее других, и урон наносит отменный, но найти за уровень больше пары таких кадров вряд ли удастся.

Скрытое под толщей

1/3 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

Структурно игра разбита на главы, каждая из которых проходится строго определенным персонажем. Это позволяет взглянуть на события с разных сторон и глубже понять, что руководит тем или иным героем. Исключение сделано разве что для финального эпизода: там повествование будет перескакивать от героя к герою, приводя каждого к персональному финалу.

Maiden of Black Water использует стандартную для многих хорроров структуру с локацией, которая раскрывает свои тайны постепенно. В игре придется постоянно возвращаться в уже знакомые места, которые будут раскрывать все новые тайны: в одной главе, например, можно осмотреть только часть храма, в то время как в другой героиня придет с нужным ключом и сумеет открыть ранее недоступные области. Тайн здесь, кстати, в достатке: количество записок, заметок, дневников и вырезок местами, мягко говоря, зашкаливает. Не единожды игрок будет натыкаться на целые текстовые подборки, которые, впрочем, неплохо написаны и отлично справляются с тем, чтобы раскрыть множество загадок проклятой горы. Под конец игры из обрывков информации складывается более чем цельная картина о прошлом: что за культ, при чем тут черная вода, выведенная в название игры, почему здесь так много призраков и как со всем этим связаны герои. Кстати, даже судьбы незначительных призраков будут раскрыты полностью для тех, кто не поленится со всем разобраться.

Для раскрытия прошлого призраков есть отдельная механика: побежденный дух какое-то время остается в реальном мире, и в этот момент нужно успеть до него дотронуться. Если все сделано правильно, игра покажет короткий жуткий синематик о смерти несчастного. У большинства не только все отлично с нагнетанием страха, но и постановка едва ли не на голову выше, чем у многих сюжетных кат-сцен. В качестве примера хочется назвать духа, который ползает по полу с перебитыми ногами и нередко страшно кричит, словно агония продолжается и после смерти. История его довольно проста: оказавшись на горе после заката (а по местным поверьям, это время духов и смертным здесь делать нечего) он увидел силуэт монахини, когда ехал в авто. Чтобы предотвратить аварию, он резко вывернул руль и впечатался в ограждение. А выбравшись наружу… был задавлен собственной машиной, в которую вселился призрак. Действительно печальный финал для того, кому здесь попросту нет места.

Особенности выживания в горах

1/5 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

Так как Fatal Frame — серия, относящаяся к жанру survival horror, на выживании здесь поставлен особый акцент. Нет, менеджмента инвентаря ждать не стоит, а вот поохотиться за многочисленными вещами придется. На уровнях разбросаны лекарства, пленки, важные сюжетные ключи и предметы, различные линзы для фотоаппарата и многое другое. Всем привычная фишка с тем, что взять вещь просто так в хорроре не получится, здесь возведена в абсолют: герои медленно тянутся к вожделенному предмету по нажатию и удержанию кнопки и с определенным шансом могут привлечь духа, который хватает своей ледяной рукой и наносит урон. Его можно стряхнуть, потеряв часть здоровья, но куда лучше вовремя одернуть руку, отпустив клавишу.

Предметы хоть и щедро раскиданы по уровням, но некоторых из них может не хватать при бездумном расходовании. Чаще других будут заканчиваться пленки, вынуждая пользоваться базовыми — или учиться играть лучше, вникая во все детали механики. На первых порах с этим особых трудностей нет: духов не так много, да и не так уж они опасны, но со временем и количество, и качество врагов будет расти. Некоторые оппоненты вроде безумного духа с факелом и тесаком могут навредить даже после смерти, а другие, например монахи огня, могут разделяться и атаковать с нескольких направлений. К финалу акцент на экшен, увы, несколько смещает фокус с хоррора.

Есть здесь и еще одна интересная механика, связанная с намоканием. Центральная тема игры, как понятно из названия, — вода, поэтому ничего удивительного, что многие из атак призраков, дождь и другие факторы регулярно делают все, чтобы герои полностью намокли. Это не только приводит к тому, что одежда девушек становится полупрозрачной (да, все детали нижнего белья видно так, словно никакой одежды нет вовсе), но и увеличивает шансы быть проклятым и вероятность появления новых призраков на пути. Поэтому, как бы ни были привлекательны героини в обтягивающих одеждах, лучше стараться держать их в сухости, для чего тратится отдельный ресурс — священные угли.

Мелодия кошмара


Смотреть
Главная тема Fatal Frame: Maiden of Black Water

Отдельно хочется поговорить о звуке. Хоррор-игры славятся тем, сколько внимания в них уделяется звучанию, и Maiden of Black Water в этом плане не исключение. Скрип дверей, шорох половиц, стенания призраков и течение воды сопровождают пользователя на всем протяжении игры. Каждый дух при этом звучит уникально: так, например, огненные монахи распевают горловым пением и звенят колокольчиками на своих церемониальных факелах, а дух утопленницы издает характерное бульканье и захлебывающиеся крики.

Традиционной музыки мало, так как большую часть времени звучит эмбиент: он отлично дополняет атмосферу и нагнетает ужаса, заставляя нервно вздрагивать на резких нотах. А редкие композиции вроде звучащей на титрах написаны с большой любовью и пусть немного выбиваются из общей атмосферы более современным звучанием, но все же оставляют яркое впечатление.

Конфликт произведения и создателя

1/4 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

И если механики, пусть и с перегибами, отлично работают на атмосферу, то к сюжету есть определенные вопросы. Вернее, к его подаче. Дело в том, что из записок собирается невероятно проработанная история, раскрывающая буквально каждый нюанс прошлого. При желании можно узнать и про отношения персонажей, и историю проклятия Хиками, и даже детали судеб героев предыдущих игр, но ключевое здесь — именно «при желании». Сюжетные ролики, увы, в половине случаев служат эдакими перекидными мостиками к уровням, а не стараются изобразить достоверную и самостоятельную историю. Если пропустить какие-то записи или невнимательно вчитываться, за кадром останется какое-то колоссальное количество важной информации, вплоть до того, почему герои то и дело возвращаются на гору.

Проблема в том, что вне контекста ролики зачастую выглядят так, словно герои, как умалишенные, прутся на верную гибель, не особо задаваясь вопросами о том, как, зачем и почему они это делают. Более того, отдельные события показаны таким образом, что связать их между собой можно только через записки, найденные задолго до или сильно позже самого события.

Здесь кажется логичным возразить, мол, а что плохого в том, что игра не дает всю информацию сразу? В этом ничего плохого и правда нет, но даже минимальных крупиц, проясняющих мотивацию хотя бы на базовом уровне, зачастую нет. В качестве примера можно вспомнить, как Рэн со своей помощницей идет в ночи в горы… потому что ему понадобилась информация. При том что он уже получил от экстрасенса проклятый альбом и знает, что ночью там невероятно опасно. И да, позже становится понятно, что все не так просто, но в отрыве от контекста это смотрится даже глупее типичной для слэшеров ситуации, в которой полуголые подростки идут проверять жуткий шум из подвала. Там хотя бы жанр диктует условия.

В итоге получается парадоксальная ситуация: у игры действительно потрясающий сюжет, проработанная вселенная и отлично прописанные герои, но все это почти никак не раскрывается в основном сюжете — только в дополнительных материалах, которые нужно выискивать и собирать. Похожим образом работала, например, Dark Souls, но там не возникало столь крупных вопросов к происходящему.

Еще один камень в огород сюжета — чрезмерное разжевывание информации. Ближе к финалу можно найти едва ли не десяток разных записок, поясняющих одну и ту же информацию, снова и снова разжевывая то, что внимательный игрок будет знать уже к середине прохождения. По всей видимости, расчет сделан на менее осмотрительных геймеров.

Внимание к деталям

1/5 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

История, получившаяся в Maiden of Black Water, во многом завораживает: ее детали отлично сцеплены друг с другом, а зло в конечном счете скрывается совсем не там, где ждешь поначалу. Похвалить сценариста, несмотря на странную подачу основной истории, все же хочется — именно из-за внимания к мелочам и подробного объяснения трагедии прошлого.

Сюжет в итоге в основном фокусируется на простом и вроде бы очевидном посыле «не убегай», который при этом по традиции можно считать неправильно и с точностью до наоборот — на подобное часто жалуются создатели произведений с похожим посылом. У каждого из героев есть свои скелеты в шкафу, и то, как именно они их примут, можно трактовать неоднозначно — хотя что-то и подсказывает, что авторы как раз задумывали полное принятие героями всех проблем в противовес бегству от них, которое выбирают многие.

По традиции франшизы концовок у игры несколько. Суммарное их количество достигает девяти, но не совсем в обычном понимании: за одно прохождение можно получить сразу три. У Юри и Мии по две концовки, у Рэна — четыре, и еще одна получается в мини-истории Аяне. Все они зависят только от действий в финальном эпизоде, но не столь очевидны, как кажется на первый взгляд.

Устройство камеры

1/4 Кадр из Fatal Frame: Maiden of Black Water

Пара слов о техническом состоянии: на ПК многие столкнулись с ворохом проблем, от двукратного ускорения всей игры из-за привязки к частоте обновления экрана до невозможности управления с помощью мыши. Это, положим, можно списать на особенности ПК-релиза от Koei Tecmo, у которой всегда есть трудности с платформой (у трилогии Ninja Gaiden, например, вообще отсутствует возможность играть не на геймпаде). А вот просадки частоты кадров в версии для старших консолей, мягко говоря, удивляют: под конец в сражениях бывают едва ли не десятки духов, и если удачно убить сразу штук пять, то FPS падает со стабильных 60 дай бог если до 20. Да, на доли секунды, но это игра пятилетней давности с Wii U, не отличавшейся мощным железом. А улучшения ремастера не столь сильны, чтобы можно было оправдывать подобное.

Ну и немного о бонусах. Для каждого из трех героев предусмотрены альтернативные костюмы, часть из которых доступна с самого начала, а остальные потребуют времени для открытия (или покупки DLC). У двух героинь одежды ожидаемо больше, чем у единственного парня, а при наличии намокающей одежды нет ничего удивительного, что каждая из девушек получила по купальнику, поверх которого надета футболка. Кроме того, после прохождения открываются новый уровень сложности и небольшая дополнительная кампания на четыре главы, в которой играть предстоит за Аяне, куноити из Dead or Alive и Ninja Gaiden. Геймплей за нее отличается: у девушки нет камеры-обскуры, поэтому ей приходится полагаться на навыки скрытности и особый фонарик, способный на время обездвижить духов. К основному сюжету ее линия почти никак не относится и проходится примерно за час.


Смотреть
Достоинства
  • проработка истории;
  • отличная работа с атмосферой;
  • потрясный звук;
  • интересная работа с камерой.
Недостатки
  • слабая для 2021 года графика;
  • технические проблемы;
  • крайне странная подача сюжета;
  • во второй половине игры многовато сражений.
7
Затертое фото на память
Fatal Frame: Maiden of Black Water — не лучшая часть знаменитой в прошлом франшизы, но неплохая точка входа для незнакомых с камерой-обскурой игроков. Она пестрит недостатками, на которые трудно закрывать глаза, но общая проработка концепта и отдельные решения все же вытягивают хоррор на положительную оценку. Если вы соскучились по ужасам старой школы, в которых герои не беспомощны, а враги хоть и нагоняют жути, но победимы, пропускать Maiden of Black Water не стоит — рынок не так уж часто радует жанровыми тайтлами от крупных разработчиков.

Комментарии